0
1546
Газета Идеи и люди Интернет-версия

25.03.2004 00:00:00

«В стране непременно будет установлен конституционный порядок»

Тэги: гегамян, оппозиция, армения, кочарян, азербайджан


гегамян, оппозиция, армения, кочарян, азербайджан Арташес Гегамян: 'Полное фиаско нынешней нелегитимной власти Армении очевидно'.

- Выступая на февральской сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Вене, вы охарактеризовали положение, сложившееся в Армении, как взрывоопасное. Нет ли в этом нередко свойственного оппозиционным деятелям преувеличения?

– Увы! Жизнь ежедневно подтверждает наши самые худшие опасения. Во всех без исключения регионах страны люди тысячами, десятками тысяч приходят на наши митинги. И все едины в оценке ситуации, которую иначе как общенациональный кризис не охарактеризовать, едины в своей решимости освободить Армению от бремени нелегитимной власти.

Это неудивительно: положение в социально-экономической сфере поистине катастрофично. Об этом более чем красноречиво и одновременно беспристрастно свидетельствует статистика, представленная авторитетным изданием «ENCYCLOPEDIA Britanica, Almanac 2004». Здесь обобщены основные показатели развития 220 стран мира. В частности, указано, что качество и калорийность ежедневного питания жителя Армении составляет лишь 77% от рекомендуемого ФАО (организация ООН по продовольствию и сельскому хозяйству) минимума. Кстати, у наших соседей в Грузии этот показатель составляет 92%, в Азербайджане – 96%. А ведь эти страны трудно назвать беспроблемными. Фактически по показателю «недоедания и голода» Армения соседствует с Афганистаном, Эритреей и Бурунди. А ведь лет 15–20 назад она была одной из развитых стран Передней Азии по уровню образования, медицинского обслуживания и социального обеспечения, доходам на душу населения...

Полуголодное существование не могло не сказаться на здоровье людей. Нельзя без содрогания смотреть на официальные данные, опубликованные Национальной статистической службой РА в ежегоднике «Социально-экономическое положение Республики Армения в январе–декабре 2003 года». Здесь сказано, что заболеваемость детей в возрасте до 14 лет острыми инфекционными заболеваниями в 2003 году в сравнении с 2002 годом возросла на 84%, вирусным гепатитом – в 2 раза, острыми инфекциями верхних дыхательных путей – в 4,8 раза, гриппом – в 7 раз, туберкулезом дыхательных путей – в 4,1 раза, чесоткой – в 4,2 раза┘ Это ли не катастрофа?!

Еще более ужасает положение полумиллиона пенсионеров, чья ежемесячная пенсия в четыре раза меньше минимальной потребительской корзины и в 2,5 раза меньше минимальной продовольственной корзины. А ведь пенсионеры составляют почти четверть реально проживающего в республике населения. Не лучше обстоят дела и с более чем 220 тысячами работников бюджетных организаций. Достаточно сказать, что их среднемесячная зарплата составляет чуть более 72% минимальной потребительской корзины. После этой, повторюсь, официальной статистики можно ли сомневаться, что республика находится на грани социального взрыва?

Подобный вывод еще более актуализируется, если учесть, что обстановка постоянно ухудшается из-за растущей поляризации общества. Нынешний правящий клан, возглавляемый президентом Кочаряном и его ближайшим сподвижником, министром обороны Сержем Саркисяном, грубо попирая законы, открыто богатеет на глазах у населения, влачащего поистине жалкое существование.

И на этом фоне правительство вопреки собственным обещаниям не предотвратило роста тарифов на воду и газ, на очереди – повышение тарифов на электроэнергию. Жестоким испытанием на выживаемость явилось почти двукратное повышение в течение года цены на муку.

За прошедший год еще труднее стало учителям и врачам. «Забота» о них обернулась так называемой «оптимизацией» сфер образования и здравоохранения, в результате более 5 тысяч учителей уже потеряли работу, а в предстоящие два-три года будет сокращено еще 22 тысячи. Та же участь уготована работникам здравоохранения.

За годы президентства Роберта Кочаряна значительно увеличилась безработица. Как свидетельствует та же официальная статистика, с 1998 по 2003 год число занятых в хозяйстве республики сократилось с 1 350 900 до 1 111 600 человек, за 6 лет лишились работы почти четверть миллиона людей! А ведь придя к власти, президент обещал ежегодно создавать по 40 тысяч новых рабочих мест. На деле все произошло «с точностью до наоборот» – именно такое число рабочих мест каждый год ликвидировалось.

Перечень результатов бесславных деяний дуэта Кочарян–Саркисян и их политических сателлитов можно продолжать долго. Но и без того очевидно полное фиаско нынешней нелегитимной власти Армении.

– Недавно на страницах «НГ» председатель парламента Армении Артур Багдасарян заявил, что правительственная пропрезидентская коалиция из трех партий «в состоянии решать проблемы страны, а не загонять их внутрь»┘

– Не исключаю, что господин Багдасарян попросту еще не успел ознакомиться и осмыслить сборник Национальной статистической службы за 2003 год, тем более – «ENCYCLOPEDIA Britanica, Almanac 2004».

Еще в прошлом году, когда в стране прошли абсолютно скандальные, полностью сфальсифицированные выборы, мы предупреждали, что итоги этого политического шулерства будут долго и тяжело сказываться на всех аспектах жизни государства. И не случайно, что сразу после новогодних и рождественских каникул в Армении резко обострилась внутриполитическая ситуация. Две оппозиционные фракции – «Национальное Единение» и «Справедливость» в знак протеста против решения послушного Кочаряну парламентского большинства не выполнять постановления КС о внесении поправок в закон о референдуме и последующего проведения плебисцита о доверии президенту выступили с совместным заявлением о бойкоте «законотворческой» работы парламента, который не выполняет решения Конституционного суда, хотя по закону решения КС обязательны для исполнения. Власти предержащие сильно раздражает, что бойкот не только не привел к нашей изоляции, а наоборот, сопровождался значительной активизацией оппозиционных депутатов в работе с населением, в том числе путем целенаправленного использования парламентской трибуны для разъяснения людям наших действий.

Конечно, похвально самокритичное признание господина Багдасаряна, что в стране «царит откровенная коррупция, в том числе и среди чиновников высшего звена». Отрадно, что он фактически не стал оспаривать отсутствие политической воли и несостоятельность правительственной коалиции в решении насущных задач, стоящих перед обществом. Ведь ни для кого не секрет, что в Армении высшие звенья руководства всеми ветвями власти комплектуются отнюдь не по признаку профессионализма и порядочности, а либо из числа ставленников клана Кочаряна–Саркисяна, либо партиями правительственной коалиции: Республиканской во главе с премьер-министром, партией «Страна закона», возглавляемой самим спикером, и Армянской революционной федерацией «Дашнакцутюн».

Нельзя не согласиться и с другим утверждением спикера: действительно, руководство пропрезидентских партий «не загоняет вглубь проблемы страны». Еще в мае прошлого года накануне парламентских выборов руководство «Дашнакцутюн» на предвыборном собрании бурной овацией приветствовало слова одного из политиков, который заявил, что для искоренения взяточничества и коррупции Армении следует немедленно избавиться от министра обороны Сержа Саркисяна, отправить его в отставку. Заявление произвело эффект разорвавшейся бомбы, хотя для простых граждан ничего сенсационного в нем не было. Неожиданностью стало лишь, что эти слова прозвучали на собрании политических сил, защищавших на президентских выборах Кочаряна. Это, по сути, был призыв к президенту «сдать» своего сподвижника, считающегося главным «дирижером» грубых фальсификаций президентских, а впоследствии и парламентских выборов. Я уже не говорю о том, что деяния Саркисяна неоднократно преподносились общественности с трибуны Национального собрания и в СМИ в качестве действий «крестного отца» клана, паразитирующего на несчастьях сотен и сотен тысяч жителей Армении. А чего стоят сообщения в местных газетах об отдыхе министра обороны в Монако, да не одного, а вместе с домочадцами. Ничего странного! Ведь заработная плата наших высокопоставленных бюджетников, которым законом запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, составляет целых 400 долларов в месяц! И если в течение года ничего не есть и ходить только в казенной военной форме, то как раз можно будет к отпуску накопить пару-тройку миллионов евро и потратить их для организации семейного отдыха на Лазурном берегу Франции и знакомства с местными казино...

Похождения министра и его крупный проигрыш в казино стали притчей во языцех. Но «принципиальные споры вокруг животрепещущих проблем» на этом не кончились. Самого спикера – с подачи другой партии коалиции, в предвыборном списке которой под номером 2 значился Серж Саркисян, – обвинили в причастности к масонской ложе и принадлежности к агентуре одной из весьма уважаемых в Армении стран... И если в случае с проигрышем в казино Монте-Карло «верхи» ограничились лишь сообщением руководителя пресс-службы Минобороны о том, что они не комментируют частную жизнь министра, то в случае с разоблачениями спикера прибегли к испытанному ответу – дескать, на «бредни» второе лицо в государстве не реагирует.

Столь философски-стоическая реакция на обвинения не должна удивлять. Вероятно, наши государственные мужи, памятуя о легендарной коррумпированности местной правоохранительной системы, просто считают излишним обращаться в суд с целью защиты чести и достоинства. Во всяком случае, по этому пути они не пошли. Зато, осознавая свое полное морально-нравственное банкротство, дуэт Кочарян–Саркисян преуспел в изощренной саморекламе. Вот пример. В Армении, как известно, с огромным уважением относятся к Владимиру Путину, особенно после его душевного выступления на учредительном съезде Всемирного армянского конгресса в Москве. И вот в аккурат перед президентскими выборами в России пропрезидентская армянская газета публикует политический портрет Кочаряна – опус, по эмоциональности достойный Плутарховых жизнеописаний. Из которого выясняется, что Кочарян, оказывается, многими чертами своего характера схож с российским лидером. Думаю, большего издевательства нельзя было и придумать. Ведь почти миллион наших соотечественников бежали в Россию именно от беспредела правящего в Армении режима. Кстати, не менее кощунственным представляется мне и сравнение Сержа Саркисяна с Сергеем Ивановым. Вряд ли все это нуждается в комментариях.

Анализируя происходящее и ближайшие перспективы нашей страны, приходишь к неутешительному выводу: наша страна сегодня напоминает Древний Рим периода упадка – с его моральным разложением, бессилием, лицемерием. «Кочарянизм» становится трагедией для армянского народа и национальной государственности. И – я уверен – станет также личной трагедией для самого президента и Сержа Саркисяна. А ведь в свое время они немало сделали для Карабаха...

– Как непримиримые отношения между оппозицией и властями могут отразиться на международном имидже армянского государства, на разрешении застарелого конфликта вокруг Нагорного Карабаха?

– Непоправимый урон международному имиджу Армении был нанесен не оппозицией, а правящим дуэтом и его подручными. Ведь после первого тура прошлогодних президентских выборов наблюдательные миссии ОБСЕ, Совета Европы и госдепа США выступили с жесткими и весьма нелицеприятными заявлениями и оценками имевших место грубейших нарушений в ходе выборов и подсчетов итогов голосования. Более того, ими было высказано жесткое требование – не допустить повторения подобных беззаконий во втором туре. Этого, однако, не случилось. Поэтому, дав заключительные оценки по итогам двух туров президентских выборов, международное сообщество настоятельно потребовало привлечь к ответственности виновных в нарушениях и фальсификациях и создать необходимые предпосылки для организации честных, демократических и свободных выборов в Национальное собрание республики. Это требование также было полностью проигнорировано властями, Кочарян «благословил» свою команду на фальсификацию теперь уже и парламентских выборов.

Справедливости ради отмечу, что Армения стала скатываться в болото беззакония в феврале 1998 года, когда в республике, по существу, произошел государственный переворот. Первый президент Левон Тер-Петросян за свою «пораженческую» политику в вопросе мирного урегулирования проблемы Нагорного Карабаха был под угрозой применения силы отстранен от руководства страной. Кочарян – не без помощи своих сторонников из боевого крыла бывшей правящей партии Армянское общенациональное движение – узурпировал власть. Ореол одного из руководителей армии самообороны Карабаха, неизменные симпатии армянского народа к лидерам Карабахского движения (с горечью оговорюсь, что эти чувства сменились разочарованием и даже неприязнью) позволили несколько сгладить недовольство явной несправедливостью тогдашних выборов. Не последнюю роль сыграло и чувство избавления от непопулярного прежнего режима, в особенности – его отдельных высокопоставленных одиозных фигур. Но трагедия состоит в том, что за 6 лет своего правления нынешний режим уверенно отобрал у прежних властей пальму первенства по части ненависти со стороны подавляющего большинства населения.

Между тем обещания Кочаряна скорейшим образом урегулировать карабахскую проблему на первых порах пробудили радужные надежды, которые, увы, очень быстро переросли в глубокое разочарование и заставили людей ощутить себя обманутыми. Новым властям было не до Карабаха – они энергично приступили к переделу собственности и формированию своего клана. И в этом, отдадим им должное, изрядно преуспели. Сегодня этот клан полностью монополизировал все основные сферы жизнеобеспечения страны. А вопрос мирного урегулирования проблемы Карабаха, как и следовало ожидать, претерпел значительный регресс.

– Существуют ли конкретные свидетельства такого, как вы утверждаете, регресса?

– Именно с приходом к власти Кочаряна Нагорный Карабах из полноправного субъекта переговорного процесса стал лишь объектом переговоров, был, по сути дела, отстранен от участия в обсуждении и решении своей судьбы. Процесс разрешения конфликта, в основе которого было естественное стремление народа Нагорного Карабаха к самоопределению в соответствии с нормами международного права, из-за бездарности проводимой внешней политики «соскользнул» в опасную плоскость территориального конфликта между Арменией и Азербайджаном. Кроме того, произошла своего рода интернационализация конфликта, приобщение к его разрешению международных сил с имманентно присущим им геополитическим видением будущего развития региона Южного Кавказа (причем векторы возможных путей регионального развития нередко, как показали прошедшие годы, имели взаимоисключающую направленность).

Провалы армянской дипломатии особенно рельефно проявились в ходе последней сессии ПАСЕ, проходившей 26–30 января сего года в Страсбурге. В резолюцию по вопросу о становлении демократических институтов в Азербайджане, принятую ПАСЕ, вкралась весьма опасная формулировка: «Нагорный Карабах и другие оккупированные территории Азербайджана». Она способна «взорвать» весь переговорный процесс, который почти 10 лет идет в рамках Минской группы ОБСЕ. Впервые за все время конфликта Нагорно-Карабахская Республика, уже около 15 лет являющаяся де-факто независимым государством, фактически названа территорией, «завоеванной» Арменией у Азербайджана... Примечательно, что из 313 депутатов ПАСЕ за азербайджанскую резолюцию проголосовали 75 парламентариев, а за армянскую – лишь 21 депутат, причем четверо из них – члены армянской делегации. Что это, если не полнейшая изоляция страны на международной арене?

Став свидетелями этих и многих других крупных неудач (я и мой коллега Шаварш Кочарян представлены от оппозиции в составе делегации парламента Армении в ПАСЕ), мы и наши соратники окончательно убедились: единственно верный путь к возрождению доброго имени нашего государства в единой семье народов Европы и мира – скорейшее восстановление конституционных порядков в стране, прав граждан Армении. Тех самых прав, которые грубейшим образом были попраны в ходе президентских и парламентских выборов 2003 года. Это требование оппозиции созвучно желанию и чаяниям подавляющего большинства населения республики.

Таковы политические реалии, ставшие следствием крайне негативного политического имиджа нынешнего режима. В этих условиях вместо серьезного анализа причин крупных внутри- и внешнеполитических провалов (а они глубоко взаимосвязаны и взаимообусловлены) власти стремятся найти «крайних», причем не в собственных рядах, а среди оппозиционных деятелей. Но все дело в том, что такую сложную и застарелую проблему, какой является проблема Карабаха, возможно разрешить мирным, демократическим и справедливым путем лишь тогда, когда договаривающиеся стороны уполномочены вести переговоры от имени своих народов, когда легитимность главы государства не вызывает никаких сомнений, когда над головой главы государства, как это имеет место быть у нас, не висит, словно дамоклов меч, решение КС о проведении референдума о доверии президенту...

Естественно, такое положение дел в республике вызывает серьезную озабоченность в европейских структурах. Председатель Парламентской ассамблеи ОБСЕ Брюс Джордж на последней сессии в Вене высказал предположение, что есть необходимость тщательного рассмотрения ситуации, складывающейся в Армении, – или в рамках Минской группы ОБСЕ, или в комитете по вопросам политики и безопасности, или даже на пленарном заседании очередной сессии Парламентской ассамблеи в Эдинбурге. Большое беспокойство высказал и руководитель наблюдательной миссии Совета Европы на прошлых президентских и парламентских выборах, член Парламентской ассамблеи Совета Европы Пьетро Эрколе Аго.

Тем не менее власти пытаются сделать хорошую мину при очень плохой игре и уверяют, что все просто замечательно. Послушать их – так весь мир просто-таки мечтает записаться в друзья Армении и особенно – правящего ныне режима. И если бы эти, скажу прямо, благоглупости были рассчитаны лишь для «внутреннего пользования»! Так нет же, одурачивая собственных граждан, режим и во внешнюю политику привнес ставший столь характерным для нашей внутренней жизни элемент известной карточной игры. Один блефует с Западом, а другой – с бывшим стратегическим противником Запада. И этот блеф длится уже шесть лет┘

Но всему есть предел. Армения, армянский народ достойны лучшей судьбы. Мы уверены, что поддерживаемая подавляющим большинством граждан оппозиция Армении с честью возглавит всенародную борьбу за восстановление попранных конституционных порядков и свобод. Мы убеждены, что в своем стремлении установить верховенство закона в стране армянский народ в конечном итоге будет поддержан и Россией Владимира Путина, и оплотом демократии в мире – США, и всем европейским сообществом.

Ереван–Москва

Из досье «НГ»

Арташес Мамиконович Гегамян родился в 1949 г. в Ереване. Окончил Ереванский политехнический институт. В годы советской власти работал на руководящих постах в Армении, был мэром Еревана. В начале – середине 90-х гг. руководил авторитетной бизнес-структурой. В настоящее время – руководитель фракции «Национальное Единение» парламента Армении, лидер партии «Национальное Единение».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1463
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1669
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1776
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4089

Другие новости