0
1227
Газета Идеи и люди Интернет-версия

28.10.2005 00:00:00

В едином пространстве Федерации

Виктор Гришин

Об авторе: Виктор Иванович Гришин - председатель комитета Государственной Думы РФ по делам Федерации и региональной политике.

Тэги: законодательство, федеративность


Россия проходит этап упорядочения и совершенствования федеративных отношений, которые постепенно приводятся в соответствие с целями обеспечения единства и целостности страны, создания механизмов и стимулов для ускорения экономического и социального развития, совершенствования системы управления и оптимизации функций органов власти, укрепления демократии, активизации участия граждан в управлении государством, развития системы общественного самоуправления.

Важнейшей задачей этого процесса – я подчеркиваю, процесса, а не единовременной политической акции – является создание единого политического пространства, без которого не может быть целостного государства. Только оно может гарантировать каждому гражданину в любой точке России одинаковые возможности для осуществления своих прав.

Задача эта уже решается. Удалось ослабить центробежные тенденции, в основном достигнута цель консолидации российской нации вокруг курса на укрепление законности и порядка, экономической и политической стабильности, повышения благосостояния граждан. Региональное законодательство в целом приведено в соответствие с федеральным.

Деятельность президента Российской Федерации и других федеральных органов власти по укреплению властной вертикали способствовала повышению управляемости государством, осуществлению в политической и социально-экономической областях основных принципов федерализма, заложенных в Конституции. В масштабах страны в основном обеспечены единообразие в применении гражданского, уголовного, финансового законодательства, централизация управления важнейшими с точки зрения жизнеобеспечения страны отраслями экономики. Проведена масштабная работа по разграничению полномочий между уровнями публичной власти. Действующий институт федеральных округов и полномочных представителей в значительной степени обеспечил сближение регионального законодательства с федеральным, позволил улучшить управление государством, укрепить его устойчивость, территориальное единство страны. Более того, федеральные округа превратились в некие надсубъектные структуры, обладающие косвенным управленческим ресурсом.

Уверен, что основополагающие политические, социальные и экономические цели, стоящие перед страной в эпоху так называемой глобализации, учет этноконфессиональных, культурных и иных особенностей России требуют постепенного перехода к более совершенной модели российского федерализма.

Совершенствование российского федерализма должно рассматриваться как комплексный процесс перераспределения властных полномочий и ресурсов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Цель преобразований состоит в том, чтобы приблизить решение задач, стоящих перед публичной властью, к тому уровню власти, который способен сделать это наиболее рационально.

Нельзя не принимать во внимание такую особенность российского федерализма, как его асимметричность, закрепленную и юридически, и практически. Разнородность государственно-правовой природы Российской Федерации, являющаяся при определенных обстоятельствах серьезным фактором дестабилизации, требует такой формы федерализма, которая обеспечивала бы баланс интересов федерального, регионального и муниципального уровней власти. При этом следовало бы всегда учитывать, что унитаризм также является одним из принципов, на которых строится и держится федеративное государство. Отсутствие принципа унитаризма в основополагающих законодательных документах или снижение его значимости в политике государства является основой, в том числе идеологической, для сепаратистских тенденций. Именно поэтому можно справедливо и обоснованно говорить об унитарности российского федеративного государства. При этом под унитарностью мы понимаем государственную и территориальную целостность России, непререкаемые верховенство и суверенитет федеральной власти. В том же контексте я считаю сильную и эффективную президентскую власть необходимой для нашей страны, а всякие дискуссии о превращении России в парламентскую республику на нынешнем этапе ее развития – абсолютно несостоятельными.

Невозможно не признать, что достигнутый ныне баланс взаимоотношений между Центром и субъектами Федерации, особенно республиками, остается недостаточно устойчивым, подвержен риску колебания в зависимости от изменений экономических, политических и этнокультурных обстоятельств, внешних факторов, упущений в кадровой политике. Процесс укрепления вертикали исполнительной власти не завершен.

Именно поэтому следует решительно противодействовать всяким попыткам возродить практику таких договорных отношений между федеральным Центром и отдельными субъектами Федерации, которые нарушают принцип единства государственного суверенитета и верховенства Конституции России. Такие договоры и по форме, и по существу усугубляют объективно существующую асимметрию в социально-экономическом развитии регионов, провоцируют рост напряженности между нациями и конфессиями. Недобросовестная эксплуатация принципа суверенитета субъектов ведет к неразберихе и дисгармонии в государстве, к обособлению субъектов и в конечном счете к попыткам выхода из единого государства под надуманным и спекулятивно используемым лозунгом права наций на самоопределение.

Совершенствование федерализма требует решительного и коренного преобразования структуры национальной экономики. Полагаю, что без ликвидации абсолютного преобладания ресурсоориентированного сектора экономики в масштабах страны невозможно уменьшить степень экономической дифференциации регионов.

Одновременно следует предпринимать шаги по упорядочению бюджетно-налоговой политики государства, которая должна быть ориентирована на содействие развитию стимулов к наращиванию и эффективному использованию собственной налоговой базы регионов. Я абсолютно убежден в целесообразности законодательного реформирования бюджетного процесса, создания единой системы и единых критериев в подходе к предоставлению финансовой помощи Федерации бюджетам других уровней. Необходимо добиться повышения прозрачности и объективности бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Именно с учетом этого нужно ставить задачу достижения в перспективе финансовой самодостаточности субъектов Федерации и муниципальных образований.

Высокая социально-экономическая дифференциация регионов России остается одной из наиболее серьезных трудностей в реформировании всех слагаемых федеративных отношений. Уже наметились попытки реализовать меры по разрешению противоречий между формально-правовой симметрией и социально-экономической асимметрией, существующих в федеративном устройстве страны. В немалой степени этому способствовало бы сокращение предоставления отдельным субъектам Федерации недостаточно обоснованных с экономической точки зрения льгот и преференций.

Сейчас мы являемся свидетелями набирающего силу процесса укрупнения отдельных субъектов за счет их добровольного объединения, который не противоречит принципу нерушимости административных границ. Речь идет об объединении Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, Красноярского края с Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами, возможном объединении Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, Камчатской области и Корякского автономного округа. Несмотря на все сложности, этот процесс можно считать целесообразным, основывающимся на объективных потребностях и возможностях страны и субъектов. Построение же федерации в форме некой матрешки из суверенитетов является противоестественным.

Особо важным на нынешнем этапе совершенствования федеративных отношений я считаю законодательное оформление комплекса мер, обеспечивающих политическую и юридическую ответственность региональных властей за результаты их социально-экономической деятельности. Установленный федеральным законом порядок наделения граждан полномочиями высших должностных лиц субъектов Федерации в полной мере способствует созданию единой системы исполнительной власти, обеспечивает адекватное выполнение общегосударственных задач и интересов. Следует одновременно законодательно закрепить механизмы досрочного прекращения президентом полномочий высшего должностного лица субъекта Федерации вследствие выражения недоверия по результатам социально-политической и экономической деятельности. Побудительным мотивом повышения ответственности региональных властей стала бы дифференциация степени их самостоятельности, объема прав и ограничений в зависимости от уровня собственного налогового потенциала и финансовой обеспеченности территорий. В отдельных случаях было бы возможно введение временной финансовой администрации на территории субъекта.

Важнейшей составляющей преобразований, отвечающих современным потребностям Федерации, является реформа местного самоуправления. Принято политически и экономически взвешенное решение, не нарушая складывающийся баланс взаимоотношений между Центром и субъектами Федерации, наделить весомыми полномочиями местные органы власти. Ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства позволит существенно повысить ответственность и самостоятельность органов местного самоуправления. Вместе с тем перераспределение отдельных полномочий и предметов ведения в пользу местных органов власти делает их в значительной степени самостоятельными по отношению к региональным властям, открывает новые возможности для развития среднего и малого предпринимательства, придает устойчивость всей государственной конструкции.

Особо важным становится разграничение сфер финансовой деятельности, собственности и ответственности между субъектами Федерации и местным самоуправлением. Задача повышения эффективности бюджетных взаимоотношений между субъектами Федерации и местным самоуправлением является первостепенной. Реализация положений бюджетного федерализма должна в приоритетном порядке осуществляться на местном уровне. При этом федеральная власть должна держать этот процесс под особым контролем, стать действенным арбитром в урегулировании возникающих споров.

Таким образом, выстроенные в гармоничных взаимоотношениях федеральные, региональные органы власти и органы местного самоуправления станут теми тремя источниками и тремя составными частями общей системы власти в стране, функционирование которых в рамках единого политического, экономического и правового пространства будут в состоянии обеспечить устойчивое и поступательное развитие российской нации и государства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1580
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4023
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2230
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2507

Другие новости