0
1387
Газета Идеи и люди Интернет-версия

05.06.2002 00:00:00

Пятый пункт в неоевразийстве

Игорь Шишкин

Об авторе: Игорь Сергеевич Шишкин - председатель Московского отделения Фонда Л.Н. Гумилева, заведующий кафедрой отраслевых информационно-поисковых систем Московского государственного университета культуры и искусств.

Тэги: интеграция, евразия, партия


В последнее десятилетие после долгого принудительного забвения начало активно возрождаться и развиваться евразийство - как идеология не подражательного, а собственного пути развития России, идеология построения многополярного мира. Однако, хотя об интересе к евразийству свидетельствует огромный поток публикаций в журналах и газетах, "идеей-силой" оно все еще не стало. Более того, в последнее время за ним начинает закрепляться репутация идеологии явно антирусской. Такое положение вовсе не случайно.

Сегодня под именем "новых евразийцев" и под камуфляжем разнообразных "партий" произрастает все что угодно. В прошлом году возникло общественно-политическое движение "Евразия", а теперь оно преобразовано в одноименную партию. На первый взгляд здесь уже нет никакого камуфляжа, более того, идеологом этой партии является человек, по его утверждению, русский и православный, даже "воцерковленный", многие годы разрабатывающий и пропагандирующий евразийские идеи. Однако и такое евразийство ничего хорошего русскому народу не сулит. Свое видение "русского вопроса" Александр Дугин в лаконичной форме раскрыл в статье "Парадоксы воли, или Малый народ Евразии", полностью вошедшей в его последнюю книгу "Русская Вещь". Русский народ предстает в ней как бездельник и нахлебник, не обремененный ни энергией созидания, ни силой воли: он, по Дугину, "дремлет, ходит в гости, мастерит и лечит, приплясывает и плачет, отправляет обряды, ест яблоки и пельмени. <┘>Голосует при этом не умом и не сердцем, но частью, обратной сознанию". Никакого русского правящего слоя, уверяет нас лидер неоевразийства, не может быть в принципе, так как "честные национальные кадры отражают характерные качества "большого народа" - они искренни, душевны, порядочны и... неисправимо пассивны. Они - русские, в этом нет сомнения. Но это-то и есть их главный минус. Где же выход? Все просто: "Для того чтобы русские стали волевыми и смогли выполнять серьезные функции в социальной элите, они должны утратить базовые психологические черты, характеризующие русских. Как это ни парадоксально, но чтобы стать эффективными носителями воли, русские должны перестать быть русскими".

Небезынтересно было бы узнать: каким же образом этот лишенный воли и энергии народ не только не сгинул с лица земли, но и создал Российское государство и русскую культуру? Ответ для Дугина очевиден - "в поворотные исторические моменты" на передний план выступают именно представители "малого народа", выдвигающие свою "железную волю" и навязывающие ее всем остальным: "В такие драматические минуты истории Руси появлялись варяги, <┘> грузины из Поти, евреи из местечек и своими отвязанными, отвлеченными, фанатическими волевыми молниями закладывали для великого дремлющего народа новые пути на долгие годы". Сейчас, когда стоит вопрос о самом существовании России, главное, по мнению лидера неоевразийцев, - это "перевербовка некоторой части нынешнего "малого народа" или его ближайших последующих изданий в сторону иного стратегического плана". По Дугину, надо создать доктрину, способную увлечь "малый народ" идеей созидания великой евразийской империи, а он уж каленым железом заставит русских поработать - и спасти себя и страну.

Концепция предельно четкая и ясная, лишь слегка припудренная рассуждениями об "интимном родстве русских с таинством Предназначения и Промысла", сопряженности видимого русского безволия с Великой Волей и т.п. Причем концепция эта органично вытекает из мироощущения автора, который искренне убежден: "Человечество в целом трудиться не любит. А планомерно, самостоятельно и гармонично трудиться вообще не способно по определению". Отсюда и вытекает необходимость внешней мотивации труда с помощью каленого железа. Любопытно, что эти мысли изложены г-ном Дугиным в его книге об Иосифе Сталине...

Широкое распространение в неоевразийстве получил и еще один подход к решению национального вопроса. Его сторонники активно пропагандируют идею стирания этнических различий и формирования единой евразийской нации, евразийской культуры (в свое время даже предлагалось записывать в графе национальность - "евразиец"). При этом часто ссылаются на статью основателя евразийства князя Н.Трубецкого "Евразийский национализм". Однако корни здесь совсем иные. Слишком явно сходство "евразийской нации" с "новой исторической общностью - советским народом" коммунистов и "нацией россиян" демократов. Да и то сказать: долго ли переписать диссертацию, написанную в годы застоя? Создателей этих концепций объединяет то, что все они западники и смотрят на Россию глазами чужой цивилизации. Как подобает духовным провинциалам, они бредят тем, что давно уже вышло из моды в столицах (Европе и Америке) - теорией "плавильного котла". В этническом разнообразии России они видят угрозу государственности. Русский, евразийский принцип "единства в многообразии", на котором веками стояла Россия, им чужд и непонятен. Как писал Лев Гумилев в книге "От Руси до России": "К сожалению, в XX в. мы отказались от этой здравой и традиционной для нашей страны политики и начали руководствоваться европейскими принципами - пытались всех сделать одинаковыми. Механический перенос в условия России западноевропейских традиций поведения дал мало хорошего, и это неудивительно". Именно поэтому пропаганда концепции "евразийской нации" ничего, кроме вреда, самому евразийству не принесла. Наученные горьким опытом реализации "плавильного котла" в форме "советского народа", русские справедливо увидели в этом очередную попытку дерусификации России.

В последнее время неоевразийцы (хотя и не только они) начали энергично внедрять в общественное сознание тезис о том, что пора перестать говорить о русских как о государствообразующей нации: мол, все народы России - государствообразующие. Прекрасно понимая абсурдность этого положения, его поборники основной упор делают на эмоции, причем самые примитивные: оказывается, признание русских государствообразующим этносом обижает другие народы - так давайте ради всеобщей дружбы будем считать таковыми всех. Как это мило, благородно и демократично, а главное - опять по-советски!

По этим "концепциям" - увы! - большинство граждан России и судят о евразийстве. Однако игнорирование интересов русского народа, взгляд на него лишь как на средство в державном строительстве или в борьбе тупоконечников с остроконечниками (читай - "теллурократов" с "талассократами") является пороком не евразийства, а современных его "идеологов". Они упорно игнорируют учение "последнего евразийца" Льва Гумилева, согласно учению которого евразийство - это идеология русская и поэтому уже общегосударственная, а значит, и татарская, и мордовская┘ Не случайно незадолго до смерти Лев Гумилев говорил, что "если Россия будет спасена, то только как евразийская держава и только через евразийство". Про пятый пункт у Льва Николаевича не говорилось ничего - в отличие от его "последователей" вроде Александра Дугина.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1298
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1241
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1474
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1215

Другие новости