0
913
Газета Идеи и люди Интернет-версия

25.02.2005 00:00:00

Мораль выгоднее амбиций

Умар Джабраилов

Об авторе: Умар Джабраилов - член Совета Федерации Федерального собрания РФ, заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам, член делегации РФ в ПАСЕ.

Тэги: россия, сша, сотрудничество, восток


В ходе российско-американского саммита в Братиславе была традиционно затронута возможность сотрудничества двух стран на пространстве так называемого расширенного Ближнего Востока.

Регион Ближнего Востока превратился в последние годы в источник вызова как для США, так и для России. При этом на обеих наших странах лежит определенная доля вины за взращивание того, что сегодня принято называть «исламским радикализмом».

Ведь в годы холодной войны наши страны в качестве оружия в борьбе друг с другом зачастую использовали то, что сегодня называется «радикальными режимами» и «экстремистскими группировками». Обе враждующие стороны, не задумываясь о проблемах морального толка, использовали старинный принцип «враг моего врага поможет мне». Таким образом, советское руководство несет ответственность за «воспитание» таких авторитарных лидеров в Ближневосточном регионе, как ливийский руководитель Муамар Каддафи и бывший иракский президент Саддам Хусейн. А США, в свою очередь, «взрастили» главную угрозу собственной национальной безопасности – «Талибан» и «террориста номер один» бен Ладена.

Исправить ситуацию сегодня можно только общими усилиями. Прежде всего, на мой взгляд, сейчас необходима выработка совместного «кодекса поведения» в арабском мире, обязательного к исполнению всеми странами, имеющими интересы в этом регионе.

Американцы не имеют права ставить себя «над законом», как это уже было однажды – в ходе неоправданного и необоснованного вторжения в Ирак. Следующая за Афганистаном и Ираком попытка «принести демократию» в Ближневосточный регион может оказаться роковой даже для сверхдержавы.

России же следует во имя обретения спокойствия не только в Ближневосточном регионе, но и в собственных границах забыть о державном прошлом и помочь американцам принести на Ближний Восток главный элемент западной цивилизации – светскость и моральные принципы существования государства.

Конечно, и Кремлю, и Белому дому нелегко увидеть в бывших протекторатах равноправных партнеров, но это необходимо сделать.

Еще более выигрышной в долгосрочном плане стало бы сотрудничество США и России в деле борьбы с бедностью и социальным отчаянием, царящими сегодня на Ближнем Востоке. На чем держалась власть Саддама Хусейна? На отлаженной машине распределения материальных благ между всеми слоями населения: социальную помощь (продовольствие, медикаменты, промтовары) каждый житель Ирака получал в срок и в положенном ему объеме. А в сегодняшнем Ираке, если даже не акцентировать внимание на ведении боевых действий, население, несмотря на тонны грузов с гуманитарной помощью, голодает и живет в ужасающих условиях.

Впрочем, не следует ждать, что Москва и Вашингтон завтра же забудут все имеющиеся разногласия и, отринув существующую между ними конкуренцию за влияние в регионе, станут совместно налаживать быт иракцев или афганцев. Конечно, пересечение российских и американских интересов в арабском мире по-прежнему будет происходить на двух направлениях – энергетика и безопасность. Российское присутствие в Центральной Азии, прежде всего в районе Каспия (Азербайджан, Иран), сильно мешает США, заинтересованным в поставках каспийской нефти. Хотя, по словам главы МИД России Сергея Лаврова, в российско-американском энергодиалоге «созданы неплохие заделы» в предшествующие годы, так что осталось определиться с конкретными проектами сотрудничества. США, по его словам, заинтересованы в стабильных поставках российской нефти, «чтобы диверсифицировать круг своих поставщиков».

С точки зрения географии США являются ключевым «внешним» игроком в регионе «расширенного Ближнего Востока», а Россия – «внутренним». Причем ни один из них не в силах «вытеснить» соперника. Этот тезис уже доказал Ирак: в случае возникновения внештатных ситуаций, например похищении представителя того или иного государства, потерпевшие перво-наперво обращаются к оставшимся в Багдаде немногочисленным россиянам, а не к американским джи-ай.

Россия могла бы помочь не только в деле освобождения похищенных в Ираке иностранцев, но и в области просвещения народов региона. Она имеет многолетний опыт в этой области: большинство нынешних ближневосточных лидеров некогда учились в Москве, некоторые даже говорят по-русски. Так, например, термин «русская Палестина» давно уже стал общепризнанным.

Впрочем, ни образование, ни гуманитарная помощь, ни даже прекращение военных действий не смогут побороть рост экстремизма. Для этого нужна идеология и мораль. Причем последняя, как ни странно, первична: исламский мир как никакой другой остро чувствует фальшь и не приемлет принципа «двойной морали», столь часто исповедуемой государствами с великодержавными амбициями. Тезис о том, что на Востоке понимают только язык силы, ошибочен и вреден по своей сути. Насилие, как известно, порождает только насилие. Унижение вызывает агрессию. Диалог на Ближнем Востоке может и должен вестись только на равных. США и Россия могли бы показать пример сотрудничества и высокой морали, которая подчас куда выгоднее сиюминутных амбиций.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1435
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1638
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1742
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4048

Другие новости