0
1224
Газета Идеи и люди Интернет-версия

18.01.2005 00:00:00

Государство и «оранжевая революция»: за кулисами событий

Елена Афанасьева

Об авторе: Елена Эдуардовна Афанасьева - ответственный секретарь Центра содействия стабильности.

Тэги: одигархи, государство, собственность


Итак, в предыдущей статье («НГ», 14.01.05) мы определили, что запустить «оранжевый сценарий» в России тяжело, но все-таки возможно. И если это все-таки случится, то подавляющее большинство населения из-за отрыва государства от страны займет позицию стороннего наблюдателя: «ваше государство – вы и разбирайтесь».

Осталось разобраться, как прореагирует тот тонкий, но заметный слой, который у нас называют «олигархами».

А после этого можно будет и посмотреть, какие последствия принесет России «оранжевый сценарий», если он будет осуществлен.

 

Олигархи и «олигархи»

 

Большой энциклопедический словарь дает такое определение: «Олигархия (греч. oligarchia – от oligos – немногочисленный и arche – власть) – режим, при котором политическая власть принадлежит узкой группе лиц (богачей, военных и т.п.)». То же самое – в знаменитом словаре Владимира Даля: «...образ правленья, где вся высшая власть в руках небольшого числа вельмож, знати, олигархов».

Так что, строго говоря, олигархами в современной России являются высшие госчиновники, а вовсе не крупные предприниматели, у которых реальной власти никакой нет. Российское государство относится к финансово-промышленным «тузам» вполне по-средневековому, вроде как барон Фрон-де-Беф к купцу Исааку в романе Вальтера Скотта «Айвенго»: дело купца – снабжать барона деньгами, а за это барон не станет его пытать и отнимать жизнь.

При этом те, кого принято называть российскими «олигархами» (название привилось, и мы их будем продолжать именовать так же, но в кавычках), все без исключения – нувориши. Еще полтора десятка лет назад они были абсолютно обычными гражданами – просто им в отличие от остальных повезло оказаться в нужное время в нужном месте с нужными связями. Однако психология этих людей осталась прежней – как когда-то называли, «совковой»: «мое» – это то, что «для дома, для семьи», а все остальное – «работа», на которой «ты хозяин, а не гость, тащи отсюда каждый гвоздь».

А ведь рентабельность производств и даже спекуляций определяется экономическими законами, по которым норма прибыли 100% – это очень много. Так что заработать за несколько лет миллиардные состояния, стартовав с уровня рядовых граждан, то есть практически с нуля, – принципиально невозможно. Остается вспомнить бессмертного «Золотого теленка»: «начало всем крупным современным состояниям было положено бесчестным путем». И что российские «олигархи», лучше других зная, как именно им удалось за пять–десять лет превратиться из обычных советских граждан в миллиардеров, вполне осознают эфемерность и неустойчивость своих «империй».

И, наконец, очень многие российские «олигархи» не могут считаться таковыми даже в кавычках, потому что их бизнес не находится в их собственности. Наиболее известный пример – Чубайс, который юридически всего лишь наемный менеджер, выбираемый акционерами. А сколько других, более мелких, кто «рулит» финансовыми потоками предприятий, имея там по 1–2% акций (а то и вообще ничего) – только на основании договоренностей и хороших отношений с губернаторами, чиновниками Мингосимущества и прочими властями. Кстати, именно к этой категории «олигархов» относятся те госчиновники, которым по должности доверено «курировать» компании и целые отрасли или которые уходят после отставки на высокие посты в «госкомпаниях» – как Волошин, к примеру.

Все эти обстоятельства и приводят к тому, что жизненная цель большинства российских «олигархов» состоит отнюдь не в развитии вполне случайно доставшегося им бизнеса, а в том, чтобы сполна воспользоваться своим сказочным везением. То есть выкачать «для дома, для семьи» максимум средств в минимальное время, пока везение не закончилось столь же внезапно, как и началось. Ну а кто по своим личностным качествам ведет себя по-другому – тот в полном соответствии с теорией Дарвина попадает в жернова естественного отбора.

Сейчас среди «олигархов» идет следующий процесс. Большинство уже давно перебралось на постоянное жительство за пределы России, оставив пока еще принадлежащую им собственность на попечение наемных менеджеров. Абрамович – это только наиболее известный пример, но тенденции в точности сохраняются и у других «олигархов», рангом помельче.

Главный вопрос, который сейчас интересует российских «олигархов», – что еще удастся «выжать» из той собственности, которая осталась в России.

Минимальный вариант очевиден: продолжать получать от этой собственности прибыль, пока у государства не дошли руки ее отобрать. А когда (и если) дойдут – отдать без особой борьбы. Ибо свою основную личную задачу – материально обеспечить себя, свою семью, а также детей и внуков до конца жизни – российские «олигархи» уже выполнили.

А максимальный вариант – это постараться продать свою собственность. Кому угодно, но за хорошую цену. Попытка Ходорковского продать свои акции ЮКОСа американцам, сделанная им незадолго до ареста, – это, пожалуй, самый громкий пример. А сколько таких на «низовом» олигархическом уровне... Я лично этим летом столкнулась с двумя – в первом случае предлагался деревообрабатывающий завод в Подмосковье, во втором – крупное офисное здание в Москве. Кстати, они до сих пор не проданы: покупателей нет. Российские предприниматели, у которых есть деньги, сами не прочь избавиться от своего бизнеса. А иностранцев не привлекает высокорисковая собственность в России.

Из всего сказанного понятна позиция российских «олигархов» в случае раскрутки «оранжевого сценария».

«Кандидату от власти» они помогать не будут. Лишь нескольким особо заметным крупным компаниям госчиновники могут «выкрутить руки», чтобы они внесли средства в избирательную кампанию – как, например, «выкрутили руки» «ЛУКОЙЛу» в 1995 году для финансирования НДР.

А вот приход к власти «оранжевых» им выгоден. Потому что тогда появится надежда продать свой бизнес в России иностранным «инвесторам» и наконец-то удалиться от дел на покой.

 

Воспоминания о будущем

 

Итак, реальным препятствием к осуществлению «оранжевого сценария» в России является, по сути, отрыв государства от страны, из-за которого западным заказчикам People Power придется очень постараться, чтобы раскрутить у нас хоть какое-то подобие массовых выступлений.

То есть так называемая «топологическая» вероятность осуществления «оранжевого сценария» в России – 25%. Не так чтобы много, но и не настолько мало, чтобы совсем сбросить ее со счетов. Ибо существуют технологии, при помощи которых события с такой топологической вероятностью вытаскиваются на уровень реальной вероятности осуществления 63,5% и более. Впрочем, это слишком специальные вопросы, чтобы их здесь обсуждать.

Что случится, если «оранжевый сценарий» не реализуется, – очевидно. Ничего. Процессы в обществе и государстве будут идти так же, как они идут сейчас.

А что случится, если он произойдет?

Ответ парадоксальный: почти ничего. Все те процессы, которые уже идут, так и будут идти. Они лишь ускорятся.

Ибо меньше заботиться о гражданах, чем это долгие годы делает нынешнее государство, уже нельзя. И большинство к такому положению как-то адаптировались: каждый выживает как может, без всякого участия государства.

Однако сейчас у основной массы граждан по отношению к государству сохраняется примерно такое же отношение, как у детей к пьющей непутевой матери: она, конечно, плохая, но все равно своя, родная. А вот отношение к Западу и западным ценностям за прошедшие годы поменялось с однозначно позитивного на однозначно негативное. Прямо скажем, враждебное. У подавляющего большинства населения, кроме, пожалуй, части интеллигенции. В основном – творческой.

А «оранжевые», если и придут, то только под лозунгами западных ценностей – иначе им не обеспечить критически важную для успеха «оранжевого сценария» поддержку Запада.

И если «плохое, но свое» государство сменится «плохим и чужим», то у граждан исчезнут последние оставшиеся моральные ограничения, какие действия допустимы в отношении представителей этого государства, а какие нет. «Власть в стране захватили ставленники Запада – Запад есть враг – по отношению к врагу позволено все». Это в тысячелетнем менталитете нации, и такое не вытравить.

Посмотрите: сегодня общественно не осуждаемым поступком является не только одна лишь неуплата налогов (статьи 198 и 199 УК), но и все остальные деяния, связанные с взаимоотношениями граждан и предприятий с государством, что перечислены в главе 22 Уголовного кодекса «Преступления в сфере экономической деятельности». Невозвращение средств из-за границы, уклонение от уплаты таможенных платежей, незаконное получение кредита и уклонение от его погашения... Вот вы считаете преступлением «нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней»? Нет, вы скажете – «а с какой такой радости я должен этому государству что-нибудь сдавать»?

И вы могли себе представить году где-нибудь в 1980–1985-м, чтобы общественное сознание стало считать вполне допустимым любой обман государства гражданами? Ныне же это – норма поведения. Как государство с нами, так и мы с ним.

Но пока общественное сознание еще считает преступлением насилие против государства и его представителей. И то – только в центре. А на окраинах – там в рыбинспекторов и прочих представителей власти, которые от имени государства мешают гражданам выживать «кто как может», давно уже стреляют без раздумий. О кавказских республиках уж и не говорим...

Так что я не удивлюсь, если с победой «оранжевых» это распространится на всю Россию. И через несколько лет их власти такой же обыденностью, как сейчас неуплата налогов, станет, например, отстрел шоферами государственных автоинспекторов, вымогающих взятки на дорогах. А другие водители будут проезжать мимо, и никто ничего «не будет замечать». Как сейчас никто не бежит в милицию, если узнает, что его знакомый не заплатил налоги...

Кстати, именно это в очень яркой форме наблюдается сейчас в Ираке. Пока там был «плохой, но свой» Саддам – «бытового» насилия по отношению к представителям власти почти не наблюдалось, хотя у каждого иракца в доме есть автомат. А как только Саддама сменило иракское же правительство, но воспринимаемое как марионетка США, – так граждане перестали стесняться стрелять в полицейских.

Конечно, при победе «оранжевых» будут проигравшие – тонкий слой высших госчиновников. Настоящие, без кавычек, олигархи сегодняшней России. Но на их судьбу большинству граждан глубоко плевать.

Будут и выигравшие – те западные государства и компании, которые станут спонсировать «оранжевых». Они решат свои экономические задачи. Но и на это большинству граждан плевать: какая им разница, кто получает прибыль от продажи нефти, им-то с этих прибылей по-любому ничего не перепадает.

А вот выиграет или проиграет Россия как страна (а не как государство) от такого расклада – это тема отдельного разговора.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Ольга Соловьева

К 2030 году видимый рынок посуточной аренды превысит триллион рублей

0
946
КПРФ делами подтверждает свой системный статус

КПРФ делами подтверждает свой системный статус

Дарья Гармоненко

Губернатор-коммунист спокойно проводит муниципальную реформу, которую партия горячо осуждает

0
808
Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Михаил Сергеев

Любое судно может быть объявлено принадлежащим к теневому флоту и захвачено военными стран НАТО

0
1267
Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

0
415