Вице-президент Академии наук СССР Евгений Велихов вручает Высоцкому памятную медаль и диплом лауреата Дня физика в Троицке (12 апреля 1980 года). Фото Евгения Юрасова из архива Константина Рязанова
О деятельности сотрудников издательства «Вагант» (с июля 1996 года «Вагант-Москва»), выросшего из одноименного альманаха, можно сказать расхожей фразой: они были первыми. Первыми, кто создал музей Высоцкого, кто начал серьезное и систематическое изучение его творчества, первыми, кто издал дневники и письма Олега Даля, поэзию Александра Галича, Леонида Филатова и Михаила Львовского.
А началось все с памяти о Высоцком. Когда летом 1989-го активисты Общественного совета по созданию центра – Музея Владимира Высоцкого добились от ЦК КПСС (через Минкульт) открытия музея, появилась необходимость в информационном бюллетене. И в начале декабря физик Константин Рязанов, работавший в филиале Института им. Курчатова в подмосковном Троицке и руководивший местным КСП (Клуб самодеятельной песни), придумал название «Вагант» и подготовил первый номер. Вскоре издание возглавил пришедший с ЦТ режиссер, писатель и художник-график Сергей Зайцев. Авторами и составителями рубрик стали высоцковеды Вадим Дузь-Крятченко, Константин Рязанов, Олег Терентьев, Татьяна Зайцева (зав. редакцией), Борис Акимов, Юрий Тырин, Федор Безруков, Лариса Симакова.
Хотя первоначально бюллетень был посвящен только Высоцкому, он расходился молниеносно и превратился в полноценный журнал, на который тысячи людей оформили подписку. А с 1991-го кроме журнала создали «Библиотеку «Ваганта», где печатали произведения тех людей, без кого культура и искусство нашей страны немыслимы и о ком стали забывать в рыночные 90-е
годы. «Вагант» же издавал Александра Городницкого, Аду Якушеву, Василия Шукшина, Юрия Ряшенцева, Игоря Кохановского, Леонида Енгибарова, Валентина Берестова. От Берестова я и услышал о «благородном деле» этого издательства. Книга стихов Михаила Львовского («Вагончик тронется, перрон останется…») – фронтовика, драматурга, сценариста популярнейших кинофильмов и мультфильмов, автора более 300 песен – была издана впервые незадолго до его смерти именно «Вагантом». Михаил Григорьевич успел подержать в руках сигнальный экземпляр.
В четверг, 25 января 1990 года,
52-летие Владимира Высоцкого было отмечено выходом альманаха «Вагант». Иллюстрация из альманаха |
О другом фронтовике, кинодраматурге, поэте и художнике Евгении Аграновиче, авторе текста песни «От героев былых времен…», после четырех «вагантовских» книг, как говорится, вспомнили и стали приглашать его на сборные концерты и вечера авторской песни. Борис Заходер, печатавшийся в СССР и за рубежом как переводчик, детский писатель и поэт, был растроган, когда увидел два сборника своих «взрослых» стихов, напечатанных «Вагантом», и сказал, что до этого никто, по сути, не интересовался его лирикой. Бард Александр Суханов часто на концертах рассказывал об издательстве в благодарность за сборники своих песен.
Берестов, кстати, написал такое четверостишие:
Что пожелать издателям «Ваганта»?
Достоинства, веселости, таланта!!!
Что мне сказать о дорогом «Ваганте»?
Другой такой попробуйте, сварганьте!
После выхода в «Ваганте» книг Евгения Весника, Леонида Филатова и Натальи Варлей все они были приняты в Союз писателей. Это уже потом появились многотиражные красочные тома Филатова в больших издательствах. А Новелла Матвеева за сборник «Жасмин» получила в 2002-м Госпремию РФ.
Само же издательство не получало ни правительственных грантов, ни Госпремии. А ведь «Вагант» еще занимался благотворительной деятельностью, дарил журналы и книги театрам, клубам, библиотекам институтов и школ, воинским частям, интернатам, домам творчества и воинским частям. Проводил в ЦДРИ творческие вечера своих авторов, предоставляя им возможность обретать новых слушателей и читателей. Появился даже клуб «Вагант собирает друзей»...
Но в июле 2009-го скоропостижно (в 63 года) скончался главный редактор Сергей Несторович Зайцев...
И напоследок снова о единстве и взаимопонимании в обществе. Как ни странно, конфликтовать и даже драться люди могут и в книжных магазинах. Будучи завсегдатаем больших и малых книжных, тратя значительную часть стипендии и заработков на книги, я нередко наблюдал стычки между покупателями в очереди и у полок. В октябре 1995-го пришлось разнимать двоих интеллигентного вида мужчин за 60, сперва сцепившихся из-за какой-то книги на втором этаже «Молодой гвардии» (на Большой Полянке), а потом начавших отчаянно драться на выходе. Но что интересно: у стеллажа с печатной продукцией «Ваганта» я ни разу не видел ссор. Все терпеливо и более или менее вежливо ожидали своей очереди вращать стеллаж и брать необходимые книги. Или я чего-то не заметил?..