Почтовые голуби во время Великой Отечественной стали серьезным подспорьем для фронтовых связистов. Фото © РИА Новости
Голубиной почтой в России стали пользоваться не позднее 1854 года, а на вооружение Русской императорской армии военно-голубиные станции были поставлены в октябре 1884-го. Но в советских ВС возможности почтовых голубей сначала недооценивали. Лишь в 1924 году специалисты из Академии воздушного флота имени Н.Е. Жуковского принялись в поисках альтернативы пока недоступным для летчиков средствам радиосвязи изучать вопрос применения голубиной почты.
Результаты впечатлили авиаторов. В условиях отсутствия на воздушных аппаратах средств радиосвязи почтовый голубь, летящий со скоростью 50 км/ч в направлении своей голубятни, оказался настоящей панацеей. Все голуби, сброшенные c борта новейшего на тот момент самолета-разведчика Р-1 (с высоты от 300 м до 2,5 км) мгновенно ориентировались в пространстве, пикировали змейкой или крутой спиралью до высоты не менее 100 м, после чего летели к родной голубятне. Разведывательное донесение или сообщение о вынужденной посадке с координатами писалось летчиками на тонкой бумаге и вкладывалось в специальный пенал, прикрепленный к лапке птицы.
С июля 1925 года Авиахиму (а затем, по наследству, Осоавиахиму) на правительственном уровне было предписано в интересах Красной армии заниматься почтовым голубеводством. В составе спортивной секции авиационного сектора Авиахима была сформирована подсекция голубиного спорта. Главной задачей ее стало развитие почтового голубеводства как средства связи самолета с землей. Необходимо было «объединить голубеводов, перенести интерес масс с декоративной птицы на почтовую» и обеспечить племенным материалом. Были организованы «Московские состязания голубей». Далее подсекция собиралась приступить к «а) содействию широкому развитию кружков голубеводов; б) организации питомника голубей, являющегося центральным рассадником; в) закупке племенного материала за границей».
Упомянутые «Московские состязания голубей» чаще называют Всесоюзными состязаниями почтовых голубей (октябрь 1925 года). В качестве маршрутов голубиной почты на них использовались 120-километровая дистанция Можайск–Москва и 350-километровая Бологое–Москва. Поначалу итоги состязаний были признаны удовлетворительными, а в 1926 году руководство общества оценило их уже как «весьма успешные».
И еще одна цитата из документов, датированных 1926 годом: «Подсекция голубиного спорта долгое время не могла развить свою работу за отсутствием почтовых голубей. В настоящее время этот вопрос разрешился: в центре получено 200 пар голубей и организован питомник для снабжения мест птицей». По некоторым данным, голубиный питомник Авиахима был развернут в Останкино.
Поскольку в ВВС от идеи массового применения голубиной связи все же отказались, оборонному обществу (теперь уже Осоавиахиму СССР) было предписано готовить голубей для службы в войсках связи.
В 1928 году краском Иосиф Уншлихт (замнаркома по военным и морским делам и зампредседателя Центрального совета Осоавиахима) внес в Совет труда и обороны предложение ввести в стране «военно-голубиную повинность». Основной аргумент: «Для удовлетворения потребности РККА в военное время почтовыми голубями, необходимыми для службы связи». При этом «возможность использования почтовых голубей во вред интересам Союза ССР диктует необходимость воспрещения содержания и разведения почтовых голубей учреждениями и лицами, не зарегистрированными в органах НКВМ и Осоавиахима, а равно запрещения всем, за исключением органов НКВМ, вывоза почтовых голубей из пределов Союза ССР и ввоза их из-за границы».
Таким образом, с 1928 года все энтузиасты голубиного спорта в стране являлись если не активистами оборонного общества, то по меньшей мере подотчетными ему партнерами.
Через год, в 1929-м, были утверждены правила состязаний почтовых голубей на переходящий «Всесоюзный приз Центрального Совета Осоавиахима СССР». Приз присуждался за установление всесоюзного рекорда дальности полета почтовых голубей при соблюдении утвержденных этим же положением норм скорости полета. Для расстояния в 300 км допускалось максимальное время – покрытие в 6 часов, для расстояния в 500 км – 11 часов 30 минут, для 700 км – 20 часов, и наконец, для 1000 км – 35 часов.
Первым голубем, установившим в 1929 году рекорд скорости и дальности полета, был признан рябый почтовый голубь известного московского голубевода Домашкева. Птица пролетела 537 км за 6 часов 8 минут при средней скорости в 86 км/час.
В том же 1929 году РВС СССР своим приказом принял на вооружение Красной армии «систему голубиной связи». В Вооруженных силах была учреждена новая военно-учетная специальность под номером 16 – «военный тренер-селекционер почтовых голубей». А уже в 1930-м увидело свет «Руководство по боевой подготовке войск связи РККА для частей военного голубеводства».
Система военной голубиной связи сводилась к постоянным (стационарным) и подвижным военно-голубиным станциям. Таковые имелись на штатной основе не только в Сухопутных войсках Красной армии, но и в структурах ОГПУ (с 1934 года – НКВД СССР), включая войска пограничной охраны. Забегая вперед, скажем, что военные голубеводы доблестно прошли Великую Отечественную, как и советско-японскую войну. И в подавляющем большинстве это были воспитанники Осоавиахима.
Секретным письмом за № 235/1с от 22/27 февраля 1929 года «О 5-летнем строительстве Осоавиахима и задачах на военное время» начальник штаба РККА краском Б.М. Шапошников и начальник 2-го управления штаба РККА краском Н.А. Ефимов предписали оборонному обществу производить «отбор и военную подготовку породистых собак и почтовых голубей и комплектовать ими части КРАСНОЙ АРМИИ в военное время». А в мирное – «в первую очередь… обратить внимание на учет почтовых голубей, открытие голубиных станций и соревнования в почтовой связи».
В 1934 году Осоавиахим СССР при содействии военных связистов выпустил первое печатное наставление для юных голубеводов – книжку «Как работать кружку ЮДО по почтовому голубеводству».
По состоянию на 2 июля 1936 года служебное голубеводство Осоавиахима представляло собой 250 голубиных станций с общим числом в 30 тыс. голов птицы. При этом 65 станций принадлежали самому Осоавиахиму, 120 – колхозам, совхозам и МТС, 35 – предприятиям и заводам и оставшиеся 30 – общеобразовательным учебным заведениям. Станциями, не принадлежавшими оборонному обществу, руководили проверенные активисты Осоавиахима.
Кроме того, 1300 станций были отнесены к числу любительских. Они находились в частной собственности граждан, но были подконтрольны сотрудникам почтового голубеводства республиканских, региональных и районных советов Осоавиахима.
По состоянию на 1 января 1942 года в системе Осоавиахима работали 29 клубов служебного голубеводства, где производилось обучение допризывников по специальностям «почтовый голубевод» и «младший командир-инструктор-голубевод». Только в 1941 году для отправки в действующую армию общество передало НКО СССР 2900 почтовых голубеводов и 503 человек, прошедших обучение по специальности «младший командир-инструктор-голубевод».
Впрочем, специалисты служебного голубеводства при призыве в армию далеко не всегда направлялись в подразделения голубиной связи. Так, 30-летний начальник почтового голубеводства Калининского областного совета Осоавиахима Арсений Спиридонович Малютин как средний командир запаса был призван в пехоту, где к 1944 году успешно командовал минометной ротой 1082-го стрелкового полка на Волховском фронте. Доблестный воспитанник оборонного общества, кавалер ордена Красной Звезды капитан Милютин погиб смертью храбрых 6 июля 1944 года в Карелии и был похоронен по месту гибели – в деревне Колатсельга Пряжинского района.
Из числа юных голубеводов фронтовой поры достаточно широко известно имя Вити Черевичкина, 16-летнего подростка из Ростова-на-Дону. Он погиб 28 ноября 1941 года, буквально за день до освобождения города советскими войсками: был казнен как советский патриот, не пожелавшей отдать своих почтовых сизарей в руки оккупантов. Материалы о его мученической смерти были приобщены к обвинениям на Нюрнбергском трибунале. В 1961 году в Ростове в детском парке ему был поставлен бронзовый памятник. Скульптор Николай Аведиков изобразил Витю с птицей в руках.
После войны технический прогресс вытеснил голубей из арсенала военной связи. В Советской армии расформировали голубиные станции. Оборонное общество передало свои полномочия в части служебного голубеводства иным структурам, получившим право представлять у нас в стране Международную федерацию спортивного голубеводства (FCI). Ныне таким органом в РФ является Союз российских спортсменов-голубеводов.
В начале сентября 2010 года в Самаре на территории санатория имени Чкалова появилась скульптурная композиция, посвященная почтовым голубям и украшенная надписью: «Они также сражались за Родину». Инициатор ее создания – координатор городского клуба голубеводов Константин Чернов, а автор – самарский скульптор Юрий Григорьев.
комментарии(0)