0
2958
Газета Идеи и люди Интернет-версия

07.02.2002 00:00:00

Сто восемнадцать жертв и один молчаливый свидетель

Тэги: курск


Роковую торпеду узнали по номеру

-Судя по тому, что говорят члены правительственной комиссии, окончательные выводы о причинах гибели "Курска" могут быть сделаны только после подъема остатков первого отсека. А какой позиции придерживается прокуратура? Что уже сегодня можно сообщить о результатах вашей работы?

- Только то, что не вступает в противоречие с Уголовно-процессуальным кодексом и не нарушает тайну следствия, - сразу ставит ограничительные вешки начальник Следственного управления ГВП. - И уж точно мы не будем подменять собой комиссию. У нас своя цель - с соблюдением процессуальных норм, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела, выявить причастных к катастрофе лиц и степень их ответственности.

- На какой стадии решено отказаться от дальнейшей проработки версии столкновения с иностранной лодкой?

- Сама эта версия осталась. И она будет сохраняться, пока мы не сможем добыть исчерпывающих доказательств какой-либо иной причинно-следственной зависимости. Во всяком случае, до тех пор, пока не получим официального экспертного заключения о механизме деформации правого борта АПЛ "Курск". Привлеченные нами эксперты не находят следов постороннего внешнего наложения, да и промышленность отрицает версию столкновения. Но есть тем не менее люди, которые указывают на косвенные обстоятельства.

Например, на то, что одну из натовских лодок сразу поставили в док в Норвегии. Или вспоминают загадочный визит руководителя ЦРУ в Россию вскоре после катастрофы. Тот же самолет, который якобы сопровождал уходящую из района гибели "Курска" неопознанную аварийную лодку, - об этом говорили адмиралы Попов, Моцак, другие военачальники┘ Всего десять таких косвенных признаков было названо.

- И как вы с этим работали? Направляли международные запросы?

- Да, мы обратились за помощью в четыре страны: США, Великобританию, ЮАР и Норвегию. В ЮАР потому, что там находился один из водолазов, принимавший участие в поисково-спасательной операции на "Курске" в 2000 году. Требуемую информацию мы получили. От американцев через наше посольство тоже пришел ответ - по сути, завуалированная обида. Мол, несмотря на очевидные факты, российская сторона продолжает в своих обращениях настаивать на версии столкновения, что бросает тень┘ В таком духе.

- Когда говорят об "очевидных фактах", подразумевают взрыв торпеды на борту лодки? Известно ли уже, какая именно торпеда и в каком торпедном аппарате взорвалась первой?

- Да, это установлено по фрагментам на дне, за пределами лодки. Один элемент даже с номером. А всего взорвалось не менее четырех торпед, возможно - больше. Когда все соберем, исключим то, что на дне осталось, - можно будет точно сказать.

- Тем самым исключается версия о возможном поражении "Курска" ракетой с "Петра Великого", а также столкновении с одним из наших же кораблей?

- Столкновения с нашими кораблями быть не могло - они находились на большом удалении в момент, когда были зафиксированы взрывы. А ракетные стрельбы проводились накануне, 11 августа. Остальной боезапас на месте. Мы все тщательно проверили.

Огонь и вода оставили следствию шанс

- Что представляет собой то место на "Курске", где в последнее время проводились следственные действия?

- Это, грубо говоря, труба. Диаметр ее - 11 метров, - на листке бумаги Виктор Шеин рисует для наглядности схему. - Общая протяженность второго и третьего отсеков более 20 метров. Плюс от первого осталось шесть шпангоутов - это еще около 4 метров. И все тут вперемешку, смято и спрессовано чудовищным взрывом.

- Почти все оборудование второго отсека оказалось в третьем, - детализирует картину подполковник юстиции Артур Егиев. - Приборные стойки, пульты управления - все это отброшено, смято, спрессовано у кормовой переборки.

- Непросто найти обуглившуюся спичку в том месте, где пронесся огненный смерч. На что вы надеетесь?

- Вслед за взрывом в разрушенный корпус хлынула вода, это остановило огонь. Осмотры показали, что не вся документация центрального поста уничтожена┘

***

Как удалось понять из дальнейшего разговора, у следователей были основания надеяться, что при разборе завалов во втором и третьем отсеках обнаружатся документы и технические средства, раскрывающие и тайну первого взрыва, и то, что ему предшествовало.

Логика следствия и специалистов, которые консультируют прокурорских работников, понятна. Если предположить, что причиной взрыва торпеды стало внешнее воздействие (столкновение), то акустики, пусть даже в самый последний момент, не могли не обнаружить столь опасного сближения. А значит - как минимум должен быть их доклад, зафиксированный в вахтенном журнале.

Если никакого столкновения не было, а всему причиной техническая неисправность самой торпеды, другого оборудования корабля или неадекватные действия экипажа, в вахтенном журнале и на речевых регистраторах могут быть обнаружены доклады и команды, предшествовавшие первому взрыву и, что возможно лишь гипотетически, в интервале между первым и вторым взрывом. А это, по данным сейсмического контроля, приблизительно 135 секунд.

- Две минуты всего. Вряд ли вахтенный успел что-то записать┘

- Да, но какие-то команды, доклады, возможно, были зафиксированы еще до того - это многое бы объяснило. Я не могу такого представить, чтобы никто никакого следа не оставил, - размышляет Виктор Шеин.

***

По первым прикидкам следственные действия на втором и третьем отсеках планировалось завершить к концу декабря. Но прогноз оказался чересчур оптимистичным - без поправки на особые условия Заполярья. Когда искореженные внутренности носовых отсеков "Курска" оказались на поверхности, все немедленно сковал мороз: трубопроводы, арматуру, оборванные кабели, осколки разрушенных торпед, приборы и механизмы, сорванные со штатных мест, личные вещи, фрагменты человеческих тел.

- Мы как те археологи, что выковыривают кости мамонта из вечной мерзлоты, - на лице подполковника Егиева нет даже тени улыбки. - Только у нас не кости, а спрессованные чудовищным взрывом конструкции из особо прочной стали и сплавов. Их "болгарка" не берет, и не всегда справляются даже газорезчики.

***

А на использование электросварки взрывотехники и спецы по ракетному вооружению наложили ограничения. И это понятно: на лодке еще семь невыгруженных ракет "Гранит", а под нагромождениями металла могут оказаться боевые части неразорвавшихся торпед. Несколько таких "сюрпризов" - боевых зарядных отделений, начиненных так называемой морской смесью, - уже найдено и обезврежено. В тротиловом эквиваленте это около 700 кг.

Когда прошли от места среза метров десять, напрямую краном работать было уже нельзя. Пришлось приварить блок в нижней части лодки. Взрывники осматривают - если ничего опасного нет, дают команду резать. Большие детали складывают на площадке для последующего визуального изучения, а если потребуется - то и для исследований, технических экспертиз. Мелкие предметы, например куски кабеля, собирают на другой площадке. По мнению специалистов, они не содержат информации для прояснения интересующих следствие вопросов и вряд ли могут понадобиться. Но на всякий случай сохраняется все. На территории завода довольно жесткий пропускной режим.

"Курск" могли обнаружить, когда на нем еще были живые

- К какому времени относятся записи в уже найденных документах?

- Последняя - за четырнадцать минут до первого взрыва, - говорит генерал-майор юстиции Шеин. - И не обнаружено ничего такого (никаких вводных), что не укладывалось бы в план учений.

- Аварийная торпеда, о которой командир лодки Геннадий Лячин якобы успел донести в штаб, нигде не фигурирует? Утверждения об этом - просто газетные утки?

- У нас нет документальных сведений о самых последних переговорах. Рубка связиста, где все эти секреты, очень важна. Она в третьем отсеке. В других изученных нами документах о подобном докладе нет упоминаний┘

- Кто автор второй записки и почему не разглашается ее содержание? Высказывалось предположение, что ее написал капитан 3 ранга Аряпов. Это так?

- Нет, совсем другой человек. Но в интересах следствия мы его пока не называем. Могу только сказать, что в записке содержались сведения, которые требовали проверки непосредственно на лодке. При осмотре отсеков они не нашли подтверждения.

- А все ли, кого перечислил в записке Дмитрий Колесников, обнаружены в девятом отсеке?

- Да. Все двадцать три.

- Это лишает оснований гипотезу, что кто-то из экипажа воспользовался аварийным выходом девятого отсека и погиб уже за пределами лодки, не дождавшись подхода спасателей?

- Такой гипотезы следствие не выдвигало.

- Эти предположения высказывали специалисты Севмашпредприятия и "Рубина".

- А мы имеем дело с установленным фактом: при обследовании девятого отсека обнаружены тела 23 погибших подводников. Двенадцать подняты водолазами в октябре 2000-го, еще одиннадцать извлечены нами.

- Что можно сказать о том, когда погиб последний из экипажа?

- До сих пор эксперты не дали окончательного ответа. Предполагают, что не менее восьми часов после взрыва люди еще оставались живы. Но пока, повторяю, официального заключения нет. Оно имеет ключевое значение для следствия, и тут важно не ошибиться.

Столь же тщательно нам предстоит разобраться с вопросами о том, почему не произошло присасывание автономного снаряда к аварийному выходу девятого отсека и почему не отделился кормовой аварийно-сигнальный буй. Ведь обнаружили лодку только через тридцать часов после взрыва на ее борту. А если бы сразу, автоматически, всплыл буй, как это предусмотрено в конструкции, то по его сигналам корабли обеспечения уже через час были бы на месте, а спасатели имели бы необходимую информацию.

- Это давало кому-то шанс?

- Прежде всего тем, кто был с Колесниковым в девятом отсеке. При осмотре лодки мы многих погибших находили в масках - значит, после первого взрыва у членов экипажа была возможность предпринимать меры к спасению. Одного бы человека спасли - и то важно. И с позиций следствия это весьма принципиальный вопрос: можно ли было спасти подводников в кормовых отсеках?

- К началу февраля, как официально сообщалось, обнаружены тела 93 погибших, большая часть опознана. Удалось ли найти тело прикомандированного гражданского специалиста Гаджиева, уроженца Дагестана?

- На сегодняшний момент - нет.

Про удобные версии и неудобные факты

В августе-сентябре 2000 г. для всех, кто на официальном уровне комментировал возможные причины гибели "Курска", версия причастности к этой трагедии одной из подлодок НАТО была самой предпочтительной. Гораздо вероятнее теракта, и уж тем более версий боевого поражения от своих же кораблей или нештатной ситуации в первом отсеке "Курска".

Однако теперь версия теракта, год назад отринутая как бездоказательная, может всплыть под другим соусом и с другим "гарниром" аргументов. Не обязательно "чеченских".

После событий 11 сентября наши официальные лица практически перестали упоминать про натовские подлодки в связи с катастрофой "Курска". И, думается, не только из сочувствия к американцам, подвергшимся беспрецедентной атаке террористов.

Как знать, может, одновременно с разработкой нью-йоркского сценария сподвижники бен Ладена подготовили хитроумную месть за гибель "воинов Аллаха", "правоверных мусульман" в Чечне? Так сказать, свой несимметричный ответ России, если выражаться на языке мидовских чиновников.

Как удалось такое осуществить (если и вправду так) - другой вопрос. Но эта версия сейчас пришлась бы ко двору практически всем без исключения. Точно так же, как и версия теракта против пассажирского Ту-154 авиакомпании "Сибирь", что рухнул в Черное море минувшей осенью. За эту спасительную соломинку, напомню, тогда сразу же ухватились военные - и украинские, и наши российские.

***

- То, чем мы в настоящий момент располагаем, не дает оснований ставить вопрос о диверсии, а тем более искать на "Курске" след Усамы бен Ладена, - говорит начальник Следственного управления ГВП. - Все гораздо прозаичнее и сводится пока к техническим аспектам. И находит объяснение на этом уровне.

- Как недавно стало известно, расследование катастрофы подводной лодки "Комсомолец" параллельно с госкомиссией и военной прокуратурой проводилось еще и по линии КГБ-ФСК - их собственными средствами. А в отношении "Курска", как утверждает немецкий журнал "Spiegel", якобы существует совместный доклад прокуратуры и ФСБ президенту. Это правда?

- Первый раз слышу. Хотя каждая спецслужба имеет право проводить и, думаю, проводит свои проверки. На то и спецслужбы. У них свои задачи. Докладывали они как-то отдельно о своих версиях или нет - говорить не берусь. Но могу предположить, что подобное было. А чтобы вместе с нами - такого доклада я не знаю.

Мы не стрелочника ищем, а добираемся до сути

- Было сообщение, что уже в декабре прошлого года планировалось начать утилизацию "Курска" на судоремонтном заводе "Нерпа". Вас никто не поторапливает?

- Заводчане - нет. Но у нас есть собственное руководство. Определенных ответов ждут родственники. Мы это понимаем. В то же время и следователи - люди не железные, они устают. И физически, и морально. Их нельзя подгонять, в спешке можно пропустить что-то важное. При осмотре кормовых и центральных отсеков, когда необходимо было как можно скорее эвакуировать тела погибших, работали круглосуточно. С наступлением полярной ночи и особенно после того, как стали обнаруживать в носовых отсеках взрывчатые вещества, перешли на трехсменный график - с восьми утра до полуночи.

При осмотре и разборке все фиксируется документально, с участием понятых и специалистов. Последние дают необходимые пояснения. Дальше, если мы видим, что нужны специальные познания, назначается экспертиза.

- Из каких источников покрываются расходы, связанные с разборкой и осмотром поврежденных отсеков?

- Из средств, которые были выделены на проведение спасательной операции. Они в распоряжении флота, и уже флот рассчитывается с заводом, с теми, кто дополнительно привлекается к работам на "Курске".

- А расходы прокуратуры тоже оплачивает флот?

- Нет. Определенная сумма была выделена непосредственно прокуратуре. На эти средства закуплено обмундирование, фонари, фотопленка, видеокассеты. Комплектами химзащиты нас обеспечил флот. Рядом с доком ошвартована так называемая ПКДС - плавучая контрольно-дозиметрическая станция. Она стоит носом к заливу, с обеих сторон маскировочные сетки, чтобы "враг" не подсматривал┘

Следственной бригаде выделены на ПКДС две рабочие каюты, спальные места оборудованы в заводоуправлении. Если смена через три часа, прикорнул - и за работу. Те, кто в данный момент не на смене и не на ПДКС, могут передохнуть в гостинице в Североморске - для перевозки групп флот выделил две машины и автобус. В заводоуправлении организовано питание - когда работали круглые сутки, и столовая работала круглосуточно┘

- К денежному довольствию есть какая-то доплата?

- Нет. Только оклад. И обычные командировочные.

- Если будет доказано, что первопричина трагедии - нештатная ситуация в первом отсеке (например, какие-то неполадки с торпедой), может ли это стать основанием для привлечения к ответственности каких-то должностных лиц?

- Расследование для того и проводится, чтобы установить само событие и лиц, причастных к этому. Если в их действиях будет усмотрен состав преступления, нас закон обязывает принять все меры, чтобы лица, совершившие преступление, понесли наказание.

- Группа адмиралов и старших офицеров в главном штабе ВМФ и руководстве Северного флота уже привлечена к административной ответственности. И основанием для этого, как все понимают, стали материалы предварительного расследования, доложенные президенту генеральным прокурором. Есть в этом что-то настораживающее: следствие не закончено, правительственная комиссия выводов не обнародовала, а главная кара свершилась - имена виновных названы┘

- Действительно, указанное решение принято после доклада генерального прокурора президенту России. Таково право президента - знакомиться с уже установленными фактами, в частности, нарушениями, которые выявлены в подготовке и организации учений. Ведь есть высшие интересы - страны и флота, необходимость срочного устранения причин, которые могут грозить новыми потрясениями. Мы не преследуем цели во что бы то ни стало найти крайнего в этой трагедии, нет оснований упрекать нас в обвинительном уклоне. Однако фактор времени нельзя сбросить со счетов.

* * *

Когда материал был подготовлен к печати, пришло известие из Мурманска: следователи Главной военной прокуратуры практически завершили осмотр разрушенных отсеков. Из 118 погибших на "Курске" найдены тела 94; кроме того, обнаружено около 200 человеческих фрагментов. Их принадлежность еще предстоит установить. Однако в большинстве случаев ожидается неутешительный ответ - по объективным причинам идентифицировать их не удастся. Все неопознанные останки планируется захоронить вместе, в братской могиле - там и будет общий мемориал погибшим на "Курске".

Среди находок, которые представляют особый интерес для следствия, - самописец с пульта гидроакустического комплекса, документация связистов, а также два вахтенных журнала центрального поста.

Важная информация поступает также из Главного штаба ВМФ: здесь окончательно смирились с торпедной версией катастрофы. Предлагается даже официально огласить причину гибели "Курска" и не поднимать первый отсек.

Больше того, назначив "козой отпущения" перекисно-водородную торпеду, отцы-командиры предлагают снять ее с вооружения - как устаревшую, ненадежную и опасную в эксплуатации. Полтора года назад торпеды этого типа были лишь временно, до выяснения причин гибели "Курска", сняты с кораблей и размещены в арсеналах. Теперь от них хотят отказаться вовсе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1467
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1674
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1778
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4093

Другие новости