0
1189
Газета Идеи и люди Интернет-версия

14.10.2003 00:00:00

Как России стать федерацией

Валентин Федоров

Об авторе: Валентин Петрович Федоров - доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института Европы РАН.

Тэги: россия, федерация, конституция, субьект


Утрата Россией после распада Советского Союза статуса сверхдержавы болезненно воспринимается нашими соотечественниками. Причины гибели этой, может быть, последней мировой империи еще недостаточно осмыслены. Но один вывод из мирового опыта ясен: многонациональные государства, формировавшиеся по национально-территориальному признаку, не выдерживали центробежных сил и разваливались.

В Конституции РФ все 89 субъектов Федерации признаются как равноправные, однако реальное положение выглядит иначе. Республики имеют свои Конституции, остальные субъекты Федерации - свои уставы. По мнению представителей республик, именно республики, а не остальные субъекты делают страну федерацией и потому должны иметь больше прав. Россия превратилась в конгломерат территорий с разными правами и обязанностями перед Центром. Фактически мы имеем дело уже не с федерацией, а с чем-то промежуточным между федерацией и конфедерацией.

Устранение перекосов в национально-административном устройстве России нельзя откладывать до лучших времен. Такое ожидание лишь усугубляет положение. Ведь духовному вызреванию сепаратизма в республиках никто и ничто особенно не препятствует, и сдерживающим фактором выступает лишь слабость их экономического потенциала.

Сегодня у нас нет почти никакой защиты от угрозы сепаратизма, и воплощение ее в действительность зависит только от наличия или отсутствия субъективного фактора, появления которого (т.е. нового регионального Дудаева) можно ожидать в любой момент. С этой точки зрения указ Владимира Путина о полномочных представителях президента в федеральных округах и о создании семи таких округов сыграл безусловно позитивную роль.

Руководители регионов всех уровней (субъектов Федерации и ниже) часто упрекают Центр в том, что бюджетная политика в стране слишком централизована и территории усечены в своих бюджетных правах. Между тем в стране существует настолько резкая дифференциация между территориями по многим показателям, в том числе по доходам и по налоговым сборам, что снижение уровня бюджетного централизма грозило бы распадом федерации.

Заслуживает внимания поднимаемый некоторыми экспертами вопрос о том, чтобы вместо федерального бюджета принимался консолидированный бюджет страны. Такой финансовый документ должен составляться снизу, и в нем должны быть учтены многолетние нехватки финансовых средств, недоимки, пени и штрафы, равно как и источники их покрытия. Если последних недостает, то на помощь должен приходить федеральный бюджет. Сейчас правительство показывает в нем превышение доходов над расходами, тогда как местные бюджеты изначально формируются, как правило, с дефицитом. Принятие консолидированного бюджета означало бы создание целостной бюджетной системы и проведение единой политики в этой сфере.

Происходящая в стране реорганизация органов власти имеет одной из задач повышение ответственности местных руководителей. Они должны знать, что если злоупотребления и нарушения законности с их стороны достигнут критической массы, то последует отстранение от должности. До сих пор это было практически неосуществимо. Конечно, в настоящее время нереально восстановить губернский принцип управления страной. Да и вообще не следует усматривать в национальной политике царской России некий образец для подражания. Вместе с тем, как представляется, курс Центра на сохранение России и неделимость ее государственного суверенитета должен включать в себя следующие меры.

1. Решительное пресечение всякого сепаратизма, в какой бы форме он ни проявлялся. Приведение в соответствие с Конституцией РФ республиканских Конституций и всего законодательства. Ставка на абсолютное равноправие всех субъектов Федерации, независимо от того, как они называют себя.

Серьезной проверкой приоритета федеральной воли над местным сепаратизмом явился вопрос о выборах руководителей субъектов Федерации на третий срок, что однозначно не допускалось российским законом, вступившим в действие в октябре 1999 г. Игнорирование этого запрета с помощью поправки, принятой с подачи администрации президента страны, послужило поощрением тех, кто убирает со своего пути конкурентов, создает региональные авторитарные режимы и разламывает страну на отдельные части.

2. Безусловное соблюдение единого экономического пространства.

3. Проведение экономических реформ, смысл которых состоит в разгосударствлении производительных сил на уровне субъектов Федерации и создании негосударственного капитала, то есть в изъятии у местной верхушки возможности манипулировать собственностью в своих политических целях. Акционирование и приватизация создают атмосферу, благоприятную для реального федерализма.

5. Продуманное применение принципа выборности и четкое разграничение представительной и исполнительной ветвей власти. Выборность должна присутствовать на низовом уровне - в поселках, селах, деревнях. Здесь люди хорошо знают друг друга, вероятность личностной ошибки невелика и подотчетность старосты такого населенного пункта носила бы содержательный характер. На всех последующих уровнях выборной должна быть только представительная ветвь, а руководители исполнительной власти должны назначаться, причем главы субъектов Федерации и мэры столиц этих субъектов - всенародно избранным президентом страны. Совет Федерации, подобно Государственной Думе, должен избираться, чтобы быть независимым выразителем интересов регионов страны.

6. Следует частично пересмотреть Конституцию РФ путем внесения поправок, так как действующий Основной закон содержит перекос в сторону регионализма в ущерб федерализму. Необходимы, в частности, поправки об устранении у субъектов Федерации статуса государства и об укрупнении их за счет национальных автономных округов.

7. Необходимо создать облегченные условия для переселения в Россию наших бывших советских соотечественников из стран СНГ и Балтии. Недопустимо, когда этому чинятся препятствия, в то время как продолжается обезлюдивание ее огромных, особенно восточных, пространств.

9. Видеть стратегическую цель для России в превращении нынешних семи федеральных округов в новую основу государства, для чего следует расширять спектр прав и обязанностей (в том числе финансовых и бюджетных) полномочных представителей президента на местах. Федеральные округа - это не временная структура, а перспективная форма государственного управления. Из рыхлой федерации, созданной по этническому принципу, Россия должна превратиться в консолидированное государство на новой федеративной основе, способное ответить на вызовы ХХI века.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1547
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1749
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1856
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4213

Другие новости