ПЯТЬ человек в штатском на авиабазе США, что во Флориде, с любопытством наблюдали, как вертолет в который раз каким-то крюком пытался захватить лежавшую на грузовом автомобиле десятиметровую железную трубу. У экипажа необычной пурпурно-зеленой машины операция не получалась, и винтокрылая машина заходила на очередной круг. Это удивляло специалистов авиабазы - почему именно проржавевшую трубу нужно захватывать с лету и почему именно военным вертолетом нужно перевозить ее куда-то.
Тот, кто был ближе к месту "операции", мог заметить: к вертолету был прикреплен не простой крюк, а настоящая железная рука, щупальца, над которыми потрудился конструкторский отдел ремонтного завода, куда обратились представители ВВС США. Мысль изготовить "железную руку" пришла одному офицеру штаба военно-воздушных сил. Однако инициативу перехватили офицеры разведывательного управления Министерства обороны, они и проводили эксперимент на авиабазе.
С шестой попытки вертолет на приличной скорости захватил трубу. Результат не удовлетворил прибывших на необычную тренировку, однако они решили свернуть ее, заботясь о том, чтобы слух о вертолете с "железной рукой" не вышел за ворота авиабазы. Офицеры-разведчики и вертолетчики условились, что тренировки продолжатся в другом месте. Однако у слухов, как говорится, большие возможности. И вскоре из Вашингтона в Москву ушла шифрограмма следующего содержания:
"Совершенно секретно. Американские специалисты проявляют большой интерес к советским зенитным ракетам, находящимся на Кубе. Они очень высоко оценивают боевые свойства этих ракет и считают их очень эффективным и совершенным видом оружия, в чем они убедились после того, как был сбит самолет U-2 над Кубой. По их заявлению, США пока не располагают таким оружием. По мнению специалистов, русские довели зенитные ракеты до совершенства, в то время как американцы все еще дорабатывают ракету типа "Найк-Зевс", которая страдает многими конструктивными недостатками.
В связи с большой ценностью, которую представляют советские ракеты для специалистов, в Пентагоне в срочном порядке разрабатывают план похищения образца советской зенитной ракеты с Кубы и доставки ее в США.
Резидент Комитета государственной безопасности при Совете Министров Союза СССР. # 856. 5.ХI.62 г.".
Первой в СССР, как может знать читатель, была создана зенитная ракетная система С-25 "Беркут", в мае 1955-го она поступила на вооружение частей противовоздушной обороны страны. Ее возможности поражают зарубежных специалистов и сегодня. Она обеспечивала одновременно обстрел до 20 целей, летящих со скоростями 1000-1250 км/час, на дальности до 35 км и на высотах от 3 до 25 км, в секторе до 50-60 градусов. Однако система была дорогостоящей, стационарной - изготовлялась лишь для защиты столицы (вокруг Москвы "Беркуты" образовали два прочных зенитных ракетных кольца). А требовалось прикрыть и другие города страны - холодная война набирала обороты. Поэтому принимается решение о создании мобильного зенитного ракетного комплекса. Коллективы конструкторских бюро, возглавляемые Александром Расплетиным, Петром Грушиным, Борисом Коробовым, повели мозговую атаку в жестком режиме. Уже в январе 1957 г. начались полигонные испытания ЗРК, который получил наименование С-75 "Двина".
"Двина", состоявшая из радиолокационной станции наведения, двухступенчатых зенитных управляемых ракет, шести пусковых установок, бортового оборудования и средств электропитания, имела массу достоинств в сравнении с самой эффективной зенитной артиллерийской системой. Скажем, уничтожались цели, идущие со скоростью 1500 км в час на высоте 22 000 м. В течение 10 минут дивизион сбивал 5 целей, идущих с интервалом 1,5-2 мин.
Однако к охоте за зенитным ракетным комплексом американцев подтолкнули не эти характеристики, да и заарканить они в октябре 1962-го хотели не "Двину", а "Десну". При всех плюсах ЗРК С-75 "Двина" имел сравнительно малую досягаемость по верхнему пределу (22 км), ограниченную возможность стрельбы по низковысотным целям (от 3 км и выше) и скоростным (до 300 м/сек). А потому в 1957-1961 гг. создается еще две модификации ЗРК С-75 - "Десна" (именно она направлена в 1962 г. на Кубу) и "Волхов". ЗРК могли сбивать цели в диапазонах высот соответственно 0,5-30 км и 0,4-30 км. Увеличилась дальность поражения - до 34-43 км.
Разумеется, вдохновили к охоте на "Десну", повторюсь, не тактико-технические характеристики (заокеанские спецы их не знали), а реальные "дела" комплекса. Началу международной рекламы ЗРК С-75 положил первомайский (1960 г.) полет Френсиса Пауэрса. Тогда высотный самолет-разведчик Локхид U-2 со шпионскими целями вторгся в пределы нашей страны и потерпел фиаско. 1 мая 1960 г. в 8 часов 53 минуты по московскому времени зенитная ракета, выпущенная дивизионом, которым руководил советский майор Михаил Воронов, на высоте 21 000 м настигла U-2.
На страницах печати аналитики, военные специалисты стали состязаться в предположениях: как русские могли достать высотный американский самолет-"призрак". Понятно, ЗРК не мог не заинтересовать американцев, и они стали ждать случая приобрести его. Такой случай представился.
1962 год. Отношения между США и Кубой приобретают конфронтационный характер. По просьбе Гаваны Москва решает оказать военную помощь молодому кубинскому государству. Для укрепления его противовоздушной обороны вместе с другими войсками начали прибывать зенитные ракетные подразделения, и сразу - на боевые позиции. У американцев появились возможность и соблазн попытаться украсть ракету.
Вспоминает бывший заместитель командующего группировкой советских войск на Кубе генерал-майор в отставке Леонид Гарбуз:
"На служебном совещании, на котором присутствовали командиры частей, наш командующий генерал армии Исса Плиев поднял такой вопрос: американцы, мол, готовятся, захватить в качестве образца нашу зенитную ракету, надо продумать меры для противодействия этому плану. Видимо, наши разведчики получили важную информацию от кубинских товарищей или из Москвы. Мне, как заместителю командующего по боевой подготовке, пришлось заниматься этим вопросом, в полки разослали даже специальную шифрограмму..."
Прежде чем рассказать о содержании шифрограммы, о которой упомянул Леонид Гарбуз, отмечу еще раз, что зенитные ракетные комплексы доставлялись на Кубу скрытно, в трюмах судов, с соблюдением маскировки разгружались, на позиции отправлялись ночью. И все же американцы узнали о них.
В октябре 1992-го, в связи с 30-летием карибского кризиса, в штаб-квартире ЦРУ США были обнародованы рассекреченные материалы того времени - доклады руководства ЦРУ президенту Джону Кеннеди. Из них можно узнать: 19 сентября 1962 г. в аналитическом докладе разведывательного ведомства говорилось, что Советский Союз размещает на Кубе ракеты ПВО.
Леонид Гарбуз рассказывал автору заметок, что о замысле разведывательного управления узнала контрразведка Кубы. Украсть ракету американцы собирались с помощью завербованных кубинцев. Кубинское военное руководство заверило нас: в районах, в которых дислоцированы зенитные ракеты, без их ведома мышь не пробежит. Однако мы предупредили коллективы зенитных частей о возможной разведывательной американской операции и дали рекомендации усилить охрану...
Первый план американцев рухнул, но они были полны новых надежд. В конце октября 1962-го обстановка осложнилась. Американская авиация стала нарушать границы Кубы. Тогда-то возникла мысль использовать для захвата зенитной ракеты авиацию - вертолет. Как его усовершенствовали для проведения тайной операции, читатель уже знает.
Осуществить свои планы американцы не смогли. Как только сведения разведчиков довели до командования советскими войсками на Кубе, последовал приказ: связать хранящиеся ракеты. Правда, это потребовало немалых усилий, но зацепить и поднять связку ракет вертолет уже не мог. Вот такой простой был применен способ.
Только в боях во Вьетнаме в середине ноября 1967 г. советские специалисты столкнулись с фактами, которые говорили: американцы достигли целей, поставленных еще в 1960 г.
Слово генерал-полковнику авиации в отставке Владимиру Абрамову (в 1967-1968 гг. старший группы советских военных специалистов во Вьетнаме):
"От зенитных ракет американцы несли достаточно ощутимые потери. Только в бою в один из дней последней декады октября из 120 самолетов, участвовавших в налетах, было сбито около 30. Это 25 процентов потерь, эффективность поражения - высочайшая. Однако уже 14-16 ноября американцы преподносят нам сюрприз. Мы выпускаем в противовоздушных боях по противнику около 90 ракет, но ни одна не достигает цели, эффективность поражения на этот раз - ноль. Американцы поставили помехи по каналу визирования ракеты. И они, не управляемые, падали, как говорится, где попало. Через несколько дней мы нашли противоядие - изменили частоту в станциях наведения. Но сам факт свидетельствовал о том, что ЗРК попал в руки противника и хорошо изучен им. Как говорили в наших военных кругах, американцы достали его на Ближнем Востоке, в одной из арабских стран, куда он поставлялся. В том году как раз шла арабо-израильская война..."
К рассказу Владимира Абрамова следует добавить: стопроцентно известно, что в спокойной обстановке с советскими зенитными ракетными комплексами С-75 "Десна" и с низковысотным - С-125 "Нева" (принят на вооружение в 1961 г.) американцы смогли познакомиться в начале семидесятых. В 1970-м Египет попросил СССР дополнительно укрепить его противовоздушную оборону. В эту страну прибыли советские части ПВО. Когда бои закончились, вооружение было передано египетским воинам. Однако вскоре к власти пришел Анвар Садат и круто повернул внешнеполитический курс. Египет наводнили американские военные специалисты, которые тут же "уселись" за зенитные ракетные комплексы; они достались с полной документацией - с грифом "совершенно секретно". Необходимость в комических трюках над ракетными позициями отпала.