В этом году исполняется 100 лет со дня издания Указа императора Николая II "Об укреплении начал веротерпимости". Высочайший Указ имел огромное значение для старообрядцев, так как именно он позволил значительному числу коренных жителей России открыто исповедовать веру отцов, не рискуя быть за это наказанными или порицаемыми. С 1905 года начинается наиболее благоприятный период, названный "Золотым веком" старообрядчества. К сожалению, трагические события 1917 - 1918 годов прервали расцвет церковного храмостроительства и привели к снижению активности церковно-общественных деятелей старообрядчества.
В "Золотой век" старообрядчества начинается новый этап истории единоверия (старообрядной части Православной Российской Церкви), характеризующийся особой активностью единоверцев в борьбе за сохранение своей идентичности. В это время прошло несколько единоверческих съездов, единоверцы также активно участвовали в подготовке Всероссийского Церковного Собора. Тогда же произошла повторная канонизация особо почитаемой старообрядцами святой княгини Анны Кашинской. Поэтому 100-летие высочайшего Указа "Об укреплении начал веротерпимости" так же радостно для единоверцев, как и для старообрядцев.
В крупнейшем центре современного единоверия - подмосковном селе Михайловская Слобода 29 мая была проведена научно-историческая конференция "100-летие издания высочайшего Указа "Об укреплении начал веротерпимости" и его последствия для единоверия и старообрядчества".
История храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода уходит корнями в далекую древность. Первое упоминание о церкви в этом селе относится в Писцовых книгах к 1627 году, нынешний храм был заложен в 1687 году. После церковного раскола XVII века большая часть местных жителей осталась верна традициям предков и отвергла реформу Патриарха Никона. Вскоре после создания в 1800 году единоверия местные жители подали прошение о присоединении к нему.
Число единоверцев в Михайловской Слободе быстро увеличивалось, и к началу XX века храм был известен далеко за пределами Московского региона. Пережив предвоенные гонения на Церковь, храм был закрыт в 1961 году во время хрущевских гонений. Однако уже в 1989 году храму Архангела Михаила было суждено стать центром возрождения единоверия. Настоятелем сюда был поставлен иеромонах (в настоящее время игумен) Иринарх (Денисов).
За 16 лет, прошедших со дня возвращения верующим храма, отцу Иринарху удалось невозможное: из закрытой сельской церкви он создал крупнейший центр единоверия в России. Помимо местных жителей, прихожанами храма является большая часть московских единоверцев. В храме совершаются ежедневные богослужения, при общине действует воскресная школа, издается ежемесячная газета "Правда православия"┘ Именно такому храму, вся история которого связана с древлем благочестием, было суждено стать центром юбилейных торжеств.
Празднование открылось литургией, которую возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков). Поскольку в настоящее время у единоверцев нет своих епископов, то архиерейское богослужение у них бывает не так уж часто. После литургии митрополит Ювеналий вручил ордена, медали и почетные грамоты духовенству, иконописцам, трудившимся над воссозданием церковных росписей, попечителям и активным прихожанам храма. От единоверческого общества храма Архангела Михаила митрополиту была преподнесена митра древнерусского образца.
После перерыва члены общины и многочисленные гости вновь собрались в храме, где под председательством митрополита Ювеналия состоялось открытие конференции "100-летие издания Высочайшего Указа "Об укреплении начал веротерпимости" и его последствия для единоверия и старообрядчества".
С приветственными словами к участникам обратились митрополит Ювеналий и игумен Иринарх. Митрополит обратил внимание на пагубность раскола для Церкви, государства и общества: "Разделения легко создаются, но очень трудно собрать всех воедино". Игумен Иринарх вспомнил, как начиналось возрождение храма в Михайловской Слободе. В конце 1980-х годов единоверие в Русской Православной Церкви (РПЦ) было на грани вымирания, сегодня же на примере храма Архангела Михаила можно видеть, что у единоверцев есть будущее.
Все доклады, прозвучавшие на конференции, условно можно разделить на три части: философские, церковно-исторические и посвященные современным проблемам развития старообрядных приходов РПЦ. Философскому осмыслению исторических аспектов и перспектив единоверия в свете издания Указа "Об укреплении начал веротерпимости" посвятил свой доклад председатель Международного "Евразийского движения", президент Фонда "Центр геополитических экспертиз", доктор философских наук Александр Дугин. Он отметил, что в разное время термин "единоверие" носил разную смысловую нагрузку.
По мнению докладчика, можно выделить три периода в истории единоверия. Изначально оно возникло "в жестких исторических обстоятельствах" как движение в среде старообрядцев по восстановлению единства с Российской Церковью при сохранении дониконовской обрядности. При Николае I единоверческий проект приобретает политический характер, ведется насильственное присоединение к официальной Синодальной Церкви. И, наконец, в конце XIX века единоверие начинает развиваться с новой силой, отстаивая свое право на сохранение "древлего благочестия" в рамках Российской Церкви.
Особое место занимали доклады, посвященные отдельным деятелям единоверия. Клирик храма Архангела Михаила диакон Евгений Саранча рассказал о священнике, а затем епископе Симеоне Шлееве как главном инициаторе и организаторе Первого Всероссийского съезда православных старообрядцев (единоверцев). Шлеев по праву считается крупнейшим деятелем единоверия начала XX века. Основная деятельность будущего епископа-мученика была направлена на укрепление единоверия. Он объехал значительную часть старообрядных приходов Российской Церкви, изучал историю единоверия, не боялся отстаивать права единоверцев перед "сильными мира сего".
Декан исторического факультета Университета Российской академии образования, научный сотрудник МГУ Елена Агеева рассказала о таком известном центре единоверия, как село Поим Пензенской губернии. Здесь проживали представители сразу двух беспоповских согласий (поморцы и спасовцы) и единоверцы. Значительное место в докладе было уделено основателю местного единоверческого прихода, известному миссионеру протоиерею Ксенофонту Крючкову, его сочинениям и полемике со знаменитым поморским начетчиком Львом Пичугиным и белокриницким епископом Михаилом (Семеновым).
Вячеслав Клементьев, председатель совета общины беспоповского Поморского согласия из Минска, недавно подавшей прошение о присоединении к Белорусскому экзархату РПЦ, рассказал о причине сближения его общины с Московским Патриархатом. По мнению Клементьева, "наша попытка восстановления полноты церковных таинств в поморской общине и совершение их по старому дониконовскому чину есть всего лишь продолжение трудов отцов поморского староверия".
Очень содержательным был доклад доктора теологии, консультанта Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Ивана Миролюбова (бывшего беспоповского наставника из Риги), посвященный концептуальным основам бытия старообрядных приходов в лоне РПЦ. В частности, Миролюбов отметил, что старообрядные приходы могут иметь разную историю и, соответственно, различаться между собой. Одни сохраняют преемственность от дореволюционного единоверия (как храм Михаила Архангела), другие (как, например, приход Зарубежной Церкви в г. Ири (США), состоящий преимущественно из бывших поморцев) не употребляют этого термина. Миролюбов отметил важность внесения дополнений в Устав РПЦ, которые бы позволили законодательно закрепить особенности старообрядных приходов.
В заключение конференции митрополит Ювеналий сказал много теплых слов в адрес единоверцев и отметил необходимость проведения подобных форумов и впредь, ибо они позволяют обсудить насущные проблемы старообрядных приходов РПЦ и взаимоотношения со старообрядчеством. Стоит отметить, что конференция была проведена на очень высоком уровне. Организаторам удалось собрать представителей официальных церковных структур, ученых и единоверцев, занимающихся изучением и философским осмыслением истории единоверия. Сегодня, когда традиции дониконовской Руси все больше привлекают внимание церковной общественности и исследователей, подобные форумы чрезвычайно актуальны.