В результате боевых действий Финляндия лишилась Выборга – второго по значению города страны. Март 1940 года. Фото с сайта www.sa-kuva.fi |
ПРИЧИНЫ И ПОВОДЫ
Позднее советская историография этот факт старалась не афишировать и выдвигала другие мотивы действий Москвы: необходимость отодвинуть границу от Ленинграда и Кронштадта, находившихся в зоне досягаемости финской артиллерии.
Сталин предлагал Финляндии отдать нам Карельский перешеек (2761 кв. км) в обмен на вдвое большую территорию в Карелии (5529 кв. км). Однако эквивалентность этого обмена все-таки представлялась сомнительной. Финляндия должна была отдать обжитую территорию, дающую стране треть сельхозпродукции, со вторым по значению после Хельсинки промышленным центром и транспортным узлом Виипури (Выборгом). А взамен получить болота и камни, которые не обжиты до сих пор, спустя 80 лет после тех событий.
Кроме того, аргумент насчет «досягаемости финской артиллерии» представлялся сомнительным, потому что трудно было представить себе агрессию маленькой Финляндии против гигантского СССР. Да у Финляндии просто не было такой артиллерии.
Финляндия на территориальный обмен не пошла, после чего произошел инцидент в Майниле. Якобы 26 ноября 1939 года в 15.45 финская артиллерия в районе этого населенного пункта выпустила семь снарядов по расположению 68-го стрелкового полка, убив четырех военнослужащих РККА. В тот же день правительство СССР потребовало от финнов отвести части на 25 км от границы. Те, естественно, отказались. Утром 30 ноября советские войска перешли в наступление.
Что на самом деле произошло в Майниле – до сих пор не известно. Советская версия представляется в высшей степени сомнительной. Гораздо вероятнее, что либо имела место провокация со стороны подразделений НКВД, либо весь эпизод был просто выдуман.
В любом случае предлог для войны Кремль нашел. Дальнейший ход событий оказался весьма поучительным с точки зрения военной и политической.
ХОД ВОЙНЫ
СССР провел войну, мягко говоря, не лучшим образом. Если изначально его целью был полный захват Финляндии, то в конечном счете пределом мечтаний стало то самое «отодвигание границы». При гигантском превосходстве в людях и технике наши потери оказались чрезвычайно велики, а темп продвижения – крайне низок.
Самой яркой иллюстрацией проблем РККА стали действия 9-й армии (включала пять стрелковых дивизий и артиллерийский полк), наступавшей из Карелии и имевшей целью разрезать Финляндию пополам в ее самом узком месте, выйдя к Ботническому заливу в районе Оулу.
Изначально 9-й армии противостояло всего пять финских батальонов, причем в основном пограничных. И даже после развертывания дополнительных сил финская группировка в полосе наступления 9-й армии не превышала по размерам бригады (хотя называлась дивизией). Однако этого хватило, чтобы сорвать советское наступление и к тому же нанести РККА несколько тяжелейших поражений.
Финские батальоны окружали (!) и уничтожали советские дивизии. Так, попав в окружение, была практически полностью разгромлена 44-я стрелковая дивизия 9-й армии: она потеряла 3244 человека убитыми и пропавшими без вести, а также почти все вооружение. Вообще к концу войны значительную часть вооружения и техники финской армии составляли трофеи, взятые у РККА, включая танки и даже самолеты. Например, 60% станковых пулеметов, 50% полевой и 30% противотанковой артиллерии ВС Финляндии были советского производства. Потом и в 1941–1944 годах наша техника воевала против нас.
В целом безвозвратные потери 9-й армии составили 13,5 тыс. человек убитыми и пропавшими без вести и 32,6 тыс. ранеными, больными и обмороженными. При этом результат оказался равным нулю.
СССР, как известно, страна в значительной степени северная, снега и морозы для нас совсем не экзотика. Тем не менее РККА, вступая в бой, не имела ни зимнего обмундирования, ни лыж. Поэтому она была привязана к дорогам и несла огромные потери больными и обмороженными. Финны же, передвигаясь на лыжах без дорог, легко заходили в наши тылы, громили их и разрывали коммуникации. Советские войска лишались ГСМ, боеприпасов, обмундирования, продовольствия и просто вымирали и вымерзали, не имея возможности не только наступать, но и прорваться к своим.
Так происходило не только с войсками 9-й армии, но и в полосе наступления 8-й армии (к востоку от Ладожского озера). Там полностью погибли гарнизоны нескольких населенных пунктов, которые советские войска сумели захватить в начале войны, а потом финны их окружили и отрезали от тылов. Были полностью уничтожены противником 18-я стрелковая дивизия и 34-я танковая бригада. 8-я армия добилась минимальных результатов, понеся безвозвратные потери 13 тыс. человек.
Контраст между воюющими сторонами особенно проявлялся в том, что маленькая бывшая колония («приют убогого чухонца») била гигантскую бывшую метрополию. У финнов была инициатива, у РККА – ее полное отсутствие. У финнов прекрасно работала система снабжения, у РККА – безобразно. Финны максимально берегли своих, советскую сторону размер потерь почти не волновал.
ТЯЖЕЛАЯ ПОБЕДА
Тем не менее в конечном счете СССР победил. Отчасти, разумеется, он задавил финнов массой. Но был и другой фактор: высокие боевые качества личного состава, солдат (разумеется, призывников), офицеров младшего и среднего звена. Они воевали в самых адских условиях, но почти всегда стояли насмерть.
Практически все попытки финской армии проводить прямые контрнаступления захлебывались сразу. Почти никакого эффекта не дали попытки сформировать из пленных красноармейцев «Русскую народную армию», которой командовали русские офицеры-эмигранты. В нее вступило не более 200 человек.
Кроме того, высшее военное руководство СССР после тяжелых поражений начального этапа войны какие-то выводы все же сделало. После того как 7-я армия в декабре тщетно побилась о линию Маннергейма, пересекавшую Карельский перешеек и закрывавшую РККА путь на Виипури и Хельсинки, командование поняло, что к прорыву надо готовиться всерьез. И применять для этого авиацию и тяжелую артиллерию. Для уничтожения бетонных укреплений линии Маннергейма были сформированы группы артиллерии разрушения (в них включались орудия калибром 152, 203 и даже 280 мм), использование которых дало отличный эффект.
Генеральное наступление 7-й армии на Карельском перешейке началось 12 февраля 1940 года. Оно стало единственной успешной советской операцией за всю войну, но его хватило, чтобы выиграть войну в целом, решив задачу-минимум (отодвигание границы).
Когда РККА проломила линию Маннергейма и взяла Виипури, в Хельсинки поняли, что лучше отдать часть, чем потерять все. 12 марта 1940 года между СССР и Финляндией был подписан мирный договор. Финляндия отдала Карельский перешеек, северное и западное побережья Ладожского озера (теперь оно стало нашим внутренним водоемом), свою часть полуостровов Рыбачий и Средний в Заполярье. В аренду СССР был сдан полуостров Ханко для размещения там военно-морской базы.
Всего Финляндия потеряла 10% своей территории. Военные потери составили 48,3 тыс. человек убитыми. 400 тыс. человек, проживавших на потерянных территориях (в первую очередь на Карельском перешейке), стали внутренними беженцами.
СССР потерял 126 875 человек убитыми, умершими от ран и пропавшими без вести, еще 99 человек отказались вернуться из плена. Санитарные потери составили почти 200 тыс. человек. Были потеряны 302 орудия, 358 танков, не менее 260 самолетов. При этом достигнутые результаты оказались на порядок меньше тех, что планировались изначально.
ПОСЛЕДСТВИЯ
Великобритания и Франция, в сентябре 1939 года предавшие Польшу, а годом раньше сдавшие Гитлеру Чехословакию, внезапно решили помочь Финляндии. Они активно поставляли ей вооружение, а весной 1940 года собирались отправить туда экспедиционный корпус для прямого участия в боевых действиях против РККА. Кроме того, существовали планы нанесения ударов английской и французской авиацией с территории ближневосточных колоний этих стран по нефтепромыслам Баку.
Поскольку в тот момент Великобритания и Франция находились в состоянии войны с Германией, их прямая атака на СССР автоматически делала бы нас военными союзниками Германии. Выступи Советский Союз на стороне «Оси» – Восточное полушарие очень быстро оказалось бы под контролем пары диктаторов. Известно, что Германия, на тот момент вообще не имевшая союзников, в одиночку сделала с Францией – а заодно с Данией, Норвегией, Бельгией и Голландией.
При помощи РККА вермахт как минимум лишил бы Британию всех ее ближневосточных, а также, видимо, и африканских колоний (можно представить себе трогательную встречу советских и немецких бойцов в Иерусалиме). Как максимум появилась бы возможность вторгнуться и в метрополию.
К счастью, СССР вовремя победил Финляндию, поэтому отправлять экспедиционный корпус стало некуда. Французы, правда, еще некоторое время носились с идеей удара по Баку, но англичане энтузиазма не проявляли. А затем Гитлер напал на саму Францию, тем самым сняв все вопросы.
Впрочем, главный итог этой истории – то, что именно советско-финская война оказалась важнейшей причиной гитлеровской агрессии против СССР в июне 1941 года. Наблюдая за действиями РККА, немецкое руководство пришло к выводу, что Красная армия является «колоссом на глиняных ногах без головы», свалить которого труда не составит.
Хочется напомнить, что планирование «Барбароссы» началось в июле 1940 года. Во-первых, после захвата немцами Франции, Бенилюкса, Дании и Норвегии. Во-вторых, после того, как в Германии был проанализирован ход советско-финской войны.
Поэтому в 1941 году мы вновь оказались в состоянии войны с Финляндией, но эта война заслуживает отдельного описания.
Карелию в 1956 году преобразовали обратно в АССР. Поэтому сегодня она – республика в составе РФ, а не независимое государство. И Мурманская область не стала анклавом, подобным Калининградской области.
Вот такая была незаслуженно незнаменитая война, уроки которой, похоже, не поняты и не осознаны до сих пор. Например, что при подготовке операции руководство страны должно исходить из реальной ситуации, а не из идеологических догм. И что учения и парады – это одно, а боевые действия – это совершенно другое.
комментарии(0)