0
31182
Газета Идеи и люди Интернет-версия

16.12.2000 00:00:00

Убийца "Курска" - английская лодка "Сплендид", но и она погибла рядом

Сергей Дмитриев

Об авторе: Сергей Дмитриев - капитан 1 ранга запаса, бывший подводник Северного флота.

Тэги: курск, авария, катастрофа


курск, авария, катастрофа Атомная подводная лодка военно-морских сил Великобритании "Сплендид", шестая и последняя в этой серии.
(Фото из сборника " Jane"s Fighting Ships")

В Баренцевом море 12 августа погибли две АПЛ - "Курск" и британская многоцелевая АПЛ типа "Swiftsure" (сообщалось о присутствии в районе учений СФ АПЛ S106 "Splendid", но она ли столкнулась с "Курском" - пока вопрос).

На резонный вопрос - почему британская, а не американская? - отвечу пословицей - на воре и шапка горит. Чей военно-морской атташе как в одно место ужаленный бросился в наш Главный штаб? Чьи водолазы и спасательный аппарат начали готовиться к переброске в Баренцево море еще 14 августа? Чьи морские офицеры мелькали в те же дни на палубе "Петра Великого"? Кому принадлежит компания "Stolt Offshore", направившая к месту катастрофы свои суда?

Причиной гибели обеих лодок стало столкновение при взаимном маневрировании с целью восстановления утраченного гидроакустического контакта - ситуация, в общем-то, обыденная для современных сверхмалошумных АПЛ, поэтому винить англичан в преднамеренном таране, конечно же, нет никаких оснований.

При столкновении с британской ПЛ произошла детонация боезапаса на АПЛ типа "Swiftsure" - до 20 единиц ПКР "Sub-Harpoon" UGM-84B и торпед "Tigerfish" Mk24 или "Spearfish" тех же типов - в сумме это от 2,6 до 6,8 тонн ВВ. Кроме того, возможно, было наличие 2-4 крылатых ракет "Tomahawk" в обычном снаряжении, но последние, разумеется не сдетонировали, тем более что находились в торпедных аппаратах, а не в отсеке. Следует иметь в виду, что британская АПЛ несла боевую службу вблизи основных баз российских стратегических подлодок и потому скорее всего в ее боекомплекте большую часть составляли торпеды.

На "Курске", вышедшем в море всего лишь на двое-трое суток, имелись только практические торпеды (вместо ВВ в боевых зарядных отделениях - автографы-самописцы, световые и радиомаяки, тем более если речь шла об испытании энергоустановок новых торпед), которые, естественно, взорваться не могли. Правда, мог произойти взрыв их твердотопливных двигателей (если речь идет о реактивных торпедах) или компонентов топлива (если торпеды были перекисноводородные), но мощность такого взрыва была бы не столь велика. Тем более что этих самых практических торпед было максимум две, а согласно опубликованным данным, специалисты "Дагдизеля" испытывали на "Курске" электрическую торпеду, в которой вообще взрываться нечему.

В результате лобового удара (суммарная скорость обеих АПЛ в момент столкновения могла достигать 18-20 узлов) и последующих двух взрывов на "Курске" была полностью разрушена носовая оконечность (примерно до ограждения выдвижных устройств), а британская ПЛ просто развалилась на части. Крупные обломки (фактически это были фрагменты корпуса массой до 1000 т) пробороздили по правому борту "Курск", разодрав ему легкий корпус, сорвав верхнюю крышку всплывающей спасательной камеры, повредив кормовой аварийно-сигнальный буй (он заполнился водой и поэтому не всплыл) и заклинив верхнюю крышку кормового аварийно-спасательного люка.

После этого и "Курск", и то, что осталось от британской АПЛ, двигались по инерции ("Курск" пропахал по грунту около 150 м) и в итоге легли на дно на удалении около 300 м друг от друга. В момент взрывов с британской АПЛ автоматически всплыли 2 сигнальных радиобуя, которые начали передавать кодированный сигнал бедствия (после чего над местом катастрофы появились два натовских "Ориона"). Одновременно включился аварийный гидроакустический маяк (кстати, на "Курске" также имелось аналогичное устройство, но оно не сработало, так как, во первых, питалось электроэнергией от аккумуляторной батареи 1-го отсека, а во вторых, при глубине погружения ПЛ меньше предельной, его можно включить только вручную из центрального поста, что, конечно, никто не успел). Если верить недавним заявлениям г-на Клебанова и командующего Северным флотом адмирала Попова, то акустические сигналы этого маяка были зафиксированы российскими кораблями.

К тому моменту, когда "Курск" лег на грунт, на нем уже были полностью затоплены 2-й, 3-й и 4-й отсеки (про 1-й отсек и говорить нечего), а также, возможно, 5-й и 5-бис отсеки (они входят в состав носового блока отсеков и имеют общую систему общекорабельной вентиляции; возможно, что в момент столкновения вентиляция работала в режиме перемешивания воздуха между отсеками или работало устройство ПВП (подачи воздуха под водой), тем более что выдвижные устройства были подняты. При столкновении и взрывах была порвана система гидравлики, а закрыть переборочные захлопки вентиляционных трубопроводов (диаметр до полуметра) вручную просто никто не успел.

6-й, 7-й, 8-й и 9-й отсеки первоначально оставались сухими, но находившийся в них личный состав был обречен (единственным путем эвакуации остался кормовой аварийно-спасательный люк 9-го отсека, но его комингс-площадка была деформирована, верхняя крышка заклинена, а шахта люка потеряла герметичность и была затоплена водой). Здесь уже не могли помочь ни водолазы-глубоководники, ни "Бестер", ни "LR-5". Если то, что нам рассказали о записях командира турбинной группы Д.Колесникова, правда, то личный состав действительно мог попытаться выйти из затонувшей лодки методом свободного всплытия (имевшееся на "Курске" индивидуальное спасательное снаряжение - гидрокомбинезон ССП с емкостью всплытия и парашютной системой и дыхательный аппарат ИДА-59М позволяли сделать это с глубины до 250 м). Однако, выяснив, что шахта кормового люка затоплена (что автоматически делало спасение вышеизложенным методом невозможным), люди стали тщетно дожидаться помощи извне. Скорее всего они находились все вместе в 9-м отсеке и прожили еще около 3 суток (по неофициальным данным, последние записи, сделанные Д.Колесниковым, датированы 15 августа, это же подтверждается характером записей - первые велись "каллиграфическим почерком", последние - на ощупь, и это при том, что стационарные автономные аварийные светильники в отсеках ПЛ действуют при непрерывном горении ламп около 6 часов, а переносные фонари - около суток, но энергию аккумуляторов можно расходовать экономно, и тогда света хватит на двое-трое суток), после чего погибли, причем, вероятнее всего, от переохлаждения, чем от недостатка кислорода (температура в 8-м и 9-м отсеках уже через сутки снизилась до забортной - около 0 градусов, отсюда и сообщение, что трупы были найдены одетыми в поролоновые утеплители от спасательных гидрокомбинезонов). Вероятно, уже после их смерти в 9-м отсеке произошло локальное возгорание (возможно, из-за попадания медленно заполнявшей отсек воды с масляной пленкой на пластины регенерации в установке РДУ (аварийная установка регенерации воздуха) или во вскрытую банку с регенеративными пластинами (комплект В-64). Может, в момент возгорания несколько человек еще были живы и нашли силы перебраться в 8-й отсек, где их тела позже и нашли водолазы.

После того как уже 13 ноября силами АСС было произведено детальное обследование "Курска", а попытка посадки спасательного снаряда на кормовой люк не увенчалась успехом, спасательная операция была прекращена, вернее, превратилась в разведывательную.

До 19 августа подводными аппаратами АСС (совершали до 10 погружений в сутки), атомной глубоководной станцией "АС-33" Управления спецгидронавтики ГРУ (согласно опубликованным данным, Россия имеет несколько таких станций проекта 1910 ("Кашалот") и водолазами-глубоководниками (про которых ради сохранения тайны нашим СМИ пришлось рассказывать, что они после 1991 г. вымерли, словно мамонты) велись работы по извлечению из разрушенных 1-го и 2-го отсеков "Курска" аппаратуры торпедного комплекса, приборов центрального поста и находившихся в последнем сейфов с секретными документами. Тогда же был поднят и вахтенный журнал, о котором сказали только сейчас и который ради сохранения легенды пришлось "найти" в 4-м отсеке. Одновременно нам всем вешали на уши лапшу о 60-градусном крене и подводных течениях, которые почему-то не давали работать нашим подводным аппаратам, но спустя несколько дней нисколько не помешали британским водолазам открыть люк 9-го отсека.

Но основные работы в это время велись на британской ПЛ, с которой также поднимались документы, аппаратура и сохранившиеся боеприпасы или их фрагменты, в том числе ядерные боевые части. Одновременно всеми способами оттягивалось прибытие в район гибели натовских "спасателей".

Только после того как обе погибшие лодки были "ободраны как липки", в район гибели были допущены англичане со своей "LR-5". Последняя произвела одно погружение на свою лодку. Убедившись, что на дне лежит груда металла, англичане временно покинули район. Правда, одновременно они помогли нам вскрыть кормовой люк "Курска" (его верхнюю крышку подрывали краном с судна "Seaway Eagle") и заодно выступили в роли свидетеля при факте признания гибели наших подводников.

Любопытно, что уже в первые дни после катастрофы в СМИ проникла информация о том, что первоначально рядом с "Курском" российскими спасателями был обнаружен некий "подводный объект", который затем якобы исчез (кстати, об этом, но весьма туманно, рассказывал и маршал Сергеев). На основании этого появилась версия о столкновении нашей лодки с иностранной, причем утверждалось, что сперва иностранная ПЛ также легла на грунт, но затем смогла исправить повреждения и уйти, причем незамеченной российскими кораблями. После того как 18 августа в норвежскую военно-морскую базу Хаукосверн (район Бергена) прибыла американская АПЛ "Memphis", многие стали говорить, что именно она и таранила "Курск". Версия эта для неискушенного обывателя кажется вполне правдоподобной, однако при внимательном рассмотрении является явной дезинформацией. Дело в том, что одним из основных отличий дизельной лодки от атомной заключается в том, что последняя никогда не ложится на грунт. Находясь в плавании, атомоход ежеминутно прокачивает через себя десятки тонн забортной воды (это необходимо для охлаждения энергетической установки). Если АПЛ по какой-то причине окажется на грунте, то все ее охлаждающие системы через считанные секунды будут забиты илом и грязью, что вызовет автоматическое срабатывание аварийной защиты паротурбинной, а затем и реакторной установок. Конечно, лодка после этого сможет всплыть на поверхность (после чего можно запустить аварийный дизель-генератор и часа через четыре вновь ввести в действие основную энергетику), но под водой она уже никуда не уйдет.

Что же касается "Мемphis", то эта лодка-разведчик (оборудованная шлюзовой камерой и дистанционно управляемыми подводными снарядами) действительно отслеживала учения Северного флота. Но действительной причиной захода "американки" в норвежский порт была необходимость пристыковать ей "на спину" привезенный из США по воздуху глубоководный аппарат DSRV "Avalone" (или "Mystic"). После этого "Memphis" вновь вышла в море и направилась к месту катастрофы, где продолжила заниматься подводной разведкой (пыталась приблизиться к "Курску" настолько, насколько позволяли это стоявшие в охранении российские корабли).

После ухода натовцев из района гибели лодок подводные работы практически не прекращались. По сообщению ряда норвежских источников, уже в начале сентября с "Курска" силами АСС был начат подъем тел погибших из ранее вскрытого 9-го отсека (возможно, именно это стало поводом к громогласным заявлениям военных и представителей правительства с обещаниями "поднять всех"). В первой половине октября на лодке работали глубоководные аппараты типа "Мир" и водолазы-глубоководники (в том числе с Черноморского флота), причем, по официальным сообщениям, в ходе работ было произведено вскрытие верхнего люка прочной рубки и осмотр последней. В это же время производились работы в 3-м отсеке "Курска", откуда извлекалась аппаратура связи, в том числе шифровальная аппаратура поста СПС (секретной правительственной связи) и ракетного комплекса, а также сейфы с документами из помещения секретной части. Часть громоздкого оборудования, которое было невозможно поднять на поверхность, была уничтожена подрывными зарядами (именно их взрывы фиксировали в свое время норвежские сейсмологи).

Теперь основной проблемой являлось захоронение реактора и оборудования 1-го контура британской АПЛ, поврежденного при катастрофе и, судя по ряду сообщений, "потекшего", а также подъем оставшихся и уцелевших при взрыве ядерных боеголовок. Кроме того, на международном уровне уже было решено факт столкновения и одновременной гибели российской и британской лодок скрыть, так что нужно было, образно говоря, "замести следы". Эту работу и производило в октябре-ноябре судно-платформа "Regalia" (порт приписки - Нассау), принадлежащее американской фирме "Hallyburton Subsea" (штаб-квартира в Хьюстоне, Техас). Кроме "Регалии" фирма имеет еще 4 подобные платформы ("Semi 1", "Semi 2", "Rockwater 1" и "Rockwater 2"). Примечательно, что из всех именно "Regalia" имеет самое мощное глубоководное грузоподъемное устройство (грузоподъемность до 450 тонн). Скорее всего оно было использовано для подъема и последующего захоронения на большой глубине реактора британской лодки. Попутно водолазами с "Регалии" был вскрыт и 8-й отсек "Курска" (после катастрофы в нем сохранялась воздушная подушка и проникнуть в него из 9-го отсека наши водолазы не могли).

Кстати, о работах на "Курске". Похоже, в сообщениях о водолазных работах в 8-м и 9-м отсеках нам что-то темнят. Переборочная дверь между этими отсеками открывается в сторону 8-го, поэтому явной дезинформацией является сообщение, что водолазы, находившиеся в 8-м отсеке, не могли открыть дверь в 9-й, так как там находилось какое-то "пружинящее препятствие". Все должно было происходить наоборот - из 9-го отсека пытались проникнуть в 8-й. Да и вообще весь этот октябрьско-ноябрьский "подъем тел" "Регалией" - обычная деза (тела из 9-го отсека были подняты раньше), запущенная ради скрытия действительных причин работ этого "плавучего острова" на месте катастрофы. Во всяком случае, мы имеем лишь одно документальное подтверждение того, что в этот период вообще велись какие-либо работы на "Курске", - фотографию куска обшивки прочного корпуса на палубе "Регалии" (на этом куске хорошо видны внутренняя теплоизоляция, оклеенная тканью, технологическая горловина с крышкой, аварийный светильник и часть кабель-трассы). И потом, почему отказались от работ в 5-м и 5-м-бис отсеках? Тем более что в 5-м отсеке находится помещение пульта ГЭУ, где уж точно будет полно и "записей" и "журналов".

После завершения работ "Регалии" водолазами ВМФ России 15 ноября на дне Баренцева моря была произведена серия подводных взрывов (их опять зафиксировали норвежцы). Ими были окончательно уничтожены обломки британской лодки, а заодно и носовая оконечность "Курска". Материальных улик столкновения двух атомоходов больше не существует. Поэтому, даже если "Курск" и поднимут в следующем году, г-н Клебанов снова заявит, что "окончательную причину гибели лодки установить не удалось". Тем более высокопоставленные лица уже говорят о том, что подниматься будет только кормовая часть АПЛ с реакторным отсеком, а разрушенная носовая оконечность так и останется на дне Баренцева моря.

В настоящее время срок автономности британской АПЛ уже закончился, и, возможно, вскоре мы услышим сообщение о гибели одной из лодок Флота Ее Величества где-нибудь в Южной Атлантике или в Индийском океане. Быть может, ее уже "списали" без лишней шумихи. Тамошние СМИ не станут будоражить общественность - в Великобритании можно критиковать и охаивать многое, но не флот. Кроме того, британские премьер-министр, министр обороны и еще много всяких чинов вовсе не горят желанием отправиться в отставку.

Наши же руководители также вовсе не заинтересованы в опубликовании реальной причины гибели "Курска" - за ее сокрытие Россия получила от Запада большие деньги, реструктуризацию долгов, отказ США от реализации национальной программы ПРО, инвестиции и много чего еще (любителям анализа советую просмотреть политические новости последних месяцев, особенно касающиеся российско-британских отношений). Поэтому нас будут еще долго дурить сказками про "столкновение с неизвестным объектом", "подрыв на мине времен Второй мировой войны" или "нештатную ситуацию с "толстой торпедой".

Правды о гибели "Курска" нам уже не скажут. Однако ничто не может помешать нам самим найти ее.

Севастополь


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
817
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
958
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1340
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1075

Другие новости