0
3932
Газета История Интернет-версия

09.03.2023 18:38:00

Страна прекрасных амазонок

Из военной истории и мифологии Донбасса

Тэги: добасс, история, мифология


8-16-3480.jpg
Амазонки поклонялись богине-охотнице
Артемиде – жестокой девственнице. Статуя
Артемиды в Лувре. Фото Питера Мензеля
Понятие Донбасс (то есть Донецкий угольный бассейн) возникло вместе с разработкой каменного угля и бурной индустриализацией. В этом смысле Донбасс включает территории ДНР и ЛНР (Донецкой и Луганской областей) почти целиком. А территории соседних Днепропетровской области Украины и Ростовской области РФ – частично.

Но военная история донецких степей началась гораздо раньше. Естественный образ жизни в этих степях – кочевой, и номады (скифы, сарматы, готы, гунны, хазары, половцы-куманы и многие другие) здесь то и дело вытесняли друг друга.

Сегодня мы разберем один из ярчайших военных мифов этих мест – античные сказания об амазонках.

ВЕРСИЯ ГЕРОДОТА

Древнегреческие амазонки – баснословные женщины-воительницы, происходящие от бога войны Ареса и его дочери Гармонии. Впервые о них упоминает Гомер в «Илиаде», а подробнее рассказывает Геродот.

Амазонки обитали где-то на границе Европы и Азии, делая набеги на обе части света. Потом появились в окрестностях Меотиды – Азовского моря. Поклонялись они богу войны Аресу и девственной охотнице Артемиде. Жили чисто женскими сообществами, но всякий год по весне вступали в браки с чужеземцами, чтобы произвести потомство. Новорожденных мальчиков убивали или отдавали другим племенам, а девочек оставляли себе и воспитывали по собственному разумению.

Впрочем, Мишель Монтень излагает другую версию:

«Царица амазонок недаром ответила скифу, домогавшемуся ее любви: «Хромец делает это лучше». Амазонки, стремясь воспрепятствовать в своем женском царстве господству мужчин, с детства калечили им руки, ноги и другие органы, дававшие мужчинам преимущества перед ними, и те служили им лишь для того, для чего нам в нашем мире служат женщины».

Имя амазонок производили от свойственного им якобы обычая выжигать себе левую грудь, чтобы не мешала целиться из лука. В военных доблестях с амазонками могли сравниться разве что спартанцы. С амазонками сражались герои Беллерофонт и Геракл. Тесей взял в жены амазонку Антиопу, после чего ее соплеменницы осадили Афины. Царица амазонок Пенфесилея билась в Троянской войне на стороне троянцев и была убита Ахиллом. Есть свидетельства о встречах с амазонками Александра Македонского.

Геродот сообщает, что эллины победили амазонок в битве у Фермодона – города в Каппадокии (нынешняя Турция). Пленницами нагрузили три корабля, сделав из них пловучие тюрьмы, но во время плавания амазонки перебили своих победителей. Судами управлять они не умели, и их отнесло к берегу Меотийского моря.

Здесь они захватили табун лошадей и стали совершать набеги на скифов. Но скифы не стали воевать с женщинами: они выслали против них своих юношей, и те доняли амазонок ласкою, застигая поодиночке, на водопое или во время охоты. Так возникло новое племя савроматов (сарматов), которое откочевало за реку Танаис (Дон) и поселилось там.

«Что касается брака, – пишет Геродот, – у них существует такое постановление: ни одна девушка не может выйти замуж, пока не убьет врага; поэтому случается, что некоторые умирают от старости, не успев выйти замуж, так как они не могли исполнить этого требования».

В ДРУГИХ КРАЯХ

Адам Бременский, географ XI века, в «Деяниях гамбургских епископов» помещает амазонок то ли на берега Балтики, то ли где-то близ Рифейских гор, чуть ли не в Сибири. Он пишет, что амазонки сходились с заезжими купцами, либо с пленниками, либо с уродами, встречавшимися у них нередко. Результатом такого брака было рождение либо красивой девочки, либо мальчика с песьей головою.

Эней Сильвий Пикколомини, позднее папа Пий II (XV век), описал царство женщин в Богемии. Мужчины подчинены были женщинам; новорожденным мальчикам отрезали большой палец правой руки, чтобы не могли держать оружие, и выжигали правый глаз, лишая способности целиться; женщин же не обезображивали.

Отряды вооруженных женщин состояли на службе у африканских королей Мономотапы (нынешнее Зимбабве) и Дагомеи (нынешний Бенин). Борис Пастернак в детстве видел парад дагомейских амазонок в московском Зоологическом саду. Он рассказывал об этом так: «Первое ощущенье женщины связалось у меня с ощущеньем обнаженного строя, сомкнутого страданья, тропического парада под барабан. Раньше, чем надо, я стал невольником форм, потому что слишком рано увидел на них форму невольниц».

Китайские амазонки не слишком воинственны. Правда, они живут на острове, на подступах к которому терпят крушение почти все корабли. На этом острове женщин есть дома, сады и лавки. Детей они рожают от южного ветра, как поступают с мальчиками – неизвестно.

Когда мексиканский Тиуакан, священный город тольтеков, осадила орда диких чичимеков, мать царя Акшитля призвала на службу женщин города и создала из них отряд амазонок. Такая тотальная мобилизация позволила тольтекам продержаться еще три года, но затем их государство все-таки пало.

Корейцы рассказывали о стране Егук, где обитали только женщины; искать ее следовало в Западном море. На Кавказе предания о племени женщин сохранялись до XIX века.

Но упорнее всего искали амазонок в Южной Америке. Уже Христофор Колумб сообщал, что на Гваделупе вооруженные женщины не позволили ему пристать к берегу. Позже испанцы и португальцы слышали от индейцев легенды о племенах воинственных женщин конья-пу-йара. Имя реки Амазонки напоминает нам об их поисках.

Образ прекрасных амазонок остается привлекательным и доныне. Об этом говорит новейшая пословица: «Если существуют домашние хозяйки, значит, где-то должны быть и дикие».

ВАЛЬКИРИИ, ГУРИИ И ФУРИИ

Не меньше амазонок известны были валькирии – прекрасные вооруженные девы из нордической мифологии. Вот что пишет о них Борхес:

«Обычно они являются втроем, хотя в «Эдде» названо более дюжины их имен. Они подбирают души павших на поле брани и уносят их в эпический рай Одина. Там, в Чертоге Павших, Валгалле, где кровля из золота, и светят не лампы, а обнаженные мечи, с зари и до заката воины сражаются насмерть. Затем те, кто был убит, воскресают и участвуют в пире, где им подносят мясо бессмертного вепря и неиссякающие роги с хмельным медом. Ясно, что в этом милитаристском раю и ангелы должны быть меченосцами; неожиданность заключается в том, что ангелы эти принадлежат к слабому полу.

Сколь безобидны по сравнению с ними гурии, населяющие мусульманский рай. В Коране они называются «супругами чистыми», лишенными как телесных, так и духовных недостатков. Абу Муса утверждает, что для каждого мусульманина в раю есть шатер, украшенный жемчугом, а внутри – пустой; в каждом углу праведника будут ожидать его жены, которые друг с другом не встретятся, и мусульманин будет поочередно любить их. Другие авторитеты изображают гурий существами, сделанными из шафрана и мускуса, амбры и камфары; они благоуханны, почти прозрачны и украшены драгоценностями и после каждой ночи любви наутро восстанавливают свою девственность».

Современными амазонками называют феминисток. Это несправедливо. Амазонки добивались, чтобы их оставили в покое и позволили жить, как им нравится. Они если и вмешивались в дела внешнего мира, то только по любви. Пусть даже любовь у них была того рода, от которой до ненависти один шаг.

Вся агрессия феминисток, наоборот, направлена во внешний мир. Как и другие сексуальные меньшинства, они очень навязчивы. Самим с собой им неинтересно. Если амазонки пытались создать собственную цивилизацию, феминистки пытаются перекроить существующую.

В России выработался собственный тип новой амазонки, так что нам незачем одолжаться на Западе. Начало этому мифу положили строки Николая Некрасова: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». После Октябрьского переворота 1917 года эти качества, якобы присущие эталонной русской женщине, оказались востребованными.

Как-то в Челябинске я побывал на улице Сони Кривой. Сразу представилась героиня Гражданской, пламенная и кровожадная еврейка, подпольщица и партизанка, скорее всего девственница, скорее всего трагически погибшая. Когда порасспросил, точно так и оказалось; то есть это образ вполне типический.

Таких героинь знали и использовали не только красные, но и их противники (женский батальон, защищавший в октябре 1917-го Зимний дворец). А применительно к нашей теме вспомним список украинских воительниц времен Гражданской войны из «Повести о пустяках» Юрия Анненкова:

«Атаманши – Маруся, Надя Чевпыло, Манька Чуржое, Ксюшка Гурнила, Анна Костыль, Ефросинья Кладай-Передок, Парася Чумка, Мотя Шевырева… волнующая музыка имен!»

Стоит перечесть также хрестоматийный рассказ Алексея Николаевича Толстого «Гадюка». И если вы хотите считать этот образ эталоном русской женщины – пожалуйста, считайте.

Между двумя мировыми войнами в искусстве многих стран культивировался образ физкультурницы. Вспомним советский фильм «Цирк» (1936), живопись Самохвалова, Дейнеки и др. А также германский фильм «Олимпия» (1936) и вообще мифологию Третьего рейха, использовавшую и образ валькирий. Впрочем, такие образы завораживали и американцев: напомним киноленту «Серенада солнечной долины» (1941).

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОДОПЛЕКА

Британский литератор Нил Ашерсон пишет: Геродот был совсем не так прост, как полагали викторианские ученые-позитивисты. Его свидетельства ныне регулярно получают научные подтверждения.

С середины XIX века русские археологи стали замечать, что среди скелетов воинов под степными курганами нередко попадаются женские. Эти находки группировались именно в том регионе, который Геродот называл землей савроматов. «В скифских могилах по всей Южной Украине находят женщин-солдат, иногда похороненных целыми группами, вооруженных луками, стрелами и в окованных железом боевых поясах, защищавших чресла».

У племен железного века в степях между Черным морем и Волгой, заключает Ашерсон, мужчины и женщины пользовались военным и политическим равноправием. «Тимоти Тэйлор из Брэдфордского университета предполагает, что положение скифской женщины было очень свободным и прочным до того момента, когда пастушеско-кочевая экономика начала устанавливать первые контакты с ранними греческими колониями примерно в VII веке до н. э., и что именно столкновение с эллинским колониализмом привело к упадку власти женщин».

Греки были правы, полагая, что скифо-сарматский мир относился к женщинам иначе, чем они сами. «Это отношение и ужасало их, и очаровывало».

Геродот оформил мифы об амазонках в стройное сюжетное повествование. Диалектика войны и любви завершается примирением двух этих противоположностей. Амазонки отвергают предложение своих мужей поселиться в Скифии и настаивают на уходе «в дикое поле». Язык нового племени будет скифским, но амазонки, по Геродоту, так и не научатся говорить на нем правильно. Право женщин охотиться и биться с оружием в руках останется неприкосновенным.

Известны и другие скифские мифы, но нам пока хватит и этого. Потому что в нем можно обнаружить завязь многих нынешних проблем Донбасса: смешения языков, национальной розни, военных и мирных путей разрешения конфликтов.

Появились ли в Донбассе после 2014 года новые амазонки? Одно время такой фигурой казалась украинская воительница Надежда Савченко, которую обвиняли в пособничестве убийству российских журналистов. Она отсидела в российских тюрьмах два года, была помилована и отпущена на Украину (точнее, обменяна на двух пленных россиян).

Но при ближайшем рассмотрении Савченко – неудачная летчица, неудачная наводчица и неудачный политик. Слава ее была недолгой, сейчас она забыта даже у себя на родине. Так что дождемся новых героинь: они непременно появятся.


Читайте также


КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1143
Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
429
Душа отлетела

Душа отлетела

Андрей Мартынов

Адмирал Колчак и Великий сибирский ледяной поход

0
428
От Амальрика до Якира

От Амальрика до Якира

Мартын Андреев

Грани и оттенки инакомыслия

0
967

Другие новости