Составитель летописи Василий Алексеевич Кротов (1799–1863) – один из представителей иркутской школы летописания. Будучи родом из Великого Устюга Вологодской губернии, он оказался в сердце Сибири, занялся делом купеческим. В Иркутске Кротов упоминается впервые в 1818 году. Он, по собственному утверждению, «любитель церковных древностей», собирал, систематизировал и пополнял историю города и края.
По числу летописей Иркутск город особенный – 39 списков и летописных сводов! Летописание Кротова – наиболее полный документ, охвативший исторический период более чем в 200 лет. В него вошли и шесть самостоятельных приложений: «Построение святых церквей в Иркутске», «[Из истории Иркутска]», «Образование присутственных мест города Иркутска», «Архиереи Иркутской епархии», «Вознесенский мужской монастырь в Иркутске», «Список приказчикам, воеводам, вице-губернаторам [губернаторам] Иркутской губернии с начала основания Иркутска».
В строгом хронологическом порядке перечисляются события и факты прошлого – с именами, свершениями и происшествиями: строительство крепостей, церквей, посольская и торговая деятельность, открытие аптек и приютных домов, пожары, наводнения... Любопытно по ходу лет характеризуется меняющийся этнический, сословный состав местного населения и торгово-экономические составляющие региона. Дыхание времени сохранилось на страницах книги в нетронутой стилистике, орфографии и написании имен. Интересны и описания особенностей природных и климатических явлений, позволяющие провести серьезный сравнительный анализ произошедших за века перемен. Книга содержит и материалы, ранее не встречавшиеся в подобных сводах, дополнительные сведения из новых источников, в частности из расшифрованных надписей и комментариев на полях оригинала.
Эпиграфом к летописи стали слова другого иркутского краеведа, летописца и художника Петра Ильича Пежемского (1809–1861), труды которого завершал и дополнял Кротов: «Читатель! Если ты сын России, то не лишним для тебя будет знать дела земляков твоих в Сибири; если ты природный сибиряк, то тебе надобно знать еще более, потому что ты родился на той земле, где предки твои, первые русские люди, покорили, очистили и прирастили Сибирь к России, развеяли в ней мрак невежества и внесли христианство. Если ты бурят, тунгус, якут или камчадал, то знаешь ли, что ты прежде был?..»