Лет 20 тому назад Индия ассоциировалась у меня с песней индийского гостя из оперы Римского-Корсакова «Садко» («Не счесть алмазов в каменных пещерах┘ далекой Индии чудес») и с названием известного тогда кинофильма «Индийские йоги. Кто они?». Не так уж и много, как вам кажется?
Я не мог даже допустить, что когда-нибудь окажусь в Индии. Но тем не менее я там оказался.
Индия – ни с чем не сравнимая страна. Она не только земля Будды и родина Махатмы Ганди, она еще, как известно, и «родина слонов». В индийской притче об этом изумительном звере говорится, что слепец, ощупывавший его хобот, заявил, что слон похож на змею, а тот, кому достался хвост, сказал, что слон похож на толстую веревку. В Нирвана Сутре, из которой взята эта притча, говорится, что обычные смертные люди – это слепцы, а неизъяснимая Природа Будды – это слон. Мы можем и дальше пойти за метафорой: Индия – это слон, а те, кто пишет о ней, подобны слепцам из притчи.
Тем не менее об Индии стоит рассказать. Я побывал в местах, связанных с жизнью Будды: туда программы, разработанные в нашем Московском Дзэн-центре, направляли многочисленных паломников.
Индия – это страна, которая, насколько это возможно, следует древней заповеди о ненасилии, ахимсе, и заветам Махатмы Ганди. Индийцы доброжелательны и приветливы, хотя некоторые могут при случае и сплутовать. Употребление спиртного, в отличие от нашей страны, здесь не в чести: мне ни разу не довелось увидеть на улице пьяного индийца.
Пища в Индии очень разнообразна. Обилие овощных блюд – подлинный рай для вегетарианцев, а ведь большинство индийцев не едят мяса по этическим и религиозным соображениям. Кулинарные традиции индийской кухни уходят в глубокую древность. Есть и маленькие секреты. Овощные блюда так обильно сдобрены пряностями, что во рту у вас вполне может разгореться небольшой пожар. Тут-то вы и пожалеете, что в Индии не существует телефонного номера «01» – не позвонишь и пожарную команду не вызовешь.
Доброжелательность индийцев порой очень трогательна. На улице к вам могут подойти просто для того, чтобы пожать руку или сфотографироваться вместе.
В Индии русскую речь можно услышать и на центральном базаре в Дели и в нескольких сотнях километров в храме Махабодхи в городе Бодхгайя. Находясь в глубоком молчаливом созерцании в вышеупомянутом храме, вы неожиданно можете услышать за спиной русскую речь. Не волнуйтесь, это не слуховая галлюцинация, это громко переговариваются между собой наши любезные соотечественники.
На базаре вы пытаетесь выяснить цену товара на ломаном английском языке, которым владеете так же плохо, как и продавец товара. В какой-то момент торговец, посмотрев на вас, неожиданно переходит на русский. Культурный шок слишком велик: вы тут же перестаете понимать свою родную речь и вновь переходите на исковерканный английский.
Когда на вопрос, из какой вы страны, вы отвечаете на этом же интернациональном языке, вас могут и не понять. Ответ «Россия, русский» вызывает дружелюбную улыбку. Русских любят, но это не мешает считать всех европейцев, в том числе и русских, очень состоятельными людьми.
В местах скопления туристов собирается немало нищих и попрошаек – многие из них стоят на самой низкой ступени социальной лестницы и именуются детьми бога, хариджанами. Они выпрашивают деньги. Если вы, исполнившись сострадания, подадите милостыню, то немедленно будете окружены целым полчищем хариджан, от которых спасения не будет. Что делать? Мы нашли выход из положения и жертвовали деньги буддийским храмам, многие из которых занимаются благотворительностью.
События, связанные с жизнью Будды, происходили около 2500 лет назад. Буддийская традиция не сохранила письменных источников того времени. Будда считал, что слова, оставаясь только словами, не передают состояния постижения и просветления. Но так как иного пути не придумано, приходится все же пользоваться словами. Поэтому первые жизнеописания Будды все же появились – через четыре или пять столетий после его ухода в нирвану. Конечно, не обошлось здесь без мифотворчества.
Самое значительное событие истории буддизма – это обретение Буддой просветления. Главная святыня буддистов – дерево Бодхи и храм Махабодхи находятся в городе Бодхгайя в восточной Индии. Недавно Бодхгайя внесена в список ЮНЕСКО. По индийским представлениям это небольшой город. Но индийские представления отличаются от наших. Можно проехать несколько сотен километров, так и не поняв, где кончается один город и начинается другой.
Последователи буддизма не склонны к чрезмерному религиозному рвению, но если вы окажетесь в Бодхгайе, в особенности в главном храме Махабодхи (что означает «Великое Просветление»), то сразу поймете: воздух здесь наполнен тем неизъяснимым, что называется просветление или пробуждение. Это чувствовали многие. К примеру, Рабиндранат Тагор, знаменитый индийский поэт, человек далеко не религиозный, склонился в поклоне один-единственный раз в жизни – когда вошел в святилище храма Махабодхи.
Храм Махабодхи – это уникальное строение высотой более 50 м. Он был возведен в VI–VII вв. И не раз подвергался разрушениям. Вновь он был восстановлен в ХIХ в.
Подойти к храму можно через восточные ворота, или торана. Они украшены цветочными гирляндами. (Кстати, если вам в Индии захотят преподнести цветы, то это скорее всего будет не букет, а гирлянда. Ее вам наденут на шею.)
Главная святыня храма – золотая статуя Будды. Она сияет как вечный символ просветления, рассеивая полумрак.
Другой символ просветления находится с западной стороны храма – это огромное дерево. Оно называется деревом пипал (ficus religiosa), и ему более 120 лет. Считают, что это дерево – прямой потомок того самого, под которым обрел просветление Будда. С той поры дерево пипал именуется деревом Бодхи, то есть деревом просветления. Специалисты из университета г. Патны, столицы штата Бихар, постоянно заботятся о нем. Со священного дерева нельзя срывать листья, но если лист упал сам – он считается драгоценной реликвией.
Образ дерева – один из самых глубоких и древних образов. Буддизм с самого начала своего существования сохранял связь с растительной символикой. В жизнеописаниях Будды говорится о четырех главных событиях его жизни: рождении, просветлении, первой проповеди и уходе в нирвану. Деревья упоминаются при описании всех этих событий.
Очень может быть, что символ дерева – это символ самого буддизма. Как живая жизненная сила передается от семени к ростку, так и религиозная традиция передается от человека к человеку. Сегодня дерево Бодхи – такая же святыня, как и раньше, во времена императора Ашоки. Буддийские монахи читают здесь молитвы и медитируют днем и ночью. И дерево всегда помогает страждущим и ищущим просветления.
Статуя Большого Будды в позе созерцания высотой 25 метров. | Колонна императора Ашоки на месте, где родился Будда. |
Арка перед входом в храм Махабодхи. | Храм просветления Будды. Фото из архива автора |