Причин тяжких неудач советских войск в начальный период Великой Отечественной войны можно назвать немало. Поэтому с утверждением авторов статьи "Поражение было неизбежным" о том, что "вермахт превосходил Красную Армию решительно по всем показателям подготовки к войне: лучше были генералы, старшие и младшие офицеры, унтер-офицерский состав, специалисты всех родов войск", нельзя не согласиться. Но заявление о том, что боевая техника Красной Армии была "отнюдь не такой уж плохой", представляется весьма спорным.
НАЧНЕМ С АВИАЦИИ
В истории развития военной техники нередко можно обнаружить какой-либо год, который оказывается удобной точкой отсчета. Для истории развития военной авиации им стал год 1918-й, когда появились самолеты, которые можно принять за машины первого поколения. Их классические образцы - истребители-бипланы ВВС "Антанты" с двигателем "либерти" мощностью свыше 300 л.с. Именно мощный и легкий двигатель явился главным условием для создания истребителя первого поколения. Кстати, за всю Первую мировую войну было построено около 100 тыс. аэропланов и около 180 тыс. авиамоторов.
Конец 1920-х гг. ознаменовался производством самолетов второго поколения сразу в нескольких странах. Эти машины оснащались двигателями мощностью порядка 500-600 л.с., имели некоторые основные элементы фюзеляжа из алюминиевых сплавов. СССР удалось запустить в серию подобные самолеты только в середине 1930-х гг., но при этом двигатели и значительная часть авиаматериалов либо импортировались, либо изготавливались по лицензиям.
Серийный выпуск самолетов третьего поколения начинается в 1937 г. в Германии. Речь идет о истребителях Ме-109, пикировщиках Ю-87, других чуть более поздних машинах, построенных с широким применением алюминиевых конструкционных материалов, с двигателями мощностью свыше 1000 л.с., качественными приборами и авиамеханизмами. Одновременно к серийному производству машин третьего поколения приступают США и Великобритания.
Как ни странно, Советскому Союзу - стране с очень низким общим уровнем машиностроения - удалось совершить невозможное: к 1941 г. сконструировать и серийно производить такие же самолеты, как на Западе. Конечно же, их двигатели отличались малым моторесурсом, алюминиевых сплавов в конструкциях планеров было явно недостаточно, но главное - строительство авиации третьего поколения началось. То есть в самой важной и высокотехнологичной промышленной отрасли того времени СССР сократил отставание от ведущих стран до 3-4 лет, обеспечив предпосылки для дальнейшего прогресса в этой сфере.
ТЕПЕРЬ О ТАНКАХ
Танки первого поколения также появились в конце Первой мировой войны. Лучшим среди них, безусловно, следует считать легкий французский "Рено FТ-17" и тяжелый английский Мк-5. В начале 1930-х гг. начинается производство танков второго поколения. Пожалуй, наиболее совершенными машинами здесь были немецкий "легковес" Т-2 и тяжелая англичанка "Матильда".
СССР, отстав на 3-4 года, также смог создать танки второго поколения: Т-26 (прототип - английский "Виккерс") и БТ ("детище" американского инженера Кристи, продавшего нашей стране лицензию). Качество изготовления этих машин было низким, лицензионные авиационные двигатели "либерти" на танках БТ "славились" такой пожароопасностью, что запускать их разрешалось с соблюдением особых правил; с Т-26 часто слетали гусеницы, о тонкостях при переключении передач ходили легенды; и все же это были уже машины второго поколения.
Рождение танков третьего поколения относится к середине 1930-х гг. Пионером здесь стала Франция, создавшая очень неплохой 20-тонный средний танк S-35 с хорошей лобовой броней и 47-мм пушкой. В 1939 г. тип бронированной машины третьего поколения окончательно сформировался, а лучшими образцами считались немецкие Т-3 и Т-4. Необходимо также отметить, что на сей раз англичане и американцы здорово опоздали.
Невероятно, но настоящий танкостроительный прорыв был совершен в СССР - в стране, где технический потенциал в лучшем случае позволял производить машины второго поколения, рождаются средние и тяжелые танки четвертого поколения - Т-34 и КВ. Да, в начале 1940 г. при постановке на конвейер это были еще очень сырые машины с длинным перечнем недостатков. Но уже через год Т-34 получил более совершенную пушку, сумели избавиться от явных дефектов дизеля, а в 1942 г. на танке появилась командирская башенка, пятискоростная коробка передач, эффективная система очистки воздуха, износостойкие траки. В начале 1944 г. после установки 85-мм орудия и усиления бронезащиты Т-34 стал классической машиной четвертого поколения.
Примерно также шло строительство и тяжелых танков. В том же 1944 г. заявил о себе ИС-2 - отличная машина с повышенной бронезащитой, надежным дизельным двигателем, мощной 122-мм пушкой.
НЕИЗБЕЖНОЕ ПОРАЖЕНИЕ
Благодаря господству в воздухе, отличному взаимодействию ВВС с сухопутными войсками вермахт и в Польше, и во Франции, и в начальный период войны с СССР успешно прорывал даже хорошо укрепленные линии обороны и проводил глубокие наступательные операции. И ничего удивительного здесь нет. Пикирующие бомбардировщики и не имеющие конкурентов истребители люфтваффе практически без противодействия расчищали путь наступающим танкам и мотопехоте.
На рассвете 22 июня 1941 г. немцы провели успешную атаку советских передовых аэродромов. Но полными хозяевами неба они стали бы через день-два и без этого удара, т.к. в западных военных округах машин Як-1 и ЛаГГ-3, способных хоть как-то противостоять в воздушном бою германским истребителям, насчитывалось всего несколько десятков. Находившиеся в приграничных полках МиГ-3 (около 1 тыс.) по своим боевым возможностям значительно уступали немецким машинам.
В то же время надо отдать должное советским авиаконструкторам. Прекрасно понимая, что создать истребители, способные бороться с Ме-109, пока не позволяет технический уровень страны, они спроектировали "специализированные" машины третьего поколения. Так, недостаточно маневренный МиГ-3 имел большую перегоночную дальность полета и был, по сути, перехватчиком бомбардировщиков, что в начальный период войны, особенно при обороне Москвы, оказалось очень важным. А первые модели истребителей Яковлева и Лавочкина в отличие от немецких, способных нести до 200 кг бомб, строились исключительно для ведения воздушного боя. Но все равно уступали "мессерам" по многим параметрам, в частности, и по такой важнейшей характеристике, как скороподъемность.
В начале войны Красная Армия имела некоторое качественное и количественное превосходство в бронетехнике. Но новые танки не могли принципиально изменить положение на фронте. Летом 1941 г. все решало господство в воздухе. Кстати, из 1861 нового танка, выпущенного перед войной, в приграничных округах оказалось не более половины.
Поэтому в статье "Поражение было неизбежным" вызвал удивление абзац о 12-м мехкорпусе, "с которым можно было штурмом взять Кенингсберг". Да ничего с ним, как и со многими другими танковыми соединениями Красной Армии, за исключением трех-четырех дивизий, взять не удалось бы. Так, 23-я тд, входившая в состав 12-го мк и сформированная в марте 1941 г., имела на вооружении устаревшие и крайне изношенные Т-26 (333 единицы). За две недели боев дивизия потеряла от огня противника 144 машины, а по техническим причинам - 122, остальным танкам требовался ремонт. Немногим лучше было положение в 28-й тд того же 12-го мехкорпуса. Сформированная в феврале 1941 г., она получила в основном танки БТ-7 (210 единиц) и к 6 июля лишилась 133 машин, подбитых огнем врага, и еще 68 - по техническим причинам. В 202-й моторизованной дивизии 12-го мк картина была столь же нерадостной.
Впрочем, авторы статьи в "НВО" тоже оказались в плену у мифов, сочиненных работниками отечественного военно-промышленного комплекса России. Им как-то удавалось и удается сейчас убеждать сограждан, что наша техника была и есть одна из лучших в мире. Однако усомниться в этом достаточно просто. Нужно только критично, осмысленно и внимательно посмотреть на характеристики и конструктивные особенности сравниваемых образцов. И тогда окажется, что даже "плохие" немецкие танки имели великолепные прицелы и средства связи, надежные коробки передач и двигатели, отличные бронебойные снаряды.
То же самое можно сказать и про авиационную технику. Ну не могут деревянные планеры со слабыми и ненадежными моторами побеждать в воздушном бою. Не способна отсталая в машиностроительном отношении страна создать широкий спектр качественных образцов боевой техники. А частные удачи (Т-34 и КВ) или, наоборот, частные неудачи (плохие танки накануне Второй мировой войны в технически высокоразвитых США и Англии) иногда, конечно же, случаются. Но только иногда.
Причин поражений Красной Армии в начальный период войны было немало. Это, конечно же, и качественное превосходство вермахта, и сталинские репрессии, и внезапность нападения, и просто традиционная некомпетентность российских верхов, и многое другое. Но все же главной причиной трагедии 1941 г. было качественное техническое отставание РККА по многим видам боевой техники, особенно по фронтовой авиации. И лишь весной 1943 г. в боях на Кубани новые модификации Яков, Ла-5 и ленд-лизовские "аэрокобры" смогли впервые противостоять истребителям "Люфтваффе". Почти двухлетняя доводка конструкций наконец-то дала результаты.
В заключение приходится говорить, в общем-то, банальные вещи. С 30-х гг. ХIХ в. началась глобальная научно-техническая гонка. Увы, Россия фактически включилась в нее только в 1930-х гг., с опозданием на столетие. Но быстрых успехов в данной сфере не бывает. В Великую Отечественную войну за отставание пришлось расплачиваться жизнями многих миллионов солдат. И сегодня с сожалением приходится констатировать: если на Западе интерес к развитию техники и технологий не прекращался никогда, то у нас он в действительности закончился много лет тому назад. Какое в результате будущее ожидает нашу отчизну - известно лишь одному Господу Богу.