0
9753
Газета История Интернет-версия

10.03.2017 00:01:00

Ракетные технологии на службе подводного флота Третьего рейха

Владимир Лодкин

Об авторе: Владимир Сергеевич Лодкин – независимый военный эксперт.

Тэги: история, вооружение, германия, третий рейх, нью йорк, ракеты, фау, флот


история, вооружение, германия, третий рейх, нью йорк, ракеты, фау, флот В фашистской Германии предпринимались попытки по размещению крылатой ракеты «Фау-1» и на подводной лодке. Фото Федерального архива Германии

Германия вплоть до конца Второй мировой войны стремилась создать чудо-оружие. Несмотря на то что создать ракету, оснащенную ядерной боевой, она не успела, ей удалось добиться впечатляющих результатов в развитии ракетных технологий. В частности, была создана целая серия баллистических и крылатых ракет типа «Фау-1», «Фау-2» и «Фау-З». Причем ракеты «Фау-1» и «Фау-2» были не только успешно испытаны, но и активно применялись при обстреле британских островов. Об этом немало написано, но мало известно о полигонных испытаниях и опытах использования различных вариантов и модификаций ракет на подводных лодках. Так, на берегу озера Топлиц (труднодоступный район Австрийских и Баварских Альп, Зальцкаммергут, в конце войны превращенный в Альпийскую крепость) расположилась испытательная станция военно-морского флота, где в глубокой тайне разрабатывались специальные артиллерийские снаряды для разрушения бетонированных фортификационных сооружений, управляемые и самонаводящиеся торпеды. Однако основная задача станции заключалась в разработке ракет, запускаемых с борта подводной лодки, находящейся в погруженном состоянии! Характерно, что даже в 1963 году иностранные специалисты поражались уровню, которого удалось достичь немецким конструкторам в развитии ракетных технологий. При этом германский опыт послужил, безусловно, толчком к созданию современных крылатых и баллистических ракет морского базирования

УДАР В СЕРДЦЕ АМЕРИКИ

Идея нанести ракетный удар по Нью-Йорку (в сердце Америки)  у Германии появилась задолго до известной акции боевиков-экстремистов «Аль-Каиды» 11 сентября 2001 года. Немцы готовились к этой акции практически в течение всей Второй мировой войны. Они отрабатывали различные технические решения по использованию нескольких типов ракет с подводных лодок. Однако сама идея создания подводных ракетоносцев появилась благодаря случайности. У командира германской подводной лодки (ПЛ) корветтен-капитана Фрица Штейнхоффа родной брат Эрнст Штейнхофф оказался одним из руководителей полигона Пенемюнде, на котором испытывались ракеты различных классов.

В течение лета 1942 года подводная лодка под командованием Штейнхоффа была дооборудована шестью пусковыми установками (ПУ) для пуска неуправляемых реактивных снарядов (НУРС) армейского образца – 30-сантиметровой длины. Ракеты стартовали по наклонной, и перезарядить их можно было только в надводном положении. Эксперименты показали, что при запуске ракеты с 12-метровой глубины двигатель ракеты может хорошо работать в толще воды. При этом запуск из-под воды уменьшает рассеивание и увеличивает дальность полета НУРС.

В 1942–1944 годы на Черном море действовала 30-я флотилия германских подводных лодок в составе шести единиц. Слабые возможности артиллерийского вооружения германских субмарин в борьбе с береговыми объектами натолкнули немцев на идею использовать с подводных лодок ракетное оружие. Одним из пионеров этой идеи стал командир германской подводной лодки U-18 капитан-лейтенант Карл Фляйге, который предложил установить на подводных лодках своей флотилии ракетное «бортовое оружие». Неоднократно осматривая в перископ подводной лодки советские порты, командир Фляйге однажды записал в вахтенный журнал своей лодки: «При тесном сближении…с гаванью Поти неожиданный обстрел новыми снарядами будет иметь полный успех». Идея капитан-лейтенанта Фляйге была поддержана командиром 30-й флотилии Хельмутом Розенбаумом. В 1944 году немцы поставили в доки румынской военно-морской базы Констанца для установки ракетного оружия сразу три из шести подводных лодок (U-9, U-24, U-19). На первых двух ракетные установки были смонтированы под углом 45 градусов к обоим бортам в нижней части корпуса. Установка каждого борта имела по несколько направляющих для запуска неуправляемых ракетных снарядов. Причем стрельба могла вестись как залпом, так и одиночными реактивными снарядами с перископной глубины со «стопа».

Испытательные стрельбы НУРС проводились с 1 по 30 июня 1944 года в районе Констанцы с борта подводной лодки U-24 под командованием обер-лейтенанта Мартина Ланд-Хайена. Сначала субмарина сделала залп двумя ракетами с правого борта. Результат оказался неутешительным – ракеты улетели в противоположном запланированному направлении. При этом одна из ракет, несколько раз изменив направление полета, упала всего в нескольких сотнях метров от подводной лодки. При этом отдача при залпе оказалась столь велика, что на U-24 сломался командирский перископ. Результаты стрельб «левым бортом» оказались несколько лучше: удалось произвести три успешных пуска одиночным ракетами, которые ушли по заданному направлению на дистанцию 2–3 тыс. метров.

С 1 по 15 августа 1944 года испытательные пуски ракет продолжила другая германская лодка U-9 под командованием обер-лейтенанта Хайнрих Клапдора. Он стрелял тремя одиночным пусками НУРС правым и  левым бортами. Результаты испытаний также оставляли желать лучшего. Так первая одиночная ракета ушла после выхода из-под воды в противоположном направлении, вторая ракета не запустилась с установки, а третья стала «как дельфин» скользить по поверхности моря. При стрельбе залпом обе запускаемые ракеты сцепились стабилизаторами, оставшись на направляющих, пока не отработали полностью их пороховые двигатели. Ракеты сошли с направляющих только уже в доке Констанцы, куда после испытаний была поставлена подлодка U-9.

На другой субмарине, U-19 под командованием обер-лейтенанта Вильгельма Оленбурга, была смонтирована ракетная установка иного рода – палубная конструкция, установленная перед рубкой, которая имела угол возвышения направляющих 30 градусов и могла одновременно запустить до шести ракет. Ее испытания проводились в начале августа 1944 года и были неудачны: когда лодка производила залп с перископной глубины, произошла осечка, и ни одна из ракет не покинула пусковую установку. И хотя в дальнейшем испытания на Черном море пришлось прекратить прежде всего из-за складывающейся стратегической обстановки на театре не в пользу Германии, все же идея использования ракет с ПЛ сохранила свою актуальность. Неудачи стрельб с подлодок немцы в большей степени относили к весьма ограниченному объему испытаний. В конце войны на ПЛ основных типов стали монтировать пусковые рамы для НУРС, чтобы повысить их боевые возможности. Пятиствольные реактивные системы залпового огня (РСЗО) подводных лодок с 30-см снарядом весом 127 кг могли серьезно противостоять крупным боевым кораблям антигитлеровской коалиции до крейсера включительно.

«ОРУЖИЕ ВОЗМЕЗДИЯ» МОРСКОГО БАЗИРОВАНИЯ

Идеи использования ракет с ПЛ не ограничивались только НУРС армейского образца. В ответ на воздушные удары по городам Германии германским военно-политическим руководством в 1943 году было решено нанести ракетный удар по Нью-Йорку с подводных лодок, несущих водонепроницаемые ракетные контейнеры. Заказ на три ракетных контейнера был выдан в декабре 1944 года, но ни один из них так и не был до конца войны изготовлен. Однако отдельные элементы ракетного комплекса все же прошли испытания на Балтике. По проекту, после выхода в район запуска кормовые отсеки контейнера заполнялись забортной водой, он разворачивался в вертикальное положение, крышка ракетной шахты откидывалась, и по команде с борта ПЛ можно было производить запуск. Испытания показали, что Германия не готова к массовому производству технически. Технические параметры ракеты «Фау-2» слабо стыковались с тактико-техническими параметрами самой ПЛ. Ракеты нельзя было транспортировать в снаряженном состоянии, а громоздкая система предстартовой подготовки ракет требовала значительное время нахождения ПЛ в надводном положении. Буксировка же контейнера длиной в 30 м и весом до 500 т делала ПЛ уязвимой от атак противолодочных сил, как в надводном, так и в подводном положении.

Тем не менее желание «наказать Америку» было так велико, что немцы предприняли попытку подготовить к ракетной атаке шесть подводных лодок IX серии. Однако пока экипажи германских субмарин проводили рекогносцировочные выходы у берегов Северной Америки, все они в апреле-мае 1945 года были уничтожены противолодочными силами антигитлеровской коалиции.

Известен и еще один проект с вариантом размещения на подводных лодках крылатых ракет типа «Фау-1». Их размещение и запуск предполагалось осуществлять из водонепроницаемых контейнеров, размещенных за пределами прочного корпуса лодки. Курировал этот проект небезызвестный Отто Скорцени. Главная проблема здесь состояла в том, что в этом случае имелись ничтожно низкая точность попадания в одиночный объект и невысокая вероятность попадания даже в крупный площадной объект типа Нью-Йорка. Этот проект был более перспективный, чем предыдущие, но технически не был реализован по причине поражения Германии. Однако его не забыли и востребовали в послевоенное время. Не случайно сразу после войны американцы вывезли из Германии в США 1,5 тыс. тонн технической документации и инструкций по использованию боевых ракет! Через два десятилетия после войны германская идея использования крылатых ракет с подводных лодок нашла достойное воплощение. Яркий тому пример – современные проекты многоцелевых подводных лодок России, США, Великобритании, Франции.

ПОД ПРИЦЕЛОМ – ВАШИНГТОН

Несмотря на ряд неудачных испытаний ракетного оружия на подводных лодках, серьезные технические проблемы и дефицит времени, военно-политическое руководство Германии рассматривало еще один вариант нанесения удара по Вашингтону и Нью-Йорку. Он включал применение межконтинентальных ракет А-9/А-10. Ракета была двухступенчатой. Первая ступень (А-10) длиной 20 м и массой 87 т вмещала 62 т жидкого топлива. Двигатель ракеты работал 50 секунд и обеспечивал выведение ракеты по баллистической кривой на высоту до 350 км. Вторая ступень (А-9) представляла собой модификацию ракеты «Фау-2» c крыльями, которая отделялась на дальности около 4500 км после включения собственного двигателя. Поскольку немцы не успели создать ядерных боезарядов для баллистических ракет, то доставляемая к цели масса взрывчатого вещества в одну тонну не могла принести значительных разрушений в большом городе. Поэтому применение ракет было целесообразно только для достижения психологического эффекта. Но для этого необходимо было обеспечить высокую степень попадания по ключевым объектам инфраструктуры. Было принято решение наводить ракеты при помощи приводных радиомаяков из района нахождения цели. В этой связи радиомаяки предполагалось установить германской агентурой на крышах небоскребов и в назначенное время привести их в действие. Военно-политическое руководство Германии полагало, что, уничтожив таким способом, например «Эмпайр стейт билдинг», с предварительным сообщением в определенное время по радио американским гражданам, можно добиться того, что в Нью-Йорке начнется паника. Серия таких ударов ракетами по ключевым объектам системы государственного управления США и жилым кварталам, по мнению специалистов, могла бы привести к деморализации населения и руководства США и в конечном итоге выходу Америки из войны.

Для реализации этих планов нашлось место и подводным лодкам. По замыслу, немецкие ПЛ должны были высадить на побережье США диверсантов, в задачу которых входила бы установка радиомаяков на объекты ударов германских ракет.

В ноябре 1944 года немцы приступили к реализации данного плана. 29 ноября 1944 года в заливе Мэн подводной лодкой U-1230 для установки радиомаяков было высажено на резиновой лодке два диверсанта: Эрих Гимпель и Уильям Колпаг. Однако их миссия провалилась. К 30 декабря 1944 года оба германских диверсанта с помощью сотрудников ФБР были нейтрализованы.

Несмотря на то что многие «технические чудеса» Третьего рейха не были реализованы на практике до конца войны, они не пропали даром. Идеи талантливых немецких инженеров, таких как Вернер фон Браун и другие, нашли свое воплощение в новых послевоенных подводных технологиях, обеспечивших создание высокоточного ракетного оружия – одного из основных компонентов боевого потенциала не только военно-морских сил, но и вооруженных сил ядерных держав в целом.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1481
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1690
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1793
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4114

Другие новости