0
2074
Газета История Интернет-версия

11.11.2021 21:15:00

Россия на качелях реформ

Наши преобразования не получают логического завершения

Сергей Самарин

Об авторе: Сергей Михайлович Самарин – журналист, кандидат экономических наук.

Тэги: общество, история, реформы, политика, экономика


общество, история, реформы, политика, экономика Реформы Александра II не только привели к либерализации, но и спровоцировали усиление революционного террора. Фото Сергея Левицкого второй половины XIX века

Петр Великий считается главным, но не единственным российским реформатором, и три прошедших столетия позволяют их оценить.

К сожалению, логического завершения наши реформы не имели, в отличие, скажем, от преобразований Людвига Эрхарда в послевоенной Германии. Более того, лишь Александр II, меняя политико-экономическую систему, дал освобожденному крестьянину, а это 85% населения страны, возможность работать на себя.

Через столетие нечто подобное предложил премьер Алексей Косыгин. Результат ошеломил и напугал старцев из Политбюро настолько, что они реформы прикрыли, предпочтя орудийные лафеты. Не помогло: через два десятилетия коммунистическая система рухнула, а страна рассыпалась.

Петр и Екатерина

Целенаправленное преобразование России Петр I начал после поражения под Нарвой в 1700 году. Побывав в Европе, за образец принял просвещенный абсолютизм Франции, а не парламентаризм Англии и Голландии с вольными коммерсантами и гарантиями собственности. По сути, петровская модель управления сохранилась до наших дней.

На созданную им регулярную армию, наемников и флот уходило 2/3 бюджета страны. Средства находили традиционно: вдвое повысив, например, цены на соль и вводя новые налоги вроде права на ношение бород. Причем дворянская борода стоила в 30 раз больше крестьянской: плоской шкалы налогообложения Петр не признавал.

Принято считать, что петровский налоговый беспредел был следствием отсутствия парламента, ограничивающего царские аппетиты. Через 300 лет выяснилось, что Дума вовсе не барьер для роста цен и налогов или увеличения пенсионного возраста.

Правлению Петра присущи все черты абсолютизма: непогрешимость монарха, коррупция, непродуманные решения, неподсудные любимчики, неэффективные инвестиции, жестокость. Флот на Азовском море из-за ненадобности просто сгнил. Строительство Петербурга потребовало гигантских затрат, поэтому торговлю с Европой в ущерб Архангельску перевели на Неву. Куда проще было сделать портами Ригу и Нарву – но у Петра были свои амбиции. А также авантюрные планы, вроде захвата на острове Мадагаскар пиратской республики, хотя до дела не дошло.

Достижения Екатерины II сопоставимы с петровскими, не зря ее тоже именовали Великой – но еще и матушкой: она обходилась куда меньшими жертвами и лишениями.

Во время ее царствования Россия приросла Крымом и Кубанью, Курляндией и Волынью, Польшей и Литвой. Победы на суше и на море обеспечили не проигравшие ни одного сражения Суворов и Ушаков. «При нас ни одна пушка в Европе без нашего на то дозволения выстрелить не могла», – говорил канцлер Безбородко. Управлять огромной державой Екатерине помогали ее любовники: Орлов, Потемкин, Завадовский и др. Либерализм Екатерина ограничила перепиской с Вольтером и Дидро и беседами с внуком Александром.

Братья Павловичи

Став императором, Александр Павлович быстро запряг воз преобразований, создав негласный комитет младореформаторов, который до войны с Наполеоном ничем реальным не отметился. Александр, став освободителям Европы от узурпатора, купался в лучах славы, а возвратившись, впал в хандру: над ним тяготела вина за отцеубийство.

24 мая 1821 года на представленный ему список членов Тайного общества Александр лишь заметил: «Не мне их судить». Более того, как прадед Петр, он вновь запутал престолонаследие, что позволило декабристам вывести войска на Сенатскую площадь. Николай Павлович, став императором, восстание подавил и под впечатлением допросов декабристов убедился в необходимости управления «твердой рукой.

Основной чертой системы стало преследование инакомыслия, чем занялось созданное Третье отделение – орган политического сыска. Личная канцелярия была преобразована в высший правительственный орган, важные решения принимались без обсуждения. В чиновниках император больше всего ценил дисциплину и личную преданность: «Мне не нужно ученых голов, мне нужно верноподданных». Назначал на многие ключевые посты в госаппарате высших офицеров. В начале 1840-х 10 из 13 министерств возглавляли генералы. Любимым детищем императора была армия, чью численность он увеличил на 40%, доведя до 1,5 млн человек.

Мир менялся, и только Россия оставалась оплотом крепостничества, противостоя развитию интеграционных процессов и научно-техническому прогрессу. Крымская война 1853 года считается первой войной технологий, и Россия ее проиграла, получив урок. Одним из факторов победы вражеской коалиции было массовое применение нарезного стрелкового оружия и пушек с гораздо большей дальностью и точностью стрельбы. Парусный флот настолько уступал паровому союзников, что его затопили в Севастопольской бухте. О высадке десанта Николай I узнал из лондонских газет, полученных по телеграфу. Считая себя виновником поражения, император заболел и душой и телом, в феврале 1855 года, приняв яд, ушел из жизни, оставив сыну тяжелое наследие.

Александр Николаевич

Наследник, росший в консервативном окружении, либеральными взглядами не отличался. Но Крымская кампания его мировоззрение изменила: стало стыдно за немощь России, за крепостничество, ведущее страну в тупик (как СССР – фейковый коммунизм). В 1861 году Александр II отменил крепостное право. Крестьян юридически освободили, но необходимо было выкупать землю в течение многих лет. Наделы принадлежали крестьянской общине, ставшей тормозом предпринимательства, (как сейчас агрохолдинги супермонополистов), что попытался через 40 лет хотя бы частично изменить Петр Столыпин.

Величина надела семьи в общине зависела от количества едоков и постоянного хозяина не имела, обихаживать ее не имело смысла. Община облегчала жизнь помещику и государству при сборе оброка, налогов, наборе рекрутов, как затем колхозы советской власти, но не позволяла развиваться личным хозяйствам. Столыпин начал ломку вековых устоев. Самые трудолюбивые и инициативные крестьяне, получая льготные государственные кредиты, бесплатно доезжали до места нового жительства, получали скот для обустройства на пустующих землях Сибири. В 1897 году в Сибири насчитывалось 8,2 млн жителей, а в 1917-м – уже 14,5. Но реформы оборвал Октябрьский переворот.

Отмену крепостного права дополнили введение суда присяжных, земского самоуправления, реформы финансов, образования и армии – рекрутство заменила всеобщая воинская повинность. Александр II присоединил Бухарский эмират, Кокандское и Хивинское ханства, левобережное Приамурье.

Реформы привели не только к либерализации, но и спровоцировали усиление революционного движения и террора. Остановить его не удалось. Более того, реформы привели к поддержке народом и оправданию судом присяжных террористов и убийц вроде Веры Засулич.

Проект конституции Российской империи, подготовленный министром внутренних дел Лорис-Меликовым и предварительно одобренный (согласно ему, Россия становилась конституционной монархией) подлежал окончательному рассмотрению 4 марта 1881 года. Переживший пять покушений Александр считал, что он под защитой Божьей: ведь он стремился все делать на благо народа. Никчемный народоволец Гриневицкий 1 марта вторым взрывом убил императора, не сбежавшего после нападения, а склонившегося над раненым мальчиком.

Александр Александрович

Александр III определил политический курс – крепкая власть и жестокое правление, отправил в отставку либеральных министров. На смену реформам пришел девиз: «Во всем мире у нас только два верных союзника – наша армия и флот, все остальные при первой возможности ополчатся на нас». Но император подзабыл, что даже большая военная победа бессмысленна, если ее плодами нельзя воспользоваться, чему он сам был свидетелем, воюя в Болгарии. Войска генерала Скобелева почти захватили Константинополь, но телеграмма из Петербурга их остановила, так как в Европе вежливо попросили этого не делать.

Увеличенный полицейский аппарат разгромил народовольцев, ужесточил цензуру, была отменена университетская автономия. Для лиц иудейского вероисповедания в гимназиях и университетах ввели квоты. Евреи пошли не в науку, а в политику, в радикальные партии, заняв через полвека ведущие должности в большевистском руководстве.

Александр III наложил вето на политические реформы отца, выбрав покой и стабильность, но экономические реформы продолжил. Сократил выкупные платежи за землю, списал недоимки, отменил подушную подать. Крестьянский банк давал ссуды на покупку земли. По темпам роста экономики Россия опередила США и Германию. К 1890 году построили 51 600 км железных дорог. За десять лет производство чугуна, стали, проката утроилось, добыча нефти увеличилась в пять раз. Российские столицы стали машиностроительными центрами, в портовых городах развивалась пищевая и химическая промышленность, в верховьях Волги – текстильная. Поток иностранных инвестиций стабильно рос благодаря привлекательной инвестиционной политике. Экспорт хлеба возрос в полтора раза. В 1891 году началось строительство Транссиба.

Николай Александрович

В 1892 году министром финансов стал Сергей Витте – реформатор при царе-консерваторе. Разработанная им программа была проста, но чрезвычайно эффективна. Государство строит железные дороги – необходимы рельсы – растет металлургия – для перевозок нужны паровозы и вагоны – строятся заводы – паровозам нужен уголь и т. д. «Чугунка» стала локомотивом развития страны, дав толчок новым технологиям.

После поражения в войне с Японией потребовались политические реформы. Премьер Витте настаивал на кардинальных преобразованиях, царь колебался, и Витте подал в отставку. Его сменил Столыпин. Он ввел в ряде губерний военно-полевые суды, казнив 683 преступника, в основном мародеров и боевиков, от чьих рук погибло более 9000 человек. (Всего царские сатрапы с 1825 по 1905 год казнили 191 преступника, учителя у чекистов были никудышные).

Дума, правительство и царь воз реформ тащили как лебедь, рак и щука в басне Крылова. Но положение постепенно нормализовалось, и Россия мировую войну встретила монолитной державой. А то, что случилось затем со страной и армией, во многом заслуга большевиков, в итоге подписавших похабный Брестский мир с Германией.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Дорога к спокойствию

Дорога к спокойствию

Виктор Песенный

0
71
С вилами, ножами и косами

С вилами, ножами и косами

Андрей Мартынов

О победах и преступлениях белых

0
240
Терпя обиды едкий дым

Терпя обиды едкий дым

Леонид Викторов

Актеры, врачи, художники, поэты и другие «обломки грозного крушенья»

0
236
По следам военной славы

По следам военной славы

Виктор Леонидов

Первая мировая в западном анклаве России

0
495

Другие новости