0
4395
Газета История Интернет-версия

22.10.2004 00:00:00

Летал и жил, опережая время

Василий Решетников

Об авторе: Василий Васильевич Решетников - генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза.

Тэги: Судец, маршал, авиация


Маршал авиации Владимир Александрович Судец родился 23 октября 1904 г. в поселке Нижнеднепровск (ныне - в черте Днепропетровска, Украина). В Вооруженных силах - с 1925 г. Участник боев на реке Халхин-Гол в 1939 г. и советско-финляндской войны 1939-1940 гг.

В годы Великой Отечественной войны - командир 4-го дальнебомбардировочного авиакорпуса, ВВС 51-й армии, ВВС ПривВО, 1-го бомбардировочного авиакорпуса. С марта 1943 г. и до конца войны - командующий 17-й воздушной армией. Соединения под его командованием участвовали в приграничных сражениях на Украине, прорыве блокады Ленинграда, Курской битве, освобождении Донбасса, Украины, в Ясско-Кишиневской операции, в освобождении Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии, Чехословакии.

В 1946-1949 гг. Судец - начальник Главного штаба - заместитель Главкома ВВС, в 1955-1962 гг. - командующий Дальней авиацией, в 1962-1966 гг. - главком Войск ПВО страны - заместитель министра обороны СССР. С 1966 г. - в Группе генеральных инспекторов МО СССР. Умер 6 мая 1981 г., похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Герой Советского Союза (28 апреля 1945 г.), Народный Герой Югославии (1964 г.), Герой МНР (1971 г.). Его имя присвоено Ставропольскому высшему военному училищу летчиков и штурманов.

О своем боевом командире вспоминает Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Василий Решетников.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ

На рассвете 22 июня 1941 г. дальнебомбардировочная авиация была поднята по сигналу боевой тревоги. Дальнебомбардировочная - это пять корпусов авиации Главного командования Красной армии, предназначенных для разрушения военных, промышленных и административно-политических центров противника в его глубоком тылу. Но от границ неслись в глубь нашей территории танковые и моторизованные силы врага. В районе Умани попали в окружение 6-я и 12-я армии. Стало не до глубоких операций. Пришлось переключаться на подвижные цели в прифронтовой полосе. Под ударами тяжелых бомб немецкие танки и мотопехота несли изрядный урон. В тех боях выделялся 4-й дальнебомбардировочный корпус полковника Судца.

Евгений Долматовский в документальной повести "Зеленая брама" приводит рассказ-переживание Владимира Александровича о тех тяжелых днях: "Я со своего командного пункта часто в те дни вел переговоры по телефону ВЧ и телеграфу с главкомом войсками Юго-Западного направления Семеном Михайловичем Буденным. Мы - люди военные, у нас, понимаешь, так: вышестоящий начальник приказывает, нижестоящий докладывает обстановку, а получив приказ, отвечает "есть" и выполняет. Но маршал Буденный, чувствую, волнуется, говорит тихим голосом, очень задушевно: "Полковник Судец, войскам Понеделина и Музыченко сейчас очень тяжко. Сделай для них все, что можешь. Прошу тебя, пойми, как это необходимо! Действуй и докладывай мне результаты в любое время, я буду ждать".

У меня в Кировограде стояли тогда две дивизии. Севернее города авиаторы, южнее - тоже авиаторы. И никакой пехоты, никакой артиллерии, кавалерии, ну просто никого нет. Лечу в Кировоград и застаю там такую картину: командиры авиадивизий и их штабы собирают пробивающуюся из окружения пехоту и формируют из нее батальоны, полки. Что ж, молодцы!.. А мне было приказано обеспечить коридор шириной километров в пятнадцать для выхода окруженных войск, расчистить им дорогу бомбометанием и штурмовкой".

Подчиненные Судца, сами неся большие потери, как могли помогали наземным войскам. К глубокому сожалению, не все зависело от них. Обстановка менялась каждый час, и по пробитому коридору никто не прошел.

Четверть века минуло с тех событий к моменту разговора Долматовского с Судцом, но маршал вспоминал о лете 1941 г. так, как если бы это было вчера: "Хочу объяснить тебе, что переживает командир авиационного соединения, посылая подчиненных на боевое задание. Когда командуешь эскадрильей или даже полком, переживания иные: ты летишь вместе с подчиненными, должен проявлять все те качества, которых требуешь от них. Равенство во всем! Сбивают их, могут и тебя сбить... У командира корпуса не так: подчиненные летят с боевым заданием, а ты, как правило, остаешься на своем наблюдательном пункте. А с него далеко не все видно. И слышно не все. Изображаешь полнейшее спокойствие и уравновешенность - чем натуральней получается, тем лучше, - но самого-то себя не обманешь┘ Душу бы отдал, чтоб только задача была выполнена успешно и все вернулись!.."

Именно дальние бомбардировщики, не в упрек другим ударным силам, сумели наиболее результативно противостоять продвижению немецких танков на восток. И вдруг в августе Судец получает новую, далеко не привлекательную должность - командующего довольно слабеньких ВВС 51-й отдельной армии, а через два месяца - еще хлеще - боевого командующего убирают с фронта и ставят на ВВС тылового Приволжского военного округа. Все дело в том, что к августу 1941 г. Дальнебомбардировочная авиация, утратив в боях сотни самолетов и экипажей, оказалась почти в половинном составе. Роль управлений корпусов утратила всякий смысл, и их попросту расформировали, а командиров - кого куда - направили во фронтовые ВВС.

Новый командующий ВВС 51-й отдельной армии (она держала оборону в Крыму) оказался не так прост. Он быстро разобрался в обстановке и в сентябре, собрав в единый кулак свои воздушные силы, обрушил их на противостоящую немецкую авиационную группировку. Та не устояла - понесла немалые потери и оказалась плотно подавленной. Это был, кажется, первый удачный опыт воздушной операции ВВС армии в летних боях 41-го года.

Перевод же на ВВС Приволжского округа был обусловлен другими соображениями. Там, за Волгой, были сосредоточены, покинув места постоянной дислокации, десятки летных и технических школ, запасные бригады и учебные центры, готовившие кадры для фронтовых авиационных частей. Кто как не он, Владимир Александрович Судец, военная "косточка", с его огромным боевым опытом и "крепкой рукой" должен был налаживать их ритмичную и ускоренную работу в условиях военного времени.

За полгода на этой "тыловой" должности командующий ВВС округа сумел организовать подготовку, формирование и отправку на фронт 176 авиационных полков и россыпью - сотен летных экипажей.

Став в марте 1943 г. командующим 17-й воздушной армией, Судец принял решение прежде всего расчистить воздух над нашими войсками. Армия наносит удары по вражеским аэродромам, уничтожает его авиацию в воздушных боях. Пехоте стало легче дышать. Эта операция влилась в ожесточенные воздушные сражения на Кубани и над Курском, которые вела 4-я воздушная армия и часть сил других авиационных объединений по захвату стратегического господства в воздухе. Успех советской авиации сыграл огромную роль не только в исходе Курской битвы, но и Великой Отечественной войны в целом, поскольку до самого ее завершения наши ВВС господство в небе не упускали.

17-я воздушная вела боевые действия в интересах Воронежского фронта, участвовала в освобождении Донбасса, в битве за Днепр в его южном течении. Именно летчикам генерала Судца удалось отстоять плотину Днепрогэса от ее разрушения, которое затевали немцы при отступлении. Армия отличилась в боях за освобождение Одессы, в ходе окружения и разгрома Яссо-Кишиневской группировки противника, в Балатонской и Венской стратегических операциях и, наконец, в освобождении Чехословакии. Армия - наряду с 16-й, 4-й, 2-й и 8-й воздушными - была одной из самых сильных и крепких, как и ее командующий генерал-полковник авиации Судец рядом с такими яркими и выдающимися воздушными командармами Великой Отечественной войны, как генерал-полковники авиации Руденко, Вершинин, Красовский и Хрюкин.

ПОСЛЕВОЕННЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ

В 1946 г. Владимиру Александровичу неожиданно предложили новую должность - начальника Главного штаба Военно-воздушных сил - заместителя главнокомандующего. Предложили - легко сказать. Его об этом никто не спрашивал и даже не интересовался, сможет ли он на ней устоять и справится ли с новым для него делом? Бросился было отстаивать свою командирскую судьбу, но приказ был уже подписан. Назначение на такую должность было в те годы прерогативой Сталина. Он сам подбирал кадры для ВВС после того, как их управление во главе с командующим, главным маршалом авиации Новиковым, по его же, Сталина, воле было арестовано и отправлено за решетку.

Владимир Александрович был удивлен и обескуражен: в строю пребывало достаточно опытнейших, боевых начальников штабов воздушных армий - из них и избрать бы лучшего для Главного штаба. Но дело в том, что Сталину они были незнакомы. А Судец всю войну был у него на виду, дело знал: 34 раза Верховный главнокомандующий объявлял его воздушной армии благодарности в приказах.

Первые послевоенные годы - один из самых сложных и трудных периодов в жизни ВВС. Боевая авиация переходила на режим мирного времени - расформировывались и переформировывались авиационные части и соединения, увольнялась немалая часть летного и технического состава, шло переучивание на новую технику. Три года проработал Судец на этой должности, никто не мог упрекнуть его в непрофессионализме. Однако в 1949 г. вместе с главкомом, маршалом авиации Вершининым, они от своих должностей были освобождены. Хорошо еще Владимиру Александровичу, что обычно бывало в таких случаях, партвзыскание не влепили, а то ведь с таким клеймом - ни в строй, ни в академию.

Так сложилось, что в 1953 г., то есть спустя семь лет, Судец снова стал командующим воздушной армией со штабом в Минске. Дело для него было не ново, и армию держал он в порядке. А через два года, когда главный маршал авиации Новиков после неудачного столкновения с Хрущевым снова был отстранен от работы и отправлен на службу в Гражданский воздушный флот, его место командующего Дальней авиации и заместителя главкома ВВС занял маршал авиации Судец.

Он пришел в Дальнюю авиацию, как в свой дом. Было время, когда он командовал бригадой СБ и корпусом ДБ-3 и Ил-4. Но сейчас наступила другая эпоха - во всех трех воздушных армиях Дальней авиации части и соединения готовились к перевооружению с четырехмоторных поршневых Ту-4 на дальние реактивные бомбардировщики Ту-16 и межконтинентальные стратегические Ту-95 и М-4. Формировались новые полки и дивизии, строились и удлинялись взлетно-посадочные полосы, возводились хранилища для ядерных зарядов.

Управление Дальней авиации пришло в движение. Первое знакомство с новым командующим произвело впечатление налетевшего зябкого ветерка, предвещавшего суровую погоду. Предчувствия не обманули. Не терпел и не прощал командующий поверхностного отношения к делу, непродуктивной потери времени. Некоторых, слишком присохших к месту и утративших вкус к работе, изгнал, а тех корифеев, что еще подавали надежды, но влачили свою чиновничью службу на багаже давно ушедших лет,- перевел в гарнизоны на штабные и начальственные должности. Управление Дальней авиации обретало новое лицо и строгий ритм в работе.

Пришли слухи о новом грозном командующем и на авиационный факультет академии Генерального штаба, где я в то время учился. Позже я побывал в управлении Дальней авиации, поговорил с теми, кого знал раньше, и понял, что командующий действительно строг, но во всем справедлив и без причин никому резкого слова не выдаст, а тех, на кого может положиться, поддерживает и возвышает. Правда, моим непосредственным начальником, если доверят мне дивизию, размышлял я, будет не Судец, а командующий воздушной армией. Так и произошло, но это была дивизия стратегических бомбардировщиков Ту-95, а эти соединения маршал из рук своих не выпускал.

Он иногда прилетал к нам, в дивизию, но чаще позванивал мне или, случалось, вызывал в Москву. В те годы с появлением ядерного оружия брожение в мозгах по части его применения было в избытке. В академии Генштаба при разработке крупных операций мы эти ядерные удары планировали как хотели и где хотели - десятками, пока не разобрались, что это за штука - ядерный взрыв. Метались и в концепциях защиты аэродромов в атомной войне. В новых гарнизонах жилые городки стали строить в 10-15 километрах от аэродромов. Чушь какая-то! Но в Генштабе эти мудрости лучше нас понимали.

К чему это я? Однажды прилетел ко мне маршал Судец, прошелся по стоянкам, как всегда, подольше задержался в хранилищах ядерных зарядов и первых крылатых ракет, после чего я его повез на своем командирском газике на запасный командный пункт, отстоявший от аэродрома в восьми километрах. Он донимал меня всю дорогу: "Куда ты меня везешь, да еще по тряской дороге?" Я отбивался, объяснял ему, что если после взлета самолетов по аэродрому будет нанесен удар, то управлять полками можно будет только с запасного командного пункта.

Он это знал лучше меня, но все равно был чем-то недоволен. Наконец, мы свернули на проселочную дорогу и среди унылого ландшафта, за поворотом, прямо в холме вдруг выросли крепкие ворота. За ними на площадке, закрытые маскировочными сетями, стояли спецмашины. Не было даже антенн: мы их сделали убирающимися.

Командующий прошелся по коридорам, заглянул в рабочие комнаты и вошел в зал управления. Стенды, карты, рабочие столы, батарея телефонов. Он нашел нужный и сразу вышел на КП Дальней авиации. На обратном пути молчал, иногда задавал легкие вопросы. Он явно был в добром настроении.

А спустя две или три недели - звонок из Энгельса: командир дивизии стратегических бомбардировщиков М-4 раздраженно спрашивал:

- Что там у тебя за ЗКП? Маршал мне выволочку устроил...

Среди тех задачек, которые поставил перед нами командующий, одна казалась совсем неподъемной: требовалось строить грунтовые аэродромы. На каждый полк по штуке. Особенно эфемерна эта задача была для Украины: степные грунты размокают с осени, зимой пребывают в слякоти и только к июню кое-как подсыхают. А через пару месяцев опять дожди. Но командующий и сам это знал:

- Ищите неразмокаемые грунты!

Где их найдешь? Однако другого выхода для спасения нашей авиации не было. На каждом бетонном аэродроме стратегических кораблей - по два полка. Даже при выходе из-под удара противника с минимальными интервалом взлета аэродром будет освобожден в лучшем случае только через час. Немыслимое, гибельное время! Войну мы должны встретить в рассредоточенном виде.

И мы их строили, эти чертовы аэродромы, укатывали полосы, возводили казармы, узлы связи, столовые, склады горючего, боеприпасов...

Судец был несокрушим. Он приказал дать тренировку всем экипажам во взлетах и посадках на грунтовых полосах, оборудованных сначала на базовых аэродромах, рядом с бетонными ВПП, с которых, к слову, можно было ускорить время взлета. А затем мы стали осваивать тундровые и "чужие" грунты.

Узнав об учиненном над его машинами насилии, взбунтовался Андрей Николаевич Туполев:

- На ваше солдатское варварство я машины не рассчитывал, - бушевал генеральный конструктор.

Судец его успокаивал, уверяя, что самолеты крепки и грунт для них совсем не вреден, но согласился провести вместе с КБ Туполева специальные испытания. Из Москвы примчалась целая комиссия с фирменным летчиком-испытателем. Программу, которую мне предъявили, за один день не провернешь: рулежки, пробежки, протоколы... Но мы с этой программой расправились за один вечер.

В конце концов добро на полеты с грунта Туполев выдал, но ограничения по ресурсу посадок были очень жестки. И еще: одно дело взлет на легкой машине и другое - с полным полетным весом.

Командующего Дальней авиацией этот вопрос настолько занимал, что он сам прилетел на тот бескрайний грунтовой аэродром на юге Украины, принадлежащий нашей дивизии, с которого был намечен взлет двух загруженных до отказа машин - Ту-16 и Ту-95. Первую поднял командир дивизии генерал Аркатов. Вторую я взял на себя. На полной мощности всех четырех двигателей 50 тысяч лошадиных сил еле-еле сдвинули с места 180-тонную махину, и она, продавливая грунт, еще несколько сотен метров не разбегалась, а едва ползла, не обещая успеха. Но вот постепенно взбодрилась, обрела некоторую, все возрастающую подъемную силу и устремилась вперед, как на хорошем бетоне. Разбег занял не менее четырех километров, и отошла она от земли на огромной скорости отрыва. До этого с полным весом с грунта никто не взлетал.

Видимо, этот взлет произвел на Владимира Александровича изрядное впечатление, поскольку, уйдя после того взлета в отпуск, я получил от него прямо в Сочи премию - крупный денежный перевод.

С появлением на исходе 50-х годов первых межконтинентальных баллистических ракет военным и государственным руководством было принято совершенно логичное решение - передать их "на боевую службу" и для дальнейшего развития командующему Дальней авиацией. Да и маршал Судец принял всю концепцию нового оружия как свое кровное дело авиационного военачальника. Немало лучших офицеров отобрал он из авиационных частей и соединений и определил их в ракетные структуры. Больше других туда ушло инженеров - крепких, опытных, умных. На новое дело шел отборный состав.

Ракетные комплексы по мере готовности командующий ставил на боевое дежурство. Вырабатывалась идеология применения ракет в оперативной связи с действиями стратегических бомбардировщиков. Ракетное межконтинентальное вооружение Дальней авиации все более наращивалось, формировалась соответствующая штатная организация и постепенно очерчивались принципы его боевого применения. Создание ракетной структуры было предметом внимания не только Генштаба и министра обороны, но и центрального комитета КПСС. В конце 1959 г. был создан новый вид Вооруженных сил - Ракетные войска стратегического назначения. К нему перешло Перхушково и все то, что с нуля было наработано маршалом Судцом при создании стратегических ракетных войск.

Хрущев в слепой вере во всесилие и универсальность ракетно-ядерного оружия разрушительным вихрем прошелся по всей боевой авиации. Нависла прямая угроза заклания и Дальней авиации: к чему, мол, эти аэродромы, летчики, самолеты, если есть ракеты.

Маршал Судец был начеку. Новое ракетное начальство, припав к облюбованному источнику, по-прежнему предпочитало тянуть кадры из авиации, преимущественно из дальней, которые котировались особенно высоко, и командующий этому "грабежу" не очень-то препятствовал. Он был государственным человеком. Но когда ракетные войска были готовы развернуться в крупные объединения и взоры высшего военного руководства снова были обращены в сторону Дальней авиации, Судец, чтоб сохранить боевой состав, решил сыграть по-крупному: он предложил для создания трех ракетных армий стратегического назначения передать в РВСН все три комплекта управлений и штабов воздушных армий дальней авиации.

Так и произошло. Для РВСН - никакой мороки: прямо как с неба, на блюдечке, сразу три готовых управления ракетными армиями в тех же гарнизонах Виннице, Смоленске, Благовещенске с командующими, их заместителями, начальниками штабов, отделов и служб и всеми теми, кто им подчинялся. Даже политотделы ушли на новые хлеба. А на опустошенном месте командующий Дальней авиацией в течение короткого времени сумел сформировать из своих же кадровых ресурсов управления трех отдельных дальнебомбардировочных авиационных корпусов. В общем, в этой перекройке система управления Дальней авиацией не шелохнулась, а ее боевой состав был полностью сохранен.

Да и в целом под командованием Владимира Александровича Дальняя авиация обрела новый облик - дальнобойной ракетоносной авиационной силы, со временем вошедшей наряду с РВСН и соединениями ракетных подводных лодок ВМФ в качестве авиационной составляющей в триаду стратегических ракетно-ядерных сил страны.

В 1962 г. маршал Судец был назначен главнокомандующим войсками Противовоздушной обороны страны. В одном недавно изданном историческом очерке о состоянии ПВО того времени сказано как о "хорошо отлаженной машине". И, мол, новому главнокомандующему осталось только "умело распорядиться плодами чужого труда".

Ах, какая благостная перспектива необременительного бдения ожидала его! А он, Судец, с ходу, видите ли, приказал на всей территории страны, и особенно на угрожающих направлениях, существенно опустить нижний край видимости радиолокационного поля и ликвидировать в нем во множестве зияющие непросматриваемые площади и пространства. И поставил как ближайшую задачу: доработать радиотехнические системы самолетов-перехватчиков и зенитно-ракетных комплексов для борьбы с низколетящими целями. Он потребовал заменить пушки на зенитно-ракетные установки, а некоторые объекты прикрыть кроме существующих маловысотными зенитно-ракетными батареями. В конструкторские бюро были выданы требования на разработку более современных самолетов-перехватчиков и ЗРК нового поколения, а состоящих на вооружении - на глубокую модернизацию.

И уж совсем был непримирим главком к слабой, по его оценке, профессиональной и тактической выучке войск. Он чаще стал проводить учения, а на разборах вскрывал все новые и залежалые изъяны, пороки и слабости, одновременно ставя перспективные задачи и определяя ограниченные сроки исполнения.

Провел маршал и ряд структурных изменений, но не все удалось довести до конца. Жесткий, строгий и непримиримый в своих решениях, он вскоре почувствовал глухое сопротивление своим требованиям со стороны генеральской элиты ПВО, но своего напора не снизил. Тех, кто упорствовал, игнорируя его требования, или не был способен работать в новых условиях, убрал, приведя на их место хорошо ему известных, крепких, сильных и надежных военных инженеров. За четыре года Судец сделал очень немало, укрепив ПВО и техникой, и крепкими кадрами.

Но, видимо, в памяти некоторых вершителей наших судеб какая-то муть от наговоров на него осела. На ХХIII съезде КПСС он не вошел в список членов ЦК, где по номенклатурной "табели о рангах" полагалось быть военачальнику такого ранга. Зато членом ЦК стал Батицкий - командующий войсками Московского округа ПВО. Стало ясно, кому быть главкомом. На последнем заседании съезда я оказался с Судцом в одном ряду партера. Владимир Александрович сидел с угасшим и потемневшем лицом, низко опустив голову, временами приглаживая виски ладонью┘

Дальнейшие события протекали по устоявшемуся регламенту. Продержав главкома в подвешенном состоянии ровно три месяца, ему "предложили" перейти в группу генеральных инспекторов. Владимир Александрович был еще полон созидательных сил, но точек приложения своим нерастраченным возможностям не находил. Много читал, любил бывать в поездках. Однажды, узнав, что я родом из Днепропетровска, города, в предместье которого была и его родина, он вдруг загорелся:

- Давай вместе поедем туда!

Я согласился, но, увы, ничего из этого не вышло: он был вольной птицей, а у меня не было ни одного свободного дня. А когда появилось и у меня вольное время, Владимира Александровича уже не было в живых.

Больше всего он запомнился мне как командующий Дальней авиацией. Было немало возглавлявших ее и до Владимира Александровича, сверкали новые имена и после. Но такого командующего, как Судец, больше не было.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Нобелевская премия мира не досталась Трампу

Нобелевская премия мира не досталась Трампу

Геннадий Петров

Награду получила противница венесуэльских властей Мария Корина Мачадо

0
987
Самозанятым настоятельно рекомендуют начать отчислять взносы в Соцфонд

Самозанятым настоятельно рекомендуют начать отчислять взносы в Соцфонд

Ольга Соловьева

Власти обещают оставить специальный налоговый режим без изменений до 2028 года

0
1844
Суды можно быстро разгрузить с выгодой для граждан

Суды можно быстро разгрузить с выгодой для граждан

Иван Родин

Законопроект "Новых людей" проверит намерение властей и дальше отрицать очевидное

0
1754
Ожидаемый прирост ВВП в 2025 году снизился до 0,7%

Ожидаемый прирост ВВП в 2025 году снизился до 0,7%

Михаил Сергеев

Если тенденция продолжится – избежать спада экономики в следующем году будет почти невозможно

0
2409

Другие новости