Долг каждого гражданина – не допустить реставрации преступного режима и обеления палачей своего народа. Фото Reuters
Июль 2014 года. Набирает обороты кровавая операция киевских властей в Донецкой и Луганских областях. Разрушаются дома, погибают мирные жители. Но это не помешало, наоборот – даже помогло Киеву отпраздновать и в этом году «самую выдающуюся за всю историю Украины победу украинцев над Москвой, с наибольшим разгромом московских войск». Речь идет о Конотопском бое 8 июля 1659 года, в котором войска гетмана Украины Ивана Выговского и его союзника крымского хана одержали победу над русской армией.
ЕДИНСТВО НАЦИОНАЛИСТОВ
8 сентября этого года в Ровно и других городах Украины отмечали также 500-летие Оршанской битвы. В этой битве, состоявшейся в 1514 году, как пишут белорусские и украинские националисты, «объединенные силы Восточной Европы под командованием православного князя Константина Острожского победили мощное войско Московии».
На Украине Конотопская битва – официальная памятная дата. А Оршанская битва – неофициальная, как и в Белоруссии. Почему такой ажиотаж в этот день среди зарубежных русофобов и ненавистников России? Ответить на этот вопрос несложно. В сентябре – памятные даты воинской славы России: 7 сентября русские войска сражались в Бородинском бою, а 8 сентября – на Куликовом поле.
Белорусские и украинские националисты также называют Оршанскую битву «великой победой над татарским улусом – Москвой». Но Северо-Восточная Русь никогда не была улусом Золотой Орды. Ее правящие князья Рюриковичи, хотя и были вассалами хана, но имели свои войска, казну и даже послов в Европе. А потом, объединенное Москвой, Русское государство ликвидировало Орду и ее волжских наследников в Казани и Астрахани. В польско-литовском государстве князья Рюриковичи исчезают. Одни выезжают в Москву, другие становятся католиками и польскими магнатами. Украинские и белорусские земли в итоге стали бесправными окраинами Речи Посполитой.
В незалежной Украине у «историков от власти» и других русофобов все больше разгорается ненависть к любой России: царской, советской и современной. У них проявляется, как пишут современные исследователи, «страстное желание найти любой малейший повод для празднования пусть незначительных и даже мифических, но побед над Россией». Сладострастное смакование былых вооруженных столкновений между русскими и украинцами – провокационны по своей сущности.
РУСОФОБСКИЕ ФАНТАЗИИ
В указе президента Ющенко от 2009 года о 350-летней годовщине Конотопской победы написано: «…Ежегодное празднование будет способствовать восстановлению исторической правды и национальной памяти, распространению полной и объективной информации о событиях середины XVII века в Украине…» А в СМИ следом появились сообщения такого рода: «Эта победа должна получить мировое признание… это пример казацкой чести и доблести, на котором нужно строить патриотическое воспитание, это знаковое событие». После указа сооружается мемориал в Конотопе и памятник гетману Выговскому, выпускается юбилейная медаль, а во Львове появляется красочная открытка в честь «победы над москалями». Так и написано!
Правительство Украины поручило в тот год правительству Автономной Республики Крым и властям Севастополя «изучить вопрос о переименовании улиц, проспектов, площадей и военных частей в честь героев битвы при Конотопе». Из Крыма пришел ответ: «Празднование юбилея братоубийства будет способствовать только разъединению народа Украины, большинство которого составляют украинцы и русские».
Тогда же в 2009 году я приобрел исторический атлас «Украина» для пятого класса, авторы которого выбрали для обложки именно картину Конотопского сражения.
Историк Николай Костомаров писал: «Конотопская удача была явлением случайным и малозаметным, не имевшим никаких прочных последствий». Однако выводы этого и других авторитетных ученых не интересовали авторов атласа. Никакого ужасного разгрома, как пишут на Украине, русская армия в этом бою не получила. На основании военной логистики и многих архивных документов сегодня можно опровергнуть утверждение о численности русских войск под Конотом в 100–150 тыс.
ПРАВДА ПРОТИВ ДОМЫСЛОВ
Исследование места Оршанской битвы показало, что там не могло быть якобы 80 тыс. русских войск и 30 тыс. войск победителей. После Оршанской победы польский король хвастливо напишет Римскому Папе о победе над трехкратно превосходящими силами московитов. Потом напишет крымскому хану, но уже без упоминания о разгроме очень большой вражеской армии. Хан хорошо знал о мобилизационных возможностях Москвы и о дислокации ее военных сил. Он мог уличить короля во лжи. Под Оршей было 12–15 тыс. русских войск. Чуть больше сил было у противников. Русские отряды находились также в Смоленске, на границе с Ливонией и в других местах.
Украинские и белорусские националисты пишут, что в Кобринском и Оршанском сражениях московиты были разгромлены «нашими славными предками». Но с «предками» тут тоже не совсем понятно…
Дело в том, что под Оршей была победа польско-литовской армии, а не мифической, в понимании белорусских русофобов, «Белорусской державы в составе Великого княжества Литовского». Это княжество и его белорусские земли уже оказались под властью польского короля, ставшего и великим князем литовским. Армию победителей даже условно нельзя назвать белорусской. Большинство воинов были поляками и европейскими наемниками. Да и победа эта не повлияла на итоги войны. Ранее взятый русскими войсками Смоленск не был возвращен оршанским победителям. Они позднее потерпели под его стенами поражение и отступили.
Да и в Конотопском бою с «великими предками» тоже как-то… Тогда на поле боя крымских татар было в два раза больше, чем казаков Выговского. Но это не замечают русофобы. После против кровавого гетмана восстанет украинское население, тот бежит в Польшу, как «обожженный на пожаре».
Какая же картинка появилась на обложке атласе? На ней изображают гибель окруженной в бою русской дворянской конницы.
Надо полагать, что школьники и даже взрослые из разных областей Украины восприняли увиденное на этой обложке по-разному. Видимо, хлопчику из Львова покажется забавным, как один москаль в красном кафтане уже валяется на земле, а другой испуганно прижимается к своему вздыбленному коню. Но на него уже несутся два «лихих казака» с саблями. А вот школьник из русскоязычных Донецка, Луганска или Крыма мог и пожалеть погибающих русских воинов. Кстати, на картине не видно крымских татар с их кривыми саблями и арканами. А ведь именно татарская конница сумела окружить передовой русский отряд.
НАСТОЯЩИЕ ГЕРОИ – ЭТО РУССКИЕ!
Если узнать всю правду о Конотопской битве, то подобная «героизация» окажется лживым, циничным и просто глупым фарсом! Зато есть иные, настоящие герои – русские. Раненого воеводу русской конницы князя Семена Романовича Пожарского (родственника знаменитого полководца) взяли в плен под Конотопом. Его привели к крымскому хану. Бесстрашный князь из рода Рюриковичей, не выдержав унижения и насмешек хана, плюет ему в лицо и ругает его «по-московски». Тут же ему отрубают голову. О гибели русского князя и всех русских пленных сложены былины, песни и плачи. Сложены ли былины о таких же «героях-победителях»? Так ли мужественно они вели себя в плену?
А каким на самом деле был гетман Иван Выговский?
Он побывал в татарском плену. Его, бывшего писаря польского войска, заарканил татарин в бою под Желтыми Водами. Трижды Выговский неудачно пытался бежать из плена. Татары приковывают его к пушке. Гетман Богдан Хмельницкий – союзник крымского хана – знал Выговского как «ученого и ловкого дельца». Хмельницкий обменял Выговского у татарского мурзы на красивую породистую лошадь. Дочь Хмельницкого станет женой Даниила Выговского – брата будущего гетмана-изменника.
После этого боя православный гетман Иван Выговский допустил массовое убийство единоверных русских пленников – около 3 тыс. человек. Причем убивали их не только татары, но и казаки. Жестокость хана понятна, он хотел ожесточить Москву против Киева и не допустить их возможного союза. К тому же татары обозлились, что за пленных они не получили выкуп. А что же казаки? Считается, что те ожесточились из-за слухов, что якобы русские войска шли истреблять казаков и оставить лишь 10 тыс. из них. Эту гнусную ложь искусно распространяли по приказу гетмана Выговского.
ПРОДАЖНЫЕ ГЕРОИ НЕЗАЛЕЖНОЙ
Выговский успокаивал народ: «Московский царь будет водить детей ваших в онучных лаптях, а царь крымский – в атласе». Вот такая «ловкая» натура. Однако татары погнали в неволю жителей Полтавы и Миргорода, непокорных власти гетмана, босыми и в колодках. Это была плата хану за его помощь в борьбе против русских войск и казаков – противников гетмана. Зверства татар и отрядов Выговского заставили многих покинуть войска гетмана. Запорожцы напали на Крым, и татары бежали с Украины. Гетман слагает полномочия и тоже бежит – в Польшу. В 1664 году Выговского расстреляли в Варшаве. Не простили ему хозяева мощного антипольского восстания, вызванного его деяниями.
В зловещем списке жестоких правителей и военных деятелей российская история отводит Выговскому свое позорное место. В этом списке и его союзники. В частности, крымский хан Махмет-Гирей. Там же и воевода, а потом гетман Польши Стефан Чарнецкий – «мучитель украинцев». Его имя в тексте национального гимна Польши, он герой этой страны. Он, как и Выговский, побывал ранее в плену у татар после боя под Желтыми Водами.
Один показательный исторический факт.
350 лет назад, предположительно весной 1664 года, польские войска разоряют родовое поместье покойного гетмана Богдана Хмельницкого – село Субботово. В «Черниговской летописи» читаем, что по приказу польского воеводы Стефана Чарнецкого останки Богдана Хмельницкого и его сына Тимофея «выбрасывают из церковного склепа на поругание». Они исчезнут. На Украине пытаются опровергнуть факт надругательства над прахом «батьки Хмеля». Якобы в Ильинской церкви села Субботово был похоронен другой покойник. Но имеется надежный источник о торжественном погребении в 1657 году знаменитого гетмана в этой церкви. Его похоронили справа от алтаря. Появились и другие домыслы, мол, казаки тайно перезахоронили останки. Но останки не найдены. Где они?
Ныне в этом храме приход неканонической и фактически антироссийской Украинской православной церкви Киевского патриархата. Вот бы задать вопрос священнику и прихожанам этой церкви: «Почему гетман Правобережной Украины Тетеря, зять Богдана Хмельницкого, стал союзником Чарнецкого и не защитил прах своего тестя и брата жены?» Войска Тетери вместе с поляками и крымскими татарами разоряли и грабили Левобережную Украину, которая перешла в состав России. Тетеря же и после надругательства над останками своего тестя – гетмана Хмельницкого – продолжал служить полякам. Для коронного гетмана Польши Чарнецкого Тетеря оставался верным холопом. Попытки отрицания подобного надругательства вызваны указанными выше позорными историческими фактами.
ИСТОКИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
В России довольно часто не могут или не желают аргументированно ответить на многие исторические выпады украинских и других националистов-русофобов. Эти выпады во многом совершенно безграмотные.
Украина – многонациональное государство. Причем ее современные границы создавались произвольно, без должного учета исторических и этнических факторов.
Мои далекие предки проживали в Луганских станицах Области Войска Донского. Половина территорий современных Донецкой и Луганской областей входила в состав этой казачьей области. Справедливый вопрос: почему до 1920 года Одесский университет назывался Новороссийским университетом?
Ответ прост.
Современные юго-восточные области являлись исторической Новороссией. Первыми поселенцами будущего города-порта Николаева были корабельные мастеровые из Архангельска, Петербурга и Воронежа. Большевики передали Луганские казачьи земли УССР.
В этом крае основная масса населения считает себя частью единого русского народа. А сегодня им силой навязывают «национальных героев» – исторических врагов России. Это Мазепа, Петлюра, Бандера…
Вот так опасные идеи и деяния руководства Украины и вождей местных националистов привели к кровавой гражданской войне на юго-востоке.