0
16956
Газета История Интернет-версия

10.12.2020 23:00:00

Нерешительный враг, ненадежный союзник

Загадки турецкого нейтралитета во Второй мировой войне

Александр Широкорад

Об авторе: Александр Борисович Широкорад – писатель, историк.

Тэги: турция, вторая мировая, секретные объекты сталина, каирская конференция, Франклин рузвельт, исмет инню, уинстон черчилль


турция, вторая мировая, секретные объекты сталина, каирская конференция, Франклин рузвельт, исмет инёню, уинстон черчилль Турецкие зенитчики встречали вражеские самолеты на минаретах Айя-Софии. Фото с сайта www.www.ntv.com.tr

Во Второй мировой войне Турция первоначально сохраняла нейтралитет, а 23 февраля 1945 года формально объявила войну Германии, но фактически в войне не участвовала.

Увы, военная и политическая история Турции 1939–1945 годов содержит куда больше тайн и белых пятен, нежели любой другой воевавшей или нейтральной страны. Вот, к примеру, береговая оборона Дарданелл и Босфора в 1930–1945-м. Германский «Атлантический вал», береговые батареи Англии и Франции, включая колонии, давным-давно известны. Также все известно о береговых установках Балтийского флота и Финляндии. Ну, немного темнят финны об обстрелах Ленинграда. Мне возразят: я говорю о воевавших странах, а в Проливах войны не было. На Дальнем Востоке береговая оборона тоже не участвовала в войне, но я еще в начале 1990-х собрал детальные данные о береговой обороне Тихоокеанского флота. Кто не верит, пусть посмотрит раздел «Тихоокеанский вал Сталина» в моей монографии «Секретные объекты Сталина». А вот о береговых батареях черноморских проливов нет ни слова – ни в отечественных, ни в западных источниках. Нетрудно догадаться, в каких наших архивах лежат материалы о батареях Дарданелл и Босфора и какой гриф на них стоит. Зато сведения о турецких сухопутных войсках, флоте и авиации давно опубликованы и в основном соответствуют истине.

Армия и флот

Турецкий флот к 1 августа 1939 года состоял из одного линейного крейсера, двух крейсеров, восьми подводных лодок, четырех эсминцев, двух сторожевых кораблей и двух торпедных катеров. Флагманом и главной силой, как и в Первую мировую, был линейный крейсер «Гебен», переданный в 1914 году немцами Турции. Турки назвали его «Явуз султан Селим» («Грозный султан Селим»). В 1936-м титул убрали, и он стал просто «Явузом». Главный и средний калибры его были представлены восемью 280/50-мм и десятью 150/45-мм орудиями. К ним добавили зенитную артиллерию: четыре 88/45-мм пушки и двенадцать 40-мм зенитных автоматов.

Кроме того, у турок было два старых, постройки 1901–1904 годов, легких крейсера «Гамидие» и «Меджидие», вооруженных двумя 152-мм и восемью 120-мм пушками каждый. Боевую ценность они представляли только при защите берегов.

Восемь турецких подводных лодок были построены с 1928 по 1939 год. Надводное водоизмещение их 700 тыс. т, вооружение – шесть торпедных аппаратов.

Перед войной Турция заказала эсминцы и подводные лодки в Англии. В июне 1941 года 200 турецких моряков были отправлены на пароходе «Ребах» в Порт-Саид, откуда они должны были прибыть в Англию для приема новых кораблей. Однако 23 июня «Ребах» был потоплен, предположительно подводной лодкой, в 19 км к востоку от острова Кипр. Погибли 168 турецких моряков. В списке подозреваемых в нападении – Италия и французское правительство Виши, контролировавшее тогда Сирию. Три подводные лодки и четыре эсминца британской постройки были переданы Турции лишь в 1945 году.

14 июня 1942 года у пролива Дарданеллы в 5 км от берега на глубине 68 м погибла на мине времен Первой мировой войны турецкая подводная лодка «Атилуй».

Турецкая армия в 1938 году насчитывала 20 тыс. офицеров и 174 тыс. солдат, которыми было укомплектовано 20 пехотных дивизий, 3 горнострелковых бригады, 1 крепостная бригада и 5 кавалерийских дивизий (включая 2 запасные) – всего 132 полка (60 пехотных, 6 горнострелковых, 21 кавалерийский, 8 кавалерийских запасных, 20 полков полевой артиллерии, 10 тяжелой и 7 крепостной).

В конце 1941 года была проведена мобилизация, которая позволила сформировать еще 45 дивизий. Однако техническое оснащение и выучка турецких войск оставляли желать лучшего.

Турецкие аппетиты и чужие караваи

В середине 1930-х годов у Турции не было никакой определенной политики. Анкара заключала договоры со всеми странами подряд. Целью турок было в случае начала войны аннексировать как можно больше чужих территорий – точнее, территорий бывшей Османской империи, которые кемалисты продолжали считать своими.

В 1934 году Турция, заключив предварительно двусторонние соглашения с рядом балканских государств (в сентябре 1933 года – с Грецией, в октябре – с Румынией, в ноябре – с Югославией), стала членом профранцузской Балканской Антанты.

Программой-минимум турецкие политики считали захват островов Эгейского моря и южной части Болгарии. Но тут коса нашла на камень: островами в Эгейском море частично владели итальянцы, а на остальные они «положили глаз». А Гитлер сделал ставку на Болгарию, и ни о каком разделе ее речи быть не могло. Оставались, конечно, Крым и Кавказ. Но до 22 июня 1941 года турки о них и подумать боялись. А после Гитлер решил сделать из Крыма курорт Готенланд для своих «белокурых бестий», а славян, татар и прочих в лучшем случае выселить. И уж тем более Гитлер не собирался никому дарить бакинские нефтепромыслы и нефтепровод Баку-Батуми. В будущем он планировал использовать Закавказье как плацдарм для продвижения в Индию и Египет. Управлять Кавказом должен был рейхскомиссариат с центром в Тбилиси. Гитлер подобрал даже имперского наместника на Кавказе – некоего Арно Шикендинца. Для захвата культурных ценностей в Закавказье была сформирована группа «Кюксберг» под командованием гауптштурмфюрера СС Краллета. В ее задачу входила отправка в Берлин всего ценного из архивов, музеев, библиотек и частных коллекций.

Специально же для турок была устроена утечка информации о том, что 17 марта 1943 года на секретном совещании в Берлине Гитлер заявил: «Кавказ позже будет отдан Турции при условии его использования нами».

В июле 1941 года журнал «Бозкурт» опубликовал статью «Пантюркизм ждет» с картой «Великой Турции», в состав которой были включены Закавказье и Средняя Азия.

Вожделения пантюркистов, вспомнивших младотурецкий проект «Великого Турана», который объединил бы под эгидой Турции все тюркские народы, распространялись и далее. «Границы нынешней Турции проходят далеко за горами Кавказа, за Каспийским морем; Волга – это река, в которой веками наши предки поили своих коней», – говорилось в статье.

Дела кавказские

Летом 1942 года турецкий премьер Шюкрю Сараджоглу в беседе с германским послом фон Папеном заявил: «Уничтожение России является подвигом фюрера, равный которому может быть совершен раз в столетие, оно также является извечной мечтой турецкого народа». Министр иностранных дел Тургут Менеменджиоглу вторил своему премьеру: «Турция как прежде, так и теперь самым решительным образом заинтересована в возможно более полном поражении большевистской России».

В мае 1942 года фон Папен доносил в Берлин, что начальник Генерального штаба Турции маршал Чакмак обещал передать в распоряжение германской разведки значительное число состоявших на службе в турецкой армии «бывших кавказских и особенно азербайджанских офицеров, которые прекрасно знают страну». В конце 1941 года турки подтянули 26 дивизий к границе с СССР. А всего после мобилизации в Восточной Турции находилось свыше 750 тыс. солдат.

Наши историки в один голос указывают, что СССР сосредоточил на турецкой границе целых четыре армии. На самом деле 23 июля 1941 года Закавказский ВО был преобразован в Закавказский фронт. Однако уже 28 января 1942-го Закавказский фронт был разделен на Крымский фронт и Закавказский ВО.

В составе Закавказского ВО было не четыре, а всего лишь две армии (45-я и 46-я), причем довольно слабого состава. 46-я прикрывала границу от Черного моря до горы Уч-Тапаляр, то есть до границы с Арменией. В составе ее было две стрелковые и одна горно-стрелковая дивизия, три гаубичных артиллерийских полка и 51-й (Батумский) укрепрайон. 45-я армия прикрывала границу с Арменией. В ее составе также были две стрелковые и одна горно-стрелковая дивизия, три гаубичных артиллерийских полка и 55-й (Ленкоранский) укрепрайон. Обеим армиям было придано по одной смешанной авиадивизии.

Возможно, историки, писавшие о четырех армиях, посчитали еще две – 44-ю и 47-ю, находившиеся в Иране. В конце 1941 года они дислоцировались на ирано-турецкой границе и в случае нападения Турции могли нанести удар в тыл турецким войскам. Любопытно, что часть захваченных у иранской армии 105-мм пушек поступила в доты 51-го и, возможно, 55-го укрепрайонов.

С 13 марта 1942 года в Закавказском ВО проводились штабные учения, в которых Турция выступила в роли вероятного противника. Действия Красной армии начинались с наступления на Северо-Восточную Турцию и заканчивались взятием Олту, Сарыкамыша, Тробзона и Эрзерума. В документе под названием «Соображения по планированию операции Закавказского фронта» предусматривались действия на площади в 210 км в направлении Черного моря и на площади в 300 км в направлении Эрзерума по линии Тробзон-Байбурт-Эрзерум.

Подготовительный этап наступления включал уничтожение боевого охранения, разведку переднего края обороны и занятие исходного положения для наступления. Первый этап наступления включал окружение и разгром Карсской группировки противника с выходом войск фронта на рубеж Пазар-Артвин-Мерденик-Карс-Кагызман. Второй этап предусматривал разгром олтинско-сарыкамышевской группировки противника с выходом на рубеж Егдем-Олту– Карс-Курт. На третьем этапе планировалось занятие Эрзерума. Хронологически на первый этап отводилось 10 дней. Второй этап предполагали закончить на 16-й день, а третий этап-на 31-й день операции.

25 апреля для обсуждения положения в Закавказском военном округе Сталин принял генерала армии Тюленева. Беседа длилась более двух часов. Присутствовали члены ГКО Берия, Маленков, Микоян, начальник Генштаба Шапошников и др. Было принято решение усилить Закавказский военный округ оружием и военной техникой в соответствии с директивой Генштаба, подписанной 26 апреля. В Закавказский ВО были направлены: одна стрелковая и одна кавалерийская дивизии, один танковый корпус, шесть авиаполков, шесть артиллерийских полков, шесть бронепоездов, сто грузовых автомашин.

Дополнительные силы разместились вдоль турецкой границы. 1 мая был образован Закавказский фронт. А 5 мая командирам 45-й и 46-й армий поступила директива быть готовыми к вступлению на турецкую территорию.

Летом 1942 года на советско-турецкой и ирано-турецкой границах произошло несколько перестрелок между турецкими и советскими пограничниками, имелись жертвы. Однако до войны дело так и не дошло.

Дела морские

В 1941–1944 годах Турция отправляла Германии чрезвычайно важное стратегическое сырье: хром, кобальт и др. Так, согласно торговому соглашению, только с 7 января по 31 марта 1943 года Турция обязалась поставить немцам 41 тыс. т хромовой руды. Лишь 20 апреля 1944 года под сильным давлением СССР, Англии и США Турция прекратила поставки хрома. Кроме того, турки поставляли немцам и румынам другие виды сырья, продовольствие, табак и другую продукцию.

45-13-1480.jpg
Нетрадиционная тройка. На Каирской
конференции: президенты США Франклин
Рузвельт и Турции Исмет Инёню,
премьер-министр Великобритании Уинстон
Черчилль (1943). 
Фото Библиотека Конгресса США
Самой же большой услугой турок Гитлеру был практически свободный проход кораблей стран оси через Проливы. Понятно, речь не идет о линкорах или даже эсминцах. Корабли этих классов не требовались немцам на Черном море. Зато немцы построили сотни небольших, до 500 т водоизмещением, быстроходных транспортов. При необходимости они могли становиться сторожевыми кораблями, кораблями ПЛО и ПВО, использоваться в качестве минных заградителей и т.п. Типичный образец германского быстроходного транспорта – тип F (MF P) водоизмещением около 300 т, вооруженный пушками калибра 7,5, 37 и 20 мм в различных вариантах. В варианте минного заградителя эти суда несли 52 мины. Такие транспорты строились по всей оккупированной Европе – в Германии, в Бельгии, Польше и даже в Николаеве. Зачастую транспорты, построенные в Варне, воевали на Средиземном море, а в построенные в Генуе – на Черном море.

Помимо них сотни, если не тысячи обычных транспортов и танкеров оси ежегодно проходили через Проливы. На время нахождения в проливной зоне часть артиллерии на них пряталась в трюмы или маскировалась. Через Дунай, порты Румынии и Проливы, а далее – на занятую немцами территорию Греции, Балканы и далее в Италию и Францию шла одна из важнейших коммуникаций Третьего рейха.

Самое любопытное, что ни отечественные, ни западные военные историки до сих пор не удосужились определить хотя бы приблизительно объем грузовых перевозок по этому маршруту и по внутричерноморскому маршруту Констанца-Одесса-Севастополь-Анапа. Причина очевидна: если опубликовать эти секретные данные, то получится, что Черноморский флот, превосходивший во много раз морские силы немцев, турок, румын и болгар, вместе взятых, действовал, мягко выражаясь, весьма неэффективно.

Уже с конца 1941 года английские корабли, подводные лодки и самолеты могли полностью перекрыть выход кораблей из Дарданелл. Основания у них были: практически все суда следовали в порты, занятые немцами или итальянцами. Тем не менее этого почему-то сделано не было. Еще раз повторяю: ни в одном западном или советском издании нет цифр, показывающих хотя бы приблизительно объем германо-итальянских перевозок через Босфор и Дарданеллы.

Соответствовал ли проход германских кораблей через Проливы Конвенции Монтре? Очевидные грубые нарушения отсутствовали, но оснований для придирок, протестов и даже ультиматумов было предостаточно. В 1941–1943 годах советское посольство в Анкаре неоднократно обращало внимание МИД Турции на нарушения конвенции, на недопустимость прохода через Проливы немецких и других кораблей под флагами торгового флота, но, по имевшимся у посольства данным, «с целями военного характера».

В памятной записке советского посла Виноградова, врученной турецкому министру иностранных дел 17 июня 1944 года, говорилось о ряде случаев прохода через Проливы немецких военных и военно-вспомогательных судов под видом торговых. В записке отмечалось, что для прохода Проливов «с них временно и частично было снято вооружение».

Одно из принятых Рузвельтом и Черчиллем на конференции в Квебеке в 1943 году решений было направлено на запрет прохода через Проливы германских кораблей, имевших военное значение. Союзники отмечали частый проход кораблей из Черного моря в Средиземное. Англичане утверждали, что эти корабли были замаскированными военными и наносили ущерб операциям ВМС Англии в Средиземноморье.

Прозрели турки только в июне 1944 года, когда после прохода группы германских кораблей союзники пригрозили Анкаре. Только тогда турецкие службы, осматривавшие корабли, обнаружили на германских судах оружие, радарные установки и военную униформу. Посему германские корабли впервые не были пропущены в Босфор и вернулись в Черное море. По этому поводу британский посол в Москве 25 июня 1944 года писал Молотову: «Вопрос о проходе германских судов через Проливы официально и публично урегулирован, к удовлетворению союзников. Министр иностранных дел вышел в отставку, а председатель совета министров дал заверения в отношении стремления Турции к искреннему сотрудничеству».

Замечу, что Турция, покровительствовавшая военным перевозкам немцев, решительно воспрепятствовала западным союзникам перевозить оружие, стратегические материалы и продовольствие в СССР. И им приходилось делать это сложными и опасными путями через Мурманск, Иран и Дальний Восток.

Сложилась странная ситуация: в 1941–1944 годах британский флот безраздельно господствовал в центральной части Средиземного моря, а советский – в Черном море. Почему бы торговым кораблям союзников под конвоем британских кораблей и самолетов не доходить до Дарданелл? Форсировать проливную зону, а у кромки турецких территориальных вод у Босфора их встречали бы корабли и самолеты Черноморского флота. Потери могли быть куда меньшими, чем у северных конвоев, – вспомним трагическую судьбу конвоя PQ-17 в 1942 году.

Единственным препятствием к проходу торговых судов западных союзников в Черное море служила прогерманская позиция турецкого правительства.

Загадочные решения и военные инциденты

Правда, был случай, когда четыре советских невооруженных судна – ледокол «Микоян», танкеры «Сахалин», «Туапсе» и «Варлаам Аванесов» – прошли из Черного моря в Эгейское. 30 ноября 1941 года наши суда в сопровождении лидера «Ташкент», эсминцев «Способный» и «Сообразительный» подошли к Босфору. Здесь боевые корабли пожелали танкерам и ледоколу «счастливого плавания» и повернули назад. В Константинополе танкеры передали нефть туркам. Видимо, это было платой за проход через Проливы. Всем четырем кораблям удалось благополучно выйти в Эгейское море. Однако танкер «Варлаам Аванесов» был потоплен 19 декабря 1941 года германской подводной лодкой U-652 у мыса Баба примерно в 70 км от Дарданелл.

В конце ноября 1941 года отправка второго эшелона в составе танкеров «Вайян-Кутюрье», «И. Сталин», «В. Куйбышев», «Серго» и «Эмба» была отменена. Наконец-то до наркома Кузнецова дошло, что шансов дойти до Тихого океана у них почти нет. А ведь Кузнецов с самого начала знал, что в ближайшие месяцы начнется поставка в СССР американских транспортов типа «Либерти» водоизмещением 10 тыс. т. И действительно, их поставили свыше 50 единиц. А ценой вывода судов из Черного моря и бездумной постановки тысяч мин у Севастополя адмиралом Октябрьским в июне-июле 1941 года оказалась сдача Севастополя.

Несколько иностранных судов 22 июня 1941 года были застигнуты войной в портах Черного моря. Согласно сложившейся международной практике, СССР мог реквизировать их и использовать в военных целях. Так поступали Англия в 1914 и 1939 годах и Россия в 1914 году (на Балтике и Черном море). Однако московские адмиралы решили иначе: слишком много транспортов оказалось на Черном море, и их тоже отправили в Средиземное. Танкер «Ойлшипнер» прошел Босфор под панамским флагом, но за Дарданеллами был поврежден вражеским самолетом, и ему пришлось интернироваться в Турции. Малому же греческому пароходу «Агхиос Георгиос» удалось дойти до Кипра.

Увы, этот эпизод не может служить примером доброжелательного или хотя бы нейтрального отношения Турции к СССР. Дело в том, что вывод самых крупных транспортных судов с Черного моря был крайне выгоден… Германии. Нет, я, к сожалению, не шучу. С 23 марта 1942 года и до падения Севастополя немцы утопили шесть наших транспортов («Чапаев», «Сванетия», «Громов», «Абхазия», «Грузия», «Белосток») общим водоизмещением 21 773 т. И это наши историки считают катастрофой и поводом для прекращения походов транспортов в Севастополь. А вот увод московскими адмиралами с черноморского театра военных действий шести транспортных судов общим водоизмещением 42 574 т, то есть в два раза большего тоннажа, наши историки даже не заметили. Так, божья роса…

Несколько слов стоит сказать и об атаках советскими подводными лодками турецких судов. С июля 1941 года Турция оказалась единственным нейтральным причерноморским государством. Румыния официально находилась в состоянии войны с СССР. Болгария формально не объявляла войны, но фактически вела боевые действия против Черноморского флота. 1 марта 1941 года Болгария присоединилась к Тройственному пакту фашистских государств, а на следующий день в страну вошли части вермахта. 13 декабря того же года Болгария объявила войну США и Великобритании.

Надо ли говорить, что любое турецкое судно, идущее не строго на восток вдоль анатолийского побережья Турции, везло груз в страны, фактически находившиеся в состоянии войны с Советским Союзом. Замечу, что в конце 1941 года и британские, и американские подводные лодки беспощадно топили все суда (невзирая на флаг), направлявшиеся в порты Германии, Японии и их союзников. Исключение, как уже говорилось, составлял район Дарданелл.

Советские подводные лодки в 1941–1944 годах имели районы патрулирования исключительно к западу и северу от Босфора и почти никогда не вели поиска судов у анатолийского побережья. Часто подводные лодки получали категорические приказы начальства избегать атак турецких судов. Тем не менее было несколько эпизодов потопления турецких шхун и пароходов. Так, 3 ноября 1941 года советские подводники потопили шхуну «Кайнакдере», а 18 ноября – транспорт «Енидже». Еще одна шхуна была потоплена утром 1 января 1942 года.

20 июня 1942 года подводная лодка Щ-205, преследуя турецкий транспорт «Дуатепе», вошла в турецкие территориальные воды в районе города Игнеада, в 12 км от болгарской границы, и артиллерийским огнем потопила «Дуатепе» и шхуну «Кайнарджи». Через три дня подводная лодка Щ-205 потопила торпедой закамуфлированный транспорт «Шафак». Все три турецких судна, потопленные Щ-205, были зафрахтованы немцами и перевозили германские грузы, в том числе хромовую руду.

В том же 1942 году подводная лодка Щ-213 потопила небольшой турецкий пароход «Чанкая». Позже черноморские подводные лодки потопили турецкие суда «Кочибоглу», «Хюдай-Бахри», «Гурпинар» и «Дервиш».

Странный эпизод произошел 5 августа 1944 года, когда подводная лодка Щ-215 артиллерийским огнем потопила турецкую шхуну «Мефкуре» (вместимостью 53 брт). На шхуне находилось два члена экипажа и 301 еврейский беженец. Лодка выпустила девяносто 45-мм снарядов, сто 12,7-мм пуль из ДШК и 650 патронов калибра 7,62 мм. Можно понять применение артиллерийских снарядов для потопления шхуны, но зачем из пулеметов расстреливать беженцев? Увы, это еще одна тайна Великой Отечественной войны.

Как видим, все потопленные нашими подводными лодками турецкие суда имели небольшое водоизмещение. Что же касается больших судов, то командиры лодок обычно опознавали их как турецкие и отказывались от атаки.

Несколько раз наши подводные лодки обнаруживали турецкие торговые суда в охранении турецких военных кораблей. Был по крайней мере один случай (неудачный) атаки «щукой» турецкого конвоя.

Объем статьи не позволяет рассказать еще о многих военных, а главное шпионских тайнах турецкого нейтралитета. С июня 1941 года Анкара стала Меккой для шпионов всех стран. Германский посол фон Папен вместе с папским нунцием Ронкалли (будущим папой Иоанном ХХIII) вел там с западными послами переговоры о сепаратном мире. А советская разведка воспрепятствовала сделке. Но это тема другого рассказа. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эрдоган готов утолить снарядный голод США

Эрдоган готов утолить снарядный голод США

Игорь Субботин

Поставки боеприпасов стали мостом между Вашингтоном и Анкарой

0
1301
Теракт в "Крокусе" стал сигналом для Эрдогана

Теракт в "Крокусе" стал сигналом для Эрдогана

Игорь Субботин

По турецким провинциям прокатилась волна задержаний

0
2480
Анкара продолжает оказывать давление на Ашхабад

Анкара продолжает оказывать давление на Ашхабад

Виктория Панфилова

Туркменистан шаг за шагом втягивают в союз тюркских стран

0
5405
Турецкий демарш Аркадага

Турецкий демарш Аркадага

Сердар Айтаков

Туркменские власти лавируют между газовыми и политическими интересами крупных игроков

0
3289

Другие новости