0
3264
Газета История Интернет-версия

19.01.2007 00:00:00

Маршал – ветеран 38-й стрелковой

Александр Лебединцев

Об авторе: Александр Захарович Лебединцев - полковник в отставке, председатель совета ветеранов 38-й стрелковой дивизии.

Тэги: петров, маршал


15 января исполнилось 90 лет Герою Советского Союза Маршалу Советского Союза Василию Ивановичу Петрову. Чтобы пересчитать всех ныне здравствующих военачальников, имеющих это высокое воинское звание, хватит пальцев одной руки. Но, увы, почему-то центральные российские СМИ, обычно широко отмечающие юбилеи «звезд» культуры, политических лидеров, не уделили и сотой доли внимания столь достойному человеку. Даже несмотря на поздравительную телеграмму президента РФ.

Между тем жизнь Василия Петрова вполне заслуживает широкого освещения и в печати, и на радио, и по телевидению. Все свои награды, чины он заслужил не в кабинетах центрального аппарата Минобороны, а на фронте и на службе в войсках. Ему даже принадлежит своего рода рекорд: почти 30 лет он провел на Дальнем Востоке, пройдя там путь от командира полка до командующего округом. И свою Золотую Звезду получил не просто к «круглой» дате, а еще и за руководство боевыми действиями эфиопских и кубинских войск во время конфликта на Африканском Роге в конце 1970-х годов. А первыми четырьмя орденами Петров был отмечен за мужество и ратное мастерство, проявленные на передовой во время Великой Отечественной войны.

ВМЕСТО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КАРЬЕРЫ

Кстати сказать, в начале жизненного пути уроженец ставропольского села Чернолесское и думать не думал не то что о «маршальском жезле», но и вообще о военной карьере. «Как ни покажется странным сейчас, – говорил Василий Петров в одном из интервью, – я мечтал с детства стать учителем. Да-да, не удивляйтесь. После окончания педагогического техникума два года преподавал в школе, поступил в пединститут. А в 1939 году отменили все отсрочки студентам, учителям – и меня призвали в армию».

Начал службу будущий главком Сухопутных войск рядовым бойцом в кавалерии. Затем были учеба в полковой школе, первая командная должность – командир отделения, первая награда – знак «Отличник РККА» (в ту пору весьма редкий и почитаемый, так как приказ о награждении подписывался народным комиссаром обороны). В 1941 году, в самый канун войны, Петров окончил краткосрочные курсы младших лейтенантов – и сразу на фронт. В боях под Одессой был ранен и эвакуирован в Сочинский военный госпиталь.

После излечения он направляется в 72-ю Кубанскую казачью дивизию. Первоначально Петров командует сабельным взводом в 193-м кавалерийском полку, сражается на Керченском полуострове. Там, напомню, в мае 1942 года советские войска потерпели тяжелое поражение. С трудом эвакуировавшиеся из Крыма остатки дивизии стали основой для формирования 40-й отдельной мотострелковой бригады, и Петров, уже начальник разведки кавполка, назначается начальником штаба отдельного мотострелкового батальона, а позднее получает должности командира батальона автоматчиков и заместителя начальника штаба бригады по оперативной работе.

40-я бригада была брошена на удержание Туапсинских горных перевалов, через которые рвались гитлеровские егеря к Черному морю. Бои носили упорный характер при острой нехватке боеприпасов и продовольствия, так как их подвоз осуществлялся по горным тропам и бездорожью. Но воины бригады не только выстояли, но и нанесли противнику невосполнимые потери. Из многих соединений Северо-Кавказского фронта только 40-я бригада да одна стрелковая дивизия были награждены орденами Красного Знамени.

В январе 1943 года части бригады во взаимодействии с соседними соединениями перешли в решительное наступление. Освобождали город Апшеронск, станицы Нефтяную, Рязанскую, Старокорсунскую, а 12 февраля вместе с подразделениями 31-й стрелковой дивизии овладели столицей Кубани – Краснодаром.

В майские дни 1943 года все штабы стрелковых, мотострелковых и горнострелковых бригад были переброшены под Воронеж в состав Степного резервного фронта для формирования здесь стрелковых дивизий. Капитан Петров, по преемственности, теперь назначается начальником оперативного отделения штаба 38-й сд (третьего формирования под этим номером с начала войны).

Части, укрытые в лесных массивах, получали личный состав, вооружение и боевую технику. На оперативное отделение штаба дивизии легла главная обязанность по организации учебы поступающего пополнения. Шло боевое сколачивание подразделений, все учения сопровождались стрельбой из стрелкового оружия, огнем артиллерии и минометов.

ОТ ДНЕПРА ДО КАРПАТ

С началом битвы на Курской дуге 38-я дивизия была выдвинута под город Сумы, откуда отправилась в свой боевой путь по Украине. Ни для кого нынче не секрет, что тогда далеко не все командиры дивизий и полков Красной армии, к сожалению, умело справлялись со своими обязанностями. Не обошла эта беда и 38-ю сд. За полтора года два комдива погибли на поле боя, а два были отстранены по служебному несоответствию. Трижды менялись начальники штаба дивизии. И только начальник оперативного отделения штаба 38-й оставался несменяемым и незаменимым, иногда месяцами исполняя обязанности начальника штаба дивизии.

За полгода непрерывных наступательных боев 38-я участвовали в освобождении от врага Сумской, Полтавской, Киевской, Черкасской, Винницкой и Хмельницкой областей. Ее воины в числе первых форсировали Днепр. За захват плацдарма на правом берегу одной из крупнейших рек Европы семнадцати солдатам и офицерам дивизии было присвоено звание Героя Советского Союза. А это строки из представления майора Василия Петрова к награждению орденом Отечественной войны 2 степени: «...многократно мужественно и умело выполнял поручения командования... В боях на плацдарме непосредственно руководил перегруппировкой частей и маневром их на угрожаемые направления. Сам лично проявлял образцы мужества и храбрости».

В последующем дивизия участвовала в Корсунь-Шевченковской операции и опять-таки одной из первых, в условиях страшной весенней распутицы, вышла на границу с Румынией и форсировала реку Днестр. За что была награждена орденом Красного Знамени и получила почетное наименование «Днестровской». Причем на всем протяжении того 450-километрового марша весной 1944-го на стенах и заборах разведчики из 38-й сд писали фамилию «Петров» и рисовали стрелы, указывавшие направление движения для артиллерии и тылов соединения, так как комдивы часто менялись и их фамилии просто не всегда помнили даже офицеры.

1 апреля 1944 года части дивизии вступили на территорию Румынии и вклинились в предгорья Карпат. По приказу армейского командования от каждого полка было выделено по одному усиленному батальону для действий в качестве горных отрядов в тылу противника. Им удалось скрытно пройти ночью на глубину до восьми километров и на протяжении десяти суток вести неравные бои в полном окружении, используя вражеское вооружение, боеприпасы и трофейное продовольствие. Эти три батальона приковали к себе две румынские дивизии и один немецкий пограничный полк.

Не имея надежной связи с окруженными, комдив посылает к ним майора Петрова с двумя посыльными, и он пробирается горными тропами к находящимся во вражеском кольце подразделениям, реально оценивает сложившуюся обстановку. На основе его выводов и оценки обстановки командование приняло решение об отводе батальонов. Однако за героические действия все участники этого рейда были награждены орденами и медалями. Майор Петров – орденом Отечественной войны 1 степени.

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР

Трем ветеранам 38-й дивизии в послевоенное время удалось написать и издать свои мемуары о боях и сражениях в годы Великой Отечественной. И в каждой книге авторы очень тепло и объективно пишут о своем однополчанине Василии Петрове. Вспоминают, как он постоянно замещал начальника штаба дивизии, даже временно вступал в командование частями при внезапно выбывавших командирах. Однако и как штабной оператор был просто незаменим.

Тут нельзя не сказать вот о чем. Только последний командир дивизии генерал-майор Сергей Тимошков имел высшее военное образование. Однако он очень долго находился на преподавательской и административной работе в Академии имени Фрунзе и, вступив в командование 38-й сд в начале 1944 года, быстро убедился, что его теоретического «багажа» маловато для руководства соединением на фронте. Поэтому первое время комдив всегда безотлучно имел при себе майора Петрова, на боевой опыт которого он всегда твердо полагался. Думается, именно Тимошков разглядел в своем ближайшем помощнике задатки будущего крупного военачальника.

Вот как об этом вспоминает сам Петров: «В моей судьбе Сергей Прокофьевич Тимошков сыграл большую роль. К концу войны я уже считал себя ветераном дивизии. Когда в январе 1945 года мне предложили поехать на курсы при военной академии имени М. В. Фрунзе, колебался – не хотелось оставлять боевых товарищей перед самой победой. Но комдив убедил в необходимости учиться. «Ты уже навоевался, четыре боевых ордена имеешь, – говорил он тепло, по-отцовски, – надеюсь, что в будущем займешь почетное место в офицерском корпусе нашей армии».

Как в воду глядел...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1637
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1833
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1947
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4322

Другие новости