0
1887
Газета Идеи и люди Интернет-версия

18.04.2003 00:00:00

Выборы-2003: новая интрига

Игорь Бунин

Об авторе: Игорь Бунин - генеральный директор; Алексей Зудин - руководитель департамента политологических программ; Борис Макаренко - первый заместитель генерального директора; Алексей Макаркин - руководитель аналитического департамента Центра политических технологий.

Тэги: выборы, партии, лидерство, борьба, электорат


Несмотря на то что до официального начала избирательной кампании еще несколько месяцев, электоральная мобилизация (вовлечение избирателей в избирательный процесс) уже началась, а формирование институциональных и политических рамок кампании вступает в завершающую стадию.

По данным ВЦИОМ, установка на участие в выборах становится более выраженной. Правда, доля твердых противников участия в выборах уже два месяца остается без изменений (16%), зато доля тех, кто твердо решил участвовать в выборах, увеличилась с 21% до 28%, категория не определившихся с решением сократилась с 32% до 25%.

В результате в конце марта общий "вес" сторонников участия в выборах ("твердых" и "мягких") достиг 57% (против 50% в феврале). Начало электоральной мобилизации совпало по времени с активизацией протестных настроений и, судя по всему, испытывало влияние с ее стороны.

Институциональные рамки федеральной избирательной кампании в основных чертах можно считать определившимися. С конца февраля по начало апреля 2003 г. действия основных игроков были в основном направлены на то, чтобы добиться корректировки официальных правил игры. Теперь центр политической торговли переносится на неформальные договоренности.

"Единая Россия": больше не лидер

В марте 2003 г. произошло новое относительное ухудшение рейтинговых показателей, в результате которого "Единая Россия" (ЕР) лишилась позиций лидера в избирательной кампании. По данным ВЦИОМ, уровень поддержки партии среди избирателей с февраля по март практически не изменился: 23% и 21% соответственно. Но в результате резкого прироста электоральной поддержки КПРФ обозначилось значительное (на 10 процентных пунктов) отставание партии власти от своего главного соперника.

На минувшем съезде утвердилась новая модель партии, которую можно условно определить как "смешанную". Это компромисс между двумя сценариями - традиционной "партии власти" (то есть партии федерального и регионального начальства) и "партии Кремля" (новой бюрократии, близкой к президенту).

"Исторические лидеры" "Единства" и ОВР в руководстве партии остались, но удалены в Высший совет, выполняющий скорее представительские функции. Это позволяет сохранить имиджевый капитал и доступ к политическим ресурсам "исторических лидеров", но лишает последних властных полномочий в партии.

Новая модель несколько разгрузила руководящие органы, но не преодолела двух серьезных проблем: множественности центров и перенасыщенности руководящих органов партии "статусными фигурами". Функции оперативного управления разделены между тремя центрами принятия решений: Б.Грызловым, секретарем генсовета В.Богомоловым и Ю.Волковым, вероятность назначения которого на пост председателя Центрального исполкома достаточно высока (ему также приписывают связи с заместителем руководителя администрации президента В.Ивановым).

Сохранение множественности центров принятия решений и "статусной перенасыщенности" позволяет предположить, что избирательный штаб будет выведен за контур оперативного управления.

Важной особенностью новой идейной ниши "Единой России" стала открытая и резкая критика правительства, достаточно естественно соседствующая с дистанцированием от "старых партий власти", к числу которых были причислены Коммунистическая партия советского времени и политическое руководство "ельцинского" периода.

Такая линия продиктована рациональной целью - попыткой выйти за рамки традиционного для "партии власти" конформистского электората и привлечь на свою сторону часть протестных избирателей, голосовавших за "Единство" на выборах 1999 года. Размер такого электората оценивается в 10-12% от общего числа российских избирателей.

Лидеры ЕР стремятся "оседлать" протестные настроения в обществе и сконцентрировать их на правительстве, не допустив распространения общественного недовольства на фигуру президента.

Однако критика правительства, исходящая от министров, воспринимается общественным мнением как не вполне "натуральная". По данным качественных социологических исследований Центра политических технологий, проведенных в период после съезда "Единой России", к партии прочно "прилип" имидж "партии власти" в самом отрицательном смысле этого слова. По крайней мере пока критика правительства лидерами ЕР оказывается неспособной преодолеть невыигрышные стереотипы восприятия партии.

Неспособность ЕР, несмотря на декларированную открытость протестным настроениям в обществе, "впитывать" общественное недовольство можно объяснить двояко.

Первое объяснение - неустранимые особенности "Единой России". Фигура общенационального лидера (В.Путин) может справиться с задачей совмещения "правой" и "левой" версии популистских настроений, но политическая партия - нет, поскольку от нее ожидают идеологической последовательности. Но если ЕР не в состоянии впитывать протестные настроения, то ее антиправительственная кампания контрпродуктивна, поскольку укрепляет позиции главного политического соперника - КПРФ.

Второе объяснение - критика правительства, окрашенная в популистские тона, плохо совмещается с лозунгом "общенационального успеха". По своим электоральным последствиям решение ЕР сдвинуться вправо, продиктованное, судя по всему, подготовкой к роли правительственного большинства в парламенте, может оказаться ошибкой.

Рядом с Кремлем

Политические перспективы других близких к Кремлю партий выглядят по-разному, при этом наилучшие шансы - у возглавляемой Геннадием Райковым Народной партии.

Народная партия

Ситуация с Народной партией Российской Федерации (НПРФ) стала еще более неопределенной в связи с появлением нового "окна возможностей". В активе партии - автономная депутатская группа, связи с региональными и местными элитами, "выстроенные" отношения с Кремлем. Элитный потенциал и имидж "второй партии Кремля" подталкивал к участию в парламентских выборах самостоятельным списком, но приоритетной задачей для НПРФ как "партии одномандатников" остаются округа (согласованные с ЕР).

Трудности "Единой России" и активизация протестных настроений, похоже, могут открыть перед НПРФ возможности участия в выборах полноценным списком. Имидж партии неплохо подходит для впитывания симпатий некоммунистического протестного избирателя. Но из-за низкой "раскрученности" партия может просто не успеть включиться в борьбу за "протестного избирателя".

Партия жизни

Публичное признание лидером ПЖ С.Мироновым безусловного лидерства "Единой России" подтвердило предположение, что партия не станет выставлять своего списка на выборах в Государственную Думу. Главная цель руководителей и спонсоров ПЖ, судя по всему, состоит в том, чтобы ввести несколько своих представителей в список ЕР и/или согласованных кандидатов в одномандатных округах.

Альтернативные левые партии

Очевидная слабость партии "Возрождения России" Г.Селезнева побудила Кремль в апреле 2003 года пополнить список "патронируемых" партий Аграрной партией России М.Лапшина. Допуск этих партий самостоятельными списками в избирательную кампанию и их ограниченная поддержка могли бы позволить ограничить экспансию КПРФ в левый центр, однако в Кремле всерьез опасаются того, что они будут отбирать голоса не столько у коммунистов, сколько у "Единой России".

Коммунисты, вперед!

Положение КПРФ в избирательной кампании в последнее время определялось двумя основными тенденциями - рейтинговой экспансией и стабилизацией ситуации внутри партии. Оба обстоятельства превратили КПРФ в лидера избирательной кампании. По данным ВЦИОМ, с февраля по март 2003 года рейтинг КПРФ подскочил на семь процентных пунктов (с 24 до 31%).

Нынешнее лидерство КПРФ - пока во многом ситуативное. Первый этап мобилизации - преимущественно идеологический. Он построен на апелляции к электоральному ядру. Акцент делается на особенностях, которые отличают партию от всех остальных. В случае с КПРФ - это идеологический фундаментализм, включая частую апелляцию к наиболее рельефным советским и коммунистическим символам.

Далее перед коммунистами всегда вставала проблема расширения своего электората за пределы "ядра". Но сегодня есть основания говорить о том, что в обществе сложились благоприятные условия для дальнейшей мобилизации. "Разогрев" общественного мнения повышает предрасположенность относительно индифферентных избирателей к поддержке политической оппозиции. Если это произойдет, лидерство КПРФ в избирательной кампании из ситуативного станет постоянным.

Партия смогла преодолеть последствия отлучения от власти весной 2002 года, подавить внутрипартийную фронду, инспирированную администрацией президента, и выйти на традиционные для нее позиции.

На этом фоне признание М.Ходорковским готовности "отдельных акционеров" компании ЮКОС финансировать КПРФ стало знаковым. Оно удостоверило реальный политический вес партии. Попытка вытеснения КПРФ на обочину, предпринятая в период подготовки к избирательной кампании, не удалась. Возможно, признание главы ЮКОСа свидетельствует о том, что в Кремле всерьез рассматривают вариант побуждения КПРФ к внутренней эволюции в сторону большей совместимости с режимом.

СПС: активность возрастает

Рейтинговые показатели СПС оставались неизменными. По данным ВЦИОМ, в феврале и марте 2003 года этот показатель составлял 6%. Появились признаки улучшения отношений между Кремлем и СПС. Активизировалась публичная активность Б.Немцова и ее освещение федеральными телеканалами. СПС по-прежнему пользуется открытой поддержкой со стороны крупного бизнеса.

"ЯБЛОКО": удачный объект для инвестиций

По данным ВЦИОМ, с января по март 2003 года уровень электоральной поддержки партии уменьшился с 8% до 5%. Но электоральные перспективы "ЯБЛОКА" продолжали оставаться благоприятными. На войну в Ираке партия Явлинского (как и СПС) отреагировала в русле настроений, доминирующих в общественном мнении. Избирательная кампания, как и прежде, строилась на совмещении лояльности Кремлю и критики правительства.

В марте-апреле 2003 года думская фракция "ЯБЛОКА" набирала политические очки на защите бюджетников и критике реформы ЖКХ. Публичное признание М.Ходорковского, что он оказывает финансовую поддержку "ЯБЛОКУ", было воспринято как дополнительное свидетельство надежности партии в качестве объекта для политических инвестиций.

ЛДПР: сила эксцентрики

Из всех партий "второго эшелона" электоральные перспективы ЛДПР по-прежнему были наиболее благоприятными. Рейтинговые показатели ЛДПР оставались на приемлемом уровне. Негативная реакция общественного мнения на военную операцию США в Ираке способствовала их незначительному повышению. По данным ВЦИОМ, в январе и феврале 2003 года уровень электоральной поддержки партии держался на прежнем уровне (6%), а в марте составил 7%. Амплуа политического эксцентрика надежно защищало В.Жириновского от обвинений в непоследовательности. Его участие в избирательной кампании 2003-2004 гг. по-прежнему строится на последовательной лояльности Кремлю и эксплуатации отдельных сегментов протестных настроений (преимущественно среди молодежи).

Начало гонки: в ожидании сюрпризов

Главные особенности избирательной кампании с конца февраля по начало апреля 2003 года выглядят следующим образом.

Появились первые признаки "эффекта Токвиля": повышение требований общества к власти по мере стабилизации общей ситуации в стране. Произошли неблагоприятные изменения в психологической "подпочве" президентского рейтинга. Началась электоральная мобилизация, которая пока преимущественно ограничивается избирателями КПРФ. Завершается формирование институциональных и политических рамок избирательной кампании.

"Единая Россия" проходит реорганизацию по модели, предусматривающей компромисс Кремля с региональными элитами, но утратила лидерство в избирательной кампании.

КПРФ вышла на первое место в избирательной кампании с перспективой превращения ситуативного лидерства в постоянное.

Главным содержанием соперничества Кремля и КПРФ становится борьба за протестный электорат, в связи с чем повышается значение "фактора Глазьева".

Исход борьбы за протестный электорат остается неясным. Накапливается потенциал изменений, которые в перспективе могут привести к развалу парадигмы избирательной кампании, основанной на соперничестве "партии Кремля" и лево-патриотической оппозиции.

Материал подготовлен на основе мониторинга, проведенного Центром политических технологий.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3029
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3451
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2524
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4465

Другие новости