1
4302
Газета История Интернет-версия

22.07.2021 18:59:00

Мексика без вождей и преемников

Как латиноамериканская страна пришла к демократии

Эмиль Дабагян

Об авторе: Эмиль Суренович Дабагян – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН.

Тэги: история, мексика, латинская америка, политика, общество


27-12-1480.jpg
Каудильо Порфирио Диас изобрел
универсальную формулу: «Для моих
друзей – все, для моих врагов – суд».
Неизвестный художник. Портрет Порфирио
Диаса. XIX в.Музей храма и бывшего
монастыря Санто-Доминго-де-Гусман
в городе Оахака-де-Хуарес, Мексика
Каудильо в переводе с испанского означает: божок, предводитель отряда, борющегося с оружием в руках против чужеземных завоевателей («Неувядающий цветок каудилизма», «НВО», 11.03.21). Позднее такие люди превращались во всесильных правителей, которым беспрекословно подчинялись окружающие.

В Мексике такой личностью был Порфирио Диас, находившийся на вершине власти длительное время. Он изобрел формулу «Для моих друзей – все, для моих врагов – суд», выражавшую суть его политического строя.

ЕСТЬ ТАКАЯ ПАРТИЯ

Диктатуру смела революция 1910–1917 годов. В ее чреве родилась политическая организация. Она была названа в 1929 году Национально-революционной партией. В ходе последующей эволюции неоднократно меняла название, пока не обрела нынешнее наименование – Институционно-революционная партия.

ИРП безраздельно правила на протяжении 70 лет. Она представляла собой симбиоз партии и государства и этим напоминала нашу КПСС. Но на этом сходство заканчивалось. Одна страна развивалась по капиталистической парадигме, другая по социалистическому пути.

В Кнституции Мексики было прописано, что президент избирается всеобщим голосованием на шестилетний период и не имеет права выдвигаться на второй срок. Это правило неукоснительно соблюдалось на протяжении всего периода, несмотря на характер режима. Каждые шесть лет проводились выборы исполнительной и законодательной власти.

Но все это делалось под неусыпным контролем ИРП. Оппозиция формально существовала в виде карликовых организаций. Но они не определяли погоду, а служили фиговым листком. Им отводилась роль статистов на сцене. Они фактически находились в своеобразном гетто. Демократия была ограниченной и управляемой.

ИРП, особенно на первых порах, отличалась сплоченностью, железной дисциплиной, строгой иерархической подчиненностью, армейской дисциплиной. Звездные часы партии пришлись на период президентства видного общественного и государственного деятеля генерала Ласаро Карденаса (1934–1940). При нем были осуществлены масштабные экономические преобразования, кардинально реформированы производственные отношения, удвоен национальный валовой продукт, страна интегрировалась в мировое сообщество.

РУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

На политическом поле существовала своя специфика, не имевшая аналога в других обществах. Действующий президент сам называл преемника – как правило, из числа министров внутренних дел. Эта технология именовалась «дедасо», на русский язык это выражение переводится как «указующий перст».

Все ждали лишь взмаха дирижерской палочки. Остальное было делом техники. Кандидат получал «одобрямс» на съезде правящей партии. Затем на всеобщих выборах автоматически избирался главой государства. Электоральная машина функционировала без сбоев.

Правящая партия посредством «рабочего сектора» осуществляла неусыпный контроль над деятельностью ведущего профсоюзного объединения – Конфедерации трудящихся Мексики. Совокупность этих факторов способствовала достижению политической стабильности. Все механизмы были скрыты от посторонних глаз. До поры до времени заведенный порядок сохранялся.

Так продолжалось, пока в октябре 1968 года не грянули студенческие волнения, жестоко подавленные властью. Эти выступления, потрясшие до основания общество, послужили для истеблишмента толчком к дозированным подвижкам. Стало ясно, что сохранение статус-кво чревато непредсказуемыми последствиями.

Перемены прежде всего коснулись правящей партии. Главным показателем сдвигов стал отход от принципа «указующего перста». Пионером нововведения стал Эрнесто Седильо, избранный главой государства в 1994 году. В канун очередной кампании президент отказался от устоявшейся практики. Впервые в рамках ИРП прошли праймериз с участием не только членов партии, но и сочувствующих. Это способствовало оздоровлению политического климата, консолидации оппозиции.

КОНЕЦ ЭПОХИ СТАБИЛЬНОСТИ

Весомый вклад в процесс постепенной трансформации внесла отколовшаяся от ИРП из-за идейных разногласий Партия демократической революции (ПДР). Ее основатель Каутемок Карденас, губернатор штата Мичоакан, на выборах 1988 года выдвинулся самостоятельно и имел неплохие шансы занять кресло главы государства и запустить процесс перемен на полную мощность.

Но, как считают многие исследователи, победу у него украли, используя грубые подтасовки и откровенные манипуляции. Президентом стал соперник из правящей партии. Разразился громкий скандал, оппозиция оспаривала результаты, но безуспешно. Система пока работала. Правда, уже со сбоями. К началу нового тысячелетия сложилась трехпартийная система с центристским, левоцентристским и правым крылом.

Серьезным шагом по демонополизации политической жизни стала реформа законодательства, осуществленная в 1993 году. Она отменила «статью об управляемости» и ограничила количество депутатских мандатов от одной партии 65%, независимо от полученных голосов. Это расчищало оппозиции дорогу в парламент.

Важным этапом на пути демократизации явилось также принятие закона 1996 года, закрепившего полную автономность от исполнительной власти высшей электоральной инстанции – Федерального избирательного института. В этот же контекст вписывалось создание апелляционного надзорного органа в виде Федерального избирательного трибунала.

Но 1990-е годы знаменовали и конец политической стабильности. По стране прокатилась волна террористических акций. 21 марта 1994 года был убит кандидат от правящей партии Луис Дональдо Колосио Муриета, а 28 сентября – ее генеральный секретарь Хосе Висенте Руис Массиеу. В течение короткого отрезка времени лишились жизни несколько известных представителей системы правосудия.

Дополнительными дестабилизирующими факторами стали данные о причастности к коррупции и торговле наркотиками высших должностных лиц государства, включая экс-президента Карлоса Салинаса де Гортари и его брата. В январе 1994 года в южном штате Чьяпас вспыхнуло вооруженное восстание индейцев, требовавших улучшения экономического положения и расширения социальных и политических прав коренного населения.

Парламентские выборы 1997 года выявили следующую расстановку сил. ИРП имела 315 мандатов в обеих палатах (239 в нижней и 76 в верхней). ПДР – 141 (125 и 16). Партия национального действия (ПНД) – 156 (122 и 34). Стало очевидным, что под занавес тысячелетия страна подошла к порогу неизбежных перемен. И они наступили.

ПОБЕДА ОППОЗИЦИИ

В июле 2000 года произошло событие судьбоносной значимости. На президентских выборах

победил 58-летний Висенте Фокс, лидер Альянса за перемены, ядро которого составляла оппозиционная Партия национального действия. Он добился убедительной победы над основным соперником – кандидатом от ИРП.

В этот день к урнам явились свыше 37,5 млн граждан. 42,5% поддержали фаворита гонки, а его конкурента – 36,1 %. Разница составила почти 2,5 миллиона голосов. И никто не осмелился оспорить результаты народного волеизъявления.

ИРП смирилась с поражением спокойно, без эксцессов. Это стало свидетельством жизненности электоральной демократии и способности проигравшей части элиты признать легитимность новой власти. Успех был предопределен стремлением граждан к переменам. Согласно данным социологов, победителя предпочли более образованные и молодые слои городского населения. Важным фактором для триумфатора явилось участие в голосовании свыше миллиона граждан, впервые получивших такое право.

Висенте Фокс взошел на вершину на заре XXI века, обещав углублять и расширять процесс демократизации. Он провозгласил девиз: «Свобода, ответственность, честность, открытость, равенство возможностей для всех».

НОВЫЕ ВРЕМЕНА

Фокс рассматривал власть не как право командовать людьми, а как огромную ответственность и возможность созидать, опираясь на инициативу и творческий потенциал граждан. Он подчеркивал: «В Мексике долгое время у власти находилась одна и та же политическая партия, своеобразная династия, подобная той, что правила Россией. Начальники этой партии говорили, что власть следует осуществлять сверху и что она есть способ расшевелить страну, погонять ее… Я с этим не согласен и считаю, что властью необходимо делиться, имея в виду, что разумнее работать командой, в которой каждый несет свой груз. Развитие государства, рост экономики, повышение качества жизни – это плоды совместного труда всех. Власть – дело деликатное, она может приносить и радость, и печаль».

Базовые компоненты демократии, по мнению главы государства, включают свободу слова и объединений, вероисповедания, соблюдение гражданских и личных прав человека, верховенство закона, плюрализм мнений. По убеждению президента, значимость выборов 2000 года определялась тем, что от рычагов управления оказалась отстраненной «государственническая» партия. Это знаменовало конец 70-летнего режима, прикрывавшегося якобы демократическими выборами. Приход правительства перемен означал возможность покончить с авторитарным прошлым и направить политическое развитие в русло утверждения демократии как принципа существования.

Фокс заявил, что негоже пренебрегать богатым опытом ИРП, под знаком которой прошел XX век, но наступающее столетие станет периодом реальной многопартийности и подлинной демократии. ПНД имеет свой «потолок» и открыта для конструктивного диалога с другими силами, включая и бывшую правящую партию. Пройдя через процесс переосмысления ценностей, она способна занять достойное место в реформируемой политической системе.

По словам президента, демократия не застывшая схема, а непрерывный процесс, включающий подъемы и спады. «Граждане моей страны, – подчеркивал он, – десятилетиями трудились над построением демократии, созданием гражданского общества». В подтверждение этого тезиса он приводил примеры социальных и профессиональных движений – железнодорожников, врачей, учителей и студентов в 1950–1960-е годы. И подчеркивал, что пробуждение критического сознания в 1970-е, массовая борьба в 1980–1990-е подорвали основы авторитарного режима.

ВПОЛНЕ УСТОЙЧИВЫЙ ТРЕНОЖНИК

Приход к власти оппозиционера знаменовал конец доминирования правящей партии. С тех пор общество движется по пути плюралистической демократии. Одна организация регулярно сменяет другую у власти. ИРП на выборах 2006 года потерпела сокрушительное поражение. Ее представитель занял третье место. Некогда могущественная структура лишилась большинства в парламенте и многих губернаторских кресел. Это плата за длительную политическую монополию – и одновременно нормальное явление для демократической системы. В 2012 году ИРП на очередных выборах сумела взять верх и вернуться к власти. Многие опасались повторения прежней ситуации, призывали голосовать против кандидатуры Энрике Пенья Ньето. Придя к власти, он предложил ведущим партиям заключить Пакт во имя Мексики.

В настоящее время у руля правления находится Андрес Мануэль Лопес Обрадор – лидер левоцентристской Партии демократической революции. Он пришел к рулю с третьей попытки.

Страна быстро двигалась по пути плюралистической демократии. Федеральный избирательный институт не на словах, а на деле, превратился в орган, не зависимый от остальных ветвей власти. О его авторитете свидетельствовала такая деталь парламентской кампании 2003 года. Руководство ФИИ сделало замечание президенту о недопустимости использования административного ресурса – прокручивания по телевизионным каналам роликов о достижениях правительства. В этом усмотрели косвенную поддержку правящей партии, пытавшейся добиться утерянного ранее большинства в нижней палате. Висенте Фокс внял предупреждению и дал указание снять с показа ролики. Позднее ФИИ оштрафовал организацию на 48 млн долл. за нецелевое использование фондов в ходе баталий 2000 года.

Мексика – федеративное объединение. 300 депутатов избираются по одномандатным округам и 200 по пропорциональной системе. Одна партия не имеет права занимать более 300 мест. Губернаторы избираются прямым голосованием. Глава государства, управляя, обходится без наместников-полпредов в округах.

За минувшее время сформировалось зрелое гражданское общество, средства массовой информации не подвергаются цензуре, фактически играют роль четвертой власти.

Таким образом, Мексика шаг за шагом полностью избавилась от архаичной технологии – дедасо, одной из разновидностей каудилизма. Она давно сдала ее в архив за ненадобностью, и двигается по общепризнанной парадигме. Ныне это ноу-хау берут на вооружение другие страны. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Бербок видит в Москве принципиального противника

Бербок видит в Москве принципиального противника

Олег Никифоров

Глава германского МИД опасается вторжения России в Евросоюз

0
551
Первые указы Трампа не коснулись России и Украины

Первые указы Трампа не коснулись России и Украины

Данила Моисеев

Геннадий Петров

Новый президент США развил бурную деятельность во внутренней, а не во внешней политике

0
593
Юлианский календарь и российский суверенитет

Юлианский календарь и российский суверенитет

Александр Щипков

О религиозных и политических аспектах старого стиля

0
332
Как наука может превратиться в политику и какие это может иметь последствия

Как наука может превратиться в политику и какие это может иметь последствия

Андрей Ваганов

Экспертное знание ученых становится все более значимым ресурсом власти

0
898

Другие новости