0
1954
Газета Идеи и люди Интернет-версия

19.09.2003 00:00:00

Араратская долина чудес

Тэги: армения, преступность


армения, преступность Политические неурядицы сопровождаются акциями сторонников оппозиции на улицах Еревана.
Фото Reuters

Нынешнюю ситуацию в Армении местные наблюдатели характеризуют однозначно: "криминальная война". Громкие убийства, кровопролитные криминальные "разборки", дерзкие преступления стали обычным явлением. В один из летних дней в Ереване были убиты сразу семь человек, а сразу после этого во втором по величине городе страны - Гюмри в перестрелке погибли четверо молодых людей. Кстати, "НГ" уже писала, что в эпицентре одного из этих столкновений оказались и военнослужащие 102-й российской базы.

Государство капитулирует перед преступностью

Общественность в отчаянии. Такого беспредела, говорят люди, здесь не видели даже в годы карабахской войны: тогда, несмотря на полное отсутствие света в домах и на улицах, по Еревану можно было ходить без опаски. Почему же теперь, в условиях много более благоприятных, правоохранительная система практически капитулировала перед наступающей преступностью? Почему страна, прошедшая в нынешнем году сразу через две очень напряженные избирательные кампании - парламентскую и президентскую - никак не обретет покой?

Дело в том, что именно эти скандальные выборы, удостоившиеся крайне неприятных оценок международных структур и названные руководителем армянской парламентской делегации в ПАСЕ Арташесом Гегамяном "антиконституционным переворотом", и стали причиной беспрецедентного разгула уголовщины. Вернее, не сами выборы, а методы их проведения.

По мнению газеты "Азг", эскалация преступности "является следствием отношений и атмосферы, сложившихся во время выборов. Чиновники, местные авторитеты и криминальные элементы были настолько вовлечены в программы по незаконным выдвижениям, спущенные высокими инстанциями, что чувство неприкосновенности, "право" ожидать соответствующего отношения за оказанные услуги теперь подталкивает к сведению счетов", тем более что "в их карманах оказались громадные деньги, и возникло стремление к их перераспределению". Знаменательно, что с такой оценкой согласен даже вице-спикер парламента, представитель пропрезидентской партии "Дашнакцутюн" Ваан Ованисян: "Выборы┘ привели к формированию группы лиц, выступающих за силовые методы решения вопросов. Власти утратили контроль над ними".

Впрочем, наступление бандитского беспредела можно было ожидать. Ведь выборы лишь активизировали некоторые наиболее одиозные и опасные процессы в общественно-политической и социально-экономической жизни страны. Начало происходящему было положено 27 октября 1999 года, когда группа террористов беспрепятственно расстреляла национальный парламент, убив спикера Карена Демирчяна, премьера Вазгена Саркисяна, других высокопоставленных государственных деятелей. Десятки депутатов были ранены. Преступление произошло на глазах всей страны - злополучное заседание транслировалось в прямом эфире. Тогда президент Роберт Кочарян заявил, что "раскрыть это преступление по силам любому участковому". Но процесс продолжается и по сей день и, как заявил лидер оппозиции, сын убитого спикера Степан Демирчян, "превратился в фарс". А московский адвокат Олег Юношев, представляющий интересы правопреемников погибшего премьер-министра, заметил, что обвинители и обвиняемые "стали одной командой".

Юношев, которого президент Кочарян в сердцах однажды назвал "московским бомжем", сделал в последнее время целый ряд весьма ответственных заявлений. Так, по его словам, он сумел ознакомиться с документами, свидетельствующими о "любопытных взаимоотношениях" главаря террористов Наири Унаняна с Министерством национальной безопасности. "Эти документы вопреки закону не были включены в материалы уголовного дела┘ Они носят сенсационный характер┘ Достаточно изучить их, и ни у кого не останется сомнений, кто заказал и проконтролировал осуществление этого преступления".

Оппозиционная газета "Аравот", развивая эту тему, пишет, что никто из сотрудников Министерства нацбезопасности, обязанных в силу служебного положения предотвратить теракт, не был наказан. Напротив, многие из них получили повышения по службе. Но самое потрясающее заявление сделал сам главарь террористов Наири Унанян. Он сказал, что поскольку, согласно материалам дела, он "до октября 1999 года был связан с МНБ и находился в его поле зрения", то пусть "тогдашний министр придет (в суд. - В.А.) и скажет, что ему было известно о работах, проводившихся по подготовке теракта".

Остается лишь напомнить, что в тот период министром национальной безопасности Армении был ближайший сподвижник президента Кочаряна, нынешний секретарь Совета безопасности и министр обороны Армении Серж Саркисян┘

Экономика на краю пропасти

Разгул преступности сопровождается в Армении нарастающим экономическим кризисом и активным переделом собственности. Сразу после выборов начался невиданный рост цен, даже по официальным данным превысивший в течение полутора месяцев 8%. Особенно сильно возросли цены на продукты питания, включая хлеб. Это очень тяжело отразилось на людях - ведь средняя зарплата в стране не превышает 50 долларов. Оппозиция убеждена, что предпринимательские структуры, "поиздержавшиеся" на финансировании предвыборных баталий, таким образом пытаются быстро возместить свои расходы.

На эту же мысль наталкивает и официальная статистика, в частности, информация Налоговой службы республики. Комментируя ее данные, газета "Голос Армении" пришла к выводу, что "отечественный бизнес медленно, но верно скатывается в пропасть", ибо только за последний год "численность предприятий, относящих себя к убыточным, возросла вдвое", причем в числе "убыточных" оказались ведущие олигархические бизнес-структуры. А ведь именно они проявляли наибольшую активность в ходе выборов. И теперь, пытаясь компенсировать затраты, стараются уменьшить налоговое бремя. А это означает, что в опасности оказался бюджет, всегда считавшийся здесь чем-то вроде "священной коровы". Остается предположить, что нынешние власти самим своим существованием настолько обязаны уголовному и экономическому криминалу, что даже не пытаются ему препятствовать.

Но и это не все. Согласно официальной статистике, в первом полугодии нынешнего года рост ВВП в Армении составил 13,8%, то есть превзошел аналогичный показатель всех остальных государств СНГ. Непонятно, как это могло случиться, если ведущие предприятия страны переживают кризис и пополняют ряды "убыточных"? А главное - о каком росте ВВП может идти речь, если, как пишет "Голос Армении", данные Налоговой службы свидетельствуют о "вопиющих фактах хаоса и беспредела в экономической жизни страны"┘

Местные СМИ часто пишут о неправдоподобных по наглости фактах конфискации собственности у тех бизнесменов, которые не имеют счастья быть "приближенными к телу" президента Кочаряна и министра обороны Саркисяна. За счет таких предпринимателей власти расплачиваются с теми, кто оказал им дорогостоящие услуги в ходе выборов. Причем процесс смены хозяев затрагивает, разумеется, самые "лакомые куски" экономики, стоимость которых исчисляется миллионами долларов.

Но не гнушаются здесь и сравнительно мелкими "гешефтами". Еще зимой позапрошлого года "НГ" рассказала о том, как жертвой подчиненных министра обороны стала предприниматель из Москвы Светлана Прокопенко. В результате ряда махинаций ей был нанесен ущерб, превышающий 116 тыс. долл. В этой неприглядной истории, в которой фигурирует высокопоставленный генерал Министерства обороны Армении Аршалуйс Пайтян, есть все: фиктивные фирмы, откровенное мошенничество, контрабанда, начатое в Москве уголовное дело, "слово чести офицера", угрозы в адрес Светланы Прокопенко, ее жалобы в адрес президента Армении и министра обороны республики┘ Нет только счастливого конца. Таковой, впрочем, пока и не предвидится. Ведь один из фигурантов заведенного уголовного дела, объявленный в федеральный розыск, но спокойно разгуливающий на свободе и нередко посещающий Москву некто Г.Аракелян, прямо заявил г-же Прокопенко, что ни президент, ни министр обороны не помогут ей восстановить справедливость: ведь президент зависит от своих генералов, поскольку именно они контролируют столь необходимые ему голоса военных. Да и вообще за последнее время спорить с силовиками в Армении стало уже не принято - себе дороже. Во всех смыслах.

Понятно, что проблема состоит не в прискорбной судьбе того или иного отдельного бизнесмена или акционерного общества, в одночасье сменившего хозяев. Проблема в том, что таких примеров более чем достаточно, чтобы навсегда отбить у зарубежных инвесторов охоту связываться с республикой. Результаты "скандальных экономических сделок", о которых сказал с парламентской трибуны один из лидеров оппозиции Виктор Даллакян, по мнению экономистов, способны привести к паническому оттоку капитала. Для ослабевшей национальной экономики этот процесс может стать той самой соломинкой, которая, как гласит восточная поговорка, "ломает хребет верблюду".

Война как способ самосохранения

Карабахский вопрос и возможности его решения продолжают оставаться основной проблемой внешне- и внутриполитической жизни Армении. Десятый год на линии противостояния в Карабахе сохраняется перемирие, ведутся переговоры - как в рамках Минской группы ОБСЕ, так и между президентами Робертом Кочаряном и Гейдаром Алиевым. Но миротворческий процесс не продвинулся ни на йоту, в чем стороны, разумеется, винят друг друга и международных посредников.

Думается, однако, что ситуация "ни мира, ни войны" в целом устраивает руководство в Ереване и в Баку. Она позволяет объяснять все недостатки и упущения наличием "военной обстановки" и "происками внешнего врага". Впрочем, перемирие не может длиться вечно, и недавние воинственные заявления азербайджанского премьер-министра Ильхама Алиева являются тому очередным доказательством. Кстати, слова о том, что Азербайджан может решиться на силовой вариант возвращения Карабаха, Алиев-младший произнес на фоне явно возросшей военной активности: за последние три месяца на линии перемирия зафиксировано несколько серьезных столкновений и инцидентов, в которых погибло, как утверждают источники, много людей - больше, чем за все десять лет перемирия. А совсем недавно свидетелями очередного столкновения стали офицеры мониторинговой группы ОБСЕ, обследовавшие линию соприкосновения.

Сенсационные версии происходящего выдвинули азербайджанские газеты "Зеркало" и "Хюрриет". По мнению их авторов, очередной виток напряженности спровоцирован намеренно - с целью подготовить общественное мнение обеих стран к скорому и неизбежному возобновлению военных действий. Якобы между Баку и Ереваном достигнут некий сговор, согласно которому в ходе очередной "блицвойны" армяне сдадут азербайджанской армии несколько не представляющих ценности населенных пунктов, а затем, после вмешательства посредников, будет заключено новое перемирие. Эта "маленькая победоносная война" очень нужна, мол, алиевскому клану, чтобы укрепить позиции "наследника престола" - Ильхама Алиева. И якобы президент Кочарян уже "согласился" с таким сценарием, за что Гейдар Алиев пообещал "щедро отблагодарить его".

Разумеется, ко всему, что пишут газеты противоборствующих сторон о ситуации в Карабахе, по понятным причинам следует относиться с изрядной долей сомнения. Вот и описанная выше версия выглядит не слишком убедительно. Факт, однако, состоит в том, что обстановка вокруг Карабаха действительно обострилась. А ведь известно, что лучший способ отвлечь народ от тревожащих социально-бытовых проблем - это актуализировать образ внешнего врага. И если война, не дай бог, и впрямь возобновится, люди неизбежно вновь сплотятся вокруг своих руководителей, позабыв на время все свои обиды и претензии к властям. Так уже было однажды, и власть об этом хорошо помнит. Соблазн в очередной раз прибегнуть к апробированной методике может оказаться непреодолимым.

"Черный квадрат" для независимого ТВ

Характеризуя ситуацию со свободой слова в республике, уже упомянутый Виктор Даллакян назвал происходящее "информационным террором". Многие согласны с этим, поскольку положение независимой журналистики в последнее время явно ухудшилось.

Еще в прошлом году под надуманными предлогами национальная комиссия по телевидению и радиовещанию лишила эфира сразу две независимые телекомпании - "А1 плюс" и "Ноян Тапан". Тогда это было расценено как стремление "зачистить" перед выборами информационное поле. Скандал вышел за пределы страны, не раз становился предметом рассмотрения в СЕ и ПАСЕ. Лично генсек СЕ Вальтер Швиммер настоятельно убеждал президента Роберта Кочаряна восстановить статус-кво. Казалось, что уж после выборов вопрос будет решен.

Но этого не случилось - в ходе недавнего рассмотрения заявок на распределение частот этим компаниям вновь было отказано в эфире. Это вызвало замешательство даже у некоторых провластных политиков: ведь сам Вальтер Швиммер утверждал: "Нам не раз говорили, что независимым вещателям будут предоставлены серьезные возможности стать частью эфира┘ Это решение является еще одним примером недостаточного уважения в Армении к инакомыслию, что нас беспокоит". Причем все это происходит на фоне заявлений властей о стремлении ускорить интеграцию республики в европейские структуры и в преддверии публикации окончательной версии доклада европейских наблюдателей о прошедших выборах.

По-видимому, не в силах усмотреть в поведении власти хоть какое-то подобие логики, газета "Аравот" предположила, что объяснение лежит в иррациональной плоскости - мол, "в Роберте Кочаряне взыграло его карабахское упрямство". Но известно: в чем в чем, а в отсутствии прагматизма президента и его команду не обвинишь. Поэтому остается предположить наличие некого неочевидного расчета. И состоит он скорее всего в том, что никакой реальной интеграции с Европой нынешним армянским начальникам совсем не нужно. Ведь это приведет к установлению контроля со стороны "малопонятливых" европейцев, которые, как заявил Серж Саркисян, отвечая на обвинения международных наблюдателей по поводу многочисленных фальсификаций и нарушений во время выборов, "не могут понять местной ментальности". Отсюда ясно, что с щепетильной Европой каши, как говорится, не сваришь. В одиночку жить не в пример вольготнее - можно дать полную свободу проявлениям своей собственной "ментальности". Но, конечно, не национальной, а свойственной отдельным людям, оказавшимся во главе страны, явно достойной лучшей участи.

Ереван


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1203
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1387
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1506
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3709

Другие новости