Хатынь – дело рук украинских националистов. Фото Джона Олдейла
Написать этот текст меня подвигло чувство глубочайшей исторической несправедливости. Дыхание перехватывает от возмущения и обиды, особенно когда приходится слышать спиритические речевки украинских националистов, тревожащих мертвеца: «Бандера прийде! Порядок наведе!» А ведь были особы, более сведущие в предательских делах, чем Степан Бандера, которому в нынешней Украине ставят памятники, бюсты, вешают мемориальные доски, переименовывают в его честь проспекты и улицы.
Приходится выполнять за радикалов их пропагандистскую работу, в которой они не сильны. Им бы только памятники советской эпохи крушить, осквернять польские кладбища да устраивать уличные беспорядки. Вынужден устранить историческую несправедливость и напомнить им про Андрея Афанасьевича (Атанасовича) Мельника, одного из колоритнейших в своем роде руководителей Организации украинских националистов (ОУН). Ему не ставят монументов и памятников. Есть маленькие улочки во Львове и Дрогобыче, переименованные в память о нем. Хотели в Ивано-Франковске поставить памятник пану Андрею. Но эта затея как-то заглохла. Вот и все пожалуй.
А зря. Андрей Мельник заслужил у националистов и ксенофобов в Украине большее почтение.
БАНДЕРОВСКАЯ ПОДНОГОТНАЯ
Ну, кто такой Степан Бандера? Активничал на сборищах националистически настроенного галицкого студенчества. В 1928 году конспиративно вступил в Украинскую войсковую организацию (УВО), предтечу ОУН. Принимал участие в организации (сам лично не убивал) покушений на секретаря советского консульства во Львове Алексея Майлова 21 октября 1933 года и на министра внутренних дел Польши Бронислава Перацкого в Варшаве 15 июня 1934 года.
За свои преступления в 1936 году угодил в польскую тюрьму, где просидел до прихода немецко-фашистских оккупантов в сентябре 1939 года. Освободившись, пошел в услужение немецкой разведке «Абверу». Готовил боевиков для засылки на советскую территорию. Участвовал в формировании печально известных батальонов «Нахтигаль» и «Роланд». «Нахтигаль» «отличился» уничтожением польской профессуры и евреев во Львове в июле 1941 года.
С такими «героями» Украине в Европе не место. Да и не только в Европе. Фото Reuters |
Одновременно интриговал против упомянутого же руководителя ОУН Андрея Мельника, что привело к расколу организации на оуновцев-мельниковцев и оуновцев-бандеровцев уже в 1945 году.
10 февраля 1940 года в Кракове Бандера сформировал и возглавил собственный руководящий орган ОУН – Революционное руководство (укр. Революційний провід) ОУН и формально вышел из подчинения руководителя ОУН Мельника.
Националист Иван Бисага вспоминал, какие мерзости использовали руководители ОУН для властвования в организации. «Только намного позже я понял, что и Мельник, и Бандера служили Гитлеру с собачьей преданностью, но грызлись между собой за руководящее место… Члены ОУН-бандеровцы убивали членов ОУН-мельниковцев, убивали друг друга, братьев по крови, ради высокого кресла, в которое должен был сесть один из двух: Мельник или Бандера. Не знаю почему, сейчас трудно объяснить, я стал на сторону Мельника и позже узнал, что около 400 человек с нашей стороны были убиты бандеровцами. Мельниковцы не оставались в долгу и, в свою очередь, истребили сотни две с лишним бандеровцев. …Я начал понимать, что ОУН (и мельниковцы, и бандеровцы) ведет свою работу с разрешения и при помощи фашистов».
Основные истребительные акции против сторонников Мельника планировал и возглавлял руководитель бандеровской службы безопасности (СБ) Николай Лебедь. Он лично определял будущие жертвы и организовывал их ликвидацию. По некоторым данным, совокупно с двух сторон погибли 10 тыс. националистов. Бандера и тут действовал не лично, а из-за чьей-то спины.
АКТ О ПРИВЕРЖЕННОСТИ ГИТЛЕРИЗМУ
В оккупированном немцами Львове на площади Рынок 30 июня 1941 года подручный Бандеры Ярослав Стецько провозгласил «Акт возрождения Украинской Державы».
Текст акта достаточно характеризует приверженность бандеровцев гитлеризму:
«1. Волей украинского народа, Организация Украинских Националистов под руководством Степана Бандеры провозглашает создание Украинского Государства, за которое положили свои головы целые поколения лучших сынов Украины.
Организация Украинских Националистов, которая под руководством ее Создателя и Вождя Евгения Коновальца вела в последние десятилетия кровавого московско-большевистского порабощения упорную борьбу за свободу, призывает весь украинский народ не складывать оружия до тех пор, пока на всех украинских землях не будет создана Суверенная Украинская Власть.
Суверенная Украинская Власть обеспечит украинскому народу покой и порядок, всестороннее развитие всех его сил и удовлетворение всех его нужд.
2. На западных землях Украины создается Украинская Власть, которая подчинится Украинскому Национальному Правительству, что будет создано в столице Украины – Киеве.
3. Создающееся Украинское Государство будет тесно взаимодействовать с Национал-Социалистической Велико-Германией, которая под руководством своего вождя Адольфа Гитлера создает новый порядок в Европе и в мире и помогает украинскому народу освободиться из-под московской оккупации.
Украинская Национальная Революционная Армия, которая создается на украинской земле, будет бороться совместно с союзной Немецкой армией против московской оккупации за Суверенное Соборное Государство и новый порядок во всем мире.
Да здравствует Суверенное Соборное Украинское Государство! Да здравствует Организация Украинских Националистов, да здравствует руководитель Организации Украинских националистов и Украинского Народа Степан Бандера!»
5 июля 1941 года возмущенные немецкие власти вызвали Бандеру для объяснений по поводу этого верноподданнического самоуправства. Создание украинской государственности не входило в планы Адольфа Гитлера. В результате Бандера был арестован и помещен вместе с семьей на проживание в концлагерь Заксенхаузен, но в отдельный коттедж с комфортными условиями. Там он отдыхал до 1944 года, когда немцы его выпустили и поставили задание развернуть антисоветское партизанское движение в освобожденной Красной армией Западной Украине. К тому времени там уже действовала Украинская повстанческая армия (УПА), в составе которой партизанили и бандеровцы, и мельниковцы. Основателем ее был мельниковец Тарас Бульба-Боровец.
Андрей Мельник – один из главных гитлеровских пособников. Фото 1914 года |
Степан Бандера возвращаться в Украину побоялся. Отсиживался в Мюнхене с документами на имя Степана Попеля. Отсюда рассылал директивы своим боевикам в Галиции и на Волыни с указаниями уничтожать коммунистов и граждан, сочувствующих советской власти, поляков, евреев, москалей (русских) и… конкурентов-мельниковцев. Сам же участвовать в боях и лично убивать поостерегся.
БРАТ ПРОТИВ БРАТА
Надо отметить, что в послевоенный период в Западной Украине шла настоящая гражданская война. Были такие галицкие семьи, где один брат шел в лес к бандеровцам или мельниковцам, а другой шел в «яструбки». Так назывались бойцы антибандеровских истребительных батальонов, сформированных в основном из местных жителей.
Жестокости и кровопролитию в тот период не было предела. В порядке продолжения Волынской резни 1943 года УПА уничтожала остатки польского населения. Польская армия Крайова отвечала тем же. Бандеровцы и мельниковцы с озверением убивали друг друга. И все они убивали представителей советской власти и просоветских активистов из галичан. Части и подразделения Министерства государственной безопасности УССР (МГБ УССР), милиция, привлекаемые армейские подразделения под руководством министра внутренних дел УССР генерал-лейтенанта Тимофея Строкача успешно истребляли или пленяли всех названных врагов нового советского порядка.
Поэтому Бандера предпочел прятаться в Баварии. Но это его не спасло. 15 октября 1959 года он погиб от рук молодого чекиста Богдана Сташинского, выстрелившего в него из пистолета-шприца, распылявшего цианистый калий.
20 января 2010 года президент Украины Виктор Ющенко указом № 46/2010 присвоил Степану Бандере, который ни дня гражданином Украины не был, звание Героя Украины посмертно с официальной формулировкой «за несокрушимость духа в отстаивании национальной идеи». Позже следующий президент Виктор Янукович этот указ отменил.
Нынешние же украинские плутократы в Киеве переименовали Московский проспект в проспект Степана Бандеры.
И вот что интересно. Бандера злодействовал чужими руками, прятался, скрывался… А ему Ющенко – звание Героя. Да и нынешние украинские нацисты носятся с Бандерой, как «дурень с писаной торбой». А Мельник даже медальки ни от «отравленного президента», ни от нынешних клевретов нацизма не получил. В чем же дело?
А в том, что Бандера теоретизировал, формулировал постулаты украинского нацизма. Этот «апостол», как называют его эпигоны, писал: «Наша власть должна быть страшной».
Или еще «перл»: «Об украинских массах говорить поздно. Мы их плохо воспитали, мало убивали, вешали. Теперь надо думать о том, как сохранить организацию и захватить власть».
И еще: «Ради национальной идеи мы уничтожим половину населения Украины».
УБИЙЦА-ПРАКТИК
Андрей Мельник был практиком. Он не столько говорил, сколько делал. Нынешние украинские нацисты превозносят Бандеру выше Мельника. А зря. Мельник пострашнее Бандеры будет.
Если Бандера в юности подумывал о вступлении в КПЗУ (Коммунистическую партию Западной Украины, и такое было), то Андрей Мельник всю свою жизнь был последовательным националистом.
Андрей Мельник родился 12 декабря 1890 года в с. Воля Якубова, возле Дрогобыча на Львовщине. В возрасте 24 лет он добровольно вступил в состав формирований Украинских сичевых стрельцов (УСС) – «усусусов» и осознанно воевал с русскими войсками в период Первой мировой войны. Лично убивал русских солдат, ходил в атаки и контратаки. Дослужился до сотника. В 1916 году во время Брусиловского прорыва попал в плен. Сидел в лагерях для военнопленных в Тамбове, Уфе, Царицыне.
В Царицынском лагере познакомился с Евгением Коновальцем, который стал для него авторитетным руководителем. В январе 1917 года бежал из лагеря и прибыл в Киев. После Февральской революции предложил свои услуги Центральной раде в деле формирования украинских национальных частей. Сформировал и возглавил вместе с Коновальцем Галицко-Буковинский курень (аналог батальона), вскоре преобразованный в курень Украинских сичевых стрельцов (по старой памяти). Позже это формирование стало полком, в котором Мельник был начальником штаба, а Коновалец – командиром.
Особая жестокость Мельника проявилась при подавлении восстания рабочих завода «Арсенал» в январе 1918 года. Подавив восстание, петлюровцы начали расправу над его участниками. Жертвами стали и рабочие, в восстании не участвовавшие. Мельник лично руководил казнями, в ходе которых были убиты более 300 человек.
За жестокость и решительность 19 декабря 1918 года ему было присвоено звание атамана Армии УНР (Украинской Народной Республики). В марте–июне 1919 года занимал должность начальника штаба действующей армии. В июле-августе 1919 года – помощник коменданта группы Украинских сичевых стрельцов.
В ожесточенных боях Гражданской войны петлюровская Директория (правительство) терпела поражение за поражением. В то время бытовала поговорка: «В вагоне – Директория. Под вагоном – территория».
Но Мельник был верен Петлюре. Его не смутило даже то, что главный атаман вступил в предательское соглашение с Юзефом Пилсудским и отдал полякам родную Мельнику Галицию. Хотя перешедшая реку Збруч Украинская Галицкая Армия (УГА) не простила этого предательства и в полном составе перешла к Деникину, а потом – к красным, став ЧУГА (Червона Українська Галицька Армія).
В конце 1919 года Мельник был интернирован поляками в Ровно. В 1920–1921 годах инспектировал военные миссии УНР в Праге. В 1922 году прибыл во Львов, где занимался подпольной работой. В апреле 1924 года был арестован полицией и приговорен к четырехлетнему заключению. В 1933–1938 годах – член правления издательского союза «Дело» и одновременно – председатель Главного совета Католической ассоциации украинской молодежи «Орлы», член Общества украинских боевиков «Молода Громада». В 1934 году стал членом сеньората УВО (Украинской военной организации) и председателем сената ОУН. После разгрома польскими властями УВО-ОУН работал у митрополита Греко-Католической церкви Андрея Шептицкого управляющим лесами.
После того как 11 ноября 1938 года руководитель УВО-ОУН Евгений Коновалец был взорван в Роттердаме чекистом Павлом Судоплатовым, Мельник возглавил организацию и получил полномочия вождя.
СОТРУДНИЧЕСТВО С НЕМЦАМИ
Антипольская деятельность подвигла Мельника к тесному контакту с немцами, которые жаждали разгромить Польшу и вернуть переданные Польше по Версальскому договору 1919 года территории Германии. Начальник военной разведки «Абвера» адмирал Вильгельм Канарис обещал националистам создание независимого украинского государства, что было обманом.
В 1939–1940 годах, как уже говорилось, в ОУН произошел раскол между мельниковцами и бандеровцами. Бандеровцы обвиняли Мельника в излишней медлительности и осторожности, отсутствии «революционности».
В феврале 1941 года начальник 1-го управления НКГБ СССР Павел Фитин составил руководству страны справку, в которой сообщал: «Мельниковцы, согласуя свою позицию с интересами германской внешней политики и состоянием советско-германских отношений, придерживаются выжидательной тактики и выступают против активных и немедленных антисоветских действий. Они считают, что «украинский вопрос» может быть решен лишь в рамках германских планов на востоке Европы и при помощи немцев, когда политическая и стратегическая обстановка будет признана ими (немцами) наиболее подходящей для этого».
Бандеровцы призывали к активным методам борьбы с советской властью, вплоть до восстаний. Но Мельника они обвиняли напрасно. Ведь даже организатор УПА Тарас Бульба-Боровец был заброшен на советскую территорию как его эмиссар. Мудрый Мельник предлагал не горячиться загодя, а развернуть решительные действия с началом войны.
Сразу после 22 июня 1941 года он отослал Гитлеру письмо, в котором просил: «Украинский народ, как никто другой, борясь за свободу, всей душой проникся идеалами новой Европы. Стремление всего украинского народа – принимать участие в осуществлении этих идеалов. Мы, старые борцы за свободу 1918–1921 годов, просим предоставить нам и одновременно украинской молодежи честь участия в крестовом походе против большевистского варварства. Наряду с легионами Европы просим и мы дать нам возможность маршировать плечом к плечу с нашими освободителями – Германским Вермахтом и создать для этой цели украинское боевое соединение».
Эти писания вызывают дежавю. Нынешние украинские руководители вещают в том же ключе и почти теми же словами, будто у Мельника списывали. Особенно про европейские идеалы. Списали, а самого автора не оценили должным образом.
Заместитель начальника диверсионного управления «Абвера» полковник Эрвин Штольце сообщал на допросе в мае 1945 года: «С нападением Германии на Советский Союз Бандера активизировал националистическое движение в областях, оккупированных немцами, и привлек на свою сторону особо активную часть украинских националистов, по сути, вытеснив Мельника из руководства. Обострение между Мельником и Бандерой дошло до предела.
В августе 1941 года Канарис поручил мне прекратить связь с Бандерой и, наоборот, во главе националистов удержать Мельника…
Вскоре после прекращения связи с Бандерой он был арестован за попытку сформировать украинское правительство во Львове. Для порыва связи с Бандерой был использован факт, что последний в 1940 году, получив от «Абвера» большую сумму денег для финансирования созданного подполья в целях организации подрывной деятельности, пытался их присвоить и перевел в один из швейцарских банков, откуда они нами были изъяты и снова возвращены Бандере…
Причем такой же факт имел место и с Мельником…»
Так что традиции казнокрадства в Украине не новы.
Тот же Штольце вспоминал, что отдавал Мельнику поручение «организовать сразу же после нападения Германии на Советский Союз провокационные выступления на Украине, провокации с целью подрыва ближайшего тыла советских войск, а также для того, чтобы убедить международное общественное мнение в происходящем якобы разложении советского тыла».
С целью развертывания соответствующей пропаганды и вербовки сторонников Мельник начал засылать на территорию Украины группы своих подчиненных. Некоторые источники сообщают о сотрудничестве мельниковцев с немцами во время массовых расстрелов евреев и советских военнопленных в Бабьем Яру в Киеве в сентябре 1941 года. Ирония судьбы тут состоит в том, что в 1943 году здесь же немцами были расстреляны 600 мельниковцев, разочаровавшихся в сотрудничестве с фашистами.
В 1941 году представители мельниковских походных групп ОУН сформировали Киевский курень, который нес полицейскую службу в городе. Те, кто пережил киевскую оккупацию, с ненавистью вспоминают полицейский произвол и массовые убийства.
Мельниковские листовки гласили… «Смерть жидовским прихвостням – коммунобольшевикам!» или «ОУН несет Тебе, украинская молодежь, освобождение, свободу и светлую национально-естественную жизнь на Твоей земле, где не будет: НИ КАЦАПА, НИ ЖИДА, НИ ЛЯХА!»
Позже в составе походных групп в Украину прибыли вооруженные мельниковские формирования, в том числе и Буковинский курень, объединившийся с Киевским. Эти формирования принимали активное участие в акциях по уничтожению евреев.
В 1942 году личный состав этих формирований был влит в состав 115-го и 118-го шуцманшафтбатальонов (охранных команд). Резонансным и главным преступлением 118-го охранного батальона было уничтожение белорусского села Хатынь, в котором погибли 149 мирных жителей. 115-й охранный батальон зверски действовал против белорусских партизан.
В 1944 году немцы временно арестовали Мельника. Но затем выпустили, поручив оживить украинское антисоветское движение в тылу Красной Армии. Мельник использовал помощь немцев для формирования партизанских отрядов, которые затаились до самого разгрома Германии. В послевоенный период мельниковские партизаны на Западной Украине частично были уничтожены советскими органами безопасности, частично – бандеровцами, частично – перешли на сторону бандеровцев.
Сам Андрей Мельник жил в Германии, позже переехал в Люксембург. Пытался консолидировать силы украинской антисоветской эмиграции. В 1947 году на третьем большом съезде ОУН избран пожизненным главой провода (руководства) ОУН.
Умер в Клерво в 1967 году.
Мельник был опытнее и удачливее Бандеры. В отличие от него умер своей смертью. Но на его совести больше людской крови. Бабий Яр 1941 года. Хатынь и Волынь 1943 года. И многие другие организованные им массовые преступления.
Так что нынешним украинским нацистам логичнее было бы выкрикивать во время своих манифестаций: «Бандера і Мельник придуть! Порядок наведуть!»
Пока не поздно. Пока не начал свою работу второй Нюрнбергский процесс над нынешними неофашистами и националистами, историческая справедливость в отношении Андрея Мельника должна быть восстановлена.