0
6719
Газета История Интернет-версия

31.01.2019 23:01:00

Крылья республики

О вкладе французской дневной бомбардировочной авиации в Первой мировой войне

Алексей Олейников

Об авторе: Алексей Владимирович Олейников – доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Астраханского государственного университета.

Тэги: первая мировая, война, антанта, французские, бомбардировщики, истребители, прикрытие, воздушные, бои


первая мировая, война, антанта, французские, бомбардировщики, истребители, прикрытие, воздушные, бои Без истребительного прикрытия дневные бомбардировки стали невозможны. Фото Жюля Жерве-Куртельмона

В ноябре 1914 года, всего через три месяца после начала военных действий на Западном фронте Первой мировой войны, была создана 1-я бомбардировочная авиагруппа ВВС Франции, а затем, менее чем через шесть месяцев, – еще четыре других.

С мая по сентябрь 1915 года налеты 1-й, 2-й и 3-й бомбардировочных авиагрупп, оснащенных самолетами «Вуазен», вызвали необоснованные оптимистические надежды. Но в связи с появлением в 1915-м эффективных германских истребителей в развитии дневной бомбардировочной авиации наступил кризисный этап.

НЕМЕЦКИЕ ИСТРЕБИТЕЛИ

АКТИВИЗИРУЮТСЯ

Германская истребительная авиация причинила французам тяжелые потери. Тихоходный и неповоротливый, лишенный возможности вести огонь назад, «Вуазен» был плохо приспособлен к обороне от истребителей противника.

Уже в июле 1915 года командование 3-й бомбардировочной авиагруппы предписало, чтобы бомбардировки осуществлялись только на восходе солнца или при наступлении ночи. С октября 1915 года действия дневных бомбардировщиков осуществлялись только под прикрытием истребителей и на небольшое расстояние – 20–40 км от линии фронта. Кризис дневного бомбометания был настолько серьезным, что к марту 1916 года эскадрильи 1-й, 2-й, 3-й бомбардировочных авиагрупп уже специализировались почти исключительно на ночном бомбометании.

Единственными самолетами, способными выполнять дневные бомбардировочные операции, были двухмоторные «Кодроны» G-4, которыми, в частности, была вооружена эскадрилья С66, совершившая налет на Карлсруэ в июне 1916 года.

Действовавшая в Лотарингии 4-я бомбардировочная авиагруппа имела самолеты типа «Морис Фарман», которые хотя и были более поворотливыми, чем «Вуазены», но оказались столь же неспособны к обороне в задней полусфере. Эта авиагруппа выполняла налеты на Эльзас и герцогство Баден (Фрибург), но ценой больших потерь и с незначительными тактическими результатами. Данные налеты осуществлялись 4–5 самолетами, изредка – дюжиной машин.

В конечном итоге 1-я бомбардировочная авиагруппа передала три свои эскадрильи в состав истребительной авиации (эскадрильи № 102, 103, 112), 2-я бомбардировочная авиагруппа была расформирована, передав три свои эскадрильи в состав разведывательной авиации (эскадрильи № 104, 105, 106). Эскадрилья С-66 была временно придана 6-й армии и в качестве разведывательной авиачасти принимала участие в наступлении на Сомме.

В 1917 году происходит перевооружение французских дневных бомбардировочных эскадрилий на одноместные и двухместные «Сопвичи». Это позволило им возобновить свою работу, но довольно робко, и не выходя из зон ближних бомбардировок.

Хотя «Сопвич» и обладал действительно хорошими летными качествами, но он появился на Французском фронте с запозданием на год. Причем французский вариант самолета, изготовляемый по английским образцам, отставал от них качественно.

В таких условиях эскадрильи 1-й и 3-й дневных бомбардировочных авиагрупп участвовали в наступлении на реке Эн (апрель – май), а эскадрильи 1-й авиагруппы – в наступлении под Верденом (август и сентябрь). При этом бомбардировщиками не был осуществлен ни один глубокий налет вглубь обороны противника.

В Лотарингии 4-я бомбардировочная авиагруппа, также перевооружившаяся «Сопвичами», выполнила несколько налетов на Эльзас и герцогство Баден, взаимодействуя с несколькими английскими эскадрильями.

Потери были, однако, тяжелы, и за исключением нескольких групповых налетов (Фрибург, Оберндорф) операции 4-й бомбардировочной авиагруппы все более и более сводились к ночным рейдам отдельных самолетов или к налетам на ближние тылы противника в Верхнем Эльзасе.

СВОДКА ПО НАЛЕТАМ

Число дневных бомбардировок французских ВВС было следующим:

– цели, удаленные от фронта не далее 30 км: 1915 год – 18; 1916 год – 9; 1917 год (до августа) – 2; с сентября 1917 года до 21 марта 1918 года – 26; с 21 марта 1918 года до перемирия – 6. Соответственно всего – 61 бомбардировка;

– цели, удаленные от фронта не далее 60 км: в 1915-м – августе 1917-го – 15; в сентябре 1917-го – ноябре 1918-го – 11. Итого 26 налетов;

– по целям, расположенным на удалении, большем, чем 100 км, – лишь 6 налетов, относящихся к периоду до сентября 1917 года.

Необходимо отметить, что здесь рассматриваются только бомбардировочные действия наступательного характера; если в первый период дневное бомбардирование в этой области достигло ничтожных успехов, то на полях сражений 1918 года оно, наоборот, сыграло славную роль. Причем и у германцев дневные групповые бомбардировки были очень редким явлением и велись на небольшое удаление от линии фронта – например, на города Нанси или Бар ле Дюк.

Париж, если не считать одиночных бомб, сброшенных на него в 1914 году, когда еще не существовало истребительной авиации, бомбился с воздуха только ночью – и то лишь в 1918 году. В этот период столица находилась только в 80 км от фронта. Но, как бы ни была заманчива для противника подобная цель, все-таки он никогда не рисковал нападать на нее днем – хотя и мог ее достичь в любое время суток – но этому помешали бы не только эскадрильи, расположенные под Парижем. Противник знал, что столкнулся бы на обратном пути с барражирующими фронтовыми истребительными группами союзников, которые устроили бы побоище возвращающимся бомбардировщикам.

В то же время действовавшие из Лотарингии эскадрильи британских ВВС с октября 1917 по ноябрь 1918 года совершали успешные дневные налеты на центры Рейнской области. Причем некоторые из них совершались на цели, находящиеся на большом удалении от фронта, например, на Мангейм (120 км), Кобленц (200 км), Кельн (250 км, бомбардировавшийся 18 мая 1918 года).

Учитывая слабую обороноспособность первых дневных бомбардировщиков ВВС Франции, уже с 1915 года 2-й бомбардировочной авиагруппе, дислоцированной в Северной Лотарингии, были приданы истребительные эскадрильи – № 65 (на «Ньюпорах») и № 66 (на «Кодронах»).

В 1917 году, во время наступлений на реке Эн в Шампани и у Вердена, бомбардировщики «Сопвич» действовали под непосредственным прикрытием одноместных истребителей «Спад». Так, в Эльзасе прикрытие 4-й бомбардировочной авиагруппы было возложено на истребительные эскадрильи 7-й армии, расположенные в районе Бельфора. Кроме того, эта авиагруппа имела несколько одноместных истребителей «Ньюпор», непосредственно входивших в ее состав.

С сентября 1917 года до 21 марта 1918 года, когда германская истребительная авиация располагала самолетами «Пфальц», «Альбатрос» и «Фоккер», «Спадам 180 HP», которые не могли вести бой на высотах свыше 5 тыс. м (высота, обычная для дневных бомбардировщиков), приходилось туго. Но после того как в феврале-марте 1918 года на фронте появились самолеты «Бреге 14Б», положение изменилось. Но немцы противопоставили им новые машины – прежде всего одноместный истребитель «Сименс – Шуккерт».

В результате даже под истребительным прикрытием эскадрильи французских дневных бомбардировщиков редко преодолевали дистанцию в 12–15 км от линии фронта, не доходя даже до зоны оперативных резервов противника.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ИДЕИ

Идея истребительного прикрытия бомбардировщиков французских ВВС вновь возродилась весной 1918 года – в виде так называемых «комбинированных налетов» истребительных и бомбардировочных эскадр. Типичным примером таких операций являются налеты на аэродром в Капни, осуществленные 12-й (бомбардировочной) и 1-й (истребительной) эскадрами.

Несмотря на мощное истребительное прикрытие (16 мая – 56 «Спадов» и 23 «Бреге»), они не обходились без потерь. Так, 17 мая было сбито два «Бреге», а третий самолет привез на аэродром убитого летчика-наблюдателя.

Роль непосредственного прикрытия бомбардировщиков возложили на эскадрильи трехместных «Кодронов», составляющих неотъемлемую часть ударных групп. Об эффективности прикрытия бомбардировщиков свидетельствуют потери, понесенные дневными бомбардировщиками союзников в кампании 1918 года. Так, в период 1 мая – 14 июня в операциях принимали участие пять бомбардировочных авиагрупп общей численностью до 150 самолетов. С 29 мая по 14 июня, то есть за 15 дней боевой деятельности, при 1350 самолетовылетах потери составили 25 самолетов и 72 пилота (50 человек пропавших без вести, 4 убитых, 18 раненых). Наибольшие потери были понесены в боях 31 мая (8 самолетов) и 1 июня (4 самолета).

С 1 по 26 мая на 650 самолетовылетов потери составили 12 самолетов и 37 пилотов (24 пропавших, 6 убитых и 7 раненых). Значительные потери авиация несла и позже. Так, 12 сентября немцами были сбиты три самолета, в том числе майора Роккара – командира 4-й бомбардировочной авиагруппы. А уже 14 сентября противником было сбито еще 8 самолетов. Из состава 33 экипажей, принимавших участие в налете, выбыло из строя 20 пилотов, наблюдателей и пулеметчиков. В этом бою французские звенья были атакованы примерно 20 истребителями противника – жестокая борьба длилась 35 минут. Но в этом бою были сбиты или подбиты и 8 одноместных германских самолетов (учитывая, что самолеты одноместные, потери немцев в людях были вдвое меньше).

Ожесточенные бои вели и британские летчики. Так, 31 июля 1918 года 9 самолетов британской эскадрильи дальнего действия, стоявшей в Лотарингии, вылетели, намереваясь нанести бомбовый удар по городу Майнц. Атакованные вскоре многочисленными самолетами противника, они потеряли четыре самолета. Пяти остальным удалось сбросить бомбы на Саарбрюк, но новая стычка на обратном пути привела к гибели еще трех самолетов.

В июле 1918 года потери только двух британских эскадрилий (№ 55 и 99) в воздушных боях составили 15 сбитых и 28 поврежденных самолетов (двухместных «Хэвилендов»). Потери неприятельских истребителей в этих боях равнялись 10 сбитым и 6 поврежденным самолетам.

Можно только преклоняться перед удальством экипажей союзников, пренебрегавших при бомбардировочных налетах атаками неприятельской авиации. Средние цифры потерь союзников были примерно вдвое больше соответствующих потерь, понесенных немецкой авиацией в этих же боях.

Подобные потери неслись союзниками, в том числе потому, что они имели очень малое число легко пополняемых боевых единиц, «возобновлять» которые постоянно было невозможно – при наличии многочисленных авиагрупп. Кроме того, англичане, менее истощенные войной, чем французы, относились менее расчетливо к жизни своих бойцов (то же обстоятельство, причем в еще большей степени, было замечено и применительно к американской армии, вступавшей в бои совершенно свежей, и на заключительном этапе Первой мировой войны).

Если бы союзники более активно практиковали дневное бомбометание даже при наличии истребительного прикрытия, это привело бы лишь к недопустимой растрате материальной части и людских ресурсов их военно-воздушных сил.

Эффективность дневной бомбардировочной авиации была наиболее высокой с мая по октябрь 1915 года и с сентября 1917 года по март 1918 года – и своим успехом прежде всего была обязана кратковременному превосходству союзной истребительной авиации над авиацией противника. И хотя такое превосходство каждый раз удерживалось не долее нескольких месяцев, именно истребители сделали возможным достижение самолетами дневной бомбардировочной авиации соответствующих боевых успехов.        


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Хезболла" делает ставку на затяжную войну

"Хезболла" делает ставку на затяжную войну

Игорь Субботин

Новый генсек пообещал победить Израиль в ближнем бою

0
4373
Иванишвили рассказал о плане войны с Россией

Иванишвили рассказал о плане войны с Россией

Игорь Селезнёв

Грузинам предлагали продержаться несколько дней и стать партизанами в лесу

0
2340
Анкаре нужны немецкие истребители

Анкаре нужны немецкие истребители

Олег Никифоров

Шольц готов возобновить поставки вооружений Турции

0
2275
Убийственные краски

Убийственные краски

Сергей Коновалов

0
13206

Другие новости