0
2633
Газета История Интернет-версия

04.12.2020 00:01:00

Академия полководцев

К 188-летию главного военно-учебного заведения страны

Владимир Лобов

Об авторе: Владимир Николаевич Лобов – доктор военных наук, профессор, генерал армии.

Тэги: генштаб, академия, высшее образование


генштаб, академия, высшее образование Императорская военная академия стала первым высшим учебным заведением, готовящим не только армейских специалистов, но и государственных чиновников. Фото из архива музея Академии связи им. С.М. Буденного

История создания и развития Военной академии Генерального штаба неразрывно связана с историей развития Вооруженных сил России. За время своего существования главное военно-учебное заведение страны подготовило тысячи выдающихся командиров и штабных работников. Многие из выпускников стали известными государственными деятелями, военачальниками, учеными, внесшими большой вклад в укрепление обороноспособности нашего государства.

Академия является ведущим учебным заведением страны, в котором проходят обучение, переподготовку и повышение квалификации высшие и старшие офицеры Вооруженных сил России, представители органов государственного управления Российской Федерации.

Оценивая современные преобразования в военной области, в частности – в системе военного образования, нельзя не обратиться к историческому опыту деятельности Николаевской академии Генерального штаба, правопреемником которой является Военная академия Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации. В силу своей особой значимости академия Генерального штаба всегда была объектом постоянного внимания со стороны государства и общества. Ни одно высшее военное учебное заведение императорской России, а в дальнейшем Советского Союза и Российской Федерации не пережило столько переименований, преобразований, сколько выпало на долю академии Генерального штаба.

До 1832 года в России отсутствовала стройная система подготовки военных кадров. Постановка военного образования целиком зависела от начальников военно-учебных заведений, которые по своему усмотрению определяли предметы обучения, что в конечном итоге отрицательно сказывалось на деятельности армии в мирное и военное время.

Для устранения этих недостатков в мае 1826 года по указанию Николая I был образован особый комитет по рассмотрению всех учебных курсов военно-учебных заведений. Николай I поручает генерал-адъютанту барону А.А. Жомини, швейцарцу по происхождению, теоретику военного дела (на службу в русскую армию он перешел в 1813 году), изложить свои соображения по предмету преподавания военных наук.

Важной концептуальной особенностью в подходах А.А. Жомини к организации высшего военного образования в России было стремление «создать в видах объединения отдельных военных специальностей общий центр высшего военного образования, имеющий главной задачей не столько одну из отдельных специальностей, сколько связь, зависимость и отношение различных военных специальностей друг к другу; общий центр, связывающий их в одно целое высшего порядка и являющийся, таким образом, венцом в деле постановки высшего военного образования вообще».

26 ноября (8 декабря) 1832 года в присутствии императора Николая I состоялось торжественное открытие академии. И сегодня этот день, 8 декабря, по праву считается днем рождения академии. Первый ее директор, генерал от артиллерии И.О. Сухозанет произнес замечательные слова, которые характеризовали общее направление подготовки офицеров: «Проницательный взор правительства, – говорил он, – усмотрел еще необходимость в усовершенствовании того корпуса офицеров, которые на все ратное дело должны смотреть с высшей точки зрения, которые, будучи обогащены собственно военными познаниями и опытностью, могли бы служить рассадником для комплектования Генерального штаба. Тактика, стратегия, военная география, военная статистика, история походов и военного искусства помогут видеть далее, проникать глубже, соображать быстрее и основательнее; научат пользоваться неожиданными случаями, сохранять присутствие духа в самых затруднительных обстоятельствах…» И.О. Сухозанет прекрасно понимал, что авторитет первого высшего военно-учебного заведения России всецело будет зависеть от качества преподавательского состава. Вот почему он много сил и времени отдавал решению этой задачи.

Первыми профессорами кафедр были назначены: стратегии, истории военных походов и военной литературы, тактики и истории военного искусства – конной артиллерии полковник Н.В. Медем; военной географии и военной статистики – майор П.А. Языков; новой истории, а затем политической истории – адъюнкт, профессор Императорского Царскосельского Лицея, коллежский советник И.П. Шульгин; артиллерии – лейб-гвардии 1-й артиллерийской бригады полковник Е.Х. Вессель; обязанностей офицеров Генерального штаба – генерального штаба полковник А.А. Иванов.

Как таковых курсов стратегии, тактики, службы Генерального штаба, статистики, военной администрации, военной истории разработано не было. И это вполне объяснимо, поскольку высшее военное образование в России делало только свои первые шаги. Указанные проблемы удалось решить лишь к середине ХIХ века. Именно поэтому планы подготовки в академии в этот период подвергаются частым пересмотрам, и не всегда в лучшую сторону.

Основательные программы обучения появляются с приходом в академию ее бывших выпускников, умудренных боевым и войсковым опытом: Г.А. Леера (выпуск 1834 года), М.И. Богдановича (1835), Д.А. Милютина (1836), А.П. Карцова (1841), А.И. Макшеева (1846), Н.П. Глиноецкого (1852), Н.Н. Обручева (1854), М.И. Драгомирова (1856) и др.

Анализ состава выпускников академии в системе государственного и военного управления России показывает, что академия заложила прочную основу комплектования подготовленными специалистами не только армии, но и государственных органов.

За период с 1832 по 1896 год академия Генерального штаба выпустила 2254 офицера (с дополнительным курсом – 2301 человек). В течение первых 20 лет существования академии (1834–1854) было выпущено 306 офицеров, то есть в среднем по 15 человек в год. Меры, предпринятые правительством в 1852 году по подъему значения Генерального штаба в армии и улучшению материального положения офицеров этого корпуса, привели к увеличению числа поступающих в академию.

Четыре выпуска, с 1854 по 1858 год, дали армии 105 офицеров, или в среднем 26 человек в год. После Крымской войны (1853–1856) число офицеров увеличивается, и в течение семи лет, с 1858 по 1865 год, было выпущено 468 человек.

Война с Турцией в 1877–1878 годах показала огромное значение Генерального штаба и нехватку офицеров этого корпуса в войсках. С 1881 по 1894 год было выпущено 728 офицеров. В 1885 году по штатам в Генеральном штабе полагалось 506 человек. В условиях постоянного ведения войн этого количества выпускников было недостаточно для войск и собственно Генерального штаба. В ходе реформы академии в 1893 году прием офицеров был увеличен вдвое и в течение 1894, 1895, 1896 годов выпущен 301 офицер, или в среднем ежегодно по 100 человек.

К началу XX века выпускники академии занимали строевые должности в гвардии и армии, возглавляли военно-учебные заведения, назначались на ответственные должности по гражданской службе.

Проанализировав учебные программы академии того времени, можно вполне определенно сказать, что в подготовке офицеров она уходила от направления их узкой специализации. Ученые академии считали, что «…никакой род службы не требует такого разнообразного навыка, как обязанности службы по Генеральному штабу. Офицер сего ведомства должен легко обнимать всю связь военных действий». Так излагались в академическом курсе «Служба господ офицеров Генерального штаба» требования к обучающимся.

Русско-японская война 1904–1905 годов вскрыла упущения в подготовке офицеров Генерального штаба. Слабая координация штабной работы в боевой обстановке, просчеты в планировании боевых действий, управлении войсками, слабое знание противника, неумение связать теорию с практикой, стремление подменить выполнение конкретных оперативных задач работой с отчетными документами – эти недостатки были в том числе и результатом просчетов в учебных планах и программах академии и методах работы ее преподавателей.

После русско-японской войны высшее государственное и военное руководство стало уделять большое внимание вопросам подготовки офицерского состава в академии Генерального штаба. В «Замечаниях и пожеланиях начальника Генерального штаба о наилучшей подготовке офицеров к службе Генерального штаба и о реорганизации учебного процесса в академии» было определено, что «назначение Николаевской академии Генерального штаба должно заключаться исключительно в подготовке офицеров для службы в Генеральном штабе. Постановка занятий в академии будет иметь решающее значение для будущего ее развития. Не теряя научного характера преподавания, академия при постановке военных предметов должна отдать предпочтение прикладному методу, способствующему развитию самостоятельного мышления среди обучающихся, знакомящему их наглядно с практическим применением теоретических положений военного дела и передающего им правильные приемы для решения военных вопросов. Постановка курсов должна стремиться к тому, чтобы то, что преподается, было бы усвоено твердо, и избегать загромождения памяти обучающихся массою подробностей».

В 1908 году Конференцией академии были рассмотрены и утверждены программы обучения, которые стали значительным шагом вперед в вопросах подготовки слушателей. К числу основных предметов теперь относились: стратегия, тактика, военная история, история военного искусства в России, история военного искусства общая, военная администрация, военная статистика, геодезия, сведения по части артиллерийской, сведения по части инженерной, политическая история, русский язык, иностранные языки. На факультативных курсах изучались военно-морское дело, международное право, государственное право.

В конце июля 1909 года было высочайше утверждено новое положение об академии. Она переименовывалась в Императорскую Николаевскую военную академию. Ее главное назначение заключалось в том, чтобы давать офицерам русской армии высшее военное образование и развивать военную науку. Помимо этого академия должна была комплектовать Генеральный штаб офицерами, окончившими ее по первому разряду (приказ по военному ведомству № 344 от 31 июля 1909 года).

44-14-1480.jpg
Сегодня академия Генерального штаба – один
из самых престижных военных вузов мира.   
Фото с сайта www.mil.ru
Руководство России и русской армии не предполагало, что в военное время может возникнуть дефицит кадров Генерального штаба. Поэтому с началом Первой мировой войны в 1914 году академия была закрыта, а преподавательский состав и слушатели назначены на должности в действующую армию. Вскоре организационная ошибка стала очевидной. Она вылилась в острую нехватку подготовленных специалистов для штабной работы. Однако вновь открыть академию в соответствии с указаниями Ставки удалось только в конце 1916 года.

В сентябре 1916 года исполняющий должность начальника академии генерал-майор В.Н. Петерс представил рапорт начальнику Генерального штаба с проектом «Положения об ускоренной подготовке офицеров Генерального штаба в Императорской Николаевской военной академии в течение настоящей войны». С некоторыми замечаниями это положение было высочайше утверждено 30 октября 1916 года и объявлено приказом № 627 по военному ведомству. Учебный процесс в академии длился с ноября 1916 по май 1917 года. За это время были осуществлены выпуски ускоренных курсов 1-й очереди и подготовительного курса 2-й очереди, что в некоторой степени позволило сократить дефицит квалифицированных кадров на младших штабных должностях. Однако в силу отсутствия достаточного количества преподавательского состава и последовавших политических событий реализация учебных программ осуществлялась с трудом. Октябрьская революция 1917 года разбросала преподавателей и слушателей академии в разные, порой противоборствующие стороны.

Академия Генерального штаба русской армии давала своим воспитанникам «широкое военное образование, развивала в них колоссальную работоспособность, воспитывала твердые и прочные традиции, делавшие корпус офицеров Генерального штаба особой и несколько замкнутой в себе кастой». Однако, обладая огромным научным фундаментом, офицеры Генерального штаба, приехав по окончании академии в округа, уже на первых маневрах убеждались, что многого они не знают и многому нужно учиться на практике. Академия с опозданием перестраивала учебные планы и программы, слабо использовала зарубежный опыт подготовки офицеров для Генерального штаба.

Собственные взгляды руководителей академии на военную науку и подготовку военных кадров оказывали сильное влияние на ее программы обучения, носили скорее не научный, а личностный подход к их построению. Организация учебного процесса зависела от воли высшего военного руководства. Вместе с тем академия избирала собственный путь в методах подготовки офицеров и в развитии отечественной военно-теоретической мысли. Академия в то время не готовила кадры оперативно-стратегического уровня, как это было в советское время и делается сейчас. Ее воспитанники только через многие годы армейской службы становились крупными военачальниками. Исторический опыт Николаевской академии Генерального штаба доказывает, что реформирование системы военного образования всегда требует от государственного и военного руководства научного обоснования, вдумчивого подхода, умения смотреть далеко вперед и предвидеть влияние полученных знаний на деятельность войск в мирное и военное время.

Школа Николаевской военной академии продолжила свое существование и после 1917 года в Академии Генерального штаба Красной армии, сформированной приказом Реввоенсовета от 7 октября 1918 года.

Подготовка командиров и штабных работников оперативно-стратегического звена военного управления до середины 1930-х годов была организована на 9-месячных Высших военно-академических курсах, а с 1931 года – на оперативном факультете Военной академии РККА с одногодичным сроком обучения. В 1936 году с переходом СССР к новому этапу военного строительства из-за осложнения международной обстановки было принято решение о воссоздании Академии Генерального штаба.

С 1936 по 1941 год в академии, несмотря на все трудности, состоялось пять выпусков, давших Вооруженным силам более 800 высокообразованных командиров и штабных работников для высшего звена военного управления. Выпускники академии предвоенного периода сыграли важную роль в победе СССР в Великой Отечественной войне. Особенно прославились слушатели первого набора, впоследствии прозванного «Маршальским курсом».

Многие из них в годы войны составляли костяк высшего руководящего состава Красной армии. А.М. Василевский входил в состав Ставки Верховного Главнокомандования, А.И. Антонов возглавлял Генеральный штаб, И.Х. Баграмян, Н.Ф. Ватутин, Л.А. Говоров и П.А. Курочкин командовали фронтами; шесть человек командовали армиями, 11 – возглавляли штабы фронтов; свыше 20 человек были начальниками штабов армий.

Четверо слушателей первого набора академии стали Маршалами Советского Союза (И.Х. Баграмян, А.М. Василевский, Л.А. Говоров и М.В. Захаров), шестеро – генералами армии (А.И. Антонов, Н.Ф. Ватутин, М.И. Казаков, В.В. Курасов, П.А. Курочкин и Г.К. Маландин).

В 1941–1945 годах в стенах академии прошли обучение и переподготовку более 2 тысяч офицеров и генералов Красной армии. Командуя объединениями и соединениями, осуществляя руководство штабами фронтов, армий, корпусов и дивизий, они внесли свой неоценимый вклад в разгром противника, обладавшего одной из сильнейших армий в мировой истории, и на практике доказали превосходство отечественной военной школы. В конце 1944 года началась подготовка военных кадров для армий Югославии, Албании, Болгарии и Чехословакии – тем самым были заложены основы для дальнейшего военного сотрудничества с этими странами.

В годы Великой Отечественной войны учеными академии была проведена огромная работа по теоретическому обобщению боевого опыта и развитию военной науки. Большинство педагогов академии неоднократно командировались на фронт для сбора, обобщения опыта ведения боевых действий. В этот период опубликовано более 2 тысяч научных трудов, учебников и учебных пособий.

После окончания Великой Отечественной войны стремительное развитие научно-технической революции в военном деле, реорганизация и техническое переоснащение Вооруженных сил, необходимость подготовки кадров высшего управленческого звена для государств Варшавского договора и десятков стран, дружественных Советскому Союзу, потребовали от академии новых усилий в успешном решении задач научной и образовательной деятельности.

Огромную роль Военная академия Генерального штаба сыграла в период формирования и становления военной организации Российской Федерации. Она принимала участие в разработке идеологии и параметров военной реформы 1990-х – начала 2000-х годов, происходившей в исключительно сложной внутриполитической обстановке и тяжелейших экономических условиях.

Когда экономика страны стабилизировалась и перешла к росту, были приняты меры для приведения Вооруженных сил в состояние, соответствующее реальным потребностям в обеспечении обороны страны и финансовым возможностям государства.

Преобразования, проведенные в 2010–2011 годах, включали существенные изменения в системе высшего военного образования.

По решению министра обороны Российской Федерации генерала армии С.К. Шойгу, поддержавшего предложения начальника Генерального штаба ВС РФ генерала армии В.В. Герасимова, в 2013–2014 годах на факультете национальной безопасности и обороны государства была восстановлена подготовка офицеров с высшей оперативно-стратегической подготовкой по направлению «Национальная безопасность и оборона государства» с двухгодичным сроком обучения.

В 2016–2017 годах аналогичным образом осуществилась реорганизация обучения иностранных военнослужащих на специальном факультете академии. Одновременно были приняты решения, которые повысили роль академии Генерального штаба в системе дополнительного профессионального образования. На факультете переподготовки и повышения квалификации дополнительно открылись учебные группы по подготовке государственных служащих федеральных органов исполнительной власти по вопросам военного планирования, а для руководителей органов государственного управления, органов власти субъектов Российской Федерации и организаций, имеющих мобилизационные задания, – по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации.

В целях совершенствования организационно-штатной структуры и улучшения учебного процесса Директивой начальника Генерального штаба ВС РФ от 25 октября 1999 года Высшие академические курсы были преобразованы в факультет переподготовки и повышения квалификации.

С этого времени на факультете прошли обучение многие известные государственные и военные деятели, представители науки и бизнеса. Среди них М.Е. Фрадков, генерал армии В.В. Яковлев, генерал-полковник Б.В. Громов, генерал-полковник С.А. Маев, а также С.В. Чемезов, В.А. Шурыгин, Н.А. Волобуев и многие др. Сегодня выпускники факультета продолжают занимать руководящие посты в общегосударственной, военной, научно-технической и других сферах деятельности. Количество слушателей и направления их подготовки определяются потребностями органов государственного и военного управления в подготовке специалистов различного профиля. С 2013 года осуществляется дополнительная подготовка офицеров аппарата военных атташе, государственных служащих федеральных органов исполнительной власти по вопросам военного планирования, мобилизационной подготовки и мобилизации, командиров соединений и заместителей командующих объединениями и др.

В 2017 году на академию была возложена функция повышения квалификации преподавателей вузов Министерства обороны РФ, офицеров оперативного состава органов военного управления по вопросам огневого и ядерного поражения противника.

Ежегодно на факультете проходят обучение до 200 человек высшего руководящего и оперативного состава центральных органов военного управления, руководителей и госслужащих органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации.

С момента начала подготовки федеральных государственных служащих на факультете проходили повышение квалификации представители: администрации Президента РФ; Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров; Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации; Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ; Совета Федерации и Государственной думы; Следственного комитета и Центрального банка Российской Федерации.

Уже завершили свое обучение представители 65% всех министерств, 69% федеральных агентств и служб, а также различных государственных корпораций и акционерных обществ, участвующих в исполнении государственного оборонного заказа.

В настоящее время организационно-штатная структура и кадровый потенциал академии обеспечивают успешное выполнение основных функций и решение задач по всем направлениям ее работы.

Деятельность академии в системе военного образования и развитии военной науки получила высокую оценку военно-политического руководства нашей страны и десятков иностранных государств. За выдающиеся заслуги в укреплении национальной безопасности и подготовку высококвалифицированных военных кадров академия награждена орденами Суворова I степени (04.05.1945), Ленина (22.02.1968), Боевого Красного Знамени (29.10.1986), Кутузова (23.05.2015).

Сегодня уникальный исторический опыт академии, ее вековые традиции и научный потенциал широко используются для решения важнейших вопросов военного строительства, обеспечения национальной безопасности и защиты интересов государства. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Советский идеологический опыт пригодился

Советский идеологический опыт пригодился

Елена Герасимова

Всех бакалавров пропустят через сито отечественной истории

0
546
Болонскому процессу дадут правовую оценку

Болонскому процессу дадут правовую оценку

Наталья Савицкая

Подписанная более 20 лет назад декларация представляет интересы стран, а не университетов

0
565
Глобальная наука не прошла краш-тест

Глобальная наука не прошла краш-тест

Андрей Ваганов

Всемирная республика ученых – в лучшем случае только асимптотическое приближение к утопическому идеалу

1
2805
Чем обязана Центральная Азия русскому языку

Чем обязана Центральная Азия русскому языку

Михаил Залиханов

Станислав Степанов

0
972

Другие новости