0
1078
Газета Идеи и люди Интернет-версия

20.03.2002 00:00:00

Взаимодействовать, а не влиять

Екатерина Михайлова

Об авторе: Екатерина Николаевна Михайлова - руководитель Центра политической психологии.

Тэги: власть, бизнес


Нам уже приходилось писать ("НГ", 22.02.02), что Россия стоит на пороге качественно новых взаимоотношений между бизнесом и властью. Бизнес теперь стремится конструктивно взаимодействовать с властью, а общество относится к предпринимательству более адекватно. Однако кремлевские политтехнологи как будто не заметили произошедших перемен.

Прежняя стратегия "равноудаленности" власти по отношению к представителям бизнеса была совершенно правильно выбрана на первом этапе президентства Путина. Любое излишнее внимание к тем или иным предпринимателям могло моментально вызвать синдром "семьи". Политика "равноудаленности" позволила отлучить олигархов от коридоров Кремля, сохранить власть президента не запятнанной ничьими личными интересами. А самое главное - стало возможно проводить правительственный вариант либерализации экономики, опираясь на понимание со стороны людей.

Но в условиях, когда укреплена вертикаль власти и наведен порядок в региональном законодательстве, когда общество, включая политические партии и общественные движения, и парламент поддерживают курс президента, - должна быть изменена и политика власти по отношению к бизнесу. Теперь стоит вопрос о новых формах взаимодействия бизнеса с властью, а не о его "равноудаленности".

Ельцинское правление было временем "разноприближенности". Тогда концепция сдержек и противовесов распространялась и на бизнес-сообщество. Все это было объективно закономерно. В тот период не работал еще никакой иной механизм взаимодействия бизнеса и власти, кроме личных договоренностей. Более того, это была единственно возможная тактика обороны власти Ельцина от полного поглощения ее бизнесом.

Сейчас ситуация изменилась. Время теневых лоббистских схем прошло, и бизнесу гораздо выгоднее поддерживать сильного, независимого, предсказуемого лидера, нежели получить кратковременные и незначительные преимущества перед конкурентами.

Это также объективно закономерный процесс, поскольку теперь бизнес в России стал долгосрочным. Его успех больше зависит от знания перспектив развития страны, чем от приближенности к коридорам власти.

Изменилась и лоббистская деятельность. Бизнес все больше стремится лоббировать интересы предпринимательства в целом, а не отдельных компаний или отраслей. Он начинает конструктивно взаимодействовать с властью, а не влиять на нее.

О том, что Кремль готов менять свое отношение к бизнесу, можно судить по регулярным встречам президента Путина с представителями общественных организаций крупного, среднего и мелкого бизнеса. Однако стратегией эти посиделки в Овальном зале Кремля назвать трудно.

От равноудаленности к равноприближенности - такой вектор новой стратегии взаимодействия бизнеса и власти можно предложить кремлевским политтехнологам.

Равноприближенность - это не серия встреч представителей бизнеса с президентом страны. Встречи демонстрируют только готовность власти к общению, но не являются формой конструктивного взаимодействия. Кроме того, "встречи избранных" несут ложный сигнал бизнес-сообществу, так как демонстрируют, кто среди предпринимателей "равнее всех". Участие в таких встречах зачастую является предметом сделки.

"Встречи избранных" проводяся исключительно в формате общения власти с представителями общественных организаций российского бизнеса. Встречаясь с бизнесменами в людных местах и при свидетелях, власть как будто чего-то боится. Страх кривотолков и синдром "семьи" все еще тяготеют над ней. Стратегия "равноприближенности" поможет власти избавиться от "бизнес-фобии".

Новая стратегия подразумевает новые формы взаимодействия бизнеса и власти:

1. Организация "российского Давоса" - регулярных больших форумов представителей бизнеса и власти, на которых следует выяснять не претензии друг к другу, а программу взаимных действий.

2. Создание Совета, возглавляемого лично президентом, - совещательного органа власти и бизнеса. Представительство по отраслям предпринимательской деятельности и ротация кадров позволят максимально учесть позицию бизнеса страны при реализации правительственных программ.

3. Нужны критерии "равноприближенности" бизнеса к власти. Власть должна сформулировать характеристики российского бизнеса, с которым она готова сотрудничать. Например, такие, как инвестиции в экономику страны, развитие производства, высокие темпы развития и т.д.

И тогда термин "российский бизнес" станет почетным званием, признанием заслуг предпринимателя перед своей страной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1980
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4647
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2528
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2909

Другие новости