0
2523
Газета Идеи и люди Интернет-версия

28.02.2006 00:00:00

Сохранить самобытную линию в архитектуре┘

Тэги: гордеев, архитектура, конструктивизм


– Сергей Эдуардович, что именно привлекает вас в архитектуре?

– Очень привлекает русская архитектура эпохи конструктивизма, прежде всего такие имена, как Мельников, Леонидов, Веснины, Гинзбург, Лисицкий, Чернихов. Я считаю, что появление в 20-е годы прошлого века целой плеяды имен, которые создали в архитектуре нечто поистине оригинальное, является необычайным культурным всплеском для России. Ведь по большому счету у нас долгое время не было зодчих мирового уровня, сопоставимых с Растрелли, Росси, Кваренги┘ Интересные течения были, но возникали под влиянием зарубежных архитекторов. Даже сталинский ампир, знаменитые высотки не есть самостоятельное явление, а определенные реплики немецким и американским образцам.

– То есть конструктивизм – единственная самобытная линия в русской архитектуре?

– Безусловно, это так. Эти люди творили без оглядки на кого-либо, не пытаясь повторять и копировать. Поэтому русский конструктивизм – уникальный вклад в мировую архитектуру. Кстати, не все архитекторы, которых я перечислил, что-то построили. Например, Леонидов не создал реальных зданий, но все равно его идеи уникальны. Чего стоит один только проект Наркомата тяжелой промышленности! Это выдающаяся, фантастическая работа. Для возведения этого небоскреба в свое время планировали снести ГУМ.

– А можно ли сегодня говорить о каком-то особом месте России в современной мировой архитектуре?

– Наша современная архитектура, к сожалению, не имеет признания за пределами страны, имен русских архитекторов нет в числе лауреатов Притцкеровской премии – самой престижной международной награды в области архитектуры. Думаю, что одной из причин такого положения дел является как раз то, что за расцветом конструктивизма в начале 30-х годов наступил спад: вся творческая мысль в нашей архитектуре была задушена. Тому же Мельникову после его знаменитого дома не дали реализовать ни одного проекта. Но я уверен, что русскую архитектурную школу мирового уровня можно и нужно создавать. Может быть, начать с реформирования системы образования в этой сфере.

– Как началось ваше увлечение архитектурой?

– Когда-то давно я увлекся готической архитектурой, заинтересовался этим течением как явлением. Сначала собрал большую библиотеку по готическим соборам: с описаниями и исследованиями разных авторов, потом сам объездил многие из европейских соборов (всего их более ста). Наверное, это и можно считать той точкой, с которой началось увлечение архитектурой.

– Говорят, у вас большая личная коллекция архитектурных работ. Не могли бы вы рассказать о ней?

– Свою коллекцию я начал собирать лет пять назад. В основном она состоит из чертежей и эскизов архитектурных проектов. Я не собираю рисунки или художественные работы известных архитекторов. Полагаю, что самое интересное – это конкурсные эскизы. Большую часть коллекции составляют зарубежные авторы, в том числе современные. Из российских у меня есть чертежи Щусева, Чернихова, Весниных, Шехтеля, Жолтовского, Руднева. Часть этих работ я приобрел за границей – надо сказать, что многое из наследия русских конструктивистов осело по частным коллекциям в Германии, других европейских странах. Вообще собирать эскизы и чертежи очень непросто. Они, как правило, не числятся в государственных описях, хранятся у родственников, – так что централизованной информации нет. Условия хранения тоже не всегда соответствуют музейным.

– Есть ли что-либо из русского конструктивизма, представляющее особый интерес?

– Как ценителю архитектуры и просто человеку мне хотелось бы поучаствовать в сохранении этого пласта культуры. Возможно, даже заняться созданием домов-музеев наиболее выдающихся представителей русского конструктивизма, чтобы самые ценные из объектов той эпохи были отреставрированы, сохранены и открыты для публики. Конечно, это надо делать во взаимодействии с архитектурной общественностью, потомками этих людей. В первую очередь речь идет о доме Мельникова и доме Гинзбурга, которые являются шедеврами, признанными во всем мире. Показательно, что у большинства моих зарубежных друзей-архитекторов, когда они приезжали в Москву, была одна и та же просьба – посмотреть дом Мельникова.

– И каким было их впечатление?

– Мне удалось показать им все построенные по проектам Мельникова рабочие клубы, которые сохранились в Москве, а вот дом в Кривоарбатском переулке, к сожалению, посмотреть не смогли. Родственники великого архитектора, которые там проживали, нас не пустили. Тогда мне было еще неизвестно о затяжном конфликте вокруг прав собственности на этот дом. Но когда я узнал, что более 17 лет тянутся судебные тяжбы и разбирательства наследников, то решил во всем этом разобраться и по возможности помочь. Я обратился в Комитет по архитектуре города Москвы и сказал, что готов поспособствовать созданию музея дома Мельникова, понимая, что он находится в плачевном состоянии.

– Что-то уже удалось сделать?

– Насколько мне известно, идея создания музея в доме Мельникова поддержана председателем комитета по культуре Госдумы Иосифом Кобзоном. Он встречался с родственниками Мельникова, проживающими в доме – сыном архитектора Виктором и его дочерью Екатериной, – и обсуждал с ними этот вопрос. Надо сказать, что Виктор Константинович, который недавно умер, считал себя единственным хранителем культурного наследия отца и не раз делал публичные заявления, что намерен передать дом государству, но с целым рядом условий, а именно что музей должен быть федерального подчинения и называться музеем «отца и сына Мельниковых». Подход к величайшему культурному наследию архитектора Мельникова этой части его наследников нельзя назвать корректным. Насколько мне известно, они не пускают в дом не только других наследников, но и специалистов по архитектуре и музейных представителей. Как вы понимаете, в такой ситуации что-либо сделать по созданию музея достаточно сложно.

– Каким вы все же видите этот музей, если он будет создан?

– Если вопрос собственности будет урегулирован и все родственники займут конструктивную позицию, то проект по открытию музея Мельникова станет вполне осуществимым. В этом деле важно объединить усилия архитектурных и музейных организаций, культурной общественности, меценатов. Со своей стороны, я готов привлечь ресурсы и первоклассных специалистов для проведения реставрации и организации музея, куда должен быть открыт доступ всем желающим. Проходная способность, конечно, будет определена с учетом особенностей дома, нагрузки на перекрытия и так далее. Самое важное, что это должен быть музей-квартира архитектора Константина Степановича Мельникова. Именно Константин Мельников – признанный гений общемирового масштаба, и его музей обязательно должен быть создан. Я считаю этот проект очень знаковым для России, ведь именно воссозданием отечественных шедевров мы сможем обозначить свой вклад в мировую архитектурную культуру.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1407
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1344
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1571
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1294

Другие новости