С развитием рынка отечественного автострахования значительно выросло число попыток обмануть страховые компании – на этот сегмент рынка приходится около 80% страховых мошенничеств. Страховые компании, в свою очередь, вынуждены принимать ответные меры. Одной из них является политика тщательной проверки страховых случаев и ужесточение требований к заполнению необходимой документации.
Так, например, страховщики обязательно обратят внимание, если выплаты по страховому полису требует владелец автомобиля, «чудесным» образом попавший в ДТП буквально через несколько дней после факта страхования. Или если транспортное средство получило повреждения «в темном переулке», а свидетелей происшествия днем с огнем не сыскать. И, наконец, страховщики неминуемо насторожатся, если при аварии с участием дорогой иномарки вину на себя возьмет хозяин недорогого отечественного авто. Либо если другой участник ДТП – по словам пострадавшей стороны - скрылся с места происшествия.
«Если в страховом случае есть какие-либо настораживающие моменты, мы вынуждены резко усиливать уровень проверки – вплоть до проведения собственного исследования: выезжаем на место, организовываем специальную экспертизу, – рассказывает Виталий Княгиничев, директор департамента комплексного страхования ОСАО «Ингосстрах». – Ведь конечная цель, которую мы преследуем, не позволить за противоправные действия расплачиваться добропорядочным клиентам. При несении убытков рост тарифов на полисы неминуем».
По словам представителя компании, в первую очередь идет проверка документации, особенно настораживают страховщиков неправильно заполненные документы. К примеру, неверно указанное время или место происшествия. Конечно, в состоянии стресса обладатель полиса не всегда способен сориентироваться в ситуации и хладнокровно выполнить все требования страховой компании. «Существенную практическую помощь и застрахованному лицу, и страховой компании оказывают аварийные комиссары», – дополняет Виталий Княгиничев.
«Наша задача – оперативно прибыть на место происшествия по вызову попавшего в ДТП автовладельца, полностью оформить страховой случай и выдать направление на ремонт. Это позволяет клиенту не тратить время на поездку в страховую компанию», – прокомментировал Глеб Виленский из службы аварийных комиссаров «Дельта».
Едва ли не самая крупная доля выплат в автостраховании приходится на возмещение убытков в случае хищения машин. По сути, это отдельный высокодоходный криминальный бизнес. Вот одно из последних громких дел. В течение 2006 года в Красноярском крае совершено большое количество хищений дорогостоящих транспортных средств, принадлежавших одной из коммерческих структур. Механика преступлений проста – угон и дальнейшая реализация «кредитных» автомобилей. Своевременные профилактические мероприятия, проведеные совместно правоохранительными органами и страховщиками, позволили предотвратить материальные потери только одного из страховщиков (ОСАО «Ингосстрах») на сумму около 500 тыс. долл. США.
Чем же могут ответить страховые компании на действия недобросовестных граждан? В настоящее время ведется подготовительная работа по созданию единой национальной информационной базы, формируемой ГИБДД и Российским союзом автостраховщиков. По мнению участников рынка, с появлением налаженного информационного обмена работа упростится, а уровень автострахового мошенничества заметно снизится. Недавно созданная в Москве Профессиональная ассоциация противодействия угонам транспортных средств также должна усилить борьбу с угонщиками.
Еще одна инициатива представителей страхового рынка – подготовка законодательной базы. В частности, компании ратуют за ужесточение уголовной ответственности в случае хищения автомобилей. Сейчас понятия хищения и угона автомобиля без злого умысла законодательно разделены. В результате преступники выходят сухими из воды, объясняя свои действия желанием покататься на чужом автомобиле. В случае ужесточения наказания хищений станет на порядок меньше, считают представители страхового рынка. Другая законодательная инициатива страховых компаний – закрепление права страховщиков проводить собственные следственно-оперативные мероприятия и опрашивать свидетелей ДТП.
В настоящее время, пока работа по изменению законодательства находится в стадии разработки, добропорядочным владельцам полисов автострахования предлагается следовать простым правилам при оформлении бумаг. Заполнять все необходимые графы, в том числе «время» и «место происшествия». Если ДТП произошло на парковке, то допустимо указание временного «коридора» – скажем, от 22 часов до 5 утра.
Требовать точности заполнения данных от представителей ГИБДД или милиции, прибывших по вызову.