0
6133
Газета История Интернет-версия

12.04.2019 00:01:00

Трижды почетный из королевской команды

О выдающемся отечественном конструкторе ракетной техники Игоре Николаевиче Садовском

Александр Песляк

Об авторе: Александр Михайлович Песляк – кандидат философских наук, историк.

Тэги: космос, ссср, королев, садовский, глушко, грабин, мит, пушки, энергия буран, рт2, ярс, тополь, булава


космос, ссср, королев, садовский, глушко, грабин, мит, пушки, энергия буран, рт2, ярс, тополь, булава Генеральный конструктор НПО «Энергия» Валентин Петрович Глушко (справа) и его первый заместитель Игорь Николаевич Садовский. Фото из архива семьи Садовских

Родился Игорь в конце января 1919 года в селе Эрлекс Владимирской области. Мать – преподаватель, отец – инженер. Благодаря чудесной игрушке Игорёк «загорелся» паровозами, хотел стать их строителем. И в тяжком 37-м, взяв фамилию матери, поступил в Бауманку, закончил которую по специальности… «инженер-механик по артиллерийским системам и установкам»! Правда, закончил уже после войны, в начале которой был откомандирован на Горьковский машиностроительный завод № 92 им. Сталина. Именно на этом предприятии, в КБ Василия Грабина, рождались лучшие пушки Второй мировой – пехотные и дивизионные, танковые, для самоходных артустановок, противотанковые «зверобои». Инженер-новичок прошел путем мастеров – контрольный, старший контрольный, старший мастер цеха.

В 1943 году грабинское КБ переехало в Подмосковье, в еще не знаменитый Калининград. Почти десятилетие Игорь Садовский трудился там, закончив вуз, осваивая управление зенитными ракетами. А в 1949 году параллельно закончил и Высшие инженерные курсы.

Однако в послевоенной биографии инженера возникли и разночтения. Так, по некоторым данным, в начале 1950-х годов он работал в секретариате Совета Министров (если точнее – в аппарате Спецкомитета № 2, атомный проект), затем – в новом атомном ведомстве – Минсредмаше (в должности заместителя начальника управления), наконец – два с половиной года провел на некоем предприятии п/я 72.

Проявив незаурядные творческие и организаторские способности в создании новой техники, Игорь Николаевич в 1951 году получил свой первый «Знак Почета» (участие в работах по атомному изделию). Второй орден – в 1953 году, уже за работы по динамике движения зенитных управляемых ракет. А вот третий «Знак Почета» был вручен ему в 1957 году, причем с формулировкой «за участие в проведении проектных работ» по баллистическим ракетам Р-5 и Р-11 и по первому спутнику. Тогда же защитил кандидатскую диссертацию по этой тематике.

Непосредственно в коллектив ОКБ-1 специалист-грабинец был принят в начале 1958 года и трудился там почти 30 лет.

У КОРОЛЁВЦЕВ

Помимо отработки нового корабля «Восток» и начавшихся модификаций знаменитой Р-7, у королевцев шла интенсивная работа над целевыми спутниками «Зенит-2», «Молния», «Электрон», автоматами для перелета к Луне, Марсу, Венере, разворачивались работы по проекту огромного носителя Н-1. А вот авторитетный историк космонавтики из США Асиф Сиддики отмечал: не следует полагать, что ОКБ-1 было озабочено лишь космосом. В целях обеспечения безопасности СССР и получая все новые «вводные» и заказы от военных, самую главную работу в конце 1950-х – начале 1960-х годов предприятие выполняло в интересах Минобороны. Здесь создавались первые межконтинентальные баллистические ракеты для нового вида вооруженных сил – Ракетных войск стратегического назначения. Вслед за Р-5 и ее вариантом Р-5М с ядерным зарядом, после «семерки» с ее двойным предназначением появились межконтинентальные Р-9 и ее модификации, первые варианты Р-11…

В самом начале 1958 года на предприятие приехал еще довоенный соратник Королёва Юрий Победоносцев, трудившийся в подмосковном НИИ-125. Дружеский профессиональный диалог с аргументами об эффективности пороховых ракет и зарядов для «Катюш», воспоминания Сергея Павловича о казанской «шарашке» в годы войны и его предложениях по ракетам на твердом топливе подводили к важнейшей идее. Только что избранный академик увидел в новом типе боевых ракет весьма перспективный вектор работ. И предложил Садовскому, который некогда занимался пороховыми зарядами, возглавить инициативную группу в ранге своего заместителя. Тот создает быстро растущий коллектив. Разворачиваются исследования, чтобы оценить возможность создания баллистических ракет дальнего действия на твердом топливе (при использовании крупногабаритных шашек баллиститных порохов).

О наглядных преимуществах «твердотопливников» выразительно высказался начинающий «подводный ракетчик» Виктор Петрович Макеев: «…Нигде ничего не течет, не газит, не парит. Под водой ходи сколько хочешь, и никаких пугающих запахов». Плюс многомесячный режим боеготовности прямо на стартовых позициях – в том числе в заглубленных шахтах и на подводных лодках. Плюс абсолютная нетоксичность и простота эксплуатации…

В соответствии с постановлением советского правительства с 29 июня 1959 года ранее не поддерживаемые государством исследовательские работы теперь становились госзаказом. Поскольку была подтверждена перспективность ракет дальнего действия на новых принципах (и уже было известно об американских «Минитменах» и «Поларисах»), Госкомитет СМ СССР по оборонной технике утвердил дальнейший ход работ в ОКБ-1. Для активизации работ по оборонной тематике в коллектив королёвцев вошли и соседи по территории – грабинский ЦНИИ-58, который после войны и занимался ядерными реакторами, и продолжал артиллерийскую тематику.

НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

По мнению конструктора Сергея Сергеевича Крюкова, возглавив новое, «твердотопливное» направление в ОКБ-1, Садовский внес в проекты большое личное творческое участие. В семейном архиве Садовских хранятся письма Королёва, завершаемые словами «Крепко жму Вашу руку». Своему заму Главный предлагал отделиться, возглавив в Горьком филиал ОКБ-1 по твердотопливным изделиям, но Садовский не решился, подобно Козлову, Решетнёву, Макееву или Янгелю, на своего рода отрезание пуповины, отрыв от «родительского» ОКБ-1.

Зато развернулась, по выражению Бориса Евсеевича Чертока, кипучая деятельность главного конструктора и его зама на поприще создания смесевых зарядов: «Проектные работы проводились одновременно по всему ракетному комплексу. Садовский из проектанта и разработчика все больше превращался в координатора и куратора. Реальная власть переходила к разработчикам конструкции и конкретных систем. Но боевой ракетный комплекс некоторое время не имел настоящего хозяина».

Огромный вклад в работу внесли выходцы из грабинского КБ, уже проектировавшие зенитный комплекс «Круг» на порохах. По новому направлению творчески проявили себя конструкторы Дубинский, Красовский, Аксельрод, Дерюжкин. Идеи последнего в значительной степени определили конструкцию ракеты и ее функционирование в полете.

В наших ракетах нового типа «конструктивная простота: отсутствие турбонасосного агрегата, сложной арматуры, трубопроводов – при высокой плотности твердого топлива позволяет создавать ракету с более высоким числом Циолковского», отмечал академик Б.Е. Черток. Между тем он «копнул» куда глубже, заметив то самое звено, которое позволяло бы вытащить тяжелейшую цепь противостояний между ракетными лидерами: «Не только противоречия между Королёвым и Янгелем, но и последовавшая «гражданская война» – соревнование школ Янгеля и Челомея – могла иметь совершенно другой характер, если бы смесевое твердое топливо было освоено нашей промышленностью лет на пять раньше».

Садовскому в начале работ пришлось столкнуться с большим количеством вызовов: неразработанность теоретических основ темы, несогласованность, а иногда и «капризы» незаменимых смежников, небыстрая обучаемость своих же специалистов, да и само отсутствие требуемых (по массе параметров) топлива, материалов, производств, испытательной базы.

Преодолевать все приходилось практически одновременно, в условиях почти цейтнота, в кооперации и при содействии ряда КБ, НИИ, даже вузов. Плюсом было то, что королёвского зама отличали энергия, умение правильно сформулировать основные задачи и объединить коллектив для их решения. Он был человеком высокой технической эрудиции, трудоспособности и, невзирая на многочисленные трудности, последовательно отстаивал перспективность твердотопливной ракетной техники.

15-1-1-t.jpg
Многоразовой системе «Энергия-Буран»
прочили большое будущее.
Фото с сайта www.roscosmos.ru
ТРИ МАШИНЫ

В конце 1950-х – начале 1960 годов было выпущено три правительственных решения о создании твердотопливных ракет на базе ОКБ-1. В тесной кооперации с создателями новых источников горения и двигателей (НИИ-125 Бориса Петровича Жукова) были развернуты НИОКРы по твердотопливной ракете средней дальности РТ-1. Чуть позже – и по межконтинентальной РТ-2.

Под руководством и при непосредственном участии И.Н. Садовского создаются производственные базы для изготовления топлива и двигателей в Горьком и Бийске и ракет в Перми, активизируется работа ряда заводов и НИИ.

В результате теоретических и экспериментальных исследований уже не группой, но солидным коллективом (около 600 человек) было обосновано создание эластичного топлива и возможность его формования непосредственно в корпусе двигателя, что явилось фундаментальным достижением отечественной техники. Наконец, были проведены прочностные, огневые и примерочные испытания всех трех ступеней, самой ракеты РТ-1 и стартового комплекса. Примечательно, что каждая ступень состояла из четырех блоков двигателей, объединенных в пакет. Другое новшество: корпуса двигателей были сделаны из стеклопластика методом тканевой намотки, зато сопловые блоки выполнялись из титанового сплава. Разделение ступеней ракеты РТ-1 (как и двух последующих систем с РДТТ) было «горячим», то есть последующая ступень запускалась еще при работающей предыдущей.

Летные испытания РТ-1 (дальность полета до 2500 км, разброс головной части в радиусе 5 км) проводились в 1962–1963 годах. Из первых девяти ракет только три выполнили свою задачу. Технический руководитель темы от ОКБ-1 Игорь Садовский получил драматическую, но чрезвычайно важную возможность накопить опыт натурной отработки изделий нового типа, уточнить ряд технических характеристик перспективных ракет с РДТТ. Но РТ-1 не была принята на вооружение. В том числе из-за низкой энергетической отдачи баллиститных пороховых шашек.

Другие недостатки «первенца» (заряды на трех ступенях с несовершенной технологией размещения шашек, с недостаточно четкими их характеристиками, большое время подготовки к стрельбе и ее малая кучность) подлежали устранению. В частности, был спроектирован моноблочный четырехсопловый двигатель, улучшена система управления. Кроме того, для отработки решений уже межконтинентальной РТ-2 на базе РТ-1 была спроектирована и построена РТ-1-63 (из трех пусков успешным был один).

Фактически ракеты РТ-1 и РТ-1-63 разрабатывались как экспериментальные, для «набора опыта», и сдача их на вооружение не предусматривалась. Испытания же подтвердили возможность создания твердотопливных ракет и определили направления дальнейших работ.

Новой машиной РТ-2 столь же плотно занимался ее главный конструктор. Ракета 8К98 была скомпонована из первой и третьей ступеней ракеты РТ-25 главного конструктора пермского КБ машиностроения Михаила Юрьевича Цирульникова и второй ступени ракеты РТ-15 главного конструктора ленинградского «Арсенала» Петра Александровича Тюрина. Испытания РТ-2 (дальность полета полутонной головной части – за 10 тыс. км, разброс при летных испытаниях – в радиусе 0,1 км, либо массой 1,5 т – на дальность 4–5 тыс. км) были начаты уже без Королёва, в 1966 году: выполнено 16 успешных пусков из 25.

Спустя два года первая советская твердотопливная стратегическая межконтинентальная ракета была принята на вооружение, на семь лет позже первой американской. Впервые в стране ракету «упрятали» под землю, для чего большую работу провели с КБ Владимира Павловича Бармина, создавая защищенные шахтные установки, объединяя их в цепочки и кольца, внедряя дистанционное управление. Стоящими на боевом дежурстве межконтинентальными РТ-2 была вначале вооружена ракетная дивизия из шести полков. Она одна по огневой мощи многократно превосходила огневую мощь всех дивизий противоборствующих сторон во Второй мировой войне!

Результаты научно-технических разработок были обобщены в докторской диссертации, которую в 1970 году Игорь Садовский успешно защитил.

Кстати, уже в те годы на предприятии был разработан и эскизный проект боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) из четырех стартовых вагонов с ракетами РТ-2 и нескольких вагонов, обеспечивающих боеготовность комплекса и размещение персонала. Однако в «железе» тогда этот проект воплощен не был.

Наконец, последним из садовских «твердотопливников» стала модифицированная ракета РТ-2П, которая проходила летные испытания в 1970–1971 годах. Она имела уже не смесевое, а твердое топливо, его связующий компонент – бутилкаучук – обладал высокой пластичностью, не растрескивался в процессе хранения. Топливо заливалось прямо в корпус двигателя, затем происходила его полимеризация. Управление движением ракеты на всех ступенях осуществлялось с помощью управляющих разрезных поворотных «качающихся» сопел (по четыре сопла на каждом двигателе). Сверхзвуковая часть сопла маршевого двигателя состояла из неподвижной и подвижной частей.

Для 20-метровой ракеты было предусмотрено стартовое устройство шахтного типа и ряд новшеств («минометный старт» 50-тонной махины с помощью особого поддона и бандажа, комплекс радиотехнической защиты от средств противоракетной обороны противника, новый двигатель, улучшенное топливо, «закрутка» ракеты в пусковом стакане). И в 1972 году она была принята на вооружение. По летно-техническим характеристикам РТ-2П приближалась к заокеанскому «Минитмену III».

Всего за время летных испытаний и дежурства было произведено 100 пусков ракеты РТ-2 и ее модификации РТ-2П (сотый – в 1979 году). Было определено несколько районов базирования с кольцами из 7–10 шахтных пусковых установок. Комплексы с ракетами РТ-2 и сменившими их в 1972 году новыми РТ-2П (всего 60 единиц) простояли на боевом дежурстве в общей сложности свыше 20 лет и были демонтированы в начале 1990-х годов в рамках реализации Договора СНВ-1.

О ПЕРВОРОДСТВЕ И СПРАВЕДЛИВОСТИ

И все те годы – хотя руководитель Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ) Василий Павлович Мишин не считал ведущей задачей предприятия НИОКР по твердотопливным боевым системам – его первый заместитель продолжал техническое руководство доработкой и пусками ракет, где «властвовал» и зам главного по испытаниям Яков Исаевич Трегуб. Однако все шло к угасанию. И в 1973 году, накануне больших перемен на предприятии, вся конструкторская документация была передана в Ленинград, в ЦКБ «Арсенал»...

За создание изделия РТ-2П и боевого комплекса Садовский и группа сотрудников были удостоены в 1973 году Государственной премии СССР (ранее главный конструктор получил орден Ленина). Как считал начинавший вместе с ним Феликс Титов, учитывая уникальность, практическую важность созданного в ракетной технике и степень личного вклада, И.Н. Садовский «безусловно заслуживал значительно большей оценки своей деятельности – и нельзя не отметить, что первоначально он представлялся к званию Героя Социалистического Труда и лауреата Ленинской премии».

Более того, по ряду субъективных причин (негативное отношение со стороны руководителя предприятия, военного заказчика в лице Главного управления ракетного вооружения, министров С.А. Афанасьева, А.А. Гречко, да и конкурентов) высококвалифицированный и уникальный по направлению работ коллектив – разработчик уникальных ракет прекратил свое существование.

Зато было заложена фундаментальная научно-теоретическая основа создания принципиально новых топлива, материалов и ракет, новая производственная и испытательная база, крепкая цепочка кооперантов, весьма пригодившаяся впоследствии.

Спустя почти 10 лет развитие технологии твердотопливных ракет продолжили главный конструктор Московского института теплотехники Александр Давидович Надирадзе и его последователи. Теперь у нас есть «Тополь» и «Тополь-М», «Ярс», «Булава» и другие «сюрпризы» для «заклятых друзей». Неприхотливые в обслуживании и использовании, очень надежные, относительно легкие, а значит, способные перемещаться в контейнерах по «грунтовке» или по рельсам.

РАБОТЫ НА КОСМОС

Одновременно с разработкой боевых систем коллектив Садовского создавал двигатели для системы аварийного спасения (САС), для обеспечения мягкой посадки, отделения космических аппаратов (КА) и обтекателей от носителя и т.д. Руководитель же вел также стендовую и летную отработку разгонного блока ДМ (6 огневых испытаний в 1973–1975 годы). Благодаря этому ракетному блоку различные космические аппараты и поныне выводятся на геостационарную и высокоэллиптические орбиты.

В феврале 1972 года Военно-промышленная комиссия при СМ СССР выпустила распоряжение о работе над техническим проектом создания многоцелевого орбитального комплекса. Как пишет американский историк А. Сиддики, «в результате во второй половине 1972 – первой половине 1973 года инженеры ЦКБЭМ, включая некоторых ведущих замов Главного конструктора – таких как А.П. Абрамов, Б.Е. Черток, М.В. Мельников, И.Н. Садовский, – были вовлечены в подготовку детального план-проекта».

В энциклопедии «Космонавтика и ракетостроение» также уточняется, что И.Н. Садовский – «один из главных руководителей проектной разработки многоцелевого орбитального комплекса, создание которого на околоземной орбите предполагалось с использованием РН Н-1». Но не случилось…

ВЗЛЕТ К… «ЭНЕРГО-БУРАННОМУ ПОЛУСТАНКУ»

После своего прихода на предприятие в 1974 году Валентин Петрович Глушко далеко не сразу поручил Садовскому руководство проектной разработкой всей многоразовой транспортной космической системы (МТКС) «Энергия-Буран». Приоритетным для самого Глушко все-таки оставался лунный проект (база и новая тяжелая ракета-носитель – уже на его двигателях). Однако советское руководство после высадки американцев на Луну к теме остыло.

Садовский же, будучи заместителем академика, отстаивал иной путь – и почти два года с отделами отрабатывал считавшуюся второстепенной тему многоразовой космической системы. Несмотря на неконструктивную критику коллег с предприятия и даже противодействие, он шел к интеграции различных вариантов крылатых «многоразовых кораблей с ракетой-носителем, что работало бы и на оборону, безопасность, и на науку с технологиями, а значит, и на народное хозяйство.

Взвешенно следует подбирать слова – но и в упомянутой энциклопедии отмечено: «…Внес немалый вклад в выбор и обоснование основных технических характеристик этой системы… был одним из главных руководителей по реализации проекта системы и ее использованию». Это был, пожалуй, второй – непростой, но звездный – этап счастливых работ Садовского.

А начиналась эпопея чуть ли не полулегально – с проработок эскизного проекта орбитального самолета ОС-120, затем корабля ОК-92 (от концепции без крыла с вертикальной посадкой МТК ВП обоснованно отказались). Постепенно вырисовывался некий облик будущего комплекса. Несмотря на противодействие и неконструктивную критику, в том числе и со стороны коллег по НПО «Энергия», Садовский с товарищами довел разработку до уровня, когда можно было обстоятельно обсуждать эскизный и технический проекты, а также программы экспериментальной отработки и обеспечения надежности. В ЦК партии, в Минобороны, Министерство общего машиностроения были разосланы экземпляры 65-страничного документа, утвержденного Игорем Николаевичем. В 1975 году были одобрены технические предложения, спустя два года – тома технического проекта.

В ранге первого заместителя генерального конструктора НПО «Энергия» некогда «главный твердотопливник» стал главным конструктором по теме МТКС.

Здесь следует сделать отступление в пользу рассуждения о том, почему и насколько оценки тех или иных людей вообще, коллег в одном коллективе, в частности, могут совпадать – или расходиться. Даже быть полярными. Влияют ли на это личные симпатии или обиды, собственные амбиции или оценка руководства, результаты работы человека или его качества и недостатки. Сложен человек, его характер иногда может значить больше, чем результат работ. Одни считают специалиста талантливым, другие видят в нем черты сутяжничества – или способности подставить под удар. Одни утверждают о честности, другие – чуть ли не о двуличном поведении.

Борис Ширяев не один год проработал вместе с Садовским. Считает его прекрасным техническим руководителем, «изумительным технарем, каких мало»: «Пожалуй, он – единственный в то время, кто умел «вязать» целые системы». А вот роль главного конструктора МТКС «Буран» была ему все-таки не по плечу, утверждает другой конструктор Вячеслав Филин: «Садовский – хороший проектант, глубоко разбирающийся в комплексных теоретических вопросах, а вот организация работ в КБ, организация производства и тем более работы многочисленных смежников – это было для него как нож острый».

…Закипела работа, появились новые «вводные», умножилось число смежников. Игорь Николаевич вновь стал вторым лицом в НПО и главным конструктором МТКС «Энергия-Буран». Но появление все новых трудностей, помех, а то и плохо устранимых препятствий, нехватка, как говорят ныне, административного ресурса не позволяли активно продвигать дело. В 1981 году на предприятие прибыл глава Московского обкома партии Василий Иванович Конотоп. Экс-паровозостроитель с трибуны устроил разнос. Спустя некоторое время Глушко собрал нескольких руководителей проекта и заявил об отстранении Садовского от руководства темой. Аргументация выглядела так (из книги Б. Чернятьева «Космос – моя работа»): «…Когда я спрашиваю с него за работы главного конструктора, он ссылается, что занят работами первого заместителя генерального конструктора и наоборот. Дальше так продолжаться не может – это вредит делу…»

Однако исходные проработки проекта, налаживание кооперации и огромный задел в части развернутых при Садовском работ позволили с первой попытки (!) осуществить успешные запуски ракеты «Энергия» в мае 1987 и ноябре 1988 года.

НЕ СУТЯЖНИЧЕСТВО, А ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ

От защиты технического проекта до первого старта «Энергии» с полезной нагрузкой прошло 12 лет. МТКС приняла окончательный облик, пишет Вадим Лукашевич, «но идеология системы (многоразовый крылатый ОК с ВРД, универсальная ракета-носитель со спасаемыми блоками I ступени, компоненты топлива ракетных ступеней, воздушная транспортировка на самолете-носителе, автоматическая посадка и т.д.), заложенная в конце далекого 1975 года, осталась незыблемой». Чьи заслуги – ясно…

В ходе работ по МТКС «Энергия-Буран» и в финале стали проявляться не всегда обоснованные амбиции одних, «толкание локтями» и оттирание тех, кто начинал проект, но не всегда мог довести его до победного финала. Ознакомившись с проектом списка представляемых к наградам, Садовский направляет письмо в партком и Юрию Павловичу Семёнову, новому генеральному конструктору НПО «Энергия». Вот лишь некоторые фразы из этого послания, полного корректного гнева и изумления: «…В работе принимали участие очень большие коллективы – особенно после того, как она получила признание и развитие… Было бы крайне нежелательно и не в духе времени допустить даже малейшую несправедливость в вопросе о поощрениях, т.е. неправильно оценить вклад или забыть тех, кто стоял у истоков системы, закладывал основополагающие принципы ее работы, воспринимая тяжелый груз критики со стороны скептиков и явных противников ее создания. Вместе с тем включение в авторские коллективы лиц, творческий вклад которых недостаточно очевиден, также будет воспринят негативно».

В перечне исходных и принципиально решенных – семь проблем и десяток конкретных стратегических результатов; в числе сотрудников-первопроходцев – В. Алиев, В. Бурдаков, А. Решетин, П. Ершов, В. Гладкий, П. Цыбин, другие…

Имело ли это обращение последствия – неизвестно, но позицию «Уважать первопроходцев» можно только разделять.

Фактически с 1974 по 1982 год Садовский руководил проектно-исследовательскими работами по созданию первой в СССР ракетно-космической системы многоразового пользования. А еще в 1980-е годы он проводил поисковые работы по созданию боевого комплекса с твердотопливными ракетами, стартующими из фюзеляжа летящего тяжелого транспортного самолета. К сожалению, эти работы не были поддержаны и реализованы.

Конструктор со степенью профессора многие годы вел значительную научно-популяризаторскую работу, редактируя монографии, участвуя в работе Комиссии по топливу при Президиуме АН СССР и Межведомственного совета по двигателям на твердом топливе. К концу 1970-х годов как член трех ученых советов ЦКБЭМ, ЦНИИмаш и НИИТП, он регулярно выступает на заседаниях (уже доктор технических наук), заместитель главного редактора сборника «Ракетно-космическая техника».

Игорь Николаевич – автор более 150 научных трудов, статей и изобретений (80 в авторстве и соавторстве) – ушел с предприятия в 1990 году, из жизни – в 1993-м.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Игорь Николаевич очень увлекался живописью. Ветеран РКК «Энергия» Виктор Хаспеков вспоминает: придя на юбилей в квартиру у ВДНХ, был поражен немалым количеством картин – в основном пейзажей, написанных Садовским. Через всю стену висело полотно «под Айвазовского» – но со своим видением волн. Свое видение…

Деятельность вдумчивого специалиста, организатора комплексных работ была тесно связана со становлением и развитием новых отраслей промышленности и науки, сплочением больших передовых коллективов вокруг крупных государственных задач. И тем более обидно, что к 100-летию со дня рождения этого выдающегося конструктора даже РКК «Энергия», не говоря уже о других «космических» организациях, не сделала никаких мало-мальски символических жестов: разместить статью в многотиражку или же просто хотя бы на своем сайте вывесить биографическую справку. А ведь верно говорил классик: кто не чтит прошлое, у того нет будущего… 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Не расставаться с Россией

Не расставаться с Россией

Виктор Леонидов

«Хранитель драгоценных пушкинских и литературных реликвий» Сергей Некрасов

0
224
Константин Ремчуков. Итоги саммита ЕС–Китай отразили глубокие разногласия сторон в геополитике и торговле

Константин Ремчуков. Итоги саммита ЕС–Китай отразили глубокие разногласия сторон в геополитике и торговле

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 28.07.25

0
1321
Остановиться, но не остановить

Остановиться, но не остановить

Дарья Курдюкова

Наблюдение времени на выставке Александры Митлянской в Московском музее современного искусства

0
1575
Глава США допустил введение вторичных санкций против РФ раньше, чем через 50 дней...

Глава США допустил введение вторичных санкций против РФ раньше, чем через 50 дней...

Юрий Паниев

Орбан обозначил новую модель Евросоюза

0
1937

Другие новости