0
2672
Газета История Интернет-версия

02.11.2023 20:31:00

Характер неуемный, нордический

Как викинги стали норманнами

Владимир Добрин

Об авторе: Владимир Юрьевич Добрин – член Союза писателей России, журналист.

Тэги: история, викинги, походы


41-15-1480.jpg
Корабль-драккар на ежегодном фестивале
викингов в Катойре на северо-западе Испании
в августе 2015 года.  Фото Reuters
Не в силах более жить в своей каменистой, холодной и полуголодной Скандинавии, ее бесстрашные обитатели начали массово уходить в викинги и отправляться на кораблях во все концы света в поисках пиратской или коммерческой добычи. А заодно – и нового места жительства.

Началось это в VIII веке нашей эры и продолжалось не одно столетие. О первых посещениях викингами Англии и Франции говорилось в публикации «НВО» от 06.07.23, а о дальнейших похождениях норманнов будет рассказано здесь.

АНГЛИЯ

В конце VIII и начале IX веков викинги нападали на христианские монастыри Британии. Это была разведка боем и легкая добыча, поскольку монахи, в силу своего статуса, старались жить уединенно и не умели защищаться. К тому же они никак не ожидали вторжения с моря.

Затем скандинавские разбойники взялись за прибрежные районы Ирландии, а позднее – за юг Англии. В 835 году они опустошили остров Шеппи, а в 836-м на 35 кораблях высадились у города Дорчестер. Король Уэссекса Эгберт попытался отразить их нападение, но викинги-даны разгромили его войско, а уцелевших обратили в бегство.

Эгберт все же сумел объединить под своим началом англосаксонские королевства и противостоять норманнам на юге Англии. Однако в 838 году бритты Корнуолла восстали против его владычества. Воспользовавшись этим, даны тут же в большом количестве прибыли на кораблях в Англию, чтобы присоединиться к повстанцам.

Были основания считать, что бритты Корнуолла изначально действовали по договоренности с норманнами. Каким-то чудом Эгберту удалось разгромить и тех и других, но в следующем году он ушел в мир иной, а викинги и не думали униматься.

В 839-м они совершили набег на северо-восток нынешней Шотландии. В то время там жили пикты – союз кельтоязычных народов. Они не выдержали мощной атаки норманнов, потеряли в схватке своего короля со всей его родней и в итоге потерпели поражение.

Постепенно викинги начали считать Британские острова не только целью своих рейдов, но и местами, пригодными для колонизации. А потому стали приходить в эти земли более крупными силами, способными завоевать и удержать их.

В 866 году норманны захватили Йорк – главный город британского королевства Нортумбрия. Попытки англосаксов отвоевать его окончились полным поражением и смертью лидеров Нортумбрии Эллы и Осберта. Остальные англосаксонские короли капитулировали перед викингами и уступили им часть своих территорий.

Многие земли Восточной и Северной Англии также оказались под управлением норманнов или их вассалов. В 876 году король викингов Нортумбрии сдал свои земли второй волне своих соотечественников. Скандинавское завоевание Британских островов продолжалось, несмотря на отчаянное сопротивление англосаксов.

ИРЛАНДИЯ

Усердно занимаясь Британией, викинги, конечно, не могли обойти вниманием соседнюю Ирландию и, начиная с 795 года, методично атаковали ее. Там без особого труда и риска можно было захватить большое число пленных, чтобы потом выгодно продать их в рабство.

Согласно генетическим исследованиям, ирландцы – это потомки земледельцев Средиземноморья, истребивших когда-то древнейшее население острова. Вслед за земледельцами туда начали прибывать скотоводы из Причерноморья – индоевропейцы, приносившие свои гены и свой язык. Происходило это еще до 2000 года до нашей эры.

Древние ирландцы жили племенами на своем «изумрудном» острове, занимаясь земледелием и скотоводством. Со временем их буколическое существование стало нарушаться междоусобицами, которыми и воспользовались викинги. В 837 году норвежец Тургейс вторгся на север Ирландии и покорил тамошнее королевство Ульстер с его религиозным центром Армаг.

На захваченных территориях Тургейс создал королевство Дублин и построил несколько крепостей. Но долго править ему не удалось. Уже в 845 году абориген с замысловатым именем Маэлсехнайлл, будущий король всея Ирландии, захватил Тургейса и утопил его в озере. А три года спустя он нанес викингам еще одно поражение, стоившее жизни 700 из них.

Еще через год в Ирландию прибыли викинги-даны. Они пожелали установить здесь свою власть и принялись энергично воевать с норвежцами. Этим воспользовался Маэлсехнайлл и совместно с другим ирландским правителем разграбил королевство Дублин. А датчане и норвежцы еще не одно десятилетие без устали воевали друг с другом за земли Ирландии.

ПИРЕНЕЙСКОЕ ПОБЕРЕЖЬЕ

Но самые опасные приключения ожидали викингов в Испании. В 840-х годах на франкском острове Нуармутье, у впадения Луары в Атлантический океан, они создали базу, с которой удобно было промышлять как вдоль рек в глубине франкской территории, так и по всему побережью Бискайского залива.

В 843 году норманны захватили и разграбили города Нант, Бордо и Тулузу. И тут их ждало еще одно географическое открытие. В силу своего непоседливого характера викинги привыкли забираться в неведомые места, а тут еще непогода в виде сильного шторма занесла их однажды к берегам Испании.

В то время на большей части Пиренейского полуострова хозяйничали арабы, которых европейцы называли маврами или сарацинами. А на его северных берегах, куда прибыли викинги, располагались остатки государства вестготов – Астурия, Галисия и другие области.

И арабы, и вестготы были весьма сильны в боевом отношении, но норманны вряд ли знали об этом. Увидев перед собой городок Хихон, они тут же набросились на него, однако астурийская крепость устояла благодаря крепким стенам и мужеству своих защитников. Тогда неугомонные рейдеры двинулись на своих кораблях вдоль берега на Запад и вскоре наткнулись на галисийский город Ла-Корунья.

Попробовав свои силы на нем, они также получили отпор, после чего расположились у городских стен, дабы отдохнуть и повторить попытку. Однако вскоре туда нагрянул с войском король соседней Астурии, ощутимо ударил по незваным гостям и сжег около 70 их кораблей.

Викингам такой прием не понравился. Они вообще не привыкли, чтобы кто-то внезапно нападал на них. Бросив часть трофеев, они поспешно убрались во Франкию. Но уже на следующий год, собравшись с силами, вновь появились у испанских берегов, чтобы поквитаться и поживиться.

На этот раз они не стали атаковать Ла-Корунью, а принялись грабить окружающие ее земли в радиусе нескольких миль. Это была суровая месть. Селения, церкви и монастыри сжигались дотла, сопротивлявшиеся монахи и крестьяне безжалостно истреблялись.

МУСУЛЬМАНСКАЯ ИСПАНИЯ

От пленных викинги узнали, что рядом, южнее лежит богатая страна Андалусия. И вскоре на 54 кораблях они вошли в устье реки Тежу. Согласно испанским летописям, стоявший там город Лиссабон не был готов к обороне и сразу пал. По арабским источникам, викингам удалось ворваться в город лишь «после трех больших сражений».

Так или иначе, они увлеченно грабили Лиссабон в течение 13 дней. Многие его жители погибли. После этого норманны, судя по всему, разделились. Одни погрузили добычу на корабли и отправились в обратный путь на Нуармутье, другие на 80 кораблях пошли дальше на юг, к Севилье, а третьи двинулись к Кадису и Сидонии.

В том же году викинги впервые атаковали обороняемую арабами Севилью и разграбили ее. Они посвятили этому занятию целую неделю, захватывая ценности и обращая в рабов тех, кто не успел спастись. Пленных, правда, обещали отпустить за достойный выкуп.

Эмир мусульманской Испании был уверен, что викингов (арабы называли их «языческими чудовищами») навел на него астурийский король. Тому это было выгодно по всем статьям: сбыть с плеч ненасытных грабителей и создать трудности своим давним врагам – арабам. Эмир поклялся отомстить королю, а пока бросил свои войска на викингов.

Первое сражение при Севилье оказалось успешным для арабов. Викинги потеряли 70 человек и были вынуждены отступить на корабли. Однако мусульмане не отважились на продолжение боевых действий и позволили норманнам уйти вверх по реке. В погоню за ними эмир отправил кавалерию, и вскоре между арабскими всадниками и викингами состоялась решающая битва.

Она произошла близ городка Таблада, и разные источники предлагают разные версии этого события. Согласно первой, ушедшие из Севильи норманны принялись грабить соседние области, не забыв и столицу Андалусии – Кордову. Арабы подстерегли один из их отрядов и разбили его.

Прочие викинги тут же узнали об этом, сели на корабли и пошли вверх по Гвадалквивиру на соединение с ушедшими товарищами. Собрав их, они развернулись и двинулись к устью реки, не обращая большого внимания на преследовавших их по берегам мусульман.

По арабской версии, один из полководцев эмира расположился с войском в нескольких километрах к югу от Севильи, вниз по течению Гвадалквивира. Затем он отобрал лучших воинов и направил их в сторону приближавшегося противника. Этот отряд то и дело навязывал викингам стычки, после которых стремительно отступал.

В какой-то момент вышедшие из себя норманны не выдержали и бросились за ним в погоню при поддержке спускавшегося по реке флота. Именно этого арабы и добивались. Достигнув расположения своих основных сил, они развернулись и дружно ударили по врагу.

Однако норманны тоже получили подкрепление в лице сошедших с кораблей воинов. В завязавшейся схватке перевес был поначалу на их стороне, но затем арабы хитрым маневром вышли врагу в тыл и отрезали его от кораблей. Войска эмира смогли отбить часть награбленного и нанести викингам ощутимый урон.

Согласно тому же источнику, норманны потеряли около 1000 человек убитыми, включая своего предводителя, и около 400 пленными. Из-за недостатка людей им пришлось бросить 30 кораблей. По другим данным, викинги потеряли около 500 человек убитыми и всего четыре корабля.

Сохранились также записи о том, что во время этого сражения викинги захватили городок Табладу и закрепились в нем. Но арабы с помощью каких-то боевых машин, предположительно камнеметов, выбили их из укрытий. В начавшейся затем битве погибло около 400 норманнов и примерно столько же мусульман.

Но в любом случае победа мусульман была неполной. Норманны все же смогли пробиться к своим кораблям и отплыть. Для их устрашения эмир велел тут же, на виду у отплывающих, казнить пленных и развесить их отрубленные головы на пальмах вдоль берега. Тела викингов прикрепили к доскам и также выставили на всеобщее обозрение.

Вскоре, найдя подходящее укрытие, норманны закрепились в нем, чтобы перевести дух. Преследовавшие их арабы тоже еще не оправились после боев и не решались на большое сражение. Начались переговоры о выкупе пленных.

В этот раз викинги отказывались от золота и серебра, требуя одежду и съестное. Им предстояло перебраться в более спокойные места, а для этого нужно было пополнить запасы. Получив все необходимое, викинги покинули убежище и продолжили спускаться на кораблях по Гвадалквивиру. Арабская армия по-прежнему сопровождала их по берегам реки.

Выйдя в Атлантику, норманны прошли полсотни километров вдоль берега на северо-запад и закрепились на островке Сальтес. Долго сидеть без дела они не привыкли, поэтому поднялись по реке Рио-Тинто и разорили городок Ньеблу. Продолжая путь на запад, они достигли Бежи и также разграбили ее. Затем вновь заглянули в Лиссабон и лишь после этого отправились восвояси на остров Нуармутье.

Позднее стало известно, что их товарищи, не успевшие в роковой день сесть на корабли, были окружены арабскими войсками, сдались в плен и приняли ислам.

После столь бурных событий население Пиренейского полуострова несколько лет наслаждалось миром. Испанские источники отмечают, что лишь в 850 году у берегов Астурии вновь показались корабли викингов, однако местный архиепископ сумел удалить их своими молитвами.

А вот эмир после ухода норманнов взялся за укрепление городов и строительство военного флота. Спустя четыре года он уже располагал сотнями боевых кораблей, оснащенных самым современным вооружением вплоть до машин, метавших сосуды с зажигательной смесью. В административных центрах отныне дежурили курьеры на лошадях, а жителей прибрежных районов обязали вовремя предупреждать власти о появлении врага. 


Читайте также


В начале были реки

В начале были реки

Отечественное судоходство от Петра Великого и далее

0
490
Достижения вместо свалок

Достижения вместо свалок

Советское окно во внешний мир

0
503
Современник и даже соучастник

Современник и даже соучастник

Юморист и биограф Александр Хорт дотошно и подробно изучил творческий и жизненный путь Надежды Тэффи

0
437
А из нашего окна…

А из нашего окна…

История восьми романов литераторов с Москвой

0
160

Другие новости