Французские партизаны оказывали неоценимую помощь странам антигитлеровской коалиции и внесли значимый вклад в освобождение Франции от оккупантов. Фото с сайта www.archives.gov
Так случилось, что в последние десятилетия из поля зрения средств массовой информации и даже историков выпала проблематика Движения Сопротивления во Второй мировой войне. И если в прошлые, не такие уж давние времена она подавалась через призму идеологии и «классового подхода», то ныне – почти полное забвение. А ведь народное сопротивление гитлеровскому режиму – важнейший общественно-политический фактор, который игнорировать было бы несправедливо.
СОПРОТИВЛЕНИЕ НАЦИЗМУ
Движение Сопротивления действовало во всех оккупированных гитлеровцами странах, причем на разных этапах. Где в большой мере, где в меньшей. Больших успехов оно добилось во Франции. Созданный в мае 1943 года Национальный совет сопротивления (НСС) 15 марта 1944 года принял программу Движения Сопротивления, которая намечала неотложные задачи борьбы за освобождение страны и предусматривала перспективы экономического и демократического развития после ее освобождения.
Весной 1944 года боевые организации Сопротивления объединились и создали единую армию французских внутренних сил численностью до полумиллиона человек. Ведущая роль в ней принадлежала коммунистам.
В департаменте Дром (регион Рона – Альпы), через который проходит стратегически важная дорога Лион–Марсель, в 1943–44 годах активно действовали маки полковника Друо. В декабре 1943 года взлетел на воздух поезд с немецкими отпускниками, следовавший в Порт-де-Валанс. Уцелевшие вагоны, часть которых остановилась, а часть опрокинулась, подверглись интенсивному пулеметному обстрелу. Уничтожено 200 оккупантов.
Через несколько дней в Вершени сошел с рельсов воинский эшелон. Вагоны падали в реку Дрома. В марте 1944-го партизаны остановили и подвергли обстрелу тыловую колонну немцев в ущелье Лонзер. Потери – 300 убитых и раненых. Однако в департаменте Дром партизаны были готовы на большее: перерезать все железнодорожные коммуникации противника, как только откроется второй фронт.
В то же время партизаны майора Ле Рея, выполняя приказ генерала Делестрэна и полковника Декура, командовавшего силами Сопротивления в Изере, пробираются в горный массив Веркор и оборудуют там оборонительные позиции. Разведывательные дозоры противника не могут даже близко подойти к Веркору. Маки хорошо подготовили местность в инженерном отношении и при приближении немцев встречают их огнем из укрытий. Всего в горах в районе Веркора воевало 3 тыс. бойцов Сопротивления.
Рельеф местности здесь чрезвычайно сложный, и держать оборону можно лишь отдельными группами, как это и делали партизаны. Их командованию удалось убедить союзников прислать оружие. На парашютах в горы сбрасывают 1500 контейнеров. Партизаны оборудовали посадочную площадку для подвоза боеприпасов, продовольствия и эвакуации раненых. Для поддержания связи между партизанами и командованием союзников из Англии в Веркор прибыли американские, английские и французские офицеры. В числе последних – военные инструкторы и специалисты из Алжира.
Чтобы понять, почему именно труднодоступные горы в районе Веркора стали важнейшим очагом французского Сопротивления, хотя бы кратко расскажем его историю. В начальный период войны Веркор находился в так называемой французской свободной зоне под властью прогерманского правительства Виши. Но власть была чисто номинальной, так как коллаборационисты были не в состоянии контролировать территорию, особенно труднодоступные районы. Сюда бежали многие, чтобы спастись от репрессий и вступить в отряды Сопротивления. Поэтому в ноябре 1942 года немецкое командование ввело туда свои части. Все последующие месяцы бои там то разгорались, то временно затихали. Многое зависело от времени года: зимой все горные дороги становились непроходимыми.
ВНЕЗАПНАЯ АТАКА С НЕБА
После высадки 6 июня 1944 года англо-американских войск на севере Франции, в Нормандии, немцы решили взять реванш на юге. 14 июля 1944 года, в день национального праздника страны, противник переходит в решительное наступление. Против партизан брошены значительные силы. Оборона Веркора – это и героическая, и трагическая страница в четырехлетней хронике французского Сопротивления.
Десять дней маки стойко отражают атаки немцев, но силы неравные. Cамолеты люфтваффе наносят удары по позициям партизан, бомбят деревни. Так как немецкие истребители все эти дни контролируют воздух, авиация союзников отказывается совершать вылеты в район Веркора. Его защитники остаются без авиационной поддержки. А дальше – больше. Посадочная площадка, которую партизаны сделали в расчете на прибытие подкреплений от союзников, попадает в руки противника.
21 июля 1944 года в окрестностях Вассье-aн-Веркор приземлились 22 немецких планера. Каждый нес на борту 10 десантников в полной боевой экипировке, всего – 200 человек.
23 июля приземлилось еще столько же. В их числе и спецназовцы, прошедшие горную подготовку. Часть из них в прошлом альпинисты. Это была первая и единственная во Второй мировой войне массовая карательная операция, участники которой были доставлены в «район смерти» на планерах DFS-230, буксируемых бомбардировщиками «Дорнье» Do-17. Как удалось установить, в данной операции принимали участие военнослужащие батальона специального назначения Jungwirth, в состав которого входили подразделения германских воздушно-десантных войск, «штрафников» и пр. Прилетели они из Лиона…
Атака с неба была внезапной, да и посты наблюдения французских партизан в сумрачном предрассветном небе ничего не заметили. Не был слышен и шум моторов: пилоты бомбардировщиков отцепили буксирные тросы планеров за несколько километров до подлета к посадочной площадке.
И все же, несмотря на внезапность десанта, партизаны сражались с беспримерным упорством, вплоть до 24 июля сдерживая натиск противника. В тот день немцы ценой больших потерь занимают Веркор. Рассвирепев, они расправляются с захваченными в плен ранеными и безжалостно убивают жителей окрестных деревень. В маленьком городке Вассье они уничтожили все население. Половина бойцов, действовавших в Веркоре, отдали жизнь за свободу Франции, остальным удалось отступить.
Об этих трагических событиях рассказывают экспозиции нескольких региональных музеев Сопротивления, которые нам удалось посетить. У входа в один из них – сохранившийся остов немецкого планера. А на стендах внутри музейного здания – волна безмоторных летательных аппаратов, идущих на снижение. Тогда, в июле 1944-го, это уникальное фото сделал кто-то из местных жителей. О тяжелых боях в районе Веркора мир узнал из передач радио Лондона, Нью-Йорка и Алжира.
Позднее Веркор получил официальный титул «Цитадель Сопротивления». В расположенных в округе маленьких городках в память о храбрых бойцах сражавшейся Франции установлены монументы и памятники.
Проехав на машине нашего французского друга Бернара Шевалье-Сейвета десятки километров по крутым и узким горным дорогам департамента Дром, мы поняли, почему германское военное командование решило применить в карательной операции планеры. Через горные теснины крупным подразделениям сюда просто невозможно было добраться. Партизаны могли бы уничтожить их с господствующих высот. Стоило подбить первую машину, как вся колонна оказалась бы в капкане…
К середине июля 1944 года положение германских войск на большей части французской территории становится критическим. Уже 40 департаментов были охвачены восстанием против оккупантов. Департаменты центрального массива, Лимузена, Альп, Верхняя Гаронна, Дордонь, Дром и Юра, а также часть Бретани находились в руках бойцов Сопротивления. Солдаты противника и шагу не могли сделать, чтобы не попасть под огонь партизан. Оккупанты отвечают на это массовыми убийствами и поджогами – в Орадур-сюр-Глане, Тюле, Сердоне и других местах…
В конце июля 1944 года французские силы Сопротивления сковали восемь соединений противника, тем самым помешав их отправке на фронт. 1-я пехотная и 5-я парашютная дивизии вермахта застряли в Бретани, 175-я дивизия – в Анжу и Турени, 116-я бронетанковая дивизия – в районе Парижа. Так называемый Восточный легион (Ostlegion) увяз в центральном массиве, 181-я дивизия – в Тулузе, 172-я – в Бордо. Почти целую дивизию из состава германской армии, дислоцированную в Провансе, пришлось направить в долину реки Роны, чтобы обеспечить контроль над этим регионом.
ОЦЕНКА ГЕНЕРАЛА ЭЙЗЕНХАУЭРА
Освобождение большинства районов юго-западной, юго-восточной и центральной части Франции было завершено в августе 1944 года после того, как туда вошли части 1-й французской армии генерала Жана де Латтра де Тассиньи (впоследствии главнокомандующий французской армией, маршал). Его солдат, которые высадились в Провансе, поддерживало более 25 тыс. партизан.
Верховный главнокомандующий экспедиционными силами западных союзников в Европе генерал Дуайт Эйзенхауэр высоко оценил вклад французского народа в общую борьбу против нацистской Германии. По мнению Эйзенхауэра, к июню 1944 года – началу высадки союзников в Нормандии – силы французского Сопротивления были эквивалентны 15 пехотным дивизиям, (численность одной такой дивизии составляла в то время 10 тыс. человек).
Под влиянием побед Красной армии и высадки войск союзников в Нормандии сопротивление оккупантам переросло в массовую вооруженную борьбу. Ее апофеозом стало августовское Парижское восстание 1944 года. 23–24 августа патриоты почти полностью разгромили немецкий гарнизон Парижа и взяли под свой контроль практически всю территорию города. Первые танки 2-й французской бронетанковой дивизии, которой командовал ближайший сподвижник де Голля генерал Филипп Леклерк, вошли в столицу вечером 24 августа. А на следующий день генерал Леклерк и один из руководителей французского Сопротивления полковник Анри Роль-Танги приняли безоговорочную капитуляцию немецкого гарнизона. Одновременно в освобожденный Париж прибыл глава Временного правительства Французской республики генерал Шарль де Голль.
Бойцы сражающейся Франции своими силами освободили большую часть территории страны, в том числе Лион, Гренобль и другие крупные города. По современным оценкам, в боях с оккупантами погибли 30 тыс. французских патриотов. Особой строкой в этом мартирологе значатся герои «Цитадели Сопротивления» – Веркора. К каким бы политическим партиям и движениям они ни принадлежали, это был цвет нации.
Кстати, о партиях. Среди погибших были и тысячи французских коммунистов. Это дало повод компартии, обладавшей значительным влиянием в послевоенной Франции, называть себя «партией расстрелянных»…
Веркор – Лион – Париж – Москва