0
6152
Газета История Интернет-версия

24.05.2019 00:01:00

Несостоявшееся наступление

В чем главный итог действий советских войск на центральном направлении весной и летом 1942 года

Анатолий Малышев

Об авторе: Анатолий Михайлович Малышев – доктор военных наук, профессор.

Тэги: красная армия, 1942, москва


17-14-1.jpg
Генерал-лейтенант Павел Белов
с офицерами своего штаба.
Фото Михаила Савина
После завершения общего наступления Красной Армии зимой 1942 года, с апреля и до осени на центральном направлении советско-германского фронта велись напряженные военные действия. Особое значение они имели в районе Ржевско-Вяземского выступа, где сосредоточились основные силы немецкой группы армий «Центр». Здесь советское командование планировало подготовить и провести в мае–июле две фронтовые наступательные операции с целью разгромить ржевско-вяземско-гжатско-оленинскую группировку немецких войск. План остался неосуществленным: на южном крыле советско-германского фронта резко обострилась обстановка, и Ставка Верховного Главнокомандования (ВГК) была вынуждена передать стратегические резервы, предназначавшиеся Западному и Калининскому фронтам, на юго-западное направление.

На завершающем этапе битвы за Москву в результате Ржевско-Вяземской стратегической наступательной операции войск Западного (командующий генерал армии Г.К. Жуков) и Калининского (командующий генерал-полковник И.С. Конев) фронтов 8 января – 20 апреля 1942 года (согласно справочной литературе советского периода, основное содержание данной операции составляли: Сычевско-Вяземская (8 января – 20 апреля) и Торопецко-Холмская (9 января – 6 февраля) наступательные операции войск Калининского фронта; Вяземская воздушно-десантная операция (18 января – 28 февраля) и Болховская наступательная операция (приостановлена 14 января) войск правого крыла Брянского фронта, а также внесенные в этот список с 1998 года Сычевско-Вяземская (8 января – 23 февраля) и Ржевская (3 марта – 20 апреля) наступательные операции войск Калининского фронта, и Можайско-Вяземская наступательная операция (10 января – 28 февраля) войск Западного фронта), а также Торопецко-Холмской наступательной операции войск левого крыла Северо-Западного фронта (командующий генерал-лейтенант П.А. Курочкин) 9 января – 6 февраля 1942 года, к маю месяцу на центральном направлении сложилась следующая обстановка.

Советским войскам не удалось разгромить противостоящего противника и овладеть городами Ржев и Вязьма. Юго-западнее Вязьмы войска 33-й армии (командующий генерал-лейтенант М.Г. Ефремов, войска были практически полностью уничтожены противником в апреле 1942 года), 4-го воздушно-десантного корпуса (8-я воздушно-десантная бригада Западного фронта) и оперативной группы генерал-лейтенанта П.А. Белова оказались в окружении. Заметим, что оперативная группа генерал-лейтенанта П.А. Белова в составе 1-го гвардейского кавалерийского корпуса и 329-й стрелковой дивизии предназначалась для действий на юхновско-вяземском направлении в ходе Ржевско-Вяземской стратегической наступательной операции. 25 мая 1942 года она была преобразована в Особую группу генерала Белова с передачей в ее состав частей 4-го воздушно-десантного корпуса, 1-й и 2-й партизанских дивизий и 1-го отдельного партизанского отряда.

В начале февраля западнее Ржева в Молчаловских лесах была окружена 29-я армия Калининского фронта (командующий генерал-лейтенант В.И. Швецов). К концу февраля армия практически полностью прекратила свое существование: из семи дивизий из окружения удалось выйти лишь 5,2 тыс. солдат и офицеров. О ее судьбе в истории Великой Отечественной войны долгое время предпочиталось вообще не упоминать.

В марте-апреле 1942 года войска Калининского и Западного фронтов, пытаясь выполнить требование Ставки ВГК – не позднее 5 апреля освободить город Ржев, продолжали наступательные действия. Командующие фронтами неоднократно обращались в Ставку ВГК с просьбой остановить безрезультатное наступление, превратившееся в ежедневное бессмысленное самоистребление наших армий. Вместо этого директивой от 20 марта Ставка ВГК потребовала более энергичного наступления на ржевско-вяземскую группировку противника. В сводках же Совинформбюро тех весенних дней сообщалось, что под Ржевом «идут бои местного значения» или что «на фронте затишье».

По официальным данным, общие потери Красной Армии в Ржевско-Вяземской операции 8 января – 20 апреля 1942 года составили 776 919 человек, в том числе безвозвратные потери, то есть погибшими на поле боя, – 272 350 человек, и санитарные потери, то есть выбывшими в медсанбаты и госпитали, – 504 569 человек.

РЖЕВСКО-ВЯЗЕМСКИЙ ВЫСТУП

Ржевско-Вяземская и Торопецко-Холмская операции остались незавершенными и поставленных целей не достигли. На центральном участке обороны немецких войск образовался обращенный на восток выступ (глубина до 160 км, ширина у основания до 200 км), получивший наименование Ржевско-Вяземского. Его линия фронта проходила западнее города Белый, севернее Оленино, севернее и восточнее города Ржев, восточнее Зубцова и Гжатска, южнее Юхнова, восточнее города Спас-Деменск и имела протяженность около 530 км. Немецкое командование считало этот выступ выгодным плацдармом для наступления на Москву, расстояние до которой по прямой составляло всего 150 км.

С целью ликвидировать угрозу столице Ставка ВГК приняла решение разгромить ржевско-вяземскую группировку противника силами Западного и Калининского фронтов во взаимодействии с левым крылом Северо-Западного и правым крылом Брянского фронтов в первой половине мая 1942 года. Во исполнение решения Ставки ВГК командования Западного и Калининского фронтов разработали планы наступательных операций.

План операции войск Западного фронта был утвержден Ставкой ВГК 18 мая. Он предусматривал начало перехода в наступление не позднее 5 июня. Главный удар должны были нанести 20-я и 43 армии левого крыла фронта в направлении на Гжатск и Вязьму.

Из резерва Ставки ВГК Западному фронту выделялись семь стрелковых дивизий, два полка реактивных систем залпового огня, четыре-пять полков ствольной артиллерии, два противотанковых артиллерийских полка, несколько отдельных танковых бригад и один авиационный полк.

До начала фронтовой операции в период с 10 по 25 мая планировалось провести воздушно-транспортную операцию с целью усилить группу генерала Белова, действовавшую в тылу противника на направлении предстоящего главного удара. Предусматривалось доставить в группу генерала Белова воинский контингент в составе 9 тыс. человек, а также необходимое количество оружия, боеприпасов, горючего и продовольствия.

План операции войск Калининского фронта предусматривал: войсками левого крыла (29-я армия, восстановленная после поражения западнее Ржева в Молчаловских лесах в феврале 1942 года, а также 30-я и 31-я армии) овладеть районом Ржев–Зубцов и во взаимодействии с войсками правого крыла (22-я и 39-я армии) уничтожить ржевско-оленинскую группировку немецких войск.

Планы операций войск Западного и Калининского фронтов остались нереализованными из-за резкого ухудшения обстановки на юго-западном участке советско-германского фронта; частную воздушно-транспортную операцию удалось провести частично – в период с 10 по 31 мая группа генерала Белова получила 1663 военнослужащих, 21 80-мм миномет (вместо запланированных 200), 33 50-мм миномета (по плану – 200) и 162 противотанковых ружья (по плану – 600), а также некоторое количество боеприпасов, горючего и продовольствия.

ДЕЙСТВИЯ ПРОТИВНИКА

Немецкое командование придавало важное значение сохранению плацдарма в центре советско-германского фронта. Разрабатывая план летней кампании 1942 года, оно рассчитывало создать благоприятные условия для завершающего удара по центральной группировке советских войск: с захватом Сталинграда центр страны изолировался от юга, а с захватом Мурманской железной дороги – и от севера. Именно стремлением удержать удобный для заключительного броска на Москву плацдарм объясняется тот факт, что весь 1942 год немецкое командование держало на центральном участке фронта самую крупную группировку своих войск – около трети всех соединений, действовавших против Красной Армии.

С целью упрочить положение войск группы армий «Центр» немецкое командование подготовило ряд частных наступательных операций: операции серии «Ганновер» – по ликвидации группы генерала Белова (операция «Ганновер-1») и партизанских формирований (операция «Ганновер-2»); «Зейдлиц» – против 39-й армии и 11-го кавалерийского корпуса Калининского фронта на Холм-Жирковском выступе; «Дер Флигер» – совместная операция 9-й полевой армии группы армий «Центр» и 16-й полевой армии группы армий «Север» в общем направлении на Осташков; «Штурм» – по ликвидации выступа советских войск в треугольнике Юхнов–Киров–Белев. В действительности немецкому командованию удалось реализовать из запланированных лишь серию операций «Ганновер» и операцию «Зейдлиц».

Группа генерала Белова, контролировавшая территорию внутри треугольника, образованного железными дорогами Вязьма–Смоленск, Смоленск–Занозная и Занозная–Вязьма, представляла большую опасность для тыловых коммуникаций немецких 4-й и 9-й полевых армий.

Операция «Ганновер-1» началась 24 мая силами двух армейских корпусов (шесть пехотных дивизий и одна танковая), снятых с фронта. После многодневных ожесточенных боев часть группы генерала Белова вышла в расположение войск Калининского фронта; основные же силы (около 10 тыс. человек) под командованием генерала вышли в 20-х числах июня в расположение войск Западного фронта. Их выходу в значительной степени способствовали наступательные действия, предпринятые войсками 16-й и 61-й армий в районах Жиздры и Болхова. Около 7 тыс. военнослужащих группы пробиться из окружения не смогли и пополнили ряды партизан.

В период со 2 по 27 июля 1942 года немецкое командование провело силами 9-й полевой армии операцию «Зейдлиц» против войск 39-й армии и 11-го кавалерийского корпуса Калининского фронта, действовавших между городом Белый и населенным пунктом Сычевка на территории Холм-Жирковского выступа. В российской историографии действия войск Калининского фронта в указанный период значатся как оборонительная операция в районе города Белый (действия сторон в данной операции и ее исход более подробно будут рассмотрены автором в отдельной статье. – А.М.).

Уже к 6 июля противник окружил войска 39-й армии и 11-го кавалерийского корпуса, а также отдельные соединения 41-й и 22-й армий Калининского фронта, а к 27 июля полностью ликвидировал Холм-Жирковский выступ. Хотя на территории бывшего выступа и оставались партизанские отряды и небольшие группы окруженных военнослужащих, серьезной опасности для 9-й полевой армии они уже не представляли.

Результаты оборонительной операции войск Калининского фронта в районе города Белый оказались для Красной Армии трагичными. Калининский фронт потерял десятки тысяч человек и лишился важного плацдарма, который мог быть использован в дальнейшем в решении стратегических задач.

В целом в итоге операций «Ганновер» и «Зейдлиц» в мае–июле 1942 года оперативное положение войск группы армий «Центр» значительно улучшилось: тылы немецких войск в районе Ржевско-Вяземского выступа были обезопасены. Для достижения этой цели немецкому командованию пришлось задействовать в общей сложности более 23 дивизий, то есть почти треть состава группы армий «Центр».

Это обстоятельство проливает свет на причины отказа командования Вермахта от использования сил группы армий в летнем наступлении 1942 года, в частности в операции «Блау», которая стала первой в серии последовательных операций, разработанных командованием Вермахта и проведенных в летней кампании 1942 года на южном крыле советско-германского фронта (операция началась 28 июля группой «Вейхс» (2-я и 4-я танковые армии) на воронежском направлении, с переходом в наступление 30 июля 6-й немецкой армии переименована в «Брауншвейг», а вторая в серии операция, «Клаузевиц», проводилась силами группы «Вейхс» и 1-й танковой армии в направлении Старобельск, Кантемировка и имела целью окружить войска Юго-Западного фронта и развить дальнейший успех в направлении на Сталинград и Кавказ).

В этом, видимо, и состоит главный итог военных действий советских войск на центральном участке фронта в мае-июле 1942 года. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
675
Первая Московская интеллиада совместила состязания с развлечениями

Первая Московская интеллиада совместила состязания с развлечениями

Елена Крапчатова

Любители развивающих ум видов спорта надеются на то, что в столице у них появится свое специализированное пространство

0
3413
Вспомните, ребята…

Вспомните, ребята…

Андрей Коровин

Ушел из жизни поэт Дмитрий Сухарев

0
549
Куда несется Россия с мертвыми душами и живыми бесами

Куда несется Россия с мертвыми душами и живыми бесами

Елизавета Авдошина

Новосибирский театр "Красный факел" выступил в столице РФ

0
5761

Другие новости