0
1283
Газета Идеи и люди Интернет-версия

08.06.2007 00:00:00

Снова гонка вооружений?

Юрий Назаркин

Об авторе: Юрий Назаркин - посол в отставке, бывший глава делегации СССР на переговорах с США по СНВ-1.

Тэги: гонка вооружений, нато


гонка вооружений, нато Все идет к новой гонке вооружений. США разместят ПРО в Европе, Россия испытывает ракеты, способные ее преодолеть.
Фото Reuters

Отгремели литавры по поводу окончания холодной войны, отшумело бахвальство тех, кто считает себя победителем в этой войне, а в мире уже снова сильно похолодало. Похолодание проявляется отнюдь не только в словесном фехтовании. НАТО вплотную приблизилась к территории России. В Польше планируется размещение американских противоракет, а в Чехии – радара, что не может не вызывать нервной реакции с российской стороны. Правда, официальные, причем весьма высокопоставленные, лица из администрации США называют российские опасения «смехотворными». Смешливые, однако. Российская же сторона, относясь вполне серьезно к опасности нарушения стратегического баланса, готовит асимметричный ответ, испытывая новые ракеты РС-24, «Булава», систему «Искандер» и увеличивая свои стратегические силы, прежде всего за счет уже испытанных межконтинентальных ракет «Тополь-М». По сути дела, обе стороны закладывают сейчас основы новых военных программ, отказаться от которых будет с каждым годом все труднее. У гонки вооружений своя железная логика.

Пусть это пока еще не совсем холодная война, а скорее холодный мир, но ясно, что дело-то идет именно к ней. Со всеми вытекающими последствиями – гонка вооружений, взрывоопасные кризисы, «пушки вместо масла», «мы за ценой не постоим», затягивание поясов и закручивание гаек. Сценарий знаком до боли. Не пора ли подумать о выходе из этого порочного круга? Зачем же снова наступать на те же грабли? Но как это сделать?

Первые два вопроса, понятно, риторические, а что касается последнего вопроса, то ответа он требует настоятельно, но ответить на него непросто. Попробуем по крайней мере немного порассуждать, чтобы попытаться найти подходы к ответу.

Шаги к открытости

Конечно, современный мир сильно отличается от того, который существовал 20–30 лет назад. В то время в мире было два основных центра силы – США и СССР. Если эти две сверхдержавы договаривались между собой о чем-то, то получить согласие других игроков на международном поле было делом хотя и непростым, но вполне достижимым. Так, в частности, возник Договор о нераспространении ядерного оружия, ставший основой режима нераспространения. Биполярный мир породил важный процесс, связанный с режимом нераспространения, – переговоры об ограничении и сокращении вооружений. Стержнем этого процесса были двусторонние советско-американские переговоры об ограничении и сокращении ядерных вооружений. Главными их результатами стали Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор ПРО), Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (Договор РСМД) и Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-1).

Все три договора позволили Советскому Союзу высвободить средства на мирные цели без ущерба для своей безопасности. Но не только в этом заключалось большое значение переговоров по ограничению и сокращению вооружений. Благодаря им в Советском Союзе возник и развился межведомственный механизм подготовки, с участием высококомпетентных экспертов, важных решений по военно-политическим вопросам. Такие решения стали приниматься с учетом многих внутренних и внешних факторов, более взвешенно, с видением перспективы и системы приоритетов. Более того, переговоры повели к тому, что существовавшая в Советском Союзе мания секретности стала уступать место большей открытости (разумеется, на взаимной основе с партнером или партнерами по переговорам), что позволило обществу в определенной мере контролировать процесс. Без преувеличения можно сказать, что переговоры способствовали демократизации советского общества.

Разрушение баланса

Каково же положение сейчас?

Семь лет назад с приходом к власти республиканской администрации Буша-младшего руководство США, видимо, решило, что ликвидация Советского Союза автоматически оставила в мире один центр силы – США. Соответственно выстраивается и американская внешняя политика. Ее отправной точкой стал принцип одностороннего силового решения возникающих проблем. В области сокращения вооружений этот новый подход материализовался в том, что США вышли из Договора по ПРО, чтобы строить ПРО. Они отказались ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), отказались от Договора о дальнейшем сокращении и ограничении наступательных стратегических вооружений (СНВ-2) и прекратили завязавшуюся при предыдущей администрации Клинтона подготовку переговоров по СНВ-3. Все это нанесло серьезнейший удар по Договору о нераспространении, который основан на принципе баланса обязательств: неядерные государства отказываются от возможности обладать ядерным оружием, а ядерные державы сокращают свои ядерные вооружения и помогают неядерным государствам в мирном использовании ядерной энергии.

Итак, Договора ПРО больше не существует. Переговоров по сокращению вооружений не ведется. Договор РСМД пока еще действует, хотя с российской стороны звучали заявления о возможности выхода из него, чтобы иметь возможность вновь делать ракеты средней и меньшей дальности в порядке противодействия предполагаемому развертыванию компонентов ПРО в Польше и Чехии. Срок действия Договора СНВ-1 истекает в конце 2009 года. Он, согласно его положениям, может быть продлен еще на пять лет, если стороны за год до истечения срока его действия, то есть до 5 декабря 2008 года, примут на этот счет соответствующее решение. Но будет ли такое решение принято?

В 2002 году США и Россия подписали Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор СНП), согласно которому Вашингтон и Москва намерены сократить свои стратегические арсеналы к концу 2012 года до 1700–2200 ядерных боезарядов у каждой стороны. Вроде бы – как славно! По сравнению с 6000 боезарядов, допускаемыми Договором СНВ-1, в три раза меньше. Да только при ближайшем рассмотрении картина оказывается далеко не столь лучезарной.

Обратный эффект

Во-первых, американская сторона понимает указанный уровень, согласно заявлению президента Буша, только как уровень для «оперативно развернутых стратегических боезарядов». Следовательно, боезаряды сверх этого уровня будут храниться на складах, откуда они в любой момент могут быть возвращены в оперативно развернутое состояние и занять свое прежнее место на средствах доставки, сокращение которых договором не предусматривается.

Во-вторых, договор не предусматривает никаких мер контроля. Более того, он их по сути дела полностью исключает, поскольку касается только боезарядов, а национальные технические средства контроля, которые можно было бы использовать независимо от того, предусмотрено ли это договором или нет, не «видят» боезарядов в отличие от средств их доставки.

В-третьих, даже если бы договор и предусматривал какие-либо меры контроля, противоположная сторона не смогла бы проверять количество оперативно развернутых ядерных боезарядов, так как он не содержит правил засчета боезарядов за средствами доставки, как это предусмотрено Договором СНВ-1 (за каждым типом ракеты засчитывается заранее установленное количество боеголовок; аналогичные правила действуют и в отношении ядерных вооружений тяжелых бомбардировщиков, хотя ввиду специфики воздушного компонента они более сложны). Единственной мерой контроля могло бы быть разрешение инспекторам противоположной стороны не только пересчитывать боезаряды на каждой наземной и морской ракете, а также на каждом бомбардировщике, но и проверять, является ли этот боезаряд ядерным или неядерным. Невозможно себе представить такую открытость не только в ближайшем, но и в весьма отдаленном будущем. В Договоре СНП есть и другие дыры, но отмеченное выше – главное, что позволяет утверждать: Договор СНП – это по сути своей не договор, а заявление о намерениях.

Пока действует Договор СНВ-1, хотя он формально и не связан с Договором о СНП, система проверки СНВ-1 позволяет контролировать уровни стратегических наступательных вооружений. Если он продлен не будет, такой контроль исчезнет.

Не случайно и в американском Сенате, и в российской Думе при ратификации Договора СНП возникли серьезные озабоченности в связи с недостатками договора. Во всяком случае, оба законодательных органа высказались за придание договору большей эффективности. Повышение эффективности связывается в первую очередь с принятием мер проверки и прозрачности, а также с правилами засчета стратегических ядерных боезарядов за средствами доставки.

Договор СНП был заключен в весьма специфических условиях, когда и новая администрация США, и новое руководство России примеривались друг к другу и к новой геополитической ситуации в мире. На том этапе он сыграл свою роль, которую можно определить со знаком плюс, хотя и не очень большим. Однако этот маленький плюс оборачивается большим минусом, поскольку те элементы взаимного доверия, которые прорезались при его заключении, неизбежно сменяются сильной взаимной подозрительностью, что ведет к новой гонке вооружений под прикрытием их формального, но непроверяемого сокращения.

Именно такую реакцию Договор о СНП вызвал уже при его ратификации, когда Государственная Дума приняла заявление «Об обеспечении поддержания боевой готовности и развития стратегических ядерных сил Российской Федерации». По сути дела, это заявление нацелило президента и правительство России на укрепление и развитие стратегических ядерных сил, а не на их сокращение.

Таким образом, если заключенные в конце 80-х – начале 90-х годов соглашения о сокращении вооружений (РСМД, СНВ-1) стимулировали усилия сторон по дальнейшему сокращению ядерного оружия, то Договор СНП привел к прямо противоположному результату, подтолкнув гонку вооружений.

Многосторонние меры

Конец двуполярного мира не означает, что он стал однополярным. Быстро наращивает мускулы Китай, развивается ядерная Индия, весьма самостоятельно ведет себя «старое» – западноевропейское – ядро Европейского союза. Россия, потерпевшая за последнее десятилетие прошлого века катастрофический обвал, нанесший ущерб экономике страны и ее обороноспособности, постепенно ликвидирует последствия этого обвала.

Все существующие в мире центры силы – ядерные. Поэтому, если всерьез говорить о сокращении ядерной угрозы в мире, необходимо думать о многосторонних мерах по сокращению ядерных вооружений. Однако коль скоро США и Россия сохраняют ядерные арсеналы, намного превышающие арсеналы других ядерных государств, то инициатива по возобновлению процесса сокращения ядерных вооружений должна исходить в первую очередь от них.

По всей видимости, нереалистично ожидать каких-либо изменений в позиции США до инаугурации нового президента в январе 2009 года. Исходя из этого представляется возможным следующий подход к ответу на вопрос, как избежать новой гонки вооружений и холодной войны.

Необходимо вести дело к началу переговоров с США о новом договоре, который по истечении действия Договора СНВ-1 заменил бы и его, и СНП. Его основу могли бы составить проверенные жизнью, отработанные на практике и оправдавшие себя положения Договора СНВ-1. В качестве отправной точки для определения уровня сокращения можно было бы взять уже согласованный для Договора СНП уровень в 1700 боезарядов.

С развитием ракетной техники у целого ряда стран, создающих ракеты именно той дальности, которые запрещены для России и США по Договору РСМД, последний становится все большим анахронизмом. Поэтому возникает вопрос о замене этого двустороннего договора многосторонним. Очевидно, не так просто будет вовлечь в такой договор все страны, обладающие соответствующими ракетными вооружениями. Но начинать-то надо.

Разумеется, ждет своего решения и вопрос о многостороннем соглашении относительно расщепляющихся материалов, который уже целый ряд лет безуспешно обсуждается на Конференции по разоружению в Женеве.

* * *

В следующем году в США (как и в России) произойдут президентские выборы, к власти придут новые люди. Если они убедятся в бесперспективности курса на одностороннее силовое давление, перспективы на возврат к переговорам о сокращении вооружений станут более благоприятными. Многое зависит от того, насколько наша страна сможет укрепить свою экономику и соответственно обороноспособность. Важно, однако, чтобы обороноспособность подкреплялась адекватным экономическим уровнем. В противном случае у наших оппонентов может возникнуть соблазн использовать гонку вооружений для экономического изматывания России, как это было в период холодной войны.

Конечно, вопрос о том, как смена власти в Белом доме повлияет на внешнюю политику США, – это задачка со многими неизвестными. Российская внешняя политика, несмотря на предстоящие президентские выборы, выглядит более предсказуемой (хотя нюансы не исключаются). Но, думается, заблаговременная экспертная проработка – и с российской, и с американской стороны – вопроса о предотвращении новой гонки вооружений могла бы сослужить полезную службу. В России есть центры, профессионально занимающиеся вопросами международной безопасности (Институт США и Канады, ИМЭМО и др.). Почему бы не заняться проработкой этого вопроса?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2279
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5080
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2797
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3224

Другие новости