0
4152
Газета История Интернет-версия

09.07.2020 21:00:00

Зачем Ржеву кадетский корпус

Военные традиции становятся стержнем государственного воспитания

Владимир Винокуров

Об авторе: Владимир Иванович Винокуров – руководитель Центра военно-дипломатического анализа и оценок Лиги военных дипломатов, доктор исторических наук, профессор, действительный член Академии военных наук.

Тэги: ржев, мемориал, памятник, кадетский корпус, великая отечественная


ржев, мемориал, памятник, кадетский корпус, великая отечественная Мемориальный комплекс во Ржеве стал символом памяти и воинской славы. Фото с сайта www.mil.ru

30 июня 2020 года президент Российской Федерации Владимир Путин и президент Республики Беларусь Александр Лукашенко торжественно открыли Ржевский мемориал советскому солдату.

Ржевская земля… Ее история неразрывно связана с историей всей нашей страны, в ней как в зеркале отразилась судьба российского народа, народа-воина, народа-труженика. Сегодня в рамках мероприятий, приуроченных к 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, о Ржеве часто вспоминают именно в связи с этой датой. Но Ржев входит в историю нашей родины не только этим.

На Ржевской земле родился видный российский и советский дипломат граф Алексей Алексеевич Игнатьев – разносторонне образованный эрудит, ставший для многих примером беззаветной преданности родине. Нелишне напомнить, что именно ему принадлежит идея открытия в советское время кадетских корпусов по примеру Российской империи. И это понятно: он сам прошел эту школу – в 14 лет был отдан отцом в Киевский кадетский корпус для «устранения плаксивости и изнеженности».

Эта идея была воплощена после обращения Игнатьева к Иосифу Сталину с личным письмом от 17 апреля 1943 года. Алексей Алексеевич тогда писал: «…Международная политическая обстановка заставляет предвидеть для нашей страны не только сохранить после войны постоянную армию, но и наметить заранее ряд мероприятий для укрепления и повышения квалификаций ее командных кадров.

Принятые перед войной меры по подготовке офицеров в форме спецшкол явились первой попыткой придать воспитанию молодежи школьного возраста военный характер. Хотя короткий срок существования этих школ и не дает возможности вынести им окончательный приговор, однако, по мнению большинства высшего и старшего командного состава, это мероприятие является полумерой и не может устранить коренной недостаток среднего командного состава: отсутствие внутренней военной дисциплинированности – военной этики и связанной с этим авторитетности в глазах младшего командного и рядового состава.

Специфика военного ремесла требует привития к нему вкуса с детских лет, а недостаток дисциплинированности детей в домашней школьной обстановке вызывает необходимость создать специальные военные средние школы для подготовки нравственно воспитанных и физически развитых будущих командиров Красной армии».

И далее: «Существовавшие в России кадетские корпуса, несмотря на все недостатки, являлись все же основными рассадниками офицерского воспитания наших истинно военных советских людей.

Создание подобной военной средней школы мотивируется в настоящий момент еще и стремлением оказать непосредственную и действенную помощь семьям павших в боях командиров, сыновьями которых и должны по преимуществу комплектоваться эти школы. Пример отца, отдавшего жизнь за родину, представляет уже сам по себе достаточный стимул для воспитания ребенка и юноши в духе высокого сознания воинского долга. Для начала в виде опыта предлагается создать как образец только один кадетский корпус в Москве, который должен войти в систему УВУЗ и Наркомата обороны».

Сталин по достоинству оценил инициативу многоопытного генерала и распорядился принять меры по реализации его предложения. При этом было сочтено целесообразным вместо кадетских корпусов создать суворовские училища. Более того, в ходе более детального осмысления этого предложения было решено создать не одно военно-учебное заведение, а сразу девять. Спустя всего четыре месяца – 21 августа 1943 года – вышло постановление СНК и ЦК ВКП(б) № 901 «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», в котором предусматривалось: «Для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов, организовать в Краснодарском, Ставропольском краях, Ростовской, Сталинградской, Ворошиловградской, Воронежской, Харьковской, Курской, Орловской, Смоленской и Калининской областях девять суворовских военных училищ типа старых кадетских корпусов по 500 человек в каждом, всего 4500 человек, со сроком обучения семь лет, с закрытым пансионом для воспитанников».

В дополнение к постановлению и с одобрения высшего руководства страны нарком ВМФ адмирал Николай Кузнецов своим приказом от 16 октября 1943 года сформировал в Тбилиси Нахимовское военно-морское училище, аналог дореволюционного морского кадетского корпуса. В июне 1944 года Государственным комитетом обороны были сформированы еще шесть суворовских училищ: в Горьком, Казани, Туле, Тамбове, Куйбышеве, Саратове и два нахимовских – в Ленинграде и Риге.

Следует особо отметить, что столь масштабный проект осуществлялся в стране, истерзанной войной против фашистских полчищ.

Тем не менее идея Игнатьева о создании в стране именно кадетских корпусов осталась жива. Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» кадетские корпуса различной направленности обучения вошли в единую систему образовательных учреждений России. Согласно концепции создания этих учреждений, кадетское образование – единый, целенаправленный процесс воспитания и обучения учащихся в общеобразовательных организациях кадетского типа с учетом исторических традиций русских кадетских корпусов. Указанные образовательные организации реализуют образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе.

Кадеты, суворовцы, нахимовцы – это продукт российской системы воспитания и обучения детей в специальных закрытых учебных заведениях с целью подготовки их с ранних лет для служения государству. Система эта – достояние и гордость России. Такого опыта, насчитывающего около 300 лет, нет ни в одной стране мира.

Но возникает закономерный вопрос: а как обстоят дела с кадетским образованием на родине его вдохновителя Алексея Алексеевича Игнатьева? Ответ будет для многих ошеломляющим. В городе Ржеве функционирует всего одно общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» (МОУ «СОШ № 7»), которое с 2019 года насчитывает девять «кадетских классов». И это при том, что сегодня в России действует 31 образовательная организация для юношей и девушек в рамках Министерства обороны РФ, более 3,5 тыс. других организаций кадетской направленности (кадетских корпусов и кадетских училищ различных министерств и ведомств, а также субъектов Российской Федерации), более 150 образовательных учреждений со специальными наименованиями, а также более 50 тыс. кадетских классов.

Сегодня в 11 классах МОУ «СОШ № 7» обучаются 318 учеников. Они являются постоянными участниками Всероссийского военно-исторического лагеря «Бородино», Всероссийского слета «Золотой эполет» и Всероссийского форума «Золотой эполет».

В целях активизации работы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учеников школы, формирования у них социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к отечеству, своему народу и готовностью к его защите в 2018 году в школе был разработан проект «Игнатьевские кадетские образовательные чтения», который уже трижды претворен в жизнь – в 2018.2019 и 2020 годах.

Дирекция и учащиеся МОУ «СОШ № 7» чтут память своего знаменитого земляка и выступают с просьбой реформировать школу в дипломатический кадетский корпус имени А.А. Игнатьева. Их поддерживает местная Всероссийская организация ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов в лице председателя Совета ветеранов города Ржева и Ржевского района Галины Александровны Мешковой.

Дипломатическая академия МИД России могла бы содействовать приданию классам школы профиля «дипломатические», с целью чего ректорат академии готов подписать с дирекцией школы соответствующее соглашение. Но, согласно упомянутому выше федеральному закону об образовании, заведения со специальными наименованиями «кадетская школа», «кадетский (морской кадетский) корпус», «казачий кадетский корпус» создаются субъектами Российской Федерации.

Поэтому у администраций Тверской области и города Ржева есть прекрасная возможность откликнуться на чаяния ржевитян в год 75-летия великой Победы и увековечить память А.А. Игнатьева путем создания на базе МОУ «СОШ № 7» дипломатического кадетского корпуса его имени. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

Дарья Гармоненко

Группа быстрого реагирования по защите исторической памяти до Красной площади не добралась

0
3117
Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Екатерина Трифонова

"Фактор СВО" в снижении числа уголовных дел пока сложно просчитать

0
3408
Мизансцены среди пожарных шлангов

Мизансцены среди пожарных шлангов

Александр Васькин

Шостакович против "зажигалок" и статуя балерины как символ стойкости Москвы

0
5505
Москвичи увидят новую жизнь отреставрированных памятников архитектуры

Москвичи увидят новую жизнь отреставрированных памятников архитектуры

Татьяна Астафьева

В Дни исторического и культурного наследия горожане смогут посетить объекты, куда доступ обычно ограничен

0
7167

Другие новости