0
1256
Газета Идеи и люди Интернет-версия

03.10.2003 00:00:00

Фрукты против водки: курс на оздоровление России

Тэги: фрукты, рынок, jfc


Здоровье нации, о котором так любят поговорить на досуге отечественные народные избранники и чиновники, как всегда, начинает восстанавливаться по инициативе "снизу". Не дожидаясь, пока власти перейдут от бесконечных слов к делу, россияне голосуют за здоровый образ жизни собственным рублем. Мало кто знает, что у водки как у главного российского продукта давно уже появился серьезный конкурент. Вопреки распространенному заблуждению, отечественный потребитель сегодня с большим энтузиазмом тратит до 12% своих денег не на горячительные напитки, а на свежие фрукты.

Российский рынок торговли фруктами - отрасль, до последнего времени не привлекавшая к себе особого внимания серьезных биржевых игроков. Не в последнюю очередь виноваты в этом были сами компании - участники рынка, которые избегали финансовой и информационной открытости и потому испытывали определенные трудности с привлечением долгосрочных инвестиций. Возможно, на развитии рынка какое-то время сказывались также последствия кризиса 1998 г., после которого доля фруктов в структуре потребления россиян снизилась в 2,5 раза.

Однако сегодня доходы россиян уже достигли докризисного уровня. При этом объем потребляемых в стране фруктов растет опережающими темпами - сказывается и возросшая культура питания, и укрепляющаяся в России мода на здоровый образ жизни. Результат не заставил себя ждать: сегодня суммарный оборот фруктового рынка по стране вплотную приблизился к отметке в 1 млрд. долл., а по объемам поставок в Россию импортные фрукты давно уже обогнали прежний "народный продукт" - куриные окорочка.

С ростом объемов этот рынок стал объектом пристального внимания аналитиков и потенциальных инвесторов. В свою очередь, компании, столкнувшись с резким ростом спроса на свою продукцию, активно рассматривают варианты для дальнейшего развития и потому приводят свой бизнес к соответствию новым, цивилизованным стандартам.

В ближайшее время российскую фруктовую отрасль ожидают серьезные перемены. Полным ходом идет процесс консолидации сил, с рынка вытесняются мелкие и ненадежные игроки.

Неудивительно, что лидер рынка первым заявил о своих намерениях начать процесс "цивилизации" рынка. В начале 2003 г. компания JFC вышла с инициативой по внедрению новых стандартов информационной и финансовой открытости и параллельно с этим заявила о поисках стратегического инвестора. Для обслуживания возросших запросов рынка компания планирует вложить в развитие собственной инфраструктуры до 50 млн. долл. Известная своей безупречной кредитной историей (постоянными партнерами JFC являются Сбербанк, Райффайзенбанк и Ситибанк) компания решила помимо краткосрочных кредитов использовать и такой эффективный способ привлечения финансирования, как эмиссия облигаций.

Фруктовщики убеждены: на данном этапе не существует никаких объективных препятствий для привлечения долгосрочных инвестиций в эту динамично развивающуюся и социально значимую отрасль. Что же касается субъективных сложностей, то именно на их преодоление направлена обновленная информационная политика компании. О своих планах на ближайшее будущее и о ситуации на фруктовом рынке России рассказывает президент компании JFC Владимир Кехман.

- Владимир Абрамович, что для вас самое сложное во фруктовом бизнесе?

- Еще года три назад я сказал бы, что самое сложное - хранение. Тогда у нас еще не было такой разветвленной сети терминалов, таких современных складов, такого оборудования, как сейчас. Фруктовый бизнес очень трудоемкий, затратный - у нас ведь капризный, нежный, скоропортящийся товар. Теперь, когда в инфраструктуру мы вложили более 20 миллионов долларов, у нас прекрасные современные склады, терминалы, распределительный фруктовый центр, который работает с розничными сетями. Наши склады точно такие же по качеству, по оборудованию, как их аналоги, принадлежащие ведущим западным компаниям, и ничем не отличаются от фруктовых складов в Америке или в Германии. От советских овощных баз мы ушли очень далеко.

Сегодня с хранением стало существенно проще - отработаны технологии, есть ресурсы, профессиональные кадры. Теперь для нас на первый план выходят логистика и финансы.

Специфика финансовой стороны вопроса в том, что у нас высокооборачиваемый бизнес. Нам важно быть постоянно в курсе состояния финансов в реальном времени, с учетом всех филиалов и подразделений. Наша информационная система позволяет подводить баланс всего холдинга ежедневно, как это делают банковские системы. Такая поддержка неоценима для принятия стратегически и тактически верных решений.

Логистика же для нас - возможность оптимизировать процессы бизнеса. Сейчас максимально выровнялись закупочные и продажные цены, поэтому выигрывает тот, кто предоставляет лучший сервис с минимальными затратами и потерями. А в случае со скоропортящимся продуктом это не последний критерий. Я всегда привожу один простой пример: банан в отличие от замороженных куриных окорочков живет всего неделю. Надо и привезти с другого континента, и перегрузить (причем предусмотреть минимальное количество операций с товаром, лишний раз стараемся "не кантовать"), и успеть доставить потребителю действительно качественный продукт. Чтобы не зависеть от перепадов рынка, в том числе и транспортного, мы приобрели собственный морской транспорт, создали автопарк. Этим летом приобрели у "Даймлер-Крайслер" 50 автопоездов "Мерседес", рассчитываем, что это существенная страховка для нас и наших клиентов от конъюнктуры транспортников.

- Подготовка компании к эмиссии ценных бумаг - дело довольно хлопотное. Почему вы решили выпустить облигации? Банковских кредитов уже недостаточно?

- Несмотря на все наши достижения, останавливаться мы не намерены. Для реализации всех наших планов в ближайшее время нужно вложить в технологии, оборудование, технику и многое другое в два-три раза больше, чем было вложено до сих пор. Перспективы нашего роста огромные, мы уже сейчас занимаем больше трети рынка. Сейчас необходимы долгосрочные заимствования на открытом рынке капитала. Вообще российские компании в настоящее время кредитуются банками на год-полтора. Если раньше этот цикл был для нас вполне достаточен, то теперь нужно увеличить его до трех лет. Став лидерами рынка, мы теперь хотим реализовать нашу главную задачу - стать национальной фруктовой компанией. Кроме того, что мы проводим реструктуризацию нашего кредитного портфеля, мы также планируем финансировать завершающий этап инвестиционных проектов компании. У нас очень скоро будут реальные, ощутимые и очень впечатляющие результаты. Построим новые распределительные центры в Москве и Питере, модернизируем терминалы, еще больше усилим наш автопарк и закончим внедрение информационной системы mySAP.com

- Сколько, по вашим собственным оценкам, стоит сейчас бизнес JFC? Сколько вы вложили в инфраструктуру за время существования компании?

- С моей точки зрения, сейчас у нас как раз удачное время для подведения промежуточных итогов. В начале 2004 года мы будем отмечать юбилей - 10 лет компании JFC. По оценкам независимых аналитиков (они, в общем, совпадают с нашими), на сегодня мы "стоим" около 100 миллионов долларов. Здесь учитываются как материальные, так и нематериальные активы бизнеса - в том числе и наш брэнд, безупречная кредитная история, репутация компании как среди западных компаний-партнеров, так и в России, наши уникальные знания, собственные маркетинговые программы и, конечно, десятилетний опыт работы.

На сегодняшний момент мы уже вложили в бизнес порядка 30 миллионов долларов. В ближайшие годы вложим еще 50 миллионов.

- Буквально за полгода вы поглотили сразу две фруктовые компании - питерскую Konfei и московский "Фруктовый центр". В чем причина такой активности?

- Активность обусловлена тем, что пришло время для объединения, роста, развития. С "Фруктовым центром" мы приобрели уникальное местоположение - это крупнейшая оптовая точка Москвы, "раскрученное" место, плюс оборудование, позволяющее работать с розницей.

В случае с "Конфей" - это было плановое слияние, компания была стабильная, с хорошей репутацией, специалисты в области "тонкого ассортимента". У них тоже 10 лет опыта в этом бизнесе. Мы решили, что дальше надо идти вместе.

- И как вы теперь планируете развивать розницу?

- Наша стратегия развития на территории России - создать на каждом из наших терминалов распределительные центры для работы с розничными сетями (естественно, там, где эти сети уже есть). В Москве уже создан распределительный фруктовый центр, куда поставщики привозят продукцию и где мы отбираем, сортируем, фасуем товар в различные виды упаковки для розничной продажи, осуществляя полный цикл сервиса для розницы.

Кроме того, для нашего первого стратегического партнера среди розничных сетей - сети супермаркетов "Копейка" - наши специалисты создали особую систему мерчандайзинга, которая существенно увеличила долю фруктов и овощей в их ассортименте - с 6 до 17%.

На самом деле у нас для работы с розницей есть все - и технологии, и знания, и необходимые ресурсы. Так что, по нашим планам, к 2004 году около половины нашего оборота будет проходить через розничные сети.

- Подскажите, как правильно выбирать фрукты. Чем руководствоваться? По Москве вот уже несколько лет ходят слухи, что те бананы, которые мы покупаем, - кормовые.

- Это ошибочное представление. В Россию поставляются одни из лучших в мире бананов. Мы не стали бы кормить россиян плохим товаром. Вообще есть всего несколько сортов бананов экспортного качества. Например, мы ввозим премиум-сорт "кавендиш". Экспортное качество означает, что все бананы должны быть определенного размера, определенное количество веток упаковывается в коробку. Качество определяет, сколько банан "живет" после газации, в каком виде он доходит до конечного потребителя. Наши бананы покупатель в магазине видит ровными, очень красивого желтого цвета.

Зимой на уличных лотках бананы лучше не покупать - они не любят переохлаждения и теряют многие ценные свойства. Вообще фрукты надо внимательно выбирать, хорошо их рассматривать - такая возможность есть в супермаркетах или на хорошо оборудованных рынках; там, где люди ответственно относятся к хранению товара и к своей работе. Не забывайте, что фрукты и овощи - это прямой вклад в ваше здоровье и здоровье ваших близких.

- Какова сегодня доходность фруктового бизнеса?

- Прибыль в нашем бизнесе не очень высокая: это лет 10 назад она была порядка 20-30%, сейчас - 7%. Но как раз это и дает гарантии, что в нашем бизнесе остались только очень сильные профессионалы, серьезные игроки, те, кому под силу играть в этих условиях бизнеса.

- От властей поддержку чувствуете?

- Сейчас уже появился интерес к нашему бизнесу. Ведь во всем мире бананы - стратегически важный продукт, питательный, полезный, очень сытный и, что немаловажно, чистый, ведь он находится в кожуре - естественной, легко снимающейся "упаковке". Есть его удобно и гигиенично. Это неоспоримые и не имеющие аналогов преимущества, поэтому практически во всем мире существуют государственные программы по защите этого бизнеса, надеемся, что и у нас оценят его важность.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1545
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1745
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1855
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4211

Другие новости