|
Криворучко А.П., Криворучко А.А. Суворовец – гордость Отечества. – М.: Проспект, 2015. – 640 с.
В январе 2015 года в издательстве «Проспект» вышла книга «Суворовец – гордость Отечества». Она написана действительным членом Академии военных наук, доктором историческим наук, профессором, заслуженным работником высшей школы РФ Анатолием Петровичем Криворучко и его сыном профессором Академии военных наук, кандидатом исторических наук Александром Анатольевичем Криворучко. Рецензент – выпускник Калининского суворовского военного училища, профессор Академии военных наук генерал-лейтенант в отставке Евгений Николаевич Виноградов.
Анатолий Петрович в свое время в течение 8 лет обучался в Киевском суворовском военном училище и окончил его с серебряной медалью. Следовательно, книга написана со знанием дела.
Вся книга пронизана любовью к нашему Отечеству. В ней анализируются проблемы создания, развития и совершенствования суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ, роль офицерско-преподавательского состава в организации учебно-воспитательного процесса и создании учебно-материальной базы. Особое внимание уделяется выпускникам училищ, являющихся гордостью братства суворовцев и нахимовцев.
В книге достаточно подробно показаны особенности всех суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ и даны характеристики их известных выпускников.
Книга предназначена для суворовских военных и нахимовского военно-морского училищ МО РФ, суворовских военных училищ МВД РФ, кадетских корпусов, а также для курсантов, слушателей, преподавательского состава военно-учебных заведений и широкого круга читателей, интересующихся историей Отечества.
СОЗДАНИЕ СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ
Величайшими победами вошел в историю 1943 год. Сталинград, разгром гитлеровских войск на Курской дуге. Вечернее небо Москвы озаряли первые салюты в честь освобождения советских городов. Но два года Великой Отечественной войны принесли советскому народу неисчислимые бедствия и страдания. Враг оказывал нашим войскам упорное сопротивление и в дикой злобе разрушал и превращал в развалины и пепелища наши города и села. Красная Армия освобождала огромные территории, ранее оккупированные гитлеровскими войсками. Радость побед омрачалась бедственным положением спасенного от фашистской оккупации гражданского населения этих районов.
Тысячи детей дошкольного и школьного возраста остались без крова, без средств к существованию, многие из них стали круглыми сиротами или полусиротами. Много детей потеряли не только своих родителей, но и ближайших родственников.
В годы Великой Отечественной войны суровая необходимость заставила руководство страны опереться на патриотическое сознание народа, обратиться к славной военной истории России. Были учреждены государственные награды, носящие имена великих русских полководцев и флотоводцев, в армии введены погоны и воинские звания, аналогичные званиям старой русской армии. Появилась и необходимость в создании учебных заведений по образцу кадетских корпусов.
21 августа 1943 года руководством страны было принято постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», в котором, в частности, говорилось о создании девяти суворовских военных училищ типа старых кадетских корпусов по 500 человек в каждом, всего 4500 человек, со сроком обучения 7 лет, с закрытым пансионом для воспитанников.
Цель создания суворовских училищ определялась следующим образом – «подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование».
4 июня 1944 года Государственный комитет обороны (ГКО) принял постановление об открытии в стране еще шести суворовских военных училищ.
ПЕРВЫЕ ВОСПИТАННИКИ СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ
Контингент воспитанников первого набора 1943 года состоял не менее чем на 85% из числа детей погибших воинов нашей армии. Это были мальчики, испытавшие ужасы войны, пережившие бомбежки и артобстрелы, голод и холод военного лихолетья. Были ребята, на глазах которых фашисты расстреляли родителей и родственников. В СВУ были приняты и сыны полков, принимавшие участие в боевых действиях, за что многие из них получили ордена и медали.
Так, в Харьковское СВУ в числе первых был принят Костя Кравчук, награжденный орденом Красного Знамени за спасение двух боевых знамен частей Красной Армии.
С письмом Маршала Советского Союза Г.К. Жукова в Курское СВУ приехал в сентябре 1945 года Иван Сергиенко. Маршал рекомендовал начальнику училища принять сына полка 70-й стрелковой дивизии в училище. Были и рекомендации на груди Ивана: орден Славы 3-й степени за действия в составе разведгруппы при форсировании Буга, орден Красной Звезды за бой на Зееловских высотах, медали «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и «За победу над Германией».
ОФИЦЕРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ
Главное управление кадров Народного комиссариата обороны (НКО) направило из Действующей армии на различные должности в СВУ необходимое количество офицеров-фронтовиков, имевших педагогическое образование и опыт работы в школе.
Офицерско-преподавательский состав училищ основное внимание с самого начала уделял учебе, а во внеурочное время проводил постоянные обучающие, воспитывающие и развивающие мероприятия, которые способствовали активному участию суворовцев в общественной жизни училища, города. Все это способствовало тому, что многопредметность учебного плана не сказалась отрицательно на теоретической и практической подготовке суворовцев, успеваемость которых была всегда выше, чем в обычных школах и училищах.
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Главным в суворовских училищах была и остается учеба, учеба настойчивая под постоянным контролем педагогов и офицеров-воспитателей.
В училищах была создана такая обстановка для занятий, которая позволяла, изучая теорию, развивать у суворовцев и нахимовцев боевые качества, прививать любовь к военной службе, давать глубокие и всесторонние общеобразовательные знания. Большое внимание уделялось строевой подготовке, которая способствовала высокой слаженности и воинской выправке, воспитывала чувство воинского товарищества, коллективизма, другие качества и навыки, необходимые будущим офицерам. Особая роль, безусловно, отводилась учебной практике, включавшей в себя общевойсковую (общефлотскую) и физическую подготовку.
Во внеурочное время проводятся занятия по музыке, танцам, в разнообразных кружках и спортивных секциях. Особое внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию и физической подготовке суворовцев.
ГОРДОСТЬ СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ
Как известно, офицерами не рождаются – ими становятся. Для этого необходимо пройти много степеней совершенствования военной выучки. И самой первой такой ступенькой в становлении будущего офицера являются суворовские военные училища.
За прошедшие 70 лет со дня создания суворовские военные училища выпустили более 120 тыс. воспитанников. Большинство из его выпускников избрали своей профессией военную службу. На этом поприще многие из них достигли значительных успехов, став продолжателями дела великого полководца А.В. Суворова.
Получив основательную подготовку в суворовских военных училищах, их выпускники проявили лучшие человеческие качества в различных сферах жизни страны: в военном деле, политике, науке, искусстве и т.д.
Суворовские, нахимовские и специальные военные училища и школы воспитали: 65 Героев Советского Союза, 3 Героя Социалистического труда, 52 Героя России; более 540 генералов (4 генерала армии, более 30 генерал-полковников и адмиралов, 140 генерал-лейтенантов и вице-адмиралов, около 370 генерал-майоров и контр-адмиралов); секретаря Совета безопасности России; 3 министров правительства СССР и России; 4 заместителей министра обороны; более 20 командующих войсками военных округов и их заместителей; более 100 командующих армиями и представителей командного состава оперативного и оперативно-стратегического уровня. Среди бывших суворовцев – 3 академика РАН, академик РАМН, около 500 докторов наук, около 10 народных артистов СССР и России, более 30 чемпионов и призеров Олимпийских игр, многие десятки чемпионов мира и тысячи мастеров спорта. Это поколение, пришедшее на смену участникам Великой Отечественной войны, достойно несет славу своих отцов. Ни одна другая система обучения и воспитания граждан России не дала таких выдающихся результатов в чистом виде.
В ряду замечательных личностей, окончивших суворовские и нахимовские училища, находится немало людей, которые добились самых почетных в армии должностей – командующих войсками округов и групп войск. Среди них: генерал армии В.В. Герасимов (Казанское СВУ) – начальник Генерального штаба ВС РФ – первый заместитель министра обороны РФ; генерал армии К.А. Кочетов (Тамбовское СВУ) – заместитель министра обороны; генерал-полковник Б.В. Громов (Саратовское и Калининское СВУ) – командующий 40-й армией в Афганистане, заместитель министра обороны; генерал-полковник В.И. Миронов (Калининское СВУ) – заместитель министра обороны РФ; генерал-полковник А.В. Ковтунов (Киевское СВУ) – главнокомандующий войсками Дальневосточного направления; генерал-полковник А.И. Костенко (Киевское СВУ) – командующий войсками Белорусского военного округа, министр обороны Республики Беларусь; генерал-полковник В.Д. Кузьмичев – начальник Военной академии Министерства обороны РФ.
Гордостью суворовцев всех училищ являются летчики-космонавты В.А. Джанибеков (Ташкентское СВУ), Ю.Н. Глазков (Ставропольское СВУ) и Р.Ю. Романенко (Ленинградское СВУ), академики: А.Г. Витушкин (Тульское СВУ), М.И. Давыдов (Киевское СВУ) и В.В. Панов (Казанское СВУ), писатель О.Н. Михайлов (Курское СВУ), народный артист России, ведущий солист Московского академического театра оперетты Г.В. Васильев (Горьковское СВУ), выдающиеся спортсмены Ю.П. Власов (Саратовское СВУ), В.В. Попенченко (Ташкентское СВУ) и многие другие.
Многие из выпускников стали видными общественными и политическими деятелями. Выпускник Саратовского СВУ Юрий Мелентьев в течение 13 лет был министром культуры РСФСР, выпускник Московского СВУ Игорь Иванов – министр иностранных дел РФ.
В книге дается подробная характеристика этих и других выпускников, приводятся многочисленные воспоминания товарищей и преподавателей.
Авторы проанализировали эволюцию создания суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ.
Лейтмотив книги – это искренняя любовь и благодарность командованию, преподавателям, офицерам-воспитателям, обслуживающему персоналу за отеческую заботу, знания, умения и навыки, что позволило с честью преодолевать жизненные преграды и добиваться определенных успехов.
СУВОРОВЕЦ – ВЫСОКОЕ И ПОЧЕТНОЕ ЗВАНИЕ
Суворовец – имя честное, звание высочайшее. Честь – его внутреннее достоинство, его благородство, слава, чистая совесть, почет и уважение. Для суворовца нет ничего дороже чести, которую он обязан сохранить в течение всей жизни в чистоте и безупречности.
Быть достойным суворовцем – это значит быть настоящим человеком и чувствовать свою ответственность перед собой, семьей, товарищами, училищем и всей страной.
Быть настоящим человеком – это значит быть образованным человеком, а для него характерны широта знаний, привычка глубоко и аналитически думать, благородство души.
Быть настоящим человеком – это значит иметь прекрасный смысл жизни, который заключается в том, чтобы делать людям добро.
Суворовец должен иметь свои убеждения и обладать мужеством, отстаивая их.
Быть настоящим человеком – это значит иметь благородную цель. Главная цель суворовца – овладеть знаниями, приобрести умения и навыки, стать настоящим гражданином нашей великой Родины – России.
Быть настоящим человеком – это значит знать историю России, составной частью которой является история Великой Отечественной войны. 70-летие победы Красной Армии и нашего народа над фашистской Германией у настоящего человека вызывает чувство гордости за наше Отечество.
Меняются времена, идут годы. Но неизменной остается гордость ребятишек, в детстве надевших погоны, за принадлежность к суворовскому братству. И сегодня, в ХХI веке, торжественно звучит их святой девиз: «Жизнь – Родине, честь – никому!»
Вся книга проникнута огромным патриотизмом, что так не хватает в настоящее время в наших учебных заведениях. Считаю, что книга «Суворовец – гордость Отечества» должна быть настольной книгой у всех, кто решил связать свою судьбу с защитой Родины.
Сегодня уместно вспомнить обращение Александра Васильевича Суворова: «Потомство мое, прошу брать мой пример: до последнего издыхания быть верным Отечеству».