0
6196
Газета История Интернет-версия

17.06.2021 20:51:00

Рабочая, крестьянская, красная

Как кавалеристы РККА командовали

Сергей Самарин

Об авторе: Сергей Михайлович Самарин – журналист, кандидат экономических наук.

Тэги: ссср, история, ркка


ссср, история, ркка Пока Блюхер атаковал Перекоп в лоб, Корк, вброд перейдя залив, ударил белым в тыл – судьба Крыма была решена. Николай Самокиш. Красная кавалерия на Перекопе. Начало ХХ в.

Уже через месяц после захвата власти большевики осознали, что для ее удержания необходимы не отряды добровольцев, а регулярная армия.

Лев Троцкий, назначенный председателем Реввоенсовета, стал железной рукой наводить в создаваемой армии дисциплину и порядок.

Искусство управления смертью

Осенью 1918 года была введена смертная казнь, ранее отмененная II Всероссийским съездом Советов. Троцкий считал: «Нельзя вести массы людей на смерть, не имея в арсенале командования смертной казни».

Летом в Красную армию началась принудительная мобилизация. А после того как в августе белые взяли Казань, Троцкий приступил к привлечению на командные должности бывших офицеров, приставляя к ним для слежки и контроля комиссаров. Осенью 1918 года офицеры составили три четверти командного состава, общей численностью до 50 тысяч человек.

Троцкий восстановил дисциплину, даже более жесткую, чем в царской армии: с заградотрядами и расстрелом каждого десятого в отступивших частях. В начале 1919 года он закончил создание централизованной РККА. В роли создателя армии Троцкий оказался на своем месте – благодаря бешеной энергии, природным способностям и организационным талантам. Его власть была практически беспредельной благодаря карт-бланшу, выданному Лениным.

Конский вопрос

Технический прогресс привел к созданию новых видов оружия и родов войск, вызвав глубокие изменения в структуре ВС, тактике ведения войны, приоритетах развития. Моторизированная техника стала ядром армии, определив стратегию, доведенную в Германии до совершенства и названную блицкригом в конце 1930-х.

Численность кавалерии во всех армиях сократилась в два-три раза, уступив место «моторам». Удельный вес артиллерии возрос более чем в полтора раза, появились новые ее виды – зенитная и противотанковая, а арсенал крупнокалиберной достиг 40%. Развитие стрелкового автоматического оружия, минометов, гранатометов уменьшило удельный вес пехоты с 70% в начале войны до 50%, при этом увеличив ее огневую мощь.

Возникли новые войска – авиационные и бронетанковые. В сентябре 1916 года во время битвы на Сомме 49 британских бронированных машин пошли на неприятеля, что стало дебютом нового рода войск – основы ударной силы армий в следующей войне.

ВМС разделились на надводный и подводный флот, военно-морскую авиацию. Численность инженерных войск возросла в полтора-два раза. Возникли подразделения связи, автомобильные части. Армии перешли к окраске формы в цвета хаки, появились металлические каски.

Но России, вышедшей из огня мировой войны и попавшей в полымя гражданской, было не до новшеств. Главной силой оставались конница и пехота. РККА от кавалерии отказываться не собиралась: для лошадей даже придумали противогазы.

В 1939-м в Польше на практике стала очевидной нецелесообразность использования больших кавалерийских соединений. В вермахте лошадей использовали как тяговую силу, а конармейское командование РККА жило победами Гражданской войны.

В 1930-х в Москву на гражданском самолете прилетел французский переговорщик. Провожал его Ворошилов, выделив для сопровождения эскорт истребителей. Взлетев, «француз» на глазах наркома легко от них оторвался. Ворошилов выругался и заявил: от нашего дончака уж не убежал бы.

Так войну и встретили, умея командовать конницей, а не техникой.

Стратегии мирного времени

Борьба за лидерство в партии за ленинской спиной велась непрерывно, а после его отхода от дел стала беспощадной.

Троцкий был главвоенмором и даже не вторым лицом после Ленина, а равным ему по авторитету. На ключевых постах в армии он расставил своих людей. Сталин же был наркомом по делам национальностей с аппаратом в дюжину сотрудников. По воле Ленина он оказался также представителем ЦК в Царицыне. С тех пор в борьбе за власть он мог опереться на командиров 1-й Конной армии, которых продвигал по службе, берег и сохранял.

Ковать будущие командные кадры Сталин начал сразу по прибытии в Царицын, опираясь на средних и низших командиров, вчерашних унтеров и фельдфебелей, получивших полки и бригады, даже дивизии. И таивших обиду на образованных ставленников Троцкого, которые не принимали их в свой круг. Доверие «командиров из народа» Сталин завоевал, затопив баржу с ненадежными военспецами. Это ему сошло с рук: положение, и не только под Царицыном, было отчаянным. Зато он приобрел преданных соратников.

Советская пропаганда убеждала, что пламенный коммунист может успешно командовать воинскими соединениями. Михаил Фрунзе до сих пор приводится в пример торжества утопической идеологии. Действительно, воюя кавалерией, без танков и самолетов, автотранспорта и связи и используя профессиональных штабистов, можно побеждать противника, вооруженного еще слабее. Взятие Крыма – главная победа Фрунзе. Но это не подобие тщательно разработанной Рокоссовским операции «Багратион», а дело случая, которым Фрунзе воспользовался по полной. Солевары указали красным на открытые западным ветром броды в заливе Сиваш. Пока Блюхер атаковал Перекоп в лоб, Корк, вброд перейдя залив, ударил белым в тыл – и судьба Крыма была решена.

Сталин, ставший Генсеком и определявший кадровую политику, нашел достойную замену Троцкому в лице Фрунзе. Сталин еще не имел абсолютной власти, и Ворошилова смог назначить только заместителем Фрунзе, отмерив тому год руководства. Михаила Васильевича в конце 1926 года отправили на ненужную операцию, во время которой он умер.

Война и идеология

Несомненно, на посту наркома Фрунзе был бы куда успешнее безграмотного Ворошилова. Но смущает его брошюра «Ленин и Красная армия». Там говорится, что «марксистско-диалектический метод военной науки и искусства» делает РККА «армией нового типа» и «детищем революционного народа». Если Фрунзе как писал, так и мыслил, то и при нем избежать трагедии 1941-го не удалось бы. Среди генералов вермахта были нацисты, были просто верные присяге и даже скрытые противники Гитлера. Но противника они побеждали опытом и знаниями, а не «самой передовой идеологией».

Русская армия брала Берлин трижды. А нашу землю германский сапог топтал дважды, и оба раза при большевиках. В 1918-м это стало следствием политической акции, в результате которой Ленин сохранил власть. В 1941-м Красная армия по количеству техники превосходила Германию и ее союзников и не уступала в численности войск. Маршал Василевский считал: «Если бы не репрессии, Гитлер не отважился бы напасть на СССР».

Уши, глаза и традиции

Генштаб – мозг армии, а разведка – ее глаза и уши. Генерал Голиков в июле 1940-го возглавил разведуправление ГШ. Пятерых его предшественников расстреляли. Голиков же сохранил жизнь, поставляя Сталину устраивающую того информацию: Германия войну против СССР не начнет, пока не покончит с Британией.

Вождь ошибся, и 22 июня для него стало ушатом холодной воды. Резидентура Голикова отслеживала массовые закупки овчины, необходимые Германии для пошива полушубков, а в это время вермахт перешел советскую границу. Как ни странно, проспав начало войны, Филипп Иванович не пострадал. Очевидно, в «неожиданности» нападения вождь видел и свою вину.

Академия Генштаба в России существует с 1832 года. Она воспитала десятки русских командующих. В нее могли поступить офицеры званием не выше капитана. Антон Деникин вспоминал: «Мытарства поступающих начинались с проверочных экзаменов. Просеивание выражалось такими цифрами: держало экзамен 1500 офицеров, допускали 400–500, поступало 140–150; на третий курс переходило 100, причислялось к ГШ 50, оставалось 3,8%». Выпускники должны были знать спецдисциплины, тактику и оружие потенциальных партнеров и противников, иностранные языки, разбираться в военной истории.

Ни РККА, ни вермахт не возникли на основе прежних армий – и только это у них общее. Но вермахт сохранил преемственность традиций, идущих от Фридриха II. А Красная армия не только не взяла ничего от царской, но и считала российские традиции преступными – до 1943 года, когда ввели погоны, звания, ордена в честь былых полководцев.

В Германии к участникам минувшей войны относились с почтением, ценя их боевой опыт и знания. А в СССР запрещалось носить царские боевые награды. В вермахте все командующие участвовали в прежней войне в званиях не ниже капитана. В Красной армии лишь Василевский, Говоров и Баграмян были прапорщиками царской. Да еще полковник Шапошников возглавлял Генштаб. Преемственности не могло быть просто идеологически.

Как-то во время доклада Шапошников сказал, что не получил данных с двух фронтов, и объявил выговор начальникам штабов. Сталин усмехнулся: «Для военного человека это не наказание, их объявляют в каждой партячейке». Маршал напомнил: раньше это означало необходимость подачи рапорта об освобождении от должности. Сталин ничего не ответил.

Этику и воинскую честь сменила партийная дисциплина и доносительство. Сегодняшний командир и орденоносец завтра оказывался врагом народа и вредителем. Приказам командиров часто не верили и не торопились исполнять.

После окончания Гражданской войны армия начала массово сокращаться. Командиров разделили на три категории: «белая кость» (выходцы из царской армии); выдвиженцы Троцкого; все остальные (и особняком – служившие в 1-й Конной). Первых и вторых демобилизовали, а во время «большого террора» уничтожили. Ключевые должности в РККА получили Буденный, Ворошилов, Кулик, Тимошенко, Мехлис – царицынские выдвиженцы, не добившиеся успехов в войне и переведенные на второстепенные должности.

Существует мнение, что террор среди военных инициировал Ворошилов, когда его заместитель Тухачевский публично обвинил наркома в некомпетентности. Ворошилов безропотно подписывал расстрельные списки, снабжая их комментариями – «проститутка», «предатель», «агент гестапо». После позорной зимней кампании в Финляндии он был переведен на Северо-Западное направление. Не справился и до конца жизни оставался свадебным маршалом, умудрившись во время Тегеранской конференции уронить меч – подарок короля Георга V героическим защитникам Сталинграда.

Щит рассыпался, лук не выстрелил

Советская Россия, отказавшись платить по царским долгам, стала таким же изгоем, как Германия. Поэтому их союз стал неизбежен. 16 апреля 1922 года в Рапалло были подписаны советско-германский договор о восстановлении дипломатических отношений и секретное соглашение о военном сотрудничестве.

Совместно созданные танки испытывали на полигоне «Кама», где бывал и Гейнц Гудериан. Под Липецком летное мастерство совершенствовали немецкие и советские асы. Авиационные заказы выполняли заводы обеих стран, немцы налаживали производство в СССР, наши стажировались в Германии. Это только часть сотрудничества, которое Гитлер, придя к власти, свернул. Но задел для промышленности СССР был заложен.

В США закупали заводы по производству тракторов, доукомплектовывали прокатным и металлорежущим оборудованием, и они становились танкоградами. Автозаводы «Форда» производили спецавтомобили и колесную бронетехнику. Разработку самолетов осуществляли многочисленные КБ. Берия собрал недорепрессированных в «шарашки», где они не могли отвлекаться от главной задачи. С заводами оказалось сложнее: количество самолетов росло в ущерб качеству, надежность техники была невысокой.

Начало милитаризации было заложено в 1922-м. Но в 1941-м все пошло наперекосяк. «Щит», созданный за счет невиданной нищеты народа, был бездарно потерян. А стрелы из лука начали вылетать лишь через два года войны. Приведу официальные цифры.

Военный потенциал СССР на 22 июня 1941 года:

сухопутные войска – 4 605 300, BBC – 405 700, ВМФ – 353 800, НКВД и пограничные войска – 339 500 человек;

орудия и минометы – 117 580;

самолеты – 24 489 (из них 17 495 построено в 1939–1941 годах);

танки – 25 784.

На западной границе нашей армии противостояли:

многонациональные сухопутные войска численностью до 5 млн человек;

орудия и минометы – 47 200;

самолеты – 4300;

танки и самоходные орудия – 4400.

Первой крупной победой РККА с меньшими, чем у противника, потерями стала Крымская операция весной 1944 года. Воевать «не числом, а умением» учились три года.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Дорога к спокойствию

Дорога к спокойствию

Виктор Песенный

0
120
С вилами, ножами и косами

С вилами, ножами и косами

Андрей Мартынов

О победах и преступлениях белых

0
496
Терпя обиды едкий дым

Терпя обиды едкий дым

Леонид Викторов

Актеры, врачи, художники, поэты и другие «обломки грозного крушенья»

0
476
По следам военной славы

По следам военной славы

Виктор Леонидов

Первая мировая в западном анклаве России

0
1067

Другие новости