0
3614
Газета История Интернет-версия

29.06.2012 00:00:00

Последнее великое приключение

Михаил Павлушенко

Об авторе: Михаил Иванович Павлушенко - полковник запаса, доцент Военной академии РВСН имени Петра Великого.

Тэги: история, спорт, воздухоплавание


история, спорт, воздухоплавание Воздушные шары по-прежнему в одном строю с боевыми самолетами.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

Вспомним, как недавно российские футбольные болельщики пережили неприятные приключения в Польше. Но вовсе не для того, чтобы оценивать или комментировать действия польских фанатов. Просто это удобный повод, чтобы рассказать о других спортивных состязаниях в далеком 1935 году. В те события также были вовлечены граждане двух стран. Мало того, тогда еще были живы многие участники – с той и другой стороны – в прямом смысле слова братоубийственной советско-польской войны 1920 года. Но в 1935 году они оказались выше политики и благороднее некоторой части своих потомков.

ТРЕХМЕРНЫЕ ШАХМАТЫ В ВОЗДУХЕ

Самыми престижными соревнованиями в мире воздухоплавания являются спортивные гонки воздушных шаров на Кубок Гордона Беннетта. Они были организованы основателем и издателем газеты «Нью-Йорк геральд» Джеймсом Гордоном Беннеттом-младшим.

Впервые гонки были проведены в 1906 году. С тех пор правила практически не изменились: аэростаты стартуют из одного места с разницей в пять минут в целях безопасности. Кто дальше улетит на одной заправке оболочки водородом, тот и победил. Иногда эти соревнования называют последним великим приключением на планете. Действительно, над головой у пилотов сотни кубометров водорода в оболочке, который может вспыхнуть от искры или молнии. Пилоты в открытой корзине летят днем и ночью, температура окружающего воздуха может колебаться от +30 градусов по Цельсию до –30. Аэронавты даже не представляют, где и когда они приземлятся, нередки случаи гибели пилотов по техническим или метеорологическим причинам, бывает, что ПВО сопредельных государств сбивает аэростаты. Словом, не зря воздухоплаватели называют Кубок Гордона Беннетта «трехмерными шахматами в воздухе». Традиционно, чтобы нагнести атмосферу драматизма, старт аэростатов в этих соревнованиях уже многие годы происходит в полнолуние.

Ежегодно воздухоплавательные гонки проводились с 1906 по 1913 год. Первая мировая война прервала их хронологию до 1920 года. В 1939 году гонки на воздушных шарах снова были прерваны Второй мировой войной. Но после ее окончания престижные соревнования воздушных шаров возобновились только в 1979 году. Отметим, что впервые за всю 106-летнюю историю соревнований из россиян в гонках приняли участие наши воздухоплаватели Леонид Тюхтяев и Станислав Федоров только в 2010 году. За 40 часов 25 минут они преодолели расстояние в 1052 км. Победители кубка, пилоты из Швейцарии, за 58 часов 37 минут пролетели почти 2,5 тыс. км. Кстати, на этих гонках не обошлось без трагедии: разбились на аэростате очень опытные американские аэронавты во время шторма на побережье Адриатического моря.

Существуют специальные правила – например, национальные аэроклубы должны выполнить все свои обязательства перед ФАИ, пилоты должны иметь налет на аэростате не менее 50 часов и разрешение на ночные полеты, хотя бы один член экипажа должен быть способен общаться с органами управления воздушным движением на английском языке. Есть и еще одно правило кубка: команда, которая выигрывает кубок, получает право организации проведения соревнований на территории своей страны.

2 сентября 1933 году в Чикаго (США) польские аэронавты Францишек Гинек и Збигнев Бурзинский за 38 часов 32 минуты пролетели 1361 км и заняли первое место. Польша получила право следующий кубок провести на своей территории.

Действительно, 23 сентября такие соревнования состоялись в Варшаве. И снова кубок выиграли польские аэронавты Францишек Гинек и Владислав Помаский, пролетев за 44 часа 48 минут 1333 км. На сей счет хитрый основатель соревнований Джеймс Гордон Беннетт-младший в правила записал следующий пункт: страна, выигравшая последовательно три раза кубок, оставляет его у себя на вечное хранение. В следующих соревнованиях используется новый кубок. После Бельгии (в 1922–1924 годах) и США (в 1926–1928, 1929–1932 годах) Польша становилась третьим государством, у которого замаячила перспектива в четвертый раз навечно оставить у себя престижный воздухоплавательный кубок.

На открытие кубка прибыл президент Речи Посполитой Игнаций Мосцицкий. 40 тыс. зрителей, что и по нынешним временам впечатляет, наблюдали 15 сентября за стартом 13 аэростатов: трех польских, трех германских, двух бельгийских, двух французских, одного голландского, одного швейцарского и одного американского.

ПРИЛУНЕНИЯ АМЕРИКАНЦЕВ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ

Волей случая часть аэростатов занесло ветрами на территорию Советского Союза. Для польских пилотов этот случай обернулся триумфом, для немецких – крушением надежд, для французских и американских – открытием нового мира. Были еще и драматические обстоятельства, но о них ниже.

16 сентября 1935 года в 12 часов 30 минут в Ельском районе на территории Засинцевского сельсовета около деревни Лунок опустился американский аэростат, участвовавший в варшавских состязаниях. Аэростатом управляли пилоты ВМС США лейтенанты Говард Орвилл и Раймонд Тайлер. Воздухоплаватели были доставлены в районный центр Ельск, где местные власти оказали им очень хороший прием. Затем американских пилотов на автомашине отправили в Мозырь.

16 сентября в 19 часов 30 минут около деревни Дулебня Владимирского сельсовета Кличевского района Белоруссии приземлился германский аэростат «Альфред Гильденбранд». На борту аэростата – воздухоплаватели Отто Бертрам и Вильгельм Прем. Аэростат находился в воздухе почти 24 часа и приземлился из-за недостатка балласта. «Местные колхозники оказали экипажу помощь в приземлении. Аэростат и воздухоплаватели доставлены в районный центр – Кличев», – сообщила 18 сентября газета «Красная звезда».

17 сентября в 7 часов утра на полях колхоза «Правда» Братьковичского сельсовета Костюковичского района Белоруссии в двух метрах от реки благополучно приземлился французский аэростат «Лерэ». Аэронавтов встретили председатель райисполкома и председатель сельсовета. «Колхозники дружески приветствовали французских воздухоплавателей, – писала советская пресса, – и пригласили их в колхоз. Сейчас летчик Буатер и его товарищ по полету Кормье находятся в Костюковичах и окружены заботой и вниманием местных властей».

В тот же день в Черниговской области приземлились еще два аэростата: бельгийский – в Любичском районе, французский – в Нежинском районе. Местные власти и население оказали пилотам необходимую помощь и внимание. На следующий день на территории Кадышевского сельсовета Фировского района Калининской области опустился еще один немецкий аэростат. И здесь местные власти помогли аэронавтам Тэн Бошу и фон Таену добраться до Бологого.

18 сентября в Минске начали собираться иностранные аэронавты, чьи воздушные шары приземлились в разных местах на территории СССР. Утром прибыли американские пилоты. Днем они выехали в Варшаву. Вскоре приехали французские воздухоплаватели Дерен и Кормье Буатар, затем бельгийские пилоты Филипп Кверсин и Марсель Ванскиль. Все пилоты отметили перед журналистами исключительный прием, оказанный им на местах посадки. Бельгийский пилот Филипп Кверсин даже заявил: «Я хочу поблагодарить через прессу за хороший прием. Я участвовал в соревнованиях на Кубок Гордона Беннетта 11 раз и был в разных странах. В СССР меня встречают с исключительным радушием». На следующий день все пилоты выехали в Варшаву.

20 сентября американские воздухоплаватели Говард Орвилл и Раймонд Тайлер в сопровождении американского военного атташе в Варшаве посетили исполняющего обязанности советского военного атташе в Варшаве. «Американские летчики выразили тов. Барабанову свою благодарность за сердечный прием, оказанный им советским населением и властями во время посадки их аэростата на территории Советского Союза», – сообщила 21 сентября 1935 года газета «Красная звезда».

Пропавшим без вести числились два аэростата – польский и французский. В оргкомитете кубка уже планировали объявить победителя без учета результатов пропавших аэростатов. Чуть ли не в самый последний момент почта принесла в Варшаву весть, что пропавший французский аэростат благополучно приземлился. В сталинградских степях нашелся и польский экипаж. Таким образом, все аэростаты приземлились без происшествий, а пилоты благополучно вернулись в Варшаву.

Победители кубка Збигнев Бурзинский и Владислав Высоцкий пробыли в воздухе 57 часов 54 минут и прошли расстояние 1650 км. Они приземлились недалеко от городка Тишкино Сталинградской области. Немецкий экипаж в составе Карла Гетце и Вернера Лохманна, который обещал Германии победу в воздухе, пролетел самое длинное расстояние, которое было когда-либо достигнуто немцами в гонке Гордона Беннетта с 1907 года – 1373 км. Они сделали все, что было возможно для победы, но повезло полякам.

28 сентября газета «Польска збройна» опубликовала интервью с польскими воздухоплавателями, участниками состязания на приз Гордона Бенетта об их впечатлениях от пребывания в СССР. Как заявила газета, «польские пилоты единодушно констатировали, что советское население всюду встречало их с симпатией, граничащей с сердечностью». По словам «Польски збройна», «несмотря на то что в местах, где опустились польские аэростаты, никто не знал о происходивших состязаниях и о возможности приземления этих аэростатов на территории СССР, население всюду оказывало помощь пилотам».

Капитан Януш, пилот аэростата «Варшава-2», которого уже считали без вести пропавшим, подчеркнул заботливое и сердечное отношение к нему колхозников в деревне, где он опустился. На него оказал благоприятное впечатление город Сталинград с его вымощенными улицами и оживленным движением. Об этом экипаже в Советском Союзе «Красная звезда» 30 сентября проинформировала: «Польские пилоты были приглашены на заседание правления колхоза в качестве почетных гостей».

РУССКИЕ ХЛЕБ-СОЛЬ

Согласитесь, даже если учитывать трудную жизнь советского народа в то время, первое, что вспоминали польские пилоты, – сердечность и радушие местных жителей и властей по отношению к ним, и опять-таки первое, о чем заявляли аэронавты через прессу, – просьбу передать благодарность местным жителям и властям за теплый прием и энергичную помощь. Причем эти заявления публиковались как советской, так и польской прессой. Это важно, так как, находясь дома в Польше, формально аэронавты уже могли себя считать свободными от морально-этических норм по отношению к гражданам чуждого им Советского Союза. Тем более что они были военными аэронавтами, а польская военная доктрина в то время рассматривала Советский Союз в качестве врага № 1.

Находясь в международной изоляции и не будучи членом ФАИ, Советский Союз не смог участвовать в соревнованиях Гордона Беннета 1935 года. Но в СССР также были сильные спортсмены-воздухоплаватели. В том же 1935 году 31 июля военный воздухоплаватель Романов и инженер-геофизик Бобыкин со звенигородского летного поля Опытного испытательно-воздухоплавательного дивизиона Красной армии стартовали на аэростате объемом 1600 куб. м. На третьи сутки полета они приземлились в деревне Ивановка, что в 15 км восточнее чувашского города Канаша. Воздухоплаватели пробыли в воздухе 56 часов, побив международный рекорд, установленный в 1933 году американским лейтенантом Сэттль.

Спустя почти месяц, 3 сентября, с того же звенигородского летного поля в воздух на аэростатах объемом 2200 куб. м в плановые полеты поднялись два экипажа: Романов–Бабыкин и Зыков–Тропин. Первым приземлился экипаж Романова. 7 сентября в верховьях реки Тургай Актюбинской области (примерно 2300 км по прямой от Москвы) приземлился второй экипаж. Но о его приземлении стало известно только 21 сентября. Пилотам пришлось почти 200 км пройти пешком по безлюдным местам. Затем еще восемь суток Зыков и Тропин на верблюдах вывозили до первого населенного пункта, где был телефон, материальную часть аэростата. Пилоты продержались в воздухе 91 час 35 минут. Так был побит рекорд, принадлежавший немецкому воздухоплавателю Каулену (87 часов) и остававшийся непревзойденным в течение 22 лет.

Словом, накладывая те далекие события 1935 года на сегодняшние околофутбольные баталии, словами Лермонтова можно констатировать: «Богатыри не вы…»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1104
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1746
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1601
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
3005

Другие новости