0
3131
Газета История Интернет-версия

01.12.2022 20:31:00

Как наступил перелом в битве за Сталинград

Продвижение вермахта остановил приказ Сталина «Ни шагу назад!»

Сергей Самарин

Об авторе: Сергей Михайлович Самарин – журналист, кандидат экономических наук.

Тэги: история, ссср, великая отечественная война, сталинград


история, ссср, великая отечественная война, сталинград Солдаты у костра на фоне Т-34 – танка, сыгравшего огромную роль в реализации планов советского главнокомандования. Фото с сайта www.chekmuseum.ru

После победы Красной армии под Москвой Сталин, получавший информацию из победоносных реляций и фотографий, уверовал, что противник уже не сможет оправиться от поражения и его следует незамедлительно добить.

Вождю хватило одной победы, чтобы забыть о многочисленных поражениях и вновь уверовать в свою стратегическую гениальность. 5 января на расширенном совещании Ставки и высшего командования РККА он поставил задачу – к концу года освободить территорию Советского Союза от фашистских захватчиков, проведя грандиозные наступления от Черного моря до Ладожского озера, гарантируя пополнение фронтов войсками и техникой. Возразили только Георгий Жуков и председатель Госплана Александр Вознесенский, предлагая концентрацию сил на важнейших направлениях, на что Сталин даже не отреагировал.

Уже к маю вследствие непродуманных и неподготовленных операций на Центральном направлении под Вязьмой погибли брошенные в прорыв 33-я армия и 1-й гвардейский кавалерийский корпус. В лесах и болотах под Волховом захлебывалась в крови 2-я ударная армия, не готовая к наступлению и не получившая поддержки от Ленинградского фронта. В Крыму генерал-фельдмаршал Манштейн вдвое меньшими силами разгромил советский фронт, командование которого, бросив войска, бежало на подводных лодках.

ХАРЬКОВСКИЙ КОЛЛАПС

Для активных боевых действий Германия дождалась сухих дорог. Три операции Красной армии показали, что ее тактика фронтальных наступлений на подготовленную немецкую оборону, состоящую из оперативных очагов сопротивления, эффективно взаимодействующих между собой благодаря связи, авиаразведке, маневренности и мобильности, обеспечивали вермахту преимущество на направлениях наших и собственных ударов.

Именно поэтому ТАСС об отступлениях сообщал: «Под превосходящими силами противника». Красная армия, распыляя силы, их бесплодно тратила, хотя в начале для наступлений их было вполне достаточно. Стояние насмерть на бесполезных рубежах вело к огромным потерям, а приказ об отводе войск приходил, когда отводить уже было некого.

Маршал Василевский вспоминал, как Сталин приходил в ярость, когда заходил разговор о сдаче города. Так он решил отстоять Киев, отменив приказ об отводе пяти армий за Днепр, в окружении оказались 650 тыс. человек. Разрушить мобильную немецкую оборону не получалось простым преимуществом в войсках и технике, нужно было еще командовать не хуже немецких генералов, чему научились к 1944 году. Ведь первое крупное сражение, выигранное меньшей кровью, – это освобождение Крыма в мае того года, а уже потом были операция «Багратион» и другие.

А в 1942 году для фронта Тимошенко Ставка определила наступление на Харьков, Полтаву, к Азовскому морю. План был предсказуем для немцев. Более того, он фатально наткнулся на подготовленное генерал-фельдмаршалом фон Боком наступление немцев, назначенное почти на ту же дату. Целью фон Бока была ликвидация очага сопротивления под Лозовой – на выступе, на котором зимой остановилась Красная армия. В свою очередь, маршал Тимошенко двигался оттуда же на Харьков, Полтаву.

Если бы немцы начали первыми, то получили бы мощнейший встречный танковый удар. Тимошенко на этом направлении сосредоточил 600 машин, которые 12 мая рванули вперед в составе 28-й и 57-й армий. А 17 мая разошлись и были у основания стрел наступления атакованы свежими частями Паулюса и Клейста. Следовало вернуться к тыловым базам, но армии продолжали движение к своей гибели. Остановить наступление Ставка позволила лишь 19-го, когда было поздно. В окружении оказались 240 тыс. человек, а из 845 танков было потеряно три четверти.

Сталин боялся повторного наступления на Москву, из девяти резервных армий большинство пришлось на Центральное направление. Подброшенный план наступления «Кремль» сделал свое дело. Сталина не переубедил даже случайно доставшийся план наступления на юг «Блау». Гитлеру об инциденте доложили, но он, не видя реакции Красной армии, оставил все как есть – и оказался прав.

Целью войны с СССР были не просто новые территории, но и недостающее горючее – иначе говоря, Терек и Баку. После харьковской катастрофы РККА для наступления Гитлер выбрал юг: «Если я не получу кавказскую нефть, я буду вынужден покончить с этой войной». 1 июля на совещании фюрера с командованием группы армий «Юг» в Полтаве обсуждалось развитие плана «Блау». Первой задачей было взятие Воронежа и продвижение на Кавказ, Сталинград считался второстепенной задачей. Харьковская операция завершилась.

КАК ОТСТОЯЛИ СТАЛИНГРАД

10 июля авангард немецких войск переправился через Северный Донец, началось наступление по бескрайним степям. Воронеж еще держался, его атаковал лишь один танковый корпус, остальные дивизии двигались на юг. Бои на улицах города лишали немецкие части основных преимуществ – маневренности, использования наземной техники и авиации. Именно с Воронежа Красная армия стала отдавать предпочтение обороне в условиях города, а не держать ее вдоль произвольной линии, проведенной на карте.

45-15-2х480.jpg
Упорные бои за Сталинград превратили
крупный город в развалины. 
Фото © РИА Новости
Из обескровленных войск 12 июля был образован новый Сталинградский фронт. Гитлер изменил план «Блау» разделив войска: мощнейшая в Вермахте 6-я армия генерала Паулюса повернула на Сталинград, а фон Лист с остальными пошел на Кавказ. Многие западные историки считают, что это решение стало для Германии фатальным, приведя к поражениям на Восточном фронте.

Хаотическое отступление советских войск было необходимо остановить, и 19 августа появился приказ № 227 «Ни шагу назад!», его правил лично Сталин. «Паникеры и трусы должны истребляться на месте, сдающиеся в плен считаются предателями Родины»: такой была реакция на поражения 1942 года. Террор и доносительство в РККА выбили из офицеров инициативу и самостоятельность. Но пришли командиры нового поколения – решительные, пусть и жестокие, как командующий 62-й армией генерал Чуйков, однако готовые воевать самостоятельно, не ища оправдания в недополученных приказах. Чуйкову терять было нечего, и он самостоятельно переподчинил себе более 15 тыс. человек из НКВД, перевел их на передовую, и сражались они достойно. Дивизию наградили орденом Ленина, она стала гвардейской. Город стал крепостью – только водный рубеж был не спереди, а сзади.

ПРИМИТИВНАЯ ТАКТИКА И ПРОБЛЕМЫ СО СВЯЗЬЮ

Слабым местом Красной армии оставалась примитивная тактика. О главной причине летней катастрофы высказался маршал Рокоссовский: «Делалось все не так, как обучали нас военному делу в училищах, академиях и на маневрах, в разрез с тем, что было приобретено опытом двух войн». Танкисты не использовали преимуществ рельефа местности, не умели стрелять с ходу, слаженно маневрировать, не имели связи даже внутри машин. В авиации положение было еще хуже. Все самолеты люфтваффе, как и танки вермахта, имели радиосвязь, а советские самолеты ею стали оснащаться только с конца 1942 года.

Стало очевидно, что даже три советских танка или самолета вовсе не адекватны одному немецкому с радиосвязью. Самый наглядный пример – лихая атака танков генерала Ротмистрова под Прохоровкой. После 300 км марша без разведки и карт они пошли в атаку на танковый корпус СС. В дыму, пыли, среди горящих машин танки стали массово падать в противотанковые рвы, вырытые нашими же саперами, бессмысленно погибая и не имея возможности предупредить других. Только благодаря общей победе Ротмистров избежал трибунала. Рокоссовский в мемуарах написал, что конечной целью сражения было соединение фронтов под Брянском и окружение фашистов, как в Сталинграде. Но из-за огромных потерь танков под Прохоровкой их удалось только выдавить в Украину.

ГОРОДСКИЕ БОИ

Эвакуация мирного населения из Сталинграда во избежание паники запрещалась. С 24 августа по 14 сентября вывезли 300 тыс. человек – это и раненые, и призывники, и тыловые подразделения, и беженцы. Затем эвакуацию снова запретили, и беженцы через наступающие немецкие части двинулись обратно на оккупированную территорию. Неэвакуированное население разделило участь обороняющихся войск: погибло более 40 тыс. человек.

К середине сентября первый этап Сталинградской битвы был проигран. За два месяца боев 6-я армия Паулюса достигла пригорода и берегов Волги. 23 августа люфтваффе осуществили самую массированную бомбардировку на Восточном фронте, сбросив 1000 т бомб, и Сталинград окончательно потерял стратегическое значение. За два дня 4-й воздушный флот немцев почти безнаказанно совершил более 2000 самолето-вылетов. Деревянные жилые дома сгорели практически полностью. Совинформбюро о бомбардировке не сообщало. 13 сентября начался первый штурм города, и бои переместились в его развалины.

Опыт воронежских городских боев в Сталинграде был доведен до совершенства. Начались рукопашные схватки в подвалах, канализационных колодцах, развалинах. План Чуйкова – расколоть противника «волнорезами» зданий, занятых пехотой с противотанковыми ружьями и пулеметами, – действовал. Красноармейцы рассекали потоки атакующих немцев, направляя их на замаскированные Т-34 и пушки. Проходы минировались, а легкие минометы отсекали пехоту от танков. Практиковались бесшумные бои штурмовых групп с ножами и саперными лопатками.

Главным оружием в развалинах стали пулеметы и автоматы, гранаты, снайперские винтовки. Самыми ценными бойцами считались снайперы. Самый известный из них – Василий Зайцев, уничтоживший до 200 гитлеровцев и создавший школу молодого снайпера, ученики который назывались «зайчата». Поставив оптический прицел на противотанковое ружье, Василий уничтожал пулеметные гнезда, оборудованные огневые точки. Чтобы исправить положение, немцы вызвали начальника школы снайперов в Цоссене штандартенфюрера СС Гейнца Торвальда. Дуэль, продолжавшаяся несколько дней, завершилась победой Зайцева.

Защитники города использовали собак – истребителей танков. Штыревая мина, укрепленная на спине собаки, срабатывала под днищем. Возможно, эффект был скорее психологически устрашающим, но фашисты перестреляли в прифронтовой зоне всех собак. В развалинах бойцы стали массово пользоваться касками, защищаясь от падающих кирпичей. Скоро и во всей Красной армии каски перестали быть ненужным атрибутом типа противогаза. Немцы каски постоянно использовали, но из-за дефицита легирующих присадок они стали обычной жестянкой в отличие от советских.

Авиация Красной армии днем избегала встреч с «мессершмиттами», но каждую ночь наносила по позициям противника удары двухмоторными бомбардировщиками и крохотными маневренными У-2, бесшумно заходящими на бомбежку. Их бомбовая нагрузка составляла лишь 400 кг, но благодаря точности и неожиданности эффект был значительным. Удалось усовершенствовать и борьбу с пикирующими бомбардировщиками. Зенитки стали их обстреливать либо до входа в пике, либо на выходе, ставя заградительный огонь. Для артиллерии, расположенной на другом берегу Волги, основной задачей стало нарушение путей снабжения готовящихся к атаке частей.

Красноармейцы получили невиданную свободу, оставшись без старших командиров и комиссаров передислоцировавшихся за Волгу. Командующим стал комбат, который сражался и умирал рядом. Маневренная война для немецких войск осталась в прошлом. Успех исчислялся не кварталами или улицами, а метрами. Под бомбежками чуйковцы вплотную подбирались к позициям противника, уменьшая потери.

У немецких пехотинцев ожесточенные схватки за каждый дом вызывали ужас, а генералы не могли руководить войсками. На смену блицкригу пришла позиционная война. Гитлер загнал 6-ю армию в «крысоловку», ее солдаты войну в городе называли крысиной. В ноябре наступление немецких войск на Сталинградском направлении было остановлено. 6-я армия увязла в Сталинграде, практически его захватив, но не получив даже пирровой победы. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Казахстан развивает степную демократию

Казахстан развивает степную демократию

Виктория Панфилова

Инициативу Токаева о модификации герба раскритиковали и предложили заменить коней на ирбиса

0
2146
Зачем химику Кант

Зачем химику Кант

Андрей Мартынов

О философии вне философии

0
1200
Пушкин и неприличное

Пушкин и неприличное

Андрей Мартынов

Скандалы на пути к объединению

0
1871
Цветы в бокалах и вазах

Цветы в бокалах и вазах

Андрей Мартынов

Про особенности быта творца Заратустры

0
1323

Другие новости