Памятники напоминают о мужестве и самопожертвовании воинов-интернационалистов. Фото агентства «Москва»
21 апреля исполнилось 37 лет со дня гибели в Мараварском ущелье в Афганистане советских воинов-разведчиков спецназа ГРУ.
В этом бою оказавшиеся в окружении афганских моджахедов, израсходовавшие весь свой боезапас бойцы Бойчук, Вакулюк, Гавраш, Кухарчук, Марченко, Музыка и Мустафин предпочли смерть плену и истязаниям и взорвали себя штурмовой гранатой, сделанной из мины ОЗМ-72. А их командир группы лейтенант Николай Кузнецов, будучи тяжело раненым, подорвал себя оборонительной гранатой Ф-1.
Я хочу рассказать о советских воинах, которые с честью выполнили воинский долг, пожертвовав своей жизнью. О тех, кто заслонил собой от пули командира. Кто раненным остался прикрывать отход боевых товарищей, подпустил врага поближе и взорвал в руке последнюю гранату.
Описания их подвигов умещаются в сухие строки наградных листов. Определение «За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга и оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан» не дает понимания мужества и отваги наших солдат, но дает уверенность в том, что стояли они до последнего. Я изучил архивы и восстановил обстоятельства этих подвигов.
1980
Мироненко Александр Григорьевич, родился 21.10.1959, гвардии старший сержант, заместитель командира взвода разведывательной роты 317-го гвардейского парашютно-десантного полка.
29 февраля 1980 года гвардии старший сержант Мироненко участвовал в боевой операции по разгрому крупного формирования мятежников в приграничной с Пакистаном провинции Кунар. В составе передовой группы тактического воздушного десанта он высадился в заданном районе. Захватив и удерживая площадку десантирования, прикрывал высадку основных сил.
Внезапно группа десантников была атакована мятежниками и вступила в бой. В этом бою Александр Мироненко лично уничтожил 10 мятежников. Не сумев достигнуть успеха в лобовом бою, враги предприняли попытку обойти позиции десантников и окружить их. В итоге группа гвардии старшего сержанта Мироненко была окружена и отрезана от основных сил. Александр Мироненко взял управление боем на себя.
При отражении натиска его товарищи погибли. Дважды раненый, истекая кровью, десантник не прекращал огонь до последнего патрона. Мятежники попытались захватить его живым, но, выждав, когда они подойдут вплотную, Александр Мироненко выдернул чеку гранаты Ф-1 и взорвал их вместе с собой.
Чепик Николай Петрович, родился 16.04.1960, гвардии старший сержант, заместитель командира саперного взвода 317-го гвардейского парашютно-десантного полка.
Подразделение гвардии старшего сержанта Чепика участвовало в войсковой операции в приграничной с Пакистаном провинции Кунар.
Здесь участились случаи поджогов правительственных учреждений, школ и мечетей, нападений и поборов мирных дехкан, зверских убийств сочувствующих государственной власти и активистов НДПА. Зверства мятежников и наемников из Пакистана в отношении мирного населения по своей жестокости превосходили истязания фашистов.
29 февраля 1980 года подразделение Николая Чепика обнаружило в горной пещере склад боеприпасов и получило приказ его уничтожить. При выполнении боевой задачи саперы были атакованы превосходящими силами мятежников. В завязавшемся противостоянии саперы израсходовали весь имеющийся боекомплект, в связи с чем создалась угроза захвата группы.
В этой критической ситуации раненный в ноги Чепик приказал подчиненным отходить, а сам остался прикрывать их огнем. Когда закончились патроны, чтобы не попасть в руки врага живым, Николай привязал к дереву осколочную мину МОН-100 направленного действия. Подпустив группу мятежников на близкое расстояние, он привел адскую машину в действие, уничтожив взрывом 32 мятежника и самого себя.
Понеся потери убитыми и ранеными, противник спешно отступил, оставив свои позиции. Ценой собственной жизни 19-летний десантник предопределил исход боя, до конца исполнив свой воинский долг.
Шорников Николай Анатольевич, родился 10.12.1953, старший лейтенант, заместитель командира мотострелковой роты по политической части 66-й отдельной мотострелковой бригады.
В начале мая 1980 года подразделение Николая Шорникова выполняло боевую задачу в провинции Кунар на границе с Пакистаном.
Утром 11 мая старший лейтенант Шорников в составе группы десанта был высажен с вертолетов в район проведения войсковой операции. При выходе подразделения на заданный рубеж рота попала в засаду мятежников и вступила в бой.
Офицер приказал товарищам отходить, а сам остался прикрыть их огнем. Израсходовав все боеприпасы, тяжелораненый Николай Шорников подпустил вплотную группу мятежников и подорвал их и себя последней гранатой.
1982
Демаков Александр Иванович, родился 06.08.1960, гвардии старший лейтенант, заместитель командира мотострелковой роты по политической части 70-й гвардейской отдельной мотострелковой бригады.
В ходе выполнения боевой задачи в приграничной с Пакистаном провинции Кандагар 21 апреля 1982 года подразделение Александра Демакова натолкнулось на отряд мятежников. Начав их преследование, мотострелки оказались в организованной противником засаде и вступили в бой.
Лейтенант Демаков приказал подчиненным оставить ему гранаты и отходить, а сам остался прикрывать их огнем. Израсходовав весь боекомплект, раненый Александр Демаков подпустил окруживших его мятежников на близкое расстояние и подорвал себя и врагов последней гранатой.
1983
Анфиногенов Николай Яковлевич, родился 29.09.1963, рядовой разведывательной роты 181-го мотострелкового полка.
12 сентября 1983 года, прикрывая разведчиков, вынужденных отходить, Николай Анфиногенов израсходовал все боеприпасы и был окружен группой противника. Убедившись, что его товарищи вне опасности, последней гранатой он подорвал себя вместе с мятежниками.
Николай Анфиногенов стал первым рядовым бойцом, удостоенным звания Героя Советского Союза на афганской земле.
Демченко Георгий Александрович, родился 02.08.1959, лейтенант, командир мотострелкового взвода 66-й отдельной мотострелковой бригады.
16 мая 1983 года взвод лейтенанта Демченко выполнял боевую задачу в районе ущелья в провинции Кунар и был окружен превосходящим по численности противником. Ввязавшись в неравный бой, советские воины сражались стойко. Георгий, оставшись в группе прикрытия, вел бой до последнего патрона.
Когда к нему приблизились мятежники, офицер подорвал себя и их последней гранатой.
1985
Корявин Александр Владимирович, родился 25.06.1965, гвардии ефрейтор, наводчик-оператор БМД разведывательной роты 357-го гвардейского парашютно-десантного полка.
24 мая 1985 года в ходе армейской боевой операции взвод Александра Корявина принимал участие в боевой операции в провинции Кунар.
Для прикрытия взвода с тыла в боевое охранение были назначены гвардии ефрейтор Корявин с товарищем. Ведя наблюдение, они обнаружили группу мятежников из 15 человек, изготовившихся для нападения. Отправив товарища за подмогой, Александр подпустил противника на близкое расстояние и открыл огонь из автомата. Был ранен, но продолжал вести бой.
Когда прибыла помощь во главе с командиром взвода, Корявин увидел мятежника, целившегося в офицера. Бросившись, заслонил командира взвода и принял автоматную очередь на себя.
Задорожный Владимир Владимирович, родился 22.08.1955, гвардии старший лейтенант, заместитель командира артиллерийской батареи 1179-го гвардейского артиллерийского полка.
28 мая 1985 года в ходе армейской боевой операции в провинции Кунар командовал группой разведки, корректирующей огонь артиллерии. При выполнении задачи группа гвардии старшего лейтенанта Задорожного попала в засаду.
Офицер вызвал огонь полковой артиллерии на себя, продолжая командовать действиями подчиненных на позиции. Противник предпринял попытку забросать советских воинов гранатами. Одна из гранат упала в двух метрах от Владимира Задорожного.
Видя, что взрыва не избежать, во имя спасения жизни солдат офицер накрыл гранату своим телом.
Кузнецов Николай Анатольевич, родился 29.06.1962, лейтенант, командир группы 334-го отдельного отряда специального назначения ГРУ.
21 апреля 1985 года в бою в провинции Кунар группа спецназа под командованием лейтенанта Николая Кузнецова получила задачу в составе роты разведать месторасположение и уничтожить отряд мятежников, орудующий в заданном районе провинции Кунар.
В ходе выполнения поставленной задачи подразделение Кузнецова было отрезано от основных сил роты и окружено противником. Завязался бой. Приказав группе прорываться из окружения, офицер с несколькими воинами остался прикрывать отход. В бою проявил смелость и решительность.
Израсходовав весь боекомплект, последней гранатой Николай взорвал себя и подошедших к нему мятежников.
1986
Арсенов Валерий Викторович, родился 24.06.1966, рядовой, старший разведчик-гранатометчик 173-го отдельного отряда специального назначения ГРУ.
8 февраля 1986 года в 80 км восточнее города Кандагара в составе роты рядовой Арсенов принимал участие в бою с большой группой мятежников. Был тяжело ранен, но продолжал вести огонь.
Увидев, что командиру роты грозит гибель, Валерий Арсенов прикрыл его собой от пуль противника.
1987
Павлюков Константин Григорьевич, родился 02.08.1963, старший лейтенант, летчик отдельного штурмового авиационного полка.
21 января 1987 года в районе селения Чарикар при выполнении боевого задания самолет Константина Павлюкова был подбит и потерял управление.
Павлюков катапультировался с высоты 250 м, приземлившись в 300 м от расположения противника. Будучи раненным в живот и ноги, проявив самоотверженность и стойкость. Истекая кровью, он в течение 50 минут вел неравный бой, пока не кончились патроны.
Когда мятежники окружили Константина Павлюкова, пытаясь захватить в плен, последней гранатой он подорвал их и себя.
Исламов Юрий Верикович, родился 05.04.1968, младший сержант, командир отделения 186-го отряда специального назначения ГРУ.
30 октября 1987 группа спецназа уничтожила караван противника с оружием. На следующий день при осмотре поля боя разведчики попали в засаду мятежников. Завязался неравный бой.
Дважды раненный Юрий Исламов подорвал себя и окруживших его мятежников гранатой.
Гаджиев Нухидин Омарович, родился 01.09.1962, рядовой, снайпер мотострелковой роты 66-й отдельной мотострелковой бригады.
16 мая 1983 года подразделение Нухидина Гаджиева участвовало в боевой операции в приграничной с Пакистаном провинции Кунар, где было атаковано крупным отрядом мятежников. Превосходящими силами мятежники предприняли попытку окружить советских воинов и взять их живыми.
Командир мотострелковой роты приказал подчиненным оставлять позиции и выходить из боя. Прикрыть их отход вызвался рядовой Гаджиев с двумя товарищами. Получив отпор, остервенелые от стойкости мотострелков мятежники начали штурм их позиций.
Когда патроны у Нухидина Гаджиева закончились, он подпустил окруживших врагов на близкое расстояние и подорвал последней гранатой их и себя.
Афганская война, как и другие войны, которые вели Советский Союз и Россия, изобилует примерами храбрости и несгибаемой воли наших соотечественников.
Подвиги, малая часть которых описана выше, были личным выбором каждого военнослужащего. Они решили пожертвовать собой во имя спасения жизней боевых товарищей. Или подорвать себя последней гранатой.
Мне, как и многим участникам афганской войны, помнится одно незыблемое правило – иметь всегда при себе оборонительную гранату Ф-1. Применить ее самоподрывом при угрозе плена для многих советских воинов было делом естественным, не вызывавшим колебаний. Граната спасала от пыток, от осквернения тел. А героическая гибель позволяла унести вместе с собой в мир иной еще несколько врагов.
Примеры высокого героизма известны и в наши дни. Вспомним подвиги участников специальной военной операции на Украине гвардии старшего лейтенанта Нурмагомеда Гаджимагомедова и гвардии старшего лейтенанта Владимира Зозулина. Не желая сдаться противнику, оба подорвали себя и окруживших боевиков последней гранатой. Мужественным офицерам-десантникам посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.
Вечная память воинам, павшим в боях!
комментарии(0)