13 апреля 1904 г., 100 лет назад, трагически погиб талантливый флотоводец, крупный теоретик военно-морского дела, ученый с мировым именем, великий патриот России вице-адмирал Степан Макаров. Броненосец "Петропавловск", на котором находился командующий русской эскадрой на Тихом океане вместе со своим штабом, взорвался на японских минах в районе Порт-Артура.
Неудачи сопровождали русскую эскадру на Тихом океане с самого начала войны. Надо было искать выход из создавшейся неблагоприятной обстановки. Царь решил заменить командующего эскадрой. Встал вопрос: кем? На должность командующего флотом на Тихом океане были выдвинуты две кандидатуры: вице-адмирал Рожественский и вице-адмирал Макаров. Первый - свой человек в придворных кругах, пользовался особым доверием Николая II. Однако царь понимал, что для пользы дела кандидатура Макарова, которого он не очень жаловал за прямоту, бескомпромиссность, "беспокойный характер", предпочтительнее.
К тому времени вице-адмиралу Степану Осиповичу Макарову исполнилось 55 лет. За плечами - большая жизнь, более 30 лет службы на кораблях. Герой Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
В Порт-Артур вице-адмирал Макаров вместе со своим штабом прибыл 8 марта. Первый выход в море русской эскадры в составе 5 эскадренных броненосцев, 4 крейсеров, 2 минных крейсеров и 7 эскадренных миноносцев под флагом нового командующего уже состоялся 11 марта.
10 марта по указанию командующего флотом начались работы по созданию надежной обороны рейда Порт-Артура.
Особое внимание Макаров обратил на улучшение разведывательной службы. Ежедневно в море на разведку высылались миноносцы парами или отрядом. В ночь с 9 на 10 марта по приказу командующего флотом на выполнение разведывательной задачи - выявление местонахождения неприятеля в 90-мильной зоне Порт-Артура вышли в море 2 отряда миноносцев. Первый отряд в составе миноносцев "Выносливый", "Властный", "Внимательный" и "Бесстрашный" под командованием Матусевича направился в Ляодунский залив. Второй - в составе эскадренных миноносцев "Решительный" и "Стерегущий" под командованием капитана 2 ранга Боссе - к островам Эллиот. Оба отряда были вынуждены вступить в боевое столкновение с японскими кораблями. В районе полуострова Ляотешана около полутора часов вели артиллерийский бой миноносцы, которыми японским кораблям был нанесен существенный ущерб, и они, воспользовавшись темнотой, ушли в море.
Эскадренные миноносцы "Решительный" и "Стерегущий", не обнаружив в районе островов Эллиот никаких признаков флота противника, возвращались на базу. Около 6 часов утра разведчики встретились с шестью кораблями противника. В завязавшейся перестрелке "Стерегущий" получил серьезное повреждение машинного отделения, лишился хода. "Решительный", отстреливаясь, прорвался в Порт-Артур. "Стерегущий", оказавшись один против шести, почти в течение часа вел неравный бой. Погибли командир корабля лейтенант Сергеев, старший офицер Головизнин, инженер-механик Анастасов, мичман Кудревич и большинство команды. Японцы решили взять корабль как трофей и увести на буксире. Но двое матросов, имена которых остались неизвестны, открыли кингстоны и затопили корабль.
10 марта японцы стянули к Порт-Артуру огромные корабельные силы для бомбардировки внутренней гавани Порт-Артура. Там находился русский флот, лишенный возможности выйти из-за малой воды. Стрельба велась в течение нескольких часов перекидным огнем из-за Ляотешана. С наступлением прилива японцы ушли, опасаясь, очевидно, выхода русской эскадры на внешний рейд.
Японская бомбардировка побудила Макарова принять немедленные меры для организации ответной перекидной стрельбы корабельной артиллерии из гавани. Для корректировки стрельбы была оборудована на Ляотешанских высотах специальная станция, обеспеченная телефонной связью с "Ретвизаном" и "Победой". И когда 22 марта японцы решили провести очередную артиллерийскую бомбардировку Порт-Артура и флота в гавани, их постигли неудача и разочарование. Едва броненосцы "Фудзи" и "Ясима" открыли огонь из-за Ляотешана, как на них обрушились ответные залпы с русских кораблей. "Фудзи" сразу же был накрыт и понес потери. Японцы начали маневрировать, но и это не помогло. Перекидной огонь русских точно корректировался с Ляотешана. В это время адмирал Макаров, имея флаг на "Петропавловске", вышел в море и приказал открыть огонь. Японцы не приняли вызов, поспешили удалиться за горизонт.
Руководство Японии потребовало от адмирала Того, чтобы он любыми средствами воспрепятствовал выходу русской эскадры из Порт-Артура. Того решил сделать еще одну попытку закупорить русский флот во внутренней гавани. Для закупорки было выделено четыре транспорта-заградителя со специально подготовленными командами.
Через лазутчиков Макаров получил сведения о предстоящей операции неприятеля и принял ряд мер по отражению японских заградителей. Береговые прожекторы осветили заградители на подходе. Дежурные корабли и береговые батареи открыли по ним огонь. Все они были уничтожены. После этого японцы не показывались вблизи крепости около двух недель.
11 апреля командующий флотом получил сведения о том, что в корейских портах сосредоточены транспорты с войсками, готовые следовать на Ляодунский полуостров и предполагающие сделать остановку на островах Эллиот перед броском на Квантун. Макаров решил произвести разведку острова и, если противник будет обнаружен, выйти с эскадрой и уничтожить десант. В ночь на 13 апреля два отряда из восьми миноносцев вышли в море на разведку. В ту же ночь японские корабли выставили мины на внешнем рейде Порт-Артура. Силуэты кораблей противника были обнаружены наблюдательными постами. Запросили у командующего флотом разрешение использовать прожекторы и открыть огонь. Однако Макаров, допуская, что это русские миноносцы, вернувшиеся из разведывательной операции, не разрешил открывать огонь.
Ночью один из разведчиков - миноносец "Страшный" отстал от отряда и в темноте присоединился к японскому отряду, приняв за своих. На рассвете ошибка была обнаружена, и шесть японских кораблей набросились на "Страшного". Завязался отчаянный бой. Команда миноносца не спустила флага перед врагом - повторила подвиг "Стерегущего". Пришедший на подмогу крейсер "Баян" опоздал. Из воды было подобрано лишь несколько матросов. К месту трагедии приближалось 6 японских крейсеров. "Баян" повернул в сторону Порт-Артура.
В это время корабли эскадры выходили на внешний рейд. Макаров со своим штабом находился на "Петропавловске", имея в кильватере "Полтаву" и 2 крейсера. Флагман пошел навстречу "Баяну", не ожидая, пока выйдут остальные броненосцы. Корабли противника перенесли огонь по "Петропавловску". Макаров продолжал сближаться. В море в это время появились главные силы японского флота. Во избежание неоправданных потерь русские корабли повернули к крепости под прикрытие ее батарей. На рейде к отряду присоединились броненосцы "Победа" и "Пересвет". После этого "Петропавловск" снова повернул в сторону неприятеля с явным намерением вступить в бой. Но бой не был дан┘
В 9 часов 43 минут эскадренный броненосец "Петропавловск" на расстоянии двух миль от маяка на Тигровом полуострове наскочил на "минную банку", выставленную японцами. Взрыв раздался у правого борта. Второй взрыв последовал под мостиком. Броненосец, окутанный облаком дыма и огня, накренился на правый борт и стал погружаться носом в воду, оголяя винты. Корабль затонул за 2 минуты.
Погибли командующий флотом вице-адмирал Макаров, начальник штаба контр-адмирал Молас, большая часть чинов штаба, 27 офицеров и 620 матросов. Погиб также и находившийся на корабле известный художник-баталист Верещагин. Спасти удалось лишь 7 офицеров и 73 матроса. В числе спасенных оказался и великий князь Кирилл Владимирович.
В то трагическое утро, возвращаясь в Порт-Артур, подорвался на мине и броненосец "Победа".