0
2698
Газета Идеи и люди Интернет-версия

25.03.2005 00:00:00

Цена отсечения

Елена Шарипова

Об авторе: Елена Равелевна Шарипова - ведущий эксперт Института открытой экономики.

Тэги: стабфонд


Дебаты о том, что же делать со средствами Стабилизационного фонда, все более усиливаются с ростом объема данного фонда. Главенствуют две идеи: первая – это не тратить деньги, а продолжать копить их на случай возможных в будущем бюджетных проблем, и вторая – вкладывать деньги в инвестиционные проекты, которые послужат двигателем экономического развития и сделают Россию независимой от мировых цен на сырье. На сегодняшний момент цена вопроса составляет 23 млрд. долл., или около 4% ВВП, однако мало кто задумывается над вопросом, сколько оптимально надо держать денег в Стабфонде.

Особенность бюджетной политики в России состоит в том, что треть доходов центрального правительства поступает от нефтяного сектора. В такой ситуации задачи фискальной политики, как представляется, должны быть следующими:

1) сглаживание волатильности (изменчивости) государственных расходов во времени;
2) эффективное использование дополнительных поступлений при благоприятной экономической конъюнктуре.

Первым шагом стратегической политики в бюджетной сфере является определение желаемого уровня государственных расходов в экономике. Выбор «оптимального» объема расходов – крайне сложная и неоднозначная задача, связанная с определением целей экономического развития, приоритетов социальной политики и геополитики. Поэтому на данном этапе мы будем придерживаться текущего уровня государственных расходов.

В связи с большой волатильностью мировых цен на нефть уровень государственных расходов в долгосрочной перспективе предполагает создание эффективной системы сглаживания. Реальные бюджетные поступления могут быть как выше, так и ниже среднего «оптимального» уровня, следовательно, при высоких бюджетных доходах правительство накапливает часть средств для покрытия расходов в ситуации резкого падения доходов.

Правительство может намеренно создавать резервы большие, чем необходимый объем для «сглаживания», и использовать дополнительные средства для инвестиционных целей. Можно установить правила, когда сверх суммы, необходимой для сглаживания расходов, часть средств, например 1% ВВП, тратится на общенациональные инвестиционные проекты. Рациональность создания искусственного инвестиционного спроса не является очевидной, однако это не дает ответа на основной вопрос – сколько надо денег для поддержания стабильного уровня расходов.

Неэффективность излишнего накопления резервов связана с оценкой влияния текущих государственных расходов на рост производства и инвестиционные стимулы. Сокращение расходов государства снижает не только текущее благосостояние населения, но и будущие доходы от производства из-за упущенных инвестиционных возможностей. Это особенно важно для экономик, в которых объем физического капитала находится на низком уровне, и поэтому более эффективно его наращивать, а не держать в финансовых активах. Непроцентные расходы в России сокращаются с 2002 г. при том, что бюджетный профицит составил в среднем 2,5% ВВП за последние три года.

Как известно, основными источниками наполнения Стабилизационного фонда являются дополнительные доходы, полученные от вывозных таможенных пошлин и НДПИ на нефть. Дополнительные доходы составляют поступления в результате превышения цены нефти марки «Urals» на мировых рынках над базовой ценой – 20 долларов за баррель. Другими словами, сверх этой цены – цены отсечения – поступления от пошлин и НДПИ направляются в Стабфонд, а не на бюджетные расходы. При существующих ценах на нефть объем Стабфонда на конец 2005 г. превысит 35 млрд. долл., или более 5% ВВП.

Зависимость российского бюджета от цен на нефть приводит к тому, что определение объема расходов бюджета напрямую связано с выбором цены отсечения. Теоретически цена отсечения (и следовательно, резервирование средств) должна позволять обеспечить ожидаемый (средний) уровень расходов при изменении цен на нефть. Средний же уровень доходов (соответственно и расходов) связан со средней ценой на нефть, то есть мы можем определить, какие поступления получит бюджет в зависимости от ожидаемой цены на нефть.

Цена отсечения в 20 долл./баррель, которая была определена при создании Стабилизационного фонда, удивительным образом совпала со средней мировой ценой на нефть за последние 30 лет. Так, средняя цена на нефть марки Brent с 1976 по 2003 г. составила 22 долл./баррель, что соответствует цене на нефть 20 долл./баррель марки Urals. Правительству оставалось лишь рассчитать, как связана средняя цена на нефть с ценой отсечения, установленной для поддержания доходов на постоянном уровне.

Расчеты Института открытой экономики показывают, что для сглаживания расходов во времени при прочих равных условиях и при средней цене на нефть в 21 долл./баррель, достаточно установить цену отсечения в 22 долл./баррель. Повышение цены отсечения до данного уровня приведет к росту бюджетных расходов (как текущих, так и инвестиционных), при этом резервов для возмещения возможных бюджетных потерь в Стабфонде будет достаточно.

Отметим, что данная стратегия предполагает неизменность средней цены на нефть. Динамика последних лет говорит о возможном повышении средней цены на нефть в будущем, а эффективная цена отсечения должна ориентироваться именно на будущее значение цены на нефть. Рост цен на нефть предполагает, что наша страна становится богаче и может себе позволить более высокий уровень расходов, если они эффективны.

Возможно, в ситуации роста доходов более разумным было бы не только повышать цену отсечения, но и одновременно снижать налоговую нагрузку на экономику. Такая политика, во-первых, привела бы к сокращению поступлений в Стабфонд и, во-вторых, помогла бы избежать неэффективности государственных расходов. А освободившиеся в экономике деньги рынок должен сам эффективно распределить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
821
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
842
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1108
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
896

Другие новости