0
11380
Газета История Интернет-версия

30.11.2023 20:31:00

Заповедник чудовищ рейхсфюрера Гиммлера

Общество «Аненербе» и миф о высшей расе

Борис Хавкин

Об авторе: Борис Львович Хавкин – доктор исторических наук, профессор РГГУ.

Тэги: история, германия, третий рейх, мистика, сс, гиммлер, аненербе


история, германия, третий рейх, мистика, сс, гиммлер, аненербе Генрих Гиммлер (в центре) посещает концентрационный лагерь Дахау. 8 мая 1936 года. Фото Федерального архива Германии

90 лет назад, в 1933 году, в Германии по инициативе апологета теории «чистой расы» и руководителя расово-поселенческого управления СС Вальтера Дарре была создана одна из самых таинственных организаций Третьего рейха под названием «Аненербе» – «Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков».

ЗЫБКИЙ МИСТИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ

Корни «Аненербе» следует искать в начале XX века в деятельности эзотерического общества «Туле», название которого происходит от мифической северной страны из древнегреческих легенд. Страна Туле помещалась античными географами где-то на Крайнем Севере. Общество было названо в честь Ultima Thule – дальней северной части Туле (предположительно, Скандинавии), упоминаемой Вергилием в «Энеиде». Нацистские мистики вслед за основателем общества «Туле» Рудольфом фон Зеботтендорфом заявляли, что Ultima Thule находилась в древней Гиперборее, на Дальнем Севере, рядом с Гренландией и Исландией.

Основной темой исследований общества «Туле» было происхождение «арийской расы». Члены общества верили, что арийцы были высшей расой, якобы существовавшей в доисторическую эпоху на легендарном материке Атлантида. Миф гласил, что жители Туле были потомками арийцев, выжившими после гибели Атлантиды. В обществе «Туле» были популярны антропософские идеи. Члены общества верили, что арийцы обладали секретным знанием, которое можно перенять путем магических ритуалов.

Общество «Аненербе», кроме мифологического наследия «Туле», базировалось на идеях оккультиста-язычника Фридриха Хильшера (заместителя генерального секретаря «Аненербе» Вольфрама Зиверса) и трудах первого руководителя «Аненербе» этнолога и мистика Германа Вирта. Главной целью «Аненербе» было доказательство теории расового превосходства германцев посредством исторических, этнологических, антропологических и археологических исследований.

В книге Вирта «Происхождение человечества» утверждалось, что у истоков человечества стоят две борющиеся проторасы: нордическая раса – «духовная раса Севера», и «раса Юга» – охваченные низменными инстинктами «пришельцы с Юга», жители древнего континента Гондвана.

Влияние на теорию «арийской расы» оказало и учение Елены Блаватской о существовании высших и низших рас – в частности, ее «Тайная доктрина»: попытка «расчистить часть общего фундамента всех – великих и малых религий и философских систем». Протоиерей Александр Мень считал книгу Блаватской «невероятной мешаниной из надерганных отовсюду без всякой системы сведений».

ОТ ОККУЛЬТИЗМА К КОНЦЛАГЕРЯМ

Хильшер, один из руководителей «Аненербе», общался с профессором Мюнхенского университета, «отцом геополитики» Карлом Хаусхофером, ассистентом которого был Рудольф Гесс. Гесс познакомил Хаусхофера с Гиммлером; рейхсфюрера СС увлекла идея завоевания жизненного пространства для нордической расы. В 1935 году в Мюнхене прошла организованная Виртом выставка «Наследие немецких предков», которую посетил Гиммлер; рейхсфюрер проявил большой интерес к «Аненербе». Этой организации поручили изучать все, что касалось «духа, деяний, традиций, отличительных черт и наследия индогерманской нордической расы». Цели деятельности «Аненербе» были сформулированы в 1935 году: «Изыскания в области локализации духа, деяний, наследства индогерманской расы. Популяризация результатов исследований в доступной и интересной для широких масс народа форме».

Гиммлер стал президентом и уполномоченным «Наследия предков». В 1937 году он отправил Вирта в отставку (идея Вирта о происхождения ариев от атлантов оказалась несостоятельной) и включил «Аненербе» в Инспекцию концентрационных лагерей в качестве отдела. Так Гиммлер интегрировал «Аненербе» в систему СС.

Генеральный секретарь «Наследия предков» Зиверс играл роль связующего звена между «Аненербе» и рейхсфюрером, который лично санкционировал важнейшие проекты организации. Нацистская пропаганда преподносила деятельность «Аненербе» как изучение корней германской нации, из которых произрастали «расово чистые, элитные» структуры СС. 1 января 1939 года общество получило новый статус: на него возложили «научные изыскания» по поиску «основ арийской расы», завершившиеся опытами над заключенными в концлагерях. С началом Второй мировой войны изучение древней германской культуры сократили, а новые проекты полностью перешли в ведение СС. «Аненербе» в составе СС выродилось в преступную организацию, занимавшуюся чудовищными медицинскими экспериментами на людях. Во главе медицинского факультета Страсбургского университета был поставлен штурмбаннфюрер СС доктор Август Хирт.

ОПЫТЫ ДОКТОРА РАШЕРА

Особую роль играли зловещие «опыты» над близнецами и цыганами Йозефа Менгеле по прозвищу Доктор Смерть в Аушвице и эксперименты по переносимости людьми низких температур Зигмунда Рашера в Дахау. Своему начальнику Гиммлеру доктор Рашер писал: «Аушвиц больше подходит для проведения подобных испытаний, чем Дахау, так как климат в Аушвице несколько холоднее, а также потому, что в этом лагере опыты будут меньше привлекать внимания ввиду его большей площади (испытуемые громко кричат при замораживании)». По мере того как люди замерзали и задыхались в барокамере, Рашер или его ассистент регистрировали давление, температуру, работу сердца, дыхание. Когда в Освенциме опыты провести не удалось, Рашер продолжил исследования в Дахау: «Слава Богу, у нас в Дахау вновь наступили сильные холода, – писал он Гиммлеру ранней весной 1943 года. – Некоторые испытуемые находились на открытом воздухе по 14 часов при наружной температуре 21° по Фаренгейту (-6,1°С), при этом температура тела опускалась до 77° по Фаренгейту (+25°С) и наблюдалось обморожение конечностей».

Рашер привлек внимание Гиммлера, одной из навязчивых идей которого было выведение новых поколений нордической расы, распространив в СС слух, что фрау Рашер после 48 лет родила троих детей, отличающихся совершенными качествами с точки зрения расовой теории. В действительности же семейство Рашер попросту похитило из сиротских домов трех детей с соответствующими расовыми признаками. Весной 1941 года Рашеру, посещавшему специальные медицинские курсы люфтваффе, пришла в голову идея. 15 мая Рашер написал Гиммлеру, что опыты по исследованию воздействия больших высот на летчиков застряли на мертвой точке. «До настоящего времени невозможно было проводить эксперименты на людях, потому что они опасны для здоровья испытуемых, а добровольцев, готовых подвергнуться им, не находится, – писал он. – Не могли бы вы предоставить двух или трех профессиональных преступников... Опыты, в ходе которых они, вероятно, погибнут, будут проводиться при моем участии». Через неделю рейхсфюрер ответил, что «заключенные будут охотно предоставлены для проведения высотных экспериментов». Доктор Рашер приступил к делу. О результатах можно судить по его докладам и по отчетам других «экспериментаторов». Эти документы фигурировали в Нюрнбергском международном трибунале и в Нюрнбергском процессе над врачами СС.

Рашер организовал доставку барокамеры люфтваффе из Мюнхена в концлагерь Дахау, где не было недостатка в «человеческом материале». Из устройства выкачивался воздух, чтобы моделировать дефицит кислорода и низкое давление, характерные для больших высот. Затем Рашер приступал к наблюдениям: «Третий опыт проводился в условиях отсутствия кислорода, соответствующих высоте 29 400 футов (8820 м). Испытуемым был еврей 37 лет в хорошем физическом состоянии. Дыхание продолжалось в течение 30 минут. Через четыре минуты после начала испытуемый стал покрываться потом и крутить головой. Пять минут спустя появились спазмы... С одиннадцатой по тридцатую минуту дыхание замедлилось до трех вдохов в минуту и полностью прекратилось к концу срока испытания...»

Австрийский заключенный Антон Пахолег, который был лаборантом у Рашера, описал «эксперименты» менее научным языком: «Я лично видел через смотровое окно барокамеры, как заключенные переносили вакуум, пока не происходил разрыв легких. Они сходили с ума, рвали на себе волосы, пытаясь уменьшить давление. Они расцарапывали себе голову и лицо ногтями и пытались искалечить себя в приступе безумия, бились головой о стены и кричали, стремясь ослабить давление на барабанные перепонки. Такие опыты завершались, как правило, смертью испытуемых».

Этим «опытам» были подвергнуты около 200 заключенных. Около 80 погибли на месте, остальные были ликвидированы, чтобы никто не мог рассказать о происходившем. Закончилась «программа исследований» в мае 1942-го, когда генерал-фельдмаршал люфтваффе Эрхард Мильх передал Гиммлеру благодарность рейхсмаршала Геринга за «новаторские эксперименты» Рашера.

«АРИЙСКАЯ НАУКА» И МИФИЧЕСКАЯ ШАМБАЛА

1 января 1942 года «Аненербе» включили в состав личного штаба рейхсфюрера СС. Вся деятельность организации была переориентирована на военные нужды. Был организован Институт военных исследований «Аненербе» во главе с Зиверсом. В конце Второй мировой «Аненербе» превратилось во влиятельную тайную силу. Этой структуре был поручен контроль над секретной программой «оружия возмездия» (Фау-1 и Фау-2), которую возглавлял офицер СС Вернер фон Браун, позднее ставший конструктором американских космических кораблей.

По счастью, немецкий атомный проект, разрабатывавшийся в Германии с 1942 года, не привлек внимания рейхсфюрера СС. Гиммлер делил всю физику на «арийскую» и «еврейскую». На конференции Имперского исследовательского совета Гиммлер язвительно заметил в адрес физика Эриха Шумана, что его выводы о ядерной физике как оружии не имеют практического значения.

С началом Второй мировой войны специалисты из «Наследия предков», следуя за частями вермахта, принимали участие в разграблении европейских музеев и библиотек, включая собрания масонских и еврейских книг. В Третьем рейхе образ будущего основывался на мифах о прошлом. Изучение прошлого велось в рамках расовой доктрины и представляло собой причудливое переплетение истории, естественных наук и мистического романтизма. Цель состояла в том, чтобы подтвердить превосходство «арийской расы» в прошлом и обосновать ее господство в настоящем и будущем.

С 1938 года все археологические раскопки в Германии и на оккупированных территориях проводились «Аненербе». Солидное финансирование позволило привлечь к научным исследованиям многих университетских ученых. Производились раскопки укреплений викингов, состоялись экспедиции СС на Тибет и Ближний Восток, позднее осуществлялись исследования древних поселений и курганов на территории СССР. 

Одной из самых известных была экспедиция Эрнста Шефера в Тибет (1938–1939). Мифическая страна Шамбала, которой грезили Блаватская и Рерихи, привлекала и оккультистов Третьего рейха. По легенде, Шамбала была наследницей Атлантиды, некогда населенной сверхлюдьми. Официальной целью экспедиции было изучение местной культуры, флоры и фауны. Из экспедиции Шефер отправил в Германию в подарок рейхсфюреру «арийских» лошадей для выведения лучшей породы и гималайских пчел, которые делали «правильный» мед. Но путь в загадочную Шамбалу найти не удалось. Не было обнаружено и доказательств существования высшей расы. 

В 1938 году в Исландии нацисты искали остров Туле, свою мифическую прародину, а на 1939-й планировали экспедиции в Боливию (где находились мегалиты с похожими на германские руны петроглифами) и на Канарские острова (гуанчи, там обитавшие, были удивительно бледнолицы и светловолосы). Все это предполагалось использовать как доказательства всемирного распространения арийцев и обосновать право их наследников немцев на весь мир.

МИСТИКИ-ГРОБОКОПАТЕЛИ

На юге России, на Украине и в Крыму «Аненербе» также искало следы древних ариев. Ученых из СС интересовала Каменная Могила под Мелитополем – огромный курган с гротами и пещерами, украшенный скульптурами, рисунками и надписями. Германский шумеролог Арно Пебель полагал, что Каменная Могила содержит следы шумерской культуры, а к шумерам в «Аненербе» проявляли особый интерес: их считали ариями. Но Месопотамия была недоступна для немцев: Ирак контролировали англичане, объявившие войну Германии; Иран оккупировали Великобритания и СССР.

В 1942–1943 годах институт «Аненербе» организовал экспедицию в Каменную Могилу. Немцы нашли здесь некие артефакты, включая каменные таблички с письменами. Пебелю якобы удалось расшифровать эти надписи, но дешифровка так и не была опубликована. 

Мистиков из «Аненербе» интересовали курганные комплексы в Северном Причерноморье и в Крыму. Они раскапывали городища и могилы скифов. Найденные при раскопках и награбленные в местных музеях ценности вывозились в Германию эшелонами. 

Добычей «Аненербе» стали артефакты готов, археологические находки из Крыма, русские летописи и апокрифы, экспонаты музеев Смоленска, Пскова, Киева, Севастополя, Керчи, Таганрога, Краснодара. Вывезли даже рунические камни из музеев Твери – верили, что в них заключена магическая сила.

«Аненербе» готовило «исторические основания» для признания казаков арийцами. В декабре 1942 года возглавляемое Альфредом Розенбергом имперское Министерство по восточным территориям официально объявило, что казаки являются потомками готов. На этом основании казаки объявлялись «расово полноценными», достойными формировать свои войсковые части для борьбы против большевизма и иметь в будущем свою государственность под великогерманским протекторатом. Причиной такого решения Берлина стало резкое ухудшение положения вермахта и желание иметь на Кубани и на Дону прочный тыл.

НАКАЗАННАЯ ОБСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Общество «Аненербе» прекратило существование с концом Третьего рейха. 

Американский военный трибунал в Нюрнберге на процессе по делу врачей концлагерей («США против Карла Брандта и других») признал «Наследие предков» преступной организацией. Глава «Аненербе» Вольфрам Зиверс, которого окрестили нацистской Синей Бородой, был приговорен к смертной казни. Обвинение доказало его прямую причастность к убийству заключенных-евреев с целью создания коллекции скелетов для «Аненербе». 

Одним из доказательств преступлений Зиверса стал его обстоятельный дневник; он «помог Зиверсу окончить жизнь на виселице», писал американский историк Уильям Ширер. 

Часть архивов «Аненербе» была в 1945 году захвачена советской контрразведкой и вывезена в СССР в качестве военных трофеев. Эти документы до сих пор служат доказательной базой для разоблачения нацистских преступлений.



Читайте также


КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
989
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
976
Коммунист, но не член партии

Коммунист, но не член партии

Михаил Любимов

Ким Филби: британский разведчик, полюбивший Россию

0
372
Душа отлетела

Душа отлетела

Андрей Мартынов

Адмирал Колчак и Великий сибирский ледяной поход

0
374

Другие новости