0
5625
Газета История Интернет-версия

04.02.2021 20:32:00

О русской технике времен Первой мировой

Боевое электричество, авиация и военно-морские вооружения

Алексей Олейников

Об авторе: Алексей Владимирович Олейников – доктор исторических наук, профессор Астраханского государственного университета, член Ассоциации историков Первой мировой войны.

Тэги: история, россия, первая мировая война, вооружение


история, россия, первая мировая война, вооружение Многомоторный самолет «Илья Муромец» открыл в авиации новую эру. Фото с сайта www.sandiegoairandspace.org

Во время Первой мировой войны значительное развитие приобрела электрификация армий – от удовлетворения бытовых потребностей войск до создания электрических проволочных заграждений.

Провода под током

По приказу австрийского командования с конца 1915 года электрические заграждения высокого напряжения были организованы на всем фронте от Прута до Днестра, а местами и на других участках русско-австрийского фронта. Электрические проволочные сети обязательно включали в себя три полосы, причем одна из них находилась под током высокого напряжения.

Для питания электрических заграждений австрийцы пользовались городскими или заводскими электростанциями, оснащенными трансформаторами и преобразователями постоянного тока в переменный. Ток высокого напряжения (до 20 тыс. В) по подземным кабелям передавался на несколько километров, так что такие станции находились вне сферы действия огня русской артиллерии. Применялась и воздушная проводка – на столбах с высоковольтными изоляторами.

Одна из таких станций мощностью в 1000 кВт была расположена в городе Черновицы (ныне Черновцы) и служила как для городских нужд, так и для питания проволочных заграждений. Причем для последней цели расходовалось 2/3 энергии станции. Другая станция мощностью 1500 кВт была обнаружена на сахарном заводе в Крещатике близ местечка Залещики.

Каждая станция питала ряд трансформаторных подстанций, расположенных в отдельных зданиях либо в специальных бетонных убежищах, на некотором расстоянии за линией окопов. От подстанций шел ток уже более низкого напряжения – от 1500 до 5000 В. На некоторых участках ток через распределительные пункты направлялся непосредственно к проволочным заграждениям, а на других поступал в особый распределительный кабель, проложенный по дну окопа, – от него шла разводка к проволочным заграждениям.

Русские солдаты находили в окопах противника электрические грелки, электронасосы для откачивания воды, электрические бурильные машины для устройства минных галерей, электрические вентиляторы, электрические двигатели (например, для подвесных дорог, проложенных в районе позиций). Широко было распространено и электрическое освещение.

Электризованные проволочные сети натягивались на деревянных кольях, причем проволока укреплялась без изоляторов – при помощи скоб. Концы кольев в земле и над землей покрывались изолирующим смолистым составом. Иногда этим составом была покрыта и верхняя часть кольев во избежание их пропитывания дождевой водой. Электрические заграждения могли помещаться изолированно или среди обычных проволочных заграждений – впереди или даже позади их.

Способы противодействия

Показательно, что отдельные снаряды даже крупных калибров не делали электрических заграждений безопасными. Образуя воронки, они зачастую не разрывали питательного кабеля даже в самой воронке. Попадая в заграждение, снаряды разрывали и путали проволоку, но контакты между ее частями сохранялись. Кроме того, часть оборванных проволок заземлялись и электризовали землю.

В такой ситуации электрические заграждения продолжали представлять большую опасность. Более того, чтобы в связи с разрывом провода не лишить проволочные сети электризации, обычно делали несколько питающих ветвей, а сеть делилась на участки. И только там, где заграждения на протяжении нескольких метров совершенно сносились артиллерией, электризация опасности уже не представляла.

Применялись и специальные ножницы для резки проволоки, в том числе наэлектризованной. Например, в обиход русской армии вошел прибор генерал-майора Милена «заградоразрушитель». Оснащенный каучуковыми изоляторами, он крепился к винтовке. Такой прибор не боялся напряжения до 2000 В, использовался для действий лежа, не мешал ни стрельбе, ни штыковому бою, был прост и функционален. Могли быть приспособлены для резки электрической проволоки и обычные ручные ножницы образцов инженеров Романова и Гошкевича.

Русская армия также применяла электрические заграждения, хотя и в меньшем масштабе. Например, в 12-й армии Северного фронта на Рижском боевом участке четыре автомобильные электростанции питали сеть длиной 12 км (а считая с кабелем – свыше 50 км). Обслуживали такие сети специальные электротехнические команды.

Электрические проволочные заграждения были эффективны в период позиционной войны – во время поисковых действий противника, являясь страшным врагом войсковых разведчиков.

Авиация

Велик вклад в развитие отечественной авиации Игоря Сикорского, русского, а позднее американского авиаконструктора. В 1910–1911 годах он создал несколько самолетов серии С. В 1912–1918 годах Сикорский возглавлял конструкторское бюро авиационного отдела Русско-Балтийского завода, который в 1913-м и 1914-м выпустил первые в мире многомоторные самолеты его конструкции («Гранд», «Русский витязь», «Илья Муромец»). За годы Первой мировой войны было построено 75 четырехмоторных бомбардировщиков Сикорского.

Врач эскадры воздушных кораблей Финне охарактеризовал «Илью Муромца» следующим образом: «Немногие задумывались над тем, что воздушный корабль Сикорского – не только первый русский, но и первый в мире большой многомоторный самолет – знаменовал собой начало новой эры в авиации».

Россия была единственной страной, имевшей в начале войны бомбардировочную авиацию дальнего действия – воздушные корабли «Илья Муромец». Благодаря созданным Сикорским самолетам отечественная авиация впервые получила международное признание. Гений Игоря Сикорского на несколько лет опередил творческую мысль всех других авиаконструкторов мира и обеспечил России приоритет в сфере тяжелой боевой авиации.

Одной из наиболее удачных машин Сикорского стал легкий истребитель С-16, выпущенный серией всего в 34 экземпляра. Первый самолет серии был готов в январе 1915 года. С-16 представлял собой легкий истребитель сопровождения, предназначенный для прикрытия тяжелых бомбардировщиков.

Вообще концепция эскортного истребителя появилась в России независимо от Запада. Существовало пять вариантов самолета С-16, различавшихся оснащением и двигателем. Самолет мог оснащаться колесным, лыжным и даже поплавковым шасси. На С-16 под № 201 летал один из лучших асов императорской авиации Юрий Гильшер.

Авиаконструктор Дмитрий Григорович в 1914 году создал гидросамолет М-5, двухместный биплан, имевший следующие характеристики: размах крыльев 11,5 м, площадь крыла 30 м²; общий вес 660 кг, полезная нагрузка 300 кг, скорость 128 км/час. Летающая лодка поступила на вооружение российского флота в качестве разведчика и корректировщика артиллерийского огня. 12 апреля 1915 года М-5 совершил первый боевой вылет.

Позднее был построен более тяжелый гидросамолет М-9, предназначенный для нанесения бомбовых ударов по кораблям и береговым объектам противника. В 1916 году после успешных летных испытаний гидросамолет был принят на вооружение. Наконец, Григорович спроектировал и первый в мире гидросамолет-истребитель М-11, а также двухпоплавковый гидросамолет М-20.

Глеб Котельников изобрел авиационный ранцевый парашют, имевший площадь поверхности 41 кв. м и оригинальную укладку в чехле-ранце. К 1917 году парашюты сделались неотъемлемой принадлежностью воздухоплавательных частей, оснащенных привязными аэростатами. Парашюты Котельникова стали использоваться вместе с помочами, надеваемыми воздухоплавателем, с укладкой в чехол-ранец системы И.Л. Когутова.

Военно-морская техника

Многие технические новинки в сфере военно-морского дела также появились в России. Среди них – первый в мире подводный минный заградитель «Краб». У Германии аналогичные заградители появились позже и уступали «Крабу» по своим характеристикам.

«Краб» участвовал в войне и выполнил ряд важных боевых заданий по постановке мин вблизи неприятельских берегов. Причем такие задания мог выполнить лишь подводный заградитель. Об эффективности их говорит хотя бы факт подрыва крейсера «Бреслау» на минном заграждении, установленном «Крабом».

Новым словом в технике были и турбинные эсминцы (фактически лидеры) типа «Новик». Новшествами были и двигательная установка такого рода на эсминце, и вооружение его артиллерией 102-мм калибра. О превосходстве «Новика» над аналогичными кораблями противника свидетельствует победа последнего над германскими эсминцами V 99 (уничтожен) и V 100 (поврежден) в ходе Ирбенской операции. Был еще успешный бой черноморских «Новиков» с крейсером «Бреслау», и этот перечень можно продолжать.

Русские моряки в борьбе с немецкими подводными лодками использовали новые боевые средства: ныряющие снаряды, гидростатические глубинные бомбы, противолодочные мины, созданные в 1915–1916 годах. Таких средств флоты других стран – участниц Первой мировой – в то время не имели. Русские моряки явились таким образом пионерами в создании ряда средств борьбы с подводными лодками, роль которых в войне на море от кампании к кампании возрастала.

Минное дело

Россия была ведущей державой в использовании минного оружия. Союзники России извлекли из этого немалую пользу. Так, в октябре 1914 года по просьбе англичан последним были переданы 1 тыс. мин заграждения и 11 чертежей к ним, экземпляр змейкового трала и документация к нему.

Русские офицеры-наблюдатели в британском флоте М.А. Кедров и М.И. Смирнов отмечали, в частности, приоритет русского флота в применении минно-торпедного и артиллерийского вооружения. В марте 1916 года в Англию по настоятельной просьбе Адмиралтейства был командирован русский офицер-минер Б.Ю. Аверкиев с комплектом чертежей и образцов новейших мин. В марте 1917 года англичане запрашивали информацию о трассирующих снарядах, порохах, устройстве погребов на новых дредноутах, типах русских снарядов и пр.

Таким образом, война во многом подтолкнула развитие технического прогресса вообще и военной техники в частности. Иллюстрацией чему является целая плеяда имен ученых – творцов стрелкового вооружения (С.И. Мосин, Ф.Г. Федоров, Ф.В. Токарев), создателей скорострельной артиллерии (Н.В. Маиевский, Н.А. Забудский), авиаконструкторов (И.И. Сикорский, В.А. Слесарев, Я.И. Гаккель, Б.Ю. Юраев, Д.П. Григорович), создателей новейших типов военных кораблей (А.Н. Крылов, И.Г. Бубнов).

Развитие техники и технологий в России шло в ногу со временем и по многим показателем опережало и союзников, и противника.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В начале были реки

В начале были реки

Отечественное судоходство от Петра Великого и далее

0
1321
Достижения вместо свалок

Достижения вместо свалок

Советское окно во внешний мир

0
599
Современник и даже соучастник

Современник и даже соучастник

Юморист и биограф Александр Хорт дотошно и подробно изучил творческий и жизненный путь Надежды Тэффи

0
1212
А из нашего окна…

А из нашего окна…

История восьми романов литераторов с Москвой

0
237

Другие новости