0
1709
Газета История Интернет-версия

11.01.2024 17:05:00

Борец за мир из студии баталистов

115 лет назад родился Евгений Вучетич

Владимир Соколовский

Об авторе: Владимир Дмитриевич Соколовский – искусствовед.

Тэги: Вучетич, скульптор, культура


1-15-1480.jpg
Памятник советскому воину-освободителю
в берлинском Трептов-парке.  Фото Reuters
В самом центре Европы, в Берлине высится монумент. Он изображает советского солдата в походной форме. В правой руке солдат держит меч, которым рассекает лежащую у его ног фашистскую свастику. На другой руке он держит прильнувшую к его плечу маленькую девочку. Взгляд воина устремлен вдаль. В его глазах – как бы предвидение судьбы поколений человечества, которые он избавил от фашизма, и уверенность в том, что самое большое зло в истории человечества никогда больше не повторится. Эта скульптура – одно из самых знаменитых произведений советского скульптора Евгения Вучетича.

Евгений Викторович Вучетич родился 115 лет назад – в 1908 году в Екатеринославе (позднее Днепропетровск, ныне Днипро). Его отец, Виктор Вячеславович Вучетич, серб по национальности, был инженером-нефтяником. Мать Анна Андреевна, урожденная Стюарт, имевшая французские корни, была учительницей. Способности к ваянию у юного Евгения проявились очень рано. В детстве он постоянно лепил фигурки людей и животных из хлебного мякиша и пластилина, из глины и воска. Когда Евгению исполнилось 10 лет, семья переехала в Ростов-на Дону. Здесь он поступил в художественное училище. Созданная в училище статуя матроса на вздыбившемся коне получила первую премию в конкурсе и была принята в экспозицию Северо-Кавказского музея революции.

Чтобы совершенствовать свое мастерство, Вучетич отправился в Ленинград и поступил в Институт искусств. Но его преподаватели уделяли главное внимание формальным экспериментам. Через полтора года Вучетич покинул это учебное заведение. Гораздо больше ему дали ленинградские музеи, в которых он изучал творения великих мастеров прошлого.

Когда началась Великая Отечественная война, Вучетич ушел добровольцем на фронт. Начав службу простым пулеметчиком, он вскоре стал командиром стрелкового батальона. Участвовал в битве за Москву. В 1942 году был тяжело ранен и контужен, после госпиталя комиссован и больше участия в боях не принимал. Однако нашел применение своим талантам, поступив в Студию военных художников имени М.Б. Грекова.

Одной из первых монументальных работ Вучетича стал пятифигурный памятник генерал-лейтенанту Михаилу Ефремову, трагически погибшему в ходе Вяземско-Ржевской операции 1942 года. Как пишет Георгий Жуков, генерал Ефремов был «талантливым и храбрейшим военачальником, дравшимся как настоящий герой». Эта характеристика как бы нашла свое пластическое выражение в памятнике работы Вучетича, сооруженном в 1946 году в Вязьме. В центре скульптурной группы стоит сам генерал. Повелительным жестом он указывает на Запад, призывая солдат идти вперед к победе.

Одна из самых выразительных фигур здесь – умирающий солдат. В его взоре чувствуется угасание, но в то же время он выражает твердость, ненависть к врагу и веру в окончательную победу. На открытии одной из своих выставок Вучетич рассказал, как возник этот образ. «Во время работы над памятником Ефремову в памяти воскрес такой эпизод: когда мы поднялись в атаку, впереди меня упал офицер. По инерции столкнувшись с падающим телом, я сам едва устоял на ногах и в этот момент увидел лицо обреченного человека. Одним только взглядом он звал всех нас вперед и вперед. В этом лице была и жажда жизни и ненависть к врагу. Компонуя памятник, я мучительно долго искал нужные мне типы солдат и выражение душевного состояния людей, оказавшихся на грани неизбежной гибели. Вот тогда-то неожиданно в моей памяти встало лицо смертельно раненого офицера, упавшего мне под ноги. Я начал работать. Несколько раз переделывал голову заново, пока не завершил всю композицию».

Тема жизни, отданной во имя подвига, находит свое продолжение в памятнике Герою Советского Союза гвардии рядовому Александру Матросову в Великих Луках (1953). В лице героя нет ощущения обреченности. Он устремляется навстречу героической смерти во имя спасения своих товарищей по оружию.

Вучетич создал целую галерею советских воинов – от рядовых до маршалов. В этих работах он не только воспроизводит черты сходства, но и дает блестящую психологическую характеристику воинам-героям. Среди них портреты генералов Филиппа Голикова и Ивана Черняховского, памятники генералу армии Николаю Ватутину в Киеве (недавно снесенный украинскими властями) и генерал-майору Леонтию Гуртьеву в Орле. Их обьединяют мужество и решительность, острый ум и железная воля.

Все эти образы получают свое символическое обобщение в главном труде Вучетича – мемориальном комплексе на Мамаевом кургане в Волгограде, посвященном одной из главных битв Великой Отечественной войны – Сталинградской. В центре мемориала – колоссальная фигура Родины-матери, над которой скульптор работал в течение двух лет, а весь мемориал был создан в течение восьми. Скульптора в этой работе консультировал маршал Василий Чуйков. Именно возглавляемая им армия удерживала Мамаев курган. В кургане, над которым стоит «Родина-мать», похоронен он сам и еще 34 500 воинов и мирных жителей, которые приняли участие в обороне Сталинграда. А фигура «Родина-мать» имеет в высоту 85 м и на момент окончания работ в 1967 году стала самой высокой статуей в мире.

Еще одна знаменитая скульптура Вучетича «Перекуем мечи на орала» (1957) стоит перед зданием штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Ее название взято из Ветхого Завета (книга Исаии 2:4, книга Михея 4:3). Она изображает мускулистого кузнеца, который ударом молота превращает меч – орудие войны в плуг – орудие мирного труда.

«Я только трижды обращался к мечу, – писал Евгений Вучетич. – Один меч подняла к небу Родина-мать на Мамаевом кургане, призывая своих сыновей изгнать фашистских варваров, топчущих советскую землю. Второй меч держит острием вниз наш Воин-победитель в берлинском Трептов-парке, разрубивший свастику и освободивший народы Европы. Третий меч человек перековывает на плуг, выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете».

Евгений Вучетич был лауреатом пяти Сталинских и Ленинской премии. Ему были присвоены звания народного художника СССР и Героя Социалистического Труда. Его искусство и сейчас служит грозным предупреждением поджигателям войны и тем безумцам, которые лелеют мечту о возрождении фашизма. 


Читайте также


Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
14119
Всесветный Новый год

Всесветный Новый год

Олег Мареев

Подарок на этот чудесный праздник всегда должен быть «аналоговым»

0
18873
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
9222
Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

0
9155

Другие новости