Памятник советскому воину-освободителю в берлинском Трептов-парке. Фото Reuters |
Евгений Викторович Вучетич родился 115 лет назад – в 1908 году в Екатеринославе (позднее Днепропетровск, ныне Днипро). Его отец, Виктор Вячеславович Вучетич, серб по национальности, был инженером-нефтяником. Мать Анна Андреевна, урожденная Стюарт, имевшая французские корни, была учительницей. Способности к ваянию у юного Евгения проявились очень рано. В детстве он постоянно лепил фигурки людей и животных из хлебного мякиша и пластилина, из глины и воска. Когда Евгению исполнилось 10 лет, семья переехала в Ростов-на Дону. Здесь он поступил в художественное училище. Созданная в училище статуя матроса на вздыбившемся коне получила первую премию в конкурсе и была принята в экспозицию Северо-Кавказского музея революции.
Чтобы совершенствовать свое мастерство, Вучетич отправился в Ленинград и поступил в Институт искусств. Но его преподаватели уделяли главное внимание формальным экспериментам. Через полтора года Вучетич покинул это учебное заведение. Гораздо больше ему дали ленинградские музеи, в которых он изучал творения великих мастеров прошлого.
Когда началась Великая Отечественная война, Вучетич ушел добровольцем на фронт. Начав службу простым пулеметчиком, он вскоре стал командиром стрелкового батальона. Участвовал в битве за Москву. В 1942 году был тяжело ранен и контужен, после госпиталя комиссован и больше участия в боях не принимал. Однако нашел применение своим талантам, поступив в Студию военных художников имени М.Б. Грекова.
Одной из первых монументальных работ Вучетича стал пятифигурный памятник генерал-лейтенанту Михаилу Ефремову, трагически погибшему в ходе Вяземско-Ржевской операции 1942 года. Как пишет Георгий Жуков, генерал Ефремов был «талантливым и храбрейшим военачальником, дравшимся как настоящий герой». Эта характеристика как бы нашла свое пластическое выражение в памятнике работы Вучетича, сооруженном в 1946 году в Вязьме. В центре скульптурной группы стоит сам генерал. Повелительным жестом он указывает на Запад, призывая солдат идти вперед к победе.
Одна из самых выразительных фигур здесь – умирающий солдат. В его взоре чувствуется угасание, но в то же время он выражает твердость, ненависть к врагу и веру в окончательную победу. На открытии одной из своих выставок Вучетич рассказал, как возник этот образ. «Во время работы над памятником Ефремову в памяти воскрес такой эпизод: когда мы поднялись в атаку, впереди меня упал офицер. По инерции столкнувшись с падающим телом, я сам едва устоял на ногах и в этот момент увидел лицо обреченного человека. Одним только взглядом он звал всех нас вперед и вперед. В этом лице была и жажда жизни и ненависть к врагу. Компонуя памятник, я мучительно долго искал нужные мне типы солдат и выражение душевного состояния людей, оказавшихся на грани неизбежной гибели. Вот тогда-то неожиданно в моей памяти встало лицо смертельно раненого офицера, упавшего мне под ноги. Я начал работать. Несколько раз переделывал голову заново, пока не завершил всю композицию».
Тема жизни, отданной во имя подвига, находит свое продолжение в памятнике Герою Советского Союза гвардии рядовому Александру Матросову в Великих Луках (1953). В лице героя нет ощущения обреченности. Он устремляется навстречу героической смерти во имя спасения своих товарищей по оружию.
Вучетич создал целую галерею советских воинов – от рядовых до маршалов. В этих работах он не только воспроизводит черты сходства, но и дает блестящую психологическую характеристику воинам-героям. Среди них портреты генералов Филиппа Голикова и Ивана Черняховского, памятники генералу армии Николаю Ватутину в Киеве (недавно снесенный украинскими властями) и генерал-майору Леонтию Гуртьеву в Орле. Их обьединяют мужество и решительность, острый ум и железная воля.
Все эти образы получают свое символическое обобщение в главном труде Вучетича – мемориальном комплексе на Мамаевом кургане в Волгограде, посвященном одной из главных битв Великой Отечественной войны – Сталинградской. В центре мемориала – колоссальная фигура Родины-матери, над которой скульптор работал в течение двух лет, а весь мемориал был создан в течение восьми. Скульптора в этой работе консультировал маршал Василий Чуйков. Именно возглавляемая им армия удерживала Мамаев курган. В кургане, над которым стоит «Родина-мать», похоронен он сам и еще 34 500 воинов и мирных жителей, которые приняли участие в обороне Сталинграда. А фигура «Родина-мать» имеет в высоту 85 м и на момент окончания работ в 1967 году стала самой высокой статуей в мире.
Еще одна знаменитая скульптура Вучетича «Перекуем мечи на орала» (1957) стоит перед зданием штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Ее название взято из Ветхого Завета (книга Исаии 2:4, книга Михея 4:3). Она изображает мускулистого кузнеца, который ударом молота превращает меч – орудие войны в плуг – орудие мирного труда.
«Я только трижды обращался к мечу, – писал Евгений Вучетич. – Один меч подняла к небу Родина-мать на Мамаевом кургане, призывая своих сыновей изгнать фашистских варваров, топчущих советскую землю. Второй меч держит острием вниз наш Воин-победитель в берлинском Трептов-парке, разрубивший свастику и освободивший народы Европы. Третий меч человек перековывает на плуг, выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете».
Евгений Вучетич был лауреатом пяти Сталинских и Ленинской премии. Ему были присвоены звания народного художника СССР и Героя Социалистического Труда. Его искусство и сейчас служит грозным предупреждением поджигателям войны и тем безумцам, которые лелеют мечту о возрождении фашизма.