0
2714
Газета История Интернет-версия

08.12.2022 20:16:00

Полк воздушных асов и свободных охотников

Из истории части, где служили Иван Кожедуб и Павел Попович

Михаил Стрелец

Об авторе: Михаил Васильевич Стрелец – доктор исторических наук, профессор.

Тэги: история, ссср, великая отечественная война, авиация, истребители, иван кожедуб


история, ссср, великая отечественная война, авиация, истребители, иван кожедуб Заместитель командира полка Иван Кожедуб пока еще дважды Герой. 1944 год. Фото с сайта www.mil.ru

19-й истребительный авиационный полк – один из самых славных в истории советских Вооруженных сил. Формирование его началось 22 марта 1938 года на аэродроме Горелово под Ленинградом. Таким образом, в будущем году ему исполнится 85 лет.

Назначением новой авиационной части было «выполнение ответственных заданий советского правительства и военного командования».

ПРЕДЫСТОРИЯ И ПЕРВЫЕ БОИ

Эта задача предполагала наличие в полку воздушных асов, имевших опыт участия в боях. На родину как раз возвращались советские пилоты, которые сражались на стороне республиканского правительства во время гражданской войны в Испании.

Причем сражались настолько успешно, что в 58-й и 70-й истребительных эскадрильях, 33-й отдельной разведывательной эскадрилье появилась целая россыпь орденоносцев. Именно перечисленные эскадрильи явились источниками формирования 19-го полка.

Первой в истории полка военной кампанией стали бои с японцами на монгольско-маньчжурской границе, датируемые 11 мая – 16 сентября 1939 года. Бои были связаны со спором о делимитации границы между Монголией и Маньчжоу-го. Завершились они победой Советского Союза и Монголии. Летчики полка вновь продемонстрировали высокое боевое мастерство за пределами СССР.

Следующая кампания касалась возвращения в состав Украины исконных украинских земель, которые оказались в составе Польши согласно Рижскому мирному договору 1921 года. Полк блестяще выполнил задачи, поставленные командованием Украинского фронта. За считаные недели летчики его произвели 1420 вылетов. Статистика, вызывающая восхищение.

Третья военная кампания – война между Советским Союзом и Финляндией в период с 30 ноября 1939 по 13 марта 1940 года. Здесь боевых вылетов было в 2,4 раза больше, чем на Украинском фронте. Но главное – и урон, нанесенный противнику, был существенно большим. Он прежде всего коснулся крайне важной для финнов военной логистики. Из списка готовых к использованию вычитались 74 паровоза и 5 эшелонов. ВВС Финляндии недосчитались пяти боеготовых самолетов.

После советско-финляндской войны одним орденоносным полком в Рабоче-крестьянской Красной армии стало больше. Орден Красного Знамени стал заслуженной наградой за третью военную кампанию.

А четвертой кампанией стала Великая Отечественная война.

ПЕРВЫЕ БОИ С ЛЮФТВАФФЕ

В трагическом и героическом 1941-м полк здорово проявил себя на ленинградском направлении. К началу войны в состав полка входили 85 летчиков, 50 истребителей И-16, 20 – И-153 и 15 – МиГ-3. Летчики, пилотировавшие истребители нового поколения, были охвачены стремлением не допустить бомбардировок Северной столицы германской люфтваффе.

На их боевом счету оказались 116 сбитых «Юнкерсов-88», «Хейнкелей-111», «Дорнье-235». Самоуверенные гитлеровцы были шокированы такими потерями. Хорошо известно, что перечисленные самолеты правили бал в воздушном океане, когда вермахт отмечался блицкригами по всей Европе – с осени 1939-го до весны 1941-го.

1942 год был отмечен результативными действиями на новгородском и ленинградском направлениях. Враг недосчитался 46 самолетов. Большинство из них было сбито истребителями Ла-5, которые именно в этом году и именно в 19-м истребительном авиационном полку начинали свою фронтовую биографию. Ла-5 – одноместные монопланы цельнодеревянной конструкции с убирающимся шасси и закрытой кабиной – были в фантастически короткие сроки освоены летчиками 19-го полка.

СТАЛИНГРАД, ВОРОНЕЖ И ХАРЬКОВ

Летая на тех же истребителях Ла-5, личный состав полка в следующем, 1943 году внес большой вклад в коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. В частности – в освобождение Воронежской области, в создание предпосылок для наступления на Донбасс и Харьков в феврале 1943 года.

Только за первые три месяца этого года благодаря 19-му полку парк воздушных судов вермахта стал меньше на 35 единиц. Оказались потерянными для германской фронтовой логистики 136 автомашин и 200 повозок. Полностью утратили боеготовность две батареи германской зенитной артиллерии.

До марта 1943 года в составе 269-й истребительной авиационной дивизии на Воронежском фронте полк принимал участие в контрнаступлении под Сталинградом и ряде других операций – наступательных и оборонительных. После коренного перелома личный состав полка станет первым в Красной армии летать на истребителях Ла-5ФН.

Триумфально для полка сложится 1944-й – как тогда называли, год «десяти сталинских ударов». Жители Житомирской, Винницкой и Хмельницкой областей должны всегда помнить о том, что 19-й истребительный авиационный полк покрыл себя неувядаемой славой в процессе освобождения этих областей от германской оккупации.

Было сбито 47 самолетов люфтваффе. Воздушное обеспечение освобождения городов Проскуров, Каменец-Подольский, Чертков, Гусятин и Залещики 1-м Украинским фронтом стало классикой военного искусства. 3 апреля 1944 года в названии полка появилось почетное наименование «Проскуровский» (ныне город Проскуров называется Хмельницкий).

ОПЕРАЦИЯ «БАГРАТИОН» И ЗВАНИЕ ГВАРДЕЙСКОГО

Следующей в истории полка стратегической операцией была Белорусская наступательная операция под кодовым наименованием «Багратион». Полк участвовал в освобождении Могилевской, Минской и Брестской областей. Сначала летчики полка совершали боевые вылеты на истребителях Ла-5ФН, затем их дополнили истребители Ла-7.

После триумфа на правобережной Украине последовал триумф на белорусской земле, что было адекватно оценено на самом верху. С 9 августа 1944 года к почетному наименованию «Проскуровский Краснознаменный» прибавилось «ордена Александра Невского».

19 августа того же года солдаты и офицеры полка станут гвардейцами. В таком случае неизбежно переименование. Закончилась история 19-го истребительного авиационного полка и началась история 176-го гвардейского истребительного авиационного полка.

ПОБЕДЫ ИВАНА КОЖЕДУБА

19 августа 1944 года произошло еще одно знаковое событие в истории полка. Заместитель командира полка капитан Иван Никитович Кожедуб стал дважды Героем Советского Союза.

19 февраля 1945 года благодаря заместителю командира полка, который 11 ноября 1944 года получил звание майора, германцы не досчитаются не просто истребителя, а первого в мире реактивного истребителя. Тогда имелся только один тип подобного истребителя – Ме-262. Сбить его считалось весьма престижным в среде профессионалов. Это событие произошло впервые в истории советской военной авиации.

Заметим, что Иван Никитович вольется в ряды полка, уже имея на своем счету 48 сбитых германских самолетов. На календаре будет август 1944 года. Кожедуб останется здесь заместителем командира полка до окончания Великой Отечественной, и уже в этом качестве собьет еще 14 самолетов противника. 18 августа 1945 года в наградной коллекции Кожедуба появится третья золотая звезда Героя Советского Союза.

ПОЛК «СВОБОДНЫХ ОХОТНИКОВ»

Но вернемся опять в «год сталинских ударов». Полк вступил в 1944-й, будучи полком «свободных охотников». Были ли еще такие полки в ВВС Красной армии во время Великой Отечественной войны? Дотошные исследователи истории советской военной авиации дают однозначный ответ: нет.

Тактика «свободных охотников» заключалась в самостоятельном поиске и уничтожении воздушного противника. Полеты выполнялись парами, состоящими из ведущего и ведомого. Такая пара стала основой боевого порядка. Летчики полка изучили и обобщили способы атак воздушных целей при выполнении «свободной охоты». Сам этот принцип был заимствован у люфтваффе. Советские летчики многое заимствовали у своих германских противников, но привнесли и немало нового в тактику «свободной охоты».

Переформирование полка сугубо для «свободной охоты» принесло выдающиеся результаты. «Свободные охотники» имели отличную статистику на всех оперативных направлениях, на которых их задействовало командование. В 1944 году они совершили 1920 боевых вылетов, в победном 1945-м – 1601.

В НЕБЕ НАД ПОЛЬШЕЙ И ГЕРМАНИЕЙ

К сожалению, у современного поколения поляков нет желания сохранять память о 176-м гвардейском истребительном авиационном полке. Между тем летчики полка навсегда вошли в историю освобождения восточной и северной Польши от германских агрессоров, будучи на первых ролях в 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта. География польских городов, которые обязаны им своим освобождением, поистине широкая: Люблин, Седльце, Минск-Мазовецкий, Лукав, Сохачев, Скернивицы, Лович, Лодзь, Кутно, Томалуз, Выгдо.

Ставка командования 16-й воздушной армии на доблестный 176-й полк останется неизменной и после того, как начнутся воздушные бои в германском небе. Сначала будут славные победы в Померании. Затем последует выдающийся вклад в заключительный аккорд войны – взятие столицы Третьего рейха, который национал-социалисты еще недавно называли тысячелетним.

Участие полка в авиационном обеспечении Берлинской стратегической наступательной операции было настолько значительным, что он 11 июня 1945 года получил третий орден. На сей раз речь шла об ордене Кутузова 3-й степени, который в наградной иерархии стоит выше ордена Александра Невского. Естественно, это отразилось в новом названии части: «176-й гвардейский Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского истребительный авиационный полк».

Во многих учебниках истории можно прочесть: «В Великую Отечественную войну летчики полка совершили 8535 боевых вылетов, провели 711 воздушных боев и сбили 398 самолетов противника, еще 56 самолетов противника было уничтожено на земле. Штурмовыми действиями летчиков полка уничтожено три танка, 256 автомашин, 213 повозок, семь автоцистерн, семь зенитных батарей, выведено из строя 36 паровозов, сожжен один железнодорожный эшелон. Десять пилотов одержали в воздушных боях более 15 побед каждый. Боевые потери составили 48 летчиков и 104 самолета, небоевые – 5 летчиков и 15 самолетов».

ПОСЛЕВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

Славная история полка продолжилась и после Победы.

До попадания в отряд космонавтов в полку служили дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт Павел Попович, а позднее – Герои Российской Федерации летчики-космонавты Валерий Корзун и Антон Шкаплеров. Всего через полк прошло 29 Героев Советского Союза, из них 16 служили в его рядах во время Великой Отечественной. Они всегда были образцом для личного состава.

Очень хорошо, что история полка продолжается и поныне. Как, каким образом? Произошла целая череда преобразований. 176-й гвардейский полк был расформирован в 1960 году вместе с 98-й гвардейской истребительной авиационной дивизией, в состав которой он входил. Однако в 1966-м по ходатайству Ивана Кожедуба все его регалии были переданы 234-му истребительному авиационному полку, базировавшемуся на подмосковном аэродроме Кубинка. Этот полк и стал правопреемником героических 19-го и 176-го.

Впрочем, сегодня речь уже идет о 237-м Проскуровском Краснознаменном орденов Кутузова и Александра Невского Центре показа авиационной техники имени Ивана Кожедуба.

Многие читатели наверняка смотрят по телевизору, как отмечается День Победы в Москве. Важнейшая часть этих торжеств – демонстрация высочайшего мастерства со стороны пилотажных групп «Русские витязи», «Стрижи», «Небесные гусары». Каждая из этих групп – структурное подразделение Центра, который точно так же задает планку для российских военных летчиков, как делали это его предшественники в советское время.

Брест


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В начале были реки

В начале были реки

Отечественное судоходство от Петра Великого и далее

0
476
Достижения вместо свалок

Достижения вместо свалок

Советское окно во внешний мир

0
501
Современник и даже соучастник

Современник и даже соучастник

Юморист и биограф Александр Хорт дотошно и подробно изучил творческий и жизненный путь Надежды Тэффи

0
428
А из нашего окна…

А из нашего окна…

История восьми романов литераторов с Москвой

0
158

Другие новости